
Отмена 485 рейсов и 43 тысячи возвратов билетов: главное о коллапсе в аэропортах 5—6 июля

В выходные 5—6 июля Шереметьево, Пулково, а также аэропорт Чкалов в Нижнем Новгороде временно прекращали прием и отправку самолетов.
Очередной коллапс был связан с масштабной атакой беспилотников. По данным Росавиации, с 5 по 7 июля отменили 485 рейсов, 88 ушло на запасные аэродромы, а почти две тысячи задержали на вылет и прилет. Пассажиры оформили 43 тысячи вынужденных возвратов. 94 тысячи человек отправилось в гостиницы, а авиакомпании предоставили 199 тысяч ваучеров на напитки и 155 тысяч — на питание.
По подсчетам «Коммерсанта», транспортный коллапс может стоить авиакомпаниям около 20 млрд рублей. В прошлый раз с такими масштабными ограничениями российские аэропорты сталкивались в начале мая.
Сейчас Шереметьево, Пулково и Чкалов работают в штатном режиме. Еще с ограничениями столкнулись в Кирове, Ярославле, Ульяновске и других городах. Аэропорты Иванова, Калуги, Пскова, Тамбова по состоянию на 12:00 7 июля по-прежнему не принимают и не отправляют рейсы.
Расскажу, что еще известно к этому часу, но ситуация постоянно меняется.
Что происходило в Шереметьеве
Аэропорт столкнулся с ограничениями не только из-за атаки беспилотников, но и в связи с усилением ветра 5 июля. В субботу отправку рейсов периодически приостанавливали, но с приемом самолетов проблем не было. «Аэрофлот», который выполняет много рейсов из Шереметьева, сообщал о корректировках в расписании.
По данным СМИ, после начала атаки беспилотников за сутки отменили 158 рейсов и задержали 241. Аэропорт также принял на запасном аэродроме 11 рейсов, направлявшихся в Санкт-Петербург.
«Российская газета» писала, что пассажиры с детьми спали на полу, а все кафе и рестораны были заполнены людьми. Пассажиров рейса Сургут — Москва три часа не выпускали из самолета.
В официальном телеграм-канале аэропорта пишут, что 7 июля время обслуживания пассажиров может быть увеличено. Очередей нет, но они могут появиться у касс переоформления билетов. Статус рейсов рекомендуют уточнять через кол-центры авиакомпаний.
Что происходило в Пулкове
По данным из официального телеграм-канала аэропорта, к 08:00 7 июля на два часа и более задержали 104 рейса. На запасных аэродромах за трое суток оказалось 82 рейса. Из них вернулось 52, еще 10 ожидает. 20 рейсов отменили с перерегистрацией пассажиров на другие рейсы.
В аэропорт пускали только пассажиров с билетами — и просили покинуть его тех, кто в итоге отказался от перелета, а также встречающих и провожающих.
Попасть в Петербург из других городов было тоже сложно. Например, «Фонтанка» писала, что рейс Казань — Санкт-Петербург переносили несколько раз, а потом и вовсе отменили. Пассажиры получили талоны на питание, но потом остались без поддержки: альтернативных вариантов добраться до Петербурга им не предложили. Другие пассажиры, летевшие в Пулково из Антальи, оказались в Шереметьеве, где их несколько часов не выпускали из самолета.
Проблемы коснулись не только самолетов, но и другого транспорта. Таксисты подняли цены на проезд в три-четыре раза, связаться с ними было невозможно: не работал мобильный интернет.
Еще резко вырос спрос на билеты на поезда, например из Петербурга в Москву. РЖД пообещали добавить дополнительные вагоны к «Сапсанам», чтобы всем желающим хватило мест. На 15:59 7 июля назначили дополнительную «Ласточку» в Москву.
За 7 июля в Пулкове планируют обслужить 658 рейсов, в том числе 107 международных. Стабилизировать расписание обещают до конца дня, часть рейсов могут перенести на 8 июля. Еще пассажиров предупреждают о возможных проблемах с доставкой багажа.
Что происходило в Нижнем Новгороде
Аэропорт был закрыт с вечера 4 июля. За субботу там задержали 12 рейсов, их ожидало около 400 человек. Некоторым предоставили гостиницу, другим повезло меньше: им не дали даже талонов на питание. По словам пассажиров, это происходило из-за того, что рейсы отменяли до открытия регистрации.
В телеграм-канале аэропорта пишут, что за прошедшие сутки там обслужили более пяти тысяч пассажиров, 23 рейса на прилет и 25 на вылет. Но по-прежнему есть задержки рейсов в Екатеринбург, Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Калининград. Аэропорт пытается восстановить работу и оперативное обслуживание пассажиров.
Что говорят власти
Власти никак не комментировали ситуацию. Официальные сообщения появлялись только в телеграм-канале Росавиации. Там пишут, что 7 июля все крупные аэропорты работают штатно, а ведомство совместно с Минтрансом продолжают контролировать работу воздушного транспорта. По данным Росавиации, пассажирам оказывают все услуги, которые положены по закону.
7 июля министра транспорта Романа Старовойта отправили в отставку. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не стал отвечать на вопрос, связано ли это с ситуацией в аэропортах в минувшие выходные.
Что положено пассажирам при задержке или отмене рейсов
Авиакомпания обязана позаботиться о пассажирах в случае задержки рейса. В России пассажирам положено:
- При задержке на два часа — два телефонных звонка и прохладительные напитки.
- Больше четырех часов — талоны на горячее питание. Ими можно воспользоваться в ресторанах аэропорта.
- Больше восьми часов днем и больше шести ночью — гостиница, трансфер в отель и хранение багажа.
Вне зависимости от того, на сколько задержали рейс, всем пассажирам с детьми до семи лет должны предоставить комнату матери и ребенка.
Если пассажир не отказался от билета, авиакомпания обязана доставить его в пункт назначения. Если авиакомпания не предоставляет новый билет, питание или гостиницу для ожидания, она нарушает закон. В этом случае соберите как можно больше доказательств того, что вам не пошли навстречу:
- попросите сделать отметку на маршрутной квитанции о том, что рейс отменили, а гостиницу и питание не предоставили. Правда, авиакомпания может отказаться это сделать;
- сделайте аудио- или видеозапись разговора с представителем перевозчика. Обязательно проговорите в начале, для чего вы ведете запись. Она может пригодиться в суде.
Отправьте претензию авиакомпании через форму на сайте или электронным письмом. Приложите к ней все доказательства того, что авиакомпания нарушила закон. Еще вы можете попросить возместить расходы на такси или другой транспорт до дома.
Пассажир также может отказаться от перелета. Такой отказ будет считаться вынужденным, поэтому стоимость билета должны полностью возместить.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan