Как долго сервис каршеринга может пытаться списать штраф?
27 сентября 2022 года я был в командировке в Санкт-Петербурге. В тот день я взял автомобиль в «Яндекс Драйве» и поехал на нем к музею «Гранд Макет Россия». Это был вторник.
Завершил аренду на улице, где остановка и стоянка запрещены только по воскресеньям с 00:00 до 07:00. Я точно ничего не нарушил, потому что и замерил расстояние до зебры, и сфоткал, как припаркован автомобиль, и даже не поленился сфотографировать знак с временными ограничениями. Да и к тому же рядом все улицы были с подобными ограничениями — и все заставлены машинами.
Когда я часа через полтора вышел из музея, автомобиля уже не было. Пришлось уезжать на такси.
29 сентября «Яндекс» прислал письмо, что я оставил автомобиль в неположенном месте и его увезли на штрафстоянку — во вторник, когда парковаться там можно.
Сперва началась моя эпопея с обжалованием штрафа в ГИБДД, поскольку явиться лично в отдел полиции я не мог: уже уехал из Питера в свой город. Ушло немало времени, чтобы раздобыть информацию о моем правонарушении, так как я не собственник авто. Через форму жалоб на сайте ГИБДД я после неоднократных попыток смог получить копию постановления.
Сейчас не вспомню, сколько месяцев прошло, но явно больше двух.
Оказалось, что в постановлении указан вообще другой адрес — г. Кудрово — и другая дата: 17 сентября. Хотя персональные данные мои. Это была либо ошибка, либо осознанное действие со стороны служб эвакуации, потому что формальных причин забрать машину не было.
В итоге постановление мне отменили по причине истечения срока.
Техподдержка «Яндекс Драйва» отказалась отменять мой штраф. По их мнению, нарушение правил парковки осталось в силе: «По договору аренды мы списываем штраф за факт эвакуации авто. В документе вы не обжаловали причину задержания машины. Оснований для отмены штрафа, увы, нет».
Я ответил: «Постановление формально отменено по причине истечения сроков, оно вынесено мне неправомерно.
Я чисто физически не успевал его оспорить в течение двух месяцев из-за проживания в другом городе. Штраф за эвакуацию был вынесен за неправильную парковку 17.09.2022 — в день, когда я даже не был на арендованном авто: я арендовал машину 27.09.2022.
Моя вина не доказана. Прошу удалить мою учетную запись в сервисе „Яндекс Драйв“, а также все мои персональные данные из баз данных вашего сервиса».
Еще немного из моей переписки с техподдержкой:
- — По договору аренды мы списываем штраф за эвакуацию машины, он не зависит от сроков оформления постановления о нарушении и привлечения вас к административной ответственности. Если вы не согласны со штрафом, вы вправе обжаловать его в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
- — Так может, расскажете про порядок, предусмотренный законодательством? Штраф, выписанный на меня лично, я успешно обжаловал. Больше на мне никаких штрафов не числится.
- — Мы предоставляем услуги каршеринга и не обладаем такой информацией. Со своей стороны мы еще раз все проверили: увы, эвакуация автомобиля была после вашей аренды. Этого достаточно для списания штрафа.
Штраф небольшой, около 4000 ₽. Но тут дело принципа и справедливости.
Я к сервисам «Яндекса» привязываю только виртуальные карты и устанавливаю лимиты. Прошло больше двух лет, а «Яндекс» до сих пор периодически пытается — пока безуспешно — списать с меня этот штраф. Стоит мне засветить новую виртуальную карту в «Яндекс Маркете» или привязать ее к «Яндекс Такси» — начинают приходить по ночам уведомления о свежих попытках списаний.
При этом вопрос через суд они решить не пытались и не пытаются.
Имеет ли право ООО «Яндекс.Драйв» пытаться списывать деньги с карт, данные которых этому ООО я не предоставлял? Сколько времени это может продолжаться? И вообще, законны ли их действия?


Ситуация неоднозначная. С одной стороны, каршеринговая компания действует в рамках заключенного с вами договора: в нем есть и штраф за эвакуацию, и право списать его с любой привязанной банковской карты. С другой стороны, вас оштрафовали за эвакуацию, которой по закону не должно было произойти.
Расскажу по порядку.
Как выглядит произошедшее с точки зрения сервиса каршеринга
Свою позицию «Яндекс Драйв» изложил: авто эвакуировали, основания для штрафа есть. Компания исходит из того, что вы согласились с условиями договора аренды, а по нему в случае эвакуации арендатор выплачивает штраф. Например :
- 11 050 ₽ — в Москве;
- 9200 ₽ — в Московской области;
- 8600 ₽ — в Санкт-Петербурге.
По договору штраф действительно не связан с нарушением ПДД и налагается независимо от законности эвакуации. Если дело дойдет до суда, его будут рассматривать по правилам гражданского кодекса, а не КоАП, как в случае с нарушением ПДД .
Оператор каршеринга вправе принудительно взыскать с вас штраф в течение трех лет срока исковой давности . При этом договор аренды позволяет списать задолженность с любой банковской карты, которую вы привязываете к сервисам «Яндекса», — это неприятно, но законно .
К чему готовиться
Вы пишете, что сервис каршеринга не пытается решить вопрос в судебном порядке. У него есть такое право в течение трех лет, поэтому иск еще могут подать. Рекомендую позаботиться о том, чтобы вовремя получать судебные уведомления: если в суд поступит иск, вы о нем узнаете и сможете изложить доводы в свою защиту. Для этого советую подключить электронные уведомления о направленных вам заказных письмах на сервисе Почты России.
Исход судебного разбирательства в вашем случае сложно предугадать. На мой взгляд, шансы у вас есть.
Если ГИБДД отменила постановление об административном правонарушении, сервис не может применять наложенные по нему санкции. Уже уплаченный за нарушение штраф обязаны вернуть тому, кто его уплатил, — то есть оператору каршеринга. Эвакуированный автомобиль также должны были вернуть владельцу, а расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства — возместить за счет бюджета .
Если государство уже вернуло деньги каршеринговой компании, не исключено, что суд сочтет наложенный на вас штраф необоснованным обогащением. Он может исходить из того, что, поскольку эвакуация была незаконной, возмещать убытки должен тот, кто неправомерно задержал машину. Вы как арендатор не могли на это повлиять.
Судебная практика при этом не в вашу пользу. Вот пример: в Москве арендованную машину эвакуировали за нарушение. Потом постановление отменили, но штраф, предусмотренный договором аренды, остался в силе. Арендатор пытался обжаловать его в суде, но тот встал на сторону сервиса каршеринга: если договор заключен, нужно соблюдать его условия — в том числе уплатить штраф за эвакуацию .
Если каршеринговая компания подаст иск в суд, рекомендую найти грамотного юриста. Как это сделать, Т—Ж рассказал в статьях «Как найти адвоката на случай внезапных проблем» и «Как найти хорошего юриста».
Что в итоге
Сервис каршеринга вправе пытаться взыскать с вас штраф в течение трех лет. По договору аренды списать задолженность могут с любой карты, привязанной к сервисам «Яндекса».
Не исключено, что каршеринговая компания в ближайшее время подаст иск в суд — лучше подключить электронные уведомления о заказных письмах, чтобы его не пропустить. Если иск подадут и вы решите судиться, рекомендую заранее найти хорошего юриста.
Неизвестно, чем закончится разбирательство, но в похожих случаях суд вставал на сторону оператора каршеринга.