Приложение Т—Ж
В нем читать удобнее

Как я перестала много тратить на одежду благодаря психотерапии

И обрела уверенность в себе
58
Как я перестала много тратить на одежду благодаря психотерапии
Аватар автора

Анастасия Алексеева

расслабилась насчет одежды

Страница автора

Я выросла в 90-е и не привыкла думать об одежде и тратить на нее деньги. Потом захотела быть стильной — и стала зависимой от дорогих брендов.

Мое отношение к одежде менялось радикально: от «ношу что попало» до «надеваю только брендовые вещи». Увлечение брендами сочеталось с зависимостью от мнения мужа. Иногда я тратила гораздо больше, чем могла себе позволить, — в том числе с кредитной карты. Но сколько бы дорогих и красивых вещей ни было в моем шкафу, я все равно чувствовала себя недостаточно стильной. Покупки приносили только краткосрочный прилив радости — но не уверенность в себе.

Психотерапия и работа над собой помогли мне избавиться от этих проблем: перестать «молиться» на бренды, консультироваться у мужа перед каждой покупкой, тратить много денег на одежду.

Сейчас я больше не боюсь, что мой вкус недостаточно хорош, и могу носить все, что мне нравится: и дорогое, и дешевое. Обычно я трачу на одежду относительно немного денег — не больше 6000 ₽ в месяц, а это меньше 10% от моей зарплаты. А в последние месяцы экономлю и вовсе ничего не покупаю — и ничуть от этого не страдаю, хотя раньше бы так не смогла.

Я выросла в 90-е и привыкла экономить на одежде

Я родилась в СССР и ходила в школу в 90-е. Денег у родителей было немного, а времени разбираться, как одет ребенок, — не было вовсе. Носит школьную форму — и слава богу, хоть на чем-то можно сэкономить, пусть эта форма и не красит. Даже когда форму отменили, я продолжила ее носить, чтобы показать родителям, какая я экономная.

В 90-е годы многим приходилось во всем искать варианты подешевле, и мои родители не были исключением. «Искать подешевле» стало само собой разумеющимся и для меня — экономить на внешнем виде было как дышать. Даже в начале 2000-х, когда я начала нормально зарабатывать и жить отдельно, искала самые дешевые вещи.

Я ходила на рынок «Апрашка» в Санкт-Петербурге или в районные торговые центры — они тоже были похожи на рынок, с теми же низкими качеством вещей и ценами. До сих пор помню чувство радости, которое испытывала, когда находила что-то дешевле обычного.

Но в таком шопинге было мало приятного. Мерить вещи приходилось стоя на картонке, пока продавщица придерживает грязную занавеску. Но по-настоящему уязвляло отношение этих продавщиц. Говоришь свой размер, а тебя в ответ убеждают, что ты ошиблась, и дают огромные вещи. Или говоришь, что тебе что-то не идет или не нравится — в ответ агрессивные уговоры.

Походы на рынок не были безопасными. Помню, как однажды меня самым наглым образом обокрали — просто вытащили из сумки все покупки, которые я только что сделала. Я почувствовала, как чья-то рука вытягивает вещи из сумки, но когда обернулась — не поняла, кто именно вор, и не стала выяснять: была слишком робкой.

2007 год. Акриловый свитер — скорее всего, с рынка «Апрашка»
2007 год. Акриловый свитер — скорее всего, с рынка «Апрашка»

Конечно, были и удачные покупки. Однажды я отправилась на рынок с подругой, и она помогла мне выбрать классные брюки из хорошей ткани. Они выглядели в разы лучше покупок, которые я делала сама, и даже каким-то чудом вписывались в мой разношерстный гардероб и подчеркивали фигуру.

Также в нулевых я носила мамины вещи или вещи ее подруг, которые мне отдавали. Это почти всегда была радость: это же подарок. Я чувствовала себя ребенком, о котором заботятся. Кроме того, бесплатная одежда грела мою экономную душу.

Мне нравились вещи мамы и ее подруг: немного старомодные, но качественные, из натуральных тканей. Многие из них мама сшила себе сама, а у нее отличный вкус. Например, она отдала мне летнее платье и юбки из натурального шелка. Сарафаны в горошек и юбки с подъюбниками, как-то даже ко мне попали кожаные куртка и пиджак — импорт, круто для СССР. Сейчас все это было бы модным ретро и на молодой девушке смотрелось бы вполне актуально. Но в 2000-х еще была слишком жива память о советской одежде, и тогда вещи казались слегка старомодными. Но главное — они были сшиты не на меня и были какие-то «не мои» по ощущениям.

2006 год. Мамин сарафан — красивый и приятный на ощупь. Кажется, она сшила его сама в 1970⁠—⁠1980⁠-⁠х
2006 год. Мамин сарафан — красивый и приятный на ощупь. Кажется, она сшила его сама в 1970⁠—⁠1980⁠-⁠х

Но купить «свое» не удавалось. Если мне нравилось что-то не с рынка, я смотрела на ценник — и отказывалась от покупки, даже если та была мне по карману: все казалось слишком дорогим. Не так сильно экономила я только на походной и спортивной одежде — она все-таки была для дела, не для украшения.

К 2005 году я почти перестала носить то, что мне отдавали, и стала пытаться покупать вещи сама. И иногда это приводило к неразумным тратам. Однажды даже влезла в долг по кредитной карте, чтобы купить платье. А потом увидела классную футболку — и снова достала кредитку. Клялась себе, что это последняя покупка, но снова тратила деньги в долг.

Траты на одежду были бессистемными и неразумными, а новые покупки не спасали внешний вид. Ведь я носила их со старыми дешевыми вещами, которые быстро приходили в негодность, растягивались и покрывались катышками. У меня постоянно было ощущение, что я ужасно выгляжу, но я старалась как можно меньше думать об этом.

Почему человеку может быть жалко денег на одежду, даже если они у него есть

Аватар автора

Юлия Хворова

клинический психолог

Страница автора

Причины бывают разными. У кого-то самооценка устойчивая, а интерес к одежде низкий, — соответственно, он не ищет чьего-то одобрения через внешность, а сам ей большого значения не придает. У людей ведь разные ценности: для одних эстетика — ценна сама по себе, и такому человеку его внешний вид важен вне зависимости от самооценки и настроения. Для других эстетика не важна вообще, для них интересны и значимы другие вещи.

Другой вариант — в детстве у человека сформировались сложные отношения с одеждой и деньгами. Если в детском возрасте было много ограничений, возможны две крайности. Первая — привычка на всем экономить и чувство вины из-за покупок вещей не первой необходимости. Траты на внешний вид — не первая необходимость, поэтому человек обесценивает этот аспект жизни и предпочитает «не заморачиваться». Он взрослеет, но в его голове остается голос родителей/бабушек/дедушек, которой говорит: «надо быть скромнее», «не транжирь деньги», «не выделяйся».

Вторая крайность — получив финансовую независимость, человек «отыгрывается» за ограничения в детстве: тратит на одежду большую часть зарплаты, надевает красные штаны с серебристыми лампасами, покупает дорогие, брендовые вещи и живет так, как будто может позволить себе все.

Я хотела быть «не как все»

Обычно я носила все серое, бесформенное и «как у всех». Но время от времени надевала что-то эпатажное и нестандартное. Это помогало мне почувствовать себя особенной — как и необычные увлечения.

Например, в 2000-х это были реконструкторские костюмы. Я участвовала в ролевых играх и могла отправиться на одну из них, одетая как ирландская крестьянка 9 века — и проехать по городу прямо во льняном платье и шерстяном плаще. Поначалу я почти ничего не тратила на это: ролевые костюмы шила сама из льняных, шерстяных и бархатных занавесок, которые откопала в родительских запасах.

В 2006—2007 годах я съездила в Индию и Непал и привезла несколько довольно необычных вещей, например пончо и блузки с замысловатыми узорами, которые с удовольствием носила в повседневной жизни. Причем я потратила на это совсем немного: одежда там недорогая, можно вообще не задумываться о цене. В 2006 году красивую блузку можно было купить за пару сотен рублей.

2009 год. Непальское пончо — прекрасно для фотосессии, но совершенно непрактично в жизни. Таких вещей у меня было много, и они занимали место в шкафу, а носить по⁠-⁠прежнему было нечего
2009 год. Непальское пончо — прекрасно для фотосессии, но совершенно непрактично в жизни. Таких вещей у меня было много, и они занимали место в шкафу, а носить по⁠-⁠прежнему было нечего

В 2014 году я увлеклась танцами 19 века. Балы, в которых я участвовала, тоже давали возможность одеться по-особенному. Иногда нужно было придумать костюм на историческую тему, иногда — и вовсе фантастическую. И это было мое первое дорогое хобби. На платье с корсетом точно как в 19 веке — из муара нежного оттенка, который соответствовал эпохе, — ушло около 18 000 ₽. К нему еще пришлось докупить кринолин и сшить подъюбник — на это ушли еще 3000 ₽.

Такой костюм было бы проще и дешевле арендовать. Пару раз я так и делала, но когда занимаешься историческими танцами уже несколько лет, хочется собственное платье, пошитое по твоим меркам. Еще я видела, как удачно собственные исторические костюмы смотрятся на старших танцорах и преподавателях школы — и хотела выглядеть так же роскошно.

2018 год. Реконструкция бального платья середины 19 века, стоило около 18 000 ₽. Автор: Евгений Шемшуренко, снято для студии старинного танца «Хрустальный Дракон»
2018 год. Реконструкция бального платья середины 19 века, стоило около 18 000 ₽. Автор: Евгений Шемшуренко, снято для студии старинного танца «Хрустальный Дракон»

Но опыт с собственным историческим платьем вышел неудачным. Я шила его у профессиональной швеи, которая занимается конструкторскими костюмами. Швея выбрала для меня идеальный с точки зрения исторической достоверности вариант — неудобный, как настоящее платье 19 века.

Корсет давит на ребра и не дает нормально дышать, есть и пить. Рукава платья не дают поднять руку, а если все-таки попытаться — ткань порвется. Платье тяжелое, бал длится пять-шесть часов, а быстрый вальс по нагрузке сравним с интенсивной пробежкой. Портниха настояла на полной длине юбки — исторично! — и во время бала я бесконечно наступала на подол, истоптав его вконец и отравив себе все удовольствие от вечера.

С историческим платьем я совершила ошибку — типичную для себя в то время: слушать профессионала, а не себя. Швея была права с точки зрения исторической реконструкции. Но мне не нужна была стопроцентная достоверность, раз она мешает наслаждаться балами.

Сейчас, после многих лет работы с психологом, я бы поставила на первое место свои потребности, а не советы швеи — и выбрала платье попроще: прогулочное или дневное. С точки зрения бескомпромиссного реконструктора, дневное платье на балу — моветон! Но я бы получила гораздо больше удовольствия от танцев, а в моей студии танцев это никого бы не смутило.

А платье я продала. Теперь оно живет в Париже.

2017 год. «Бал вампиров» в нашей танцевальной студии. На мне — вечернее платье, сшитый мною же плащ из недорогой ткани, перчатки и танцевальные туфли. Все удобное, в отличие от моего исторического платья. Автор: Евгений Шемшуренко, снято для студии старинного танца «Хрустальный Дракон»
2017 год. «Бал вампиров» в нашей танцевальной студии. На мне — вечернее платье, сшитый мною же плащ из недорогой ткани, перчатки и танцевальные туфли. Все удобное, в отличие от моего исторического платья. Автор: Евгений Шемшуренко, снято для студии старинного танца «Хрустальный Дракон»

На мой взгляд, здоровый эпатаж вроде ролевых игр и исторических балов часто полезен и конструктивен. Это способ на время побыть кем-то другим, почувствовать и проявить те стороны своей личности, которые в обычной жизни не проявляются.

Свои фотографии в необыкновенных костюмах я выкладывала в соцсети — и получала комплименты. Кроме того, на балах мне удавалось почувствовать себя по-настоящему свободной — от всех страхов и проблем и зарядиться положительными эмоциями. И это была, пожалуй, здоровая сторона моего увлечения.

Нездоровым было то, что я отчасти сбегала от своих проблем в выдуманный мир. Мне казалось, что с моим внешним видом и со мной в целом что-то не так, — и я компенсировала это, надевая вычурную одежду то на балах, то в обычной жизни. Так я сама себе казалась особенной, а еще — защищенной: исторические платья и индийские блузки были как броня. Стоит ее надеть — все обычные проблемы растворяются.

Сильнее всего это проявилось, когда я оделась в кошку из одноименного мюзикла Э. Ллойда Уэббера. Яркий грим — и вот мне уже кажется, что я — это не совсем я. Так не страшно быть собой, и я становилась более общительной, более расслабленной и более непосредственной, чем в обычной жизни. Хорошо, что я получила шанс это почувствовать. Но важно, чтобы необычная одежда, балы и маскарады не стали единственным способом расслабиться и побыть собой.

2017 год. Собирательный образ из «Кошек» Уэббера для бала по мюзиклам. Около 2000 ₽ за танцевальный комбинезон; гетры, танцевальные туфли и мех от маминого пальто — уже были, поэтому бесплатно; ошейник около 600 ₽. Театральный грим от профессионального гримера — 1300 ₽. Фото: Мария Иванова для студии старинного танца «Хрустальный Дракон»
2017 год. Собирательный образ из «Кошек» Уэббера для бала по мюзиклам. Около 2000 ₽ за танцевальный комбинезон; гетры, танцевальные туфли и мех от маминого пальто — уже были, поэтому бесплатно; ошейник около 600 ₽. Театральный грим от профессионального гримера — 1300 ₽. Фото: Мария Иванова для студии старинного танца «Хрустальный Дракон»

Постепенно отношение к нестандартной одежде стало выравниваться. Сейчас я уже не так стесняюсь быть собой без эпатажного костюма и не участвую в ролевых играх и танцах — все мое время занимают другие интересы, и их много.

На танцы планирую вернуться — но уже не из-за того, что не могу позволить себе одеться в жизни так, как хочу, и «не как все». Просто потому, что люблю танцевать.

Я стала зависимой от мнения мужа

Изменения в моем отношении к одежде начались с 2012 года, когда я стала ходить к психологам. С тех пор я успела поработать с шестью разными специалистами из разных психологических школ — индивидуально, вдвоем с мужем и в группе, вживую и онлайн.

С психологами мы чаще всего обсуждали не одежду, а другие проблемы. Например, я была очень неуверенной в себе, зависела от мнения родителей и постоянно обижалась на них. Я боялась людей, стеснялась искренне и открыто общаться, не умела быть собой в отношениях — возможно, это повлияло и на мою манеру одеваться.

Я считала себя совершенно ненужным человеком, которого и на работе-то с трудом терпят. Мой перфекционизм был такого масштаба, что я с трудом могла что-то делать — идеально же все равно не получится. Сейчас я удивляюсь, как вообще умудрялась хоть чем-то заниматься с таким отношением к себе. Все это даже при вроде бы нормальной жизни — работа, увлечения, любимый человек, отсутствие депрессии — выливалось в обиды, претензии к окружающим и страхи.

После того как я начала работать с психологом, мое отношение к одежде стало меняться. Мы много говорили о том, как я себя ощущаю, как бы хотела, чтобы меня видели другие, почему я всех стесняюсь. Я стала думать о том, что на мне надето, больше тратить денег на одежду, пытаясь выглядеть лучше, и постепенно все меньше стеснялась.

А потом я начала встречаться с будущим мужем — и он стал моим проводником в мире стильной одежды. Он занимался экспортом сложного оборудования и часто ездил в командировки, чаще всего — в Италию, и привозил мне подарки из аутлетов или просто покупал что-то удачное прямо на улице. Для девочки, выросшей в 90-е, это было волшебство.

