«Грешники»: автор­ский блокбастер про вампиров от режиссера «Черной Пантеры»
Поп-культура
464
Кадр — Warner Bros.

«Грешники»: автор­ский блокбастер про вампиров от режиссера «Черной Пантеры»

Отзыв на вампирский хоррор про расовое неравенство
2
Аватар автора

Дарья Тарасова

согрешила

Страница автора

Зарубежный прокат уже не первую неделю покоряют «Грешники» Райана Куглера.

Это первый полностью оригинальный фильм постановщика «Крида» и «Черной Пантеры». В картине перемешиваются разные жанры, стили и персонажи: вампиры сталкиваются с блюзменами, южная готика — с вестерном, а хоррор — с мюзиклом.

Рассказываем, о чем этот фильм, кто его снял и почему выход «Грешников» стал таким важным событием для всей западной киноиндустрии.

Что за «Грешники» (Sinners)

Дата премьеры: 16 апреля 2025 года
Страны производства: США, Австралия, Канада
Режиссер: Райан Куглер
Сценарист: Райан Куглер
В ролях: Майкл Б. Джордан, Майлз Кэйтон, Сол Уильямс, Андрин Уорд-Хэммонд, Джек О’Коннелл, Тенаж Л. Джексон, Дэвид Мальдонадо, Аадин Энкаларде
Жанры: ужасы, боевик
Фильмы, похожие на «Грешников»: «От заката до рассвета», «Джанго освобожденный», «Блэйд»
Продолжительность: 2 часа 17 минут
Где смотреть: зарубежный прокат
Оценка на «Кинопоиске»: 7,2

🎸 Это необычный вампирский хоррор про блюзмена

Юноша Сэмми живет в маленьком городке штата Миссисипи в 1930-х годах. Он совмещает занятия музыкой, работу на плантации и служение Богу. Но отец, строгий проповедник, считает игру на гитаре грехом и запрещает сыну увлекаться блюзом.

Однажды в город возвращаются братья-близнецы Смок и Стэк, которых играет Майкл Б. Джордан. Несколько лет они работали в Чикаго на самого Аль Капоне, а теперь хотят открыть ночной клуб — джук-джойнт  . Сэмми получает приглашение выступить на сцене нового заведения.

В вечер открытия в городе появляется таинственный кантри-музыкант по имени Реммик. Он оказывается вампиром, которого притягивает особая сила голоса и музыки Сэмми. Так начинается противостояние, в которое вовлечены и другие персонажи: бывшая возлюбленная одного из братьев Мэри, знахарка Энни и комичный старый блюзмен Дельта Слим. Героям предстоит столкнуться не только с угрозой вампиров, но и с собственными демонами, буквально оживающими под влиянием магии музыки.

«Грешники» — смелый жанровый эксперимент. Если первую половину картины можно принять за реалистичную историю жизни афроамериканского сообщества в 1930-е годы, то во второй части происходит резкий поворот в сторону то ли фантастики, то ли магического реализма. Мрачную и таинственную атмосферу задает и эстетика южной готики: религиозный фанатизм, зной, заброшенные плантации и древние легенды. Все это вкупе делает «Грешников» одним из самых необычных фильмов 2025 года.

Сэмми сыграл музыкант Майлз Кэйтон. Кадр: Warner Bros.
Сэмми сыграл музыкант Майлз Кэйтон. Кадр: Warner Bros.

🎬 Райан Куглер снова поднимает тему расизма

Творчество Райана Куглера занимает важное место в мейнстримном кино. Его режиссерский прорыв случился в 2013 году с выходом фильма «Станция „Фрутвейл“» — реальной истории о трагедии Оскара Гранта, погибшего от рук полиции. Талант раскрылся в «Черной Пантере» — фильме, который стал не просто очередным релизом Marvel, а переосмыслил каноны супергероики: главный герой — темнокожий, а на первый план выходят проблемы угнетения и неравенства.

Авторы «Грешников» размышляют о расизме через необычную призму. Белые вампиры выступают метафорой угнетателей, высасывающих силы из чернокожего сообщества. Но режиссер этим не ограничивается: он показывает, что темнокожие персонажи не лишены противоречий. Братья-близнецы были связаны с криминалом, а блюзмен Дельта Слим разрушил собственную жизнь из-за пристрастия к алкоголю.

Куглер говорит о том, что добро и зло не зависят от цвета кожи или социальной принадлежности — каждый человек способен на поступки разного морального оттенка. Особенно ясно это прослеживается в образах братьев Смока и Стэка: один — жесткий и целеустремленный, другой — импульсивный и легкомысленный.

Центральная тема фильма — стремление к свободе любой ценой. Главные герои открывают ночной клуб, чтобы создать пространство, где члены их сообщества могли бы наконец почувствовать себя раскованнее. Высвобождающийся при этом талант к пению и танцам показан двояко: он одновременно притягивает темные силы и становится спасительным источником единения для общины.

Для Куглера тема расовой дискриминации очень важна. В интервью он часто рассказывает, как его собственный опыт жизни «между двумя мирами» — будучи темнокожим из Окленда, выросшим в небогатом районе, но учившимся в католической школе — обострил его восприятие проблем идентичности. Режиссер называет одной из своих личных миссий в кино рассказ о Великой миграции афроамериканцев — массовом исходе чернокожего населения с американского Юга.

Жанрово «Грешники» близки к вестерну, социальной драме и мюзиклу, а вот по форме очень напоминают «От заката до рассвета». Кадр: Warner Bros.
Жанрово «Грешники» близки к вестерну, социальной драме и мюзиклу, а вот по форме очень напоминают «От заката до рассвета». Кадр: Warner Bros.

Все вкупе это привело картину к успеху: «Грешники» побили рекорды по сборам среди оригинальных фильмов 2020-х годов — более 230 миллионов долларов в мировом прокате. Но настоящий фурор случился за кадром — благодаря уникальным условиям сделки между режиссером и Warner Bros. Куглер получил право на финальный монтаж, долю от сборов с первого дня проката и полные права на кино через 25 лет.

Последнее особенно важно, так как приравнивает «Грешников» к редким голливудским картинам, которые со временем перестанут быть собственностью студии. Среди немногих известных примеров — Квентин Тарантино, который добился аналогичного соглашения для своего фильма «Однажды в… Голливуде».

Эти условия вызвали обеспокоенность среди голливудских студий, которые опасаются, что история Куглера станет примером для других режиссеров. Особенно продюсеров тревожит перспектива потери контроля над фильмами, которые в будущем могут стать классикой, так как переиздания успешных релизов составляют значительную часть доходов. По словам самого Куглера, ему было важно добиться такого контракта: ведь фильм напрямую связан с темой прав афроамериканцев на собственную культуру.

Отец предостерегает Сэмми: «Продолжишь плясать с дьяволом — однажды он придет к тебе домой». Эта фраза задает не только конфликт между духовным и мирским, но и отсылает к знаменитой легенде о блюзмене Роберте Джонсоне, который якобы продал душу дьяволу в обмен на музыкальный дар. Кадр: Warner Bros.
Отец предостерегает Сэмми: «Продолжишь плясать с дьяволом — однажды он придет к тебе домой». Эта фраза задает не только конфликт между духовным и мирским, но и отсылает к знаменитой легенде о блюзмене Роберте Джонсоне, который якобы продал душу дьяволу в обмен на музыкальный дар. Кадр: Warner Bros.

😍 «Грешники» — стильное кино

Главное мастерство Куглера — в умении упаковать сложные смыслы в простую, но очень стильную форму. «Грешники» насыщены богатой цветовой палитрой и контрастным освещением. Сцены манят красными и золотыми оттенками, передающими атмосферу знойного региона. Внутри джук-джойнта преобладают теплые тона ламп и свечей, отбрасывающие длинные тени, тогда как снаружи таится тьма. Такой контраст отражает противостояние добра и зла.

Одна из самых впечатляющих сцен фильма — музыкальное выступление в джук-джойнте. Куглер снимает ее как единый непрерывный эпизод продолжительностью около двух с половиной минут. Камера скользит по тесному залу, заполненному местными, жаждущими отдохнуть — она обходит импровизированную сцену круговым движением, следуя за юным гитаристом Сэмми.

Перед зрителем разворачивается фантастическое зрелище: пока герой играет и поет, вокруг него и среди публики начинают мелькать силуэты из другого времени — призрачные музыканты и танцоры из прошлого и будущего. Появляются африканские барабанщики, джаз-банд из 1920, танцоры диско и диджеи.

Джук-джойнты были важной частью афроамериканской культуры и стали местом зарождения и развития блюза. Часто они располагались в небольших деревянных постройках на окраинах городов и в сельской местности. Внутри царила атмосфера братства и единения. Кадр: Warner Bros.
Джук-джойнты были важной частью афроамериканской культуры и стали местом зарождения и развития блюза. Часто они располагались в небольших деревянных постройках на окраинах городов и в сельской местности. Внутри царила атмосфера братства и единения. Кадр: Warner Bros.

Куглер сознательно оттягивает появление сверхъестественного: первая половина фильма выглядит как реалистичная криминальная история на фоне Великой депрессии, так что внезапная трансформация в хоррор ошеломляет зрителя не меньше, чем героев фильма.

Это роднит кино с «От заката до рассвета» Роберта Родригеса, где кровавая вакханалия вампиров также начинается внезапно, переламывая ход сюжета. Атаку вампиров режиссер показывает во всей красе и не чурается классических тропов — есть и окровавленные колья в сердце, и хищные укусы в шею. Так что зрители, которые пришли посмотреть на битву с вурдалаками, тоже останутся довольны.

В фильме не проговаривается, как именно нужно бороться с вампирами. Премудрости, связанные с чесноком и кольями, — часть известного в этом мире фольклора. Кадр: Warner Bros.
В фильме не проговаривается, как именно нужно бороться с вампирами. Премудрости, связанные с чесноком и кольями, — часть известного в этом мире фольклора. Кадр: Warner Bros.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Дарья ТарасоваПоделитесь своими впечатлениями о «Грешниках»:
  • Александр КрыковЯ удивлён тому, насколько сильно фильм завязан на тему музыки. Да и в целом с первого же подробного отзыва стало ясно, что фильм вообще не такой, какой я (и большинство людей, наверно) представляли. Тем интереснее будет посмотреть.0
  • вайнотникогда такого не было и вот опять...1
Вот что еще мы писали по этой теме