Например, однажды муж нашел в Италии для меня сумку — яркую, большую, удобную и совершенно не похожую ни на что, что я покупала раньше. Еще помню замшевые перчатки — черные, но со вшитыми цветными вставками, и тканевый рюкзак — льняной, с цветными полосками, таких больше нигде не видела. Во всех этих вещах были интересные детали, на которые раньше я бы не обратила внимание. Благодаря мужу я разглядела такие тонкости.

Со всеми этими вещами я чувствовала себя на сто процентов защищенной. Это и подарок любимого человека, и ощущение, что обо мне заботятся, и чувство гордости за то, что твоя сумка из самой настоящей Италии.

Так я стала ориентироваться на мужа в плане стиля: у него есть вкус, он уверенно и легко выбирает одежду — и мне, и себе. Он любит качественные вещи — поэтому затаскивал меня в такие магазины, куда раньше я бы постеснялась заходить, думая, что недостаточно хорошо для них выгляжу. Каждый такой поход заканчивался тем, что муж находил мне что-то прекрасное.

Потом мы уже вместе ездили в Италию и Швейцарию и ходили по магазинам, а в Петербурге стали постоянными посетителями аутлета «Пулково». Помню, как мы там закупились в магазине Stefanel на 28 000 ₽, купив пальто, куртку, два летних платья и свитер. То есть каждая вещь стоила примерно 5600 ₽. Это был 2018 год, при этом все эти вещи до сих пор выглядят прекрасно и я их ношу.

2019 год. В Италии, в итальянской блузке и с итальянской сумочкой
2019 год. В Италии, в итальянской блузке и с итальянской сумочкой

Сочетание «муж и одежда» стало ассоциироваться у меня с праздником: солнце, Италия, зелень, мороженое, вокруг иностранная речь, все улыбаются, а мы вместе выбираем красоту.

В итоге я стала постоянно обращаться к мужу, если хотела что-то купить: советоваться, просить пройтись со мной по магазинам. Сначала ему было интересно и приятно, что я ему так доверяю. Но довольно быстро интерес превратился в раздражение: ходить по магазинам он не любит, а требование «сходи со мной и выбери мне платье», исходящее от взрослого человека, он считал странным, — как и я сейчас.

Жена зависит от вкуса мужа в одежде. Откуда такая зависимость у взрослого человека?

Аватар автора

Дина Меметова

психиатр, психотерапевт

Страница автора

Скорее всего, это проявление ощущения своей плохости, дефективности. А это ощущение, в свою очередь, — следствие глубинных убеждений, которые формируются в детстве — лет до трех. Иногда родители прямо говорят слова, которые принижают ребенка и становятся затем его представлением о себе, иногда — косвенно дают понять, что «с тобой что-то не так».

Человек вырастает, но убеждения остаются — и влияют на многие аспекты жизни. Он редко чувствует себя достаточно умным, красивым и так далее. А если ты недостаточно хорош — тебя легко могут бросить, значит, нужно что-то с этим делать.

У женщины, зависимой от вкуса мужа в одежде, по-видимому, сформированы такие убеждения о себе: «я не справлюсь, я недостаточно хороша, меня отвергнут». Она не уверена в себе и считает, что у нее нет вкуса, что она не способна сделать хороший выбор, — конечно, ей страшно ошибиться в выборе одежды, потому что кажется: ошибка оттолкнет любимого человека. Этот страх и побуждает ее искать одобрение мужа, когда она выбирает вещи для себя.

Я зациклилась на брендах

Из состояния «мне плевать, как я выгляжу, потому что читаю книжки и вообще духовная» я постепенно переключилась в преклонение перед брендами. Даже носки мне хотелось покупать только в фирменном магазине.

На самом деле покупать все в проверенном месте — не такое плохое решение, если не уверен в своем вкусе. Но в моем случае это был не вопрос прагматизма, а, скорее, что-то сродни одержимости, причем я даже не заметила момент, когда она началась.

Я покупала одежду только тех брендов, которые знала. Особенно любила Tommy Hilfiger, Stefanel, Trussardi и Desigual. Иногда я покупала что-то исключительно из-за лейбла — например, скучную, совершенно обычную кофту в Hilfiger. В прошлом году сдала ее в благотворительный магазин «Спасибо».

Но в целом покупки стали чуть более осмысленными: вещи меня радовали, были качественными и дольше служили. Но многие были неоправданно дорогими или откровенно ненужными. Например, в 2019 году купила сумку Tommy Hilfiger за 12 000 ₽ — до сих пор считаю, что это был перебор. А еще зимнюю куртку Trussardi за 9900 ₽ — но вот она, кажется, того стоила, ношу ее много лет.

В этот период жизни я думала, что носить брендовую одежду — очень важно. Если на тебе что-то дешевое — ты как будто человек второго сорта, а если дорогое и с правильным лейблом — идеален и защищен от чужого неодобрения. Казалось, если я надеваю куртку Trussardi, то автоматически становлюсь неуязвимой, а джинсы Tommy Hilfiger создают особенную притягательную атмосферу вокруг меня. И в каком-то смысле так оно и было: эффекта плацебо никто не отменял.

Вся эта одержимость брендами длилась пару лет — то обострялась, то угасала, то снова возвращалась.

Человек раньше «носил что попало», а теперь увлекся одеждой — и зациклился на брендах. Что это?

Аватар автора

Юлия Хворова

клинический психолог

Страница автора

Ощущение своей плохости, дефективности приводит к тому, что человек думает: «если у меня появится вот эта вещь вот этого бренда, другие будут думать обо мне лучше и не заметят, что со мной что-то не так». Или: «люди, которые носят этот бренд, выглядят уверенными, может, если у меня он будет — я тоже буду себя так чувствовать».

А бывает наоборот: в форме зацикленности на брендах проявляется идея человека о своей грандиозности и желания быть лучше всех. Тогда человек думает: «если у меня будет этот бренд, все наконец-то поймут, что я классный», «у меня должен быть этот бренд, потому что он есть у всех успешных людей, а я не могу быть хуже, у меня, наоборот, должно быть что-то еще круче». Но и такая грандиозность, на более глубоком уровне, — следствие неадекватной самооценки, неуверенности в себе.

А еще на одержимость брендами сильно влияет медиапространство. Если уверенные, умные, успешные люди, которых человек считает авторитетными, открыто рекламируют бренды или просто пользуются ими — это однозначно подстегивает жажду ими обладать.

Если вещи дарят радость и уверенность — в этом нет никакой проблемы. Так и должно быть. Но в моем случае они стали источником фрустрации. Я мечтала о жакете Chanel, а пока наслаждалась «средним классом». После рынков и «бабушкиных» нарядов это было здорово. Но мне было недостаточно того, что уже есть в шкафу, мне хотелось постоянно покупать новые шмотки, обязательно брендовые — иначе уверенность в себе исчезала.

Проблема такого восприятия очевидна. Когда я не могла позволить себе дорогую одежду, которую хотела, — я ощущала эмоциональный провал. Когда я видела людей, одетых дороже, чем я, — происходило то же самое. В какой-то момент я поймала себя на том, что я читаю надписи на сумке и куртке человека — и только потом смотрю ему в лицо. Мне самой стало неприятно от того, насколько я зациклена на одежде. Я не могла понять: когда я начала оценивать других по брендам, которые они носят? Ведь одежда — совсем не то, что на самом деле интересует меня в людях. Но просто так избавиться от этого помешательства не получалось.

Я бы назвала это ловушкой простого действия. Решать свои психологические проблемы — сложно и долго. Иногда даже болезненно. Я решала их с психологами, небезуспешно — но прогресс происходил медленно, постепенно, день за днем. А вот купить брендовую шмотку и так повысить настроение и самооценку — легко и быстро. Смотришь на себя в зеркало, и вот он — новый беспроблемный ты. Стоило только денег заплатить.

Сама идея покупать более качественную одежду — хорошая, но в какой⁠-⁠то момент брендовая одежда стала зависимостью. Я смотрела на такие фотографии, хотела выглядеть такой же уверенной и стильной, как эти модели — и мне казалось: так и будет, если я куплю то, что на них надето
Сама идея покупать более качественную одежду — хорошая, но в какой⁠-⁠то момент брендовая одежда стала зависимостью. Я смотрела на такие фотографии, хотела выглядеть такой же уверенной и стильной, как эти модели — и мне казалось: так и будет, если я куплю то, что на них надето

Почему человек в любой одежде чувствует себя «недостаточно стильным»

Аватар автора

Дина Меметова

психиатр, психотерапевт

Страница автора

Если человек уверен, что с ним «что-то не так», что он «хуже других», что он «недостоин» хорошо выглядеть — он боится привлекать внимание и носит бесформенную одежду. Но в какой-то момент может включиться так называемая гиперкомпенсация. Теперь человек старается выглядеть лучше, быть круче, носить дорогую одежду — делать все, чего не делал раньше, причем в гипертрофированной форме.

Но этот человек все равно сравнивает себя с другими людьми, желая подтверждения, что «я не хуже». Глубинные убеждения и представление о себе не так-то легко изменить. Ощущение своей «плохости» и «неправильности» может преследовать его всю жизнь — невзирая на дорогую одежду, шикарный автомобиль и другие атрибуты роскошной жизни.

Я освободилась от шмоточной зависимости

Одна психолог пыталась что-то сделать с моей зависимостью от тряпок — но без особого успеха. Я слушала, кивала, но внутри было глубокое убеждение: «Вы не понимаете, это другое». Она спросила меня: «Что вам дает брендовая одежда?» Я попыталась описать свои эмоции: защищенность, радость, мгновенная уверенность, что я красивая, яркая и не хуже других. Она попыталась изменить мое убеждение, показать мне, что одежда — не то, что определяет меня как человека и не то, что должно так сильно влиять на мое состояние. В этот момент я почувствовала, что она меня осуждает, считает, что мое поведение и мои чувства — это что-то неправильное.

Думаю, это была профессиональная ошибка: в отношениях психолога и клиента нет места личному мнению психолога, а тем более — осуждению. Но, возможно, осуждения не было, а почувствовала я его только потому, что и сама смущалась своей зацикленности на одежде. Так или иначе, я сразу закрылась от психолога, ушла в глухую оборону — и мы не смогли больше работать над этой проблемой.

С моим следующим психологом разговоров про одежду почти не было. Лишь как-то раз вскользь я упоминала, что вещи значат для меня очень много. Но мне кажется, что именно тогда парадоксальным образом поколебалось мое убеждение, что без дорогой одежды никак нельзя, — благодаря тому, что психолог никак меня не осудил и просто принял тот факт, что я думаю и чувствую таким образом.

В 2021 году я начала ходить к новому психологу. С ним мы работали со страхом и виной — чувствами, которые сильнее всего влияли на меня, возникали почти в любой непонятной и неприятной ситуации. Устала, голодная, расстроилась из-за мелочи — я уже утопаю в чувстве вины перед всеми непонятно за что. Еще психолог помогал мне разобраться в отношениях с родственниками — в целом они нормальные, но некоторые проблемы есть. Но главное, над чем мы работали, — это ощущение взрослости: я хотела перестать чувствовать себя ребенком и обрести внутреннюю независимость.

Постепенно вопрос с зависимостью от покупок стал выравниваться как бы сам собой, притом что отдельно с новым психологом мы одежду не обсуждали. Но я все же думаю, что это итог не только работы с ним, но и моей многолетней психологической работы над собой. Во мне накопилось достаточно уверенности в себе — и уже меньше нужны ментальные костыли в виде брендов или одобрения мужа, чтобы чувствовать себя хорошо.

Один из ярких моментов освобождения от шмоточной зависимости произошел в январе 2022 года. Тогда я работала копирайтером в психологическом центре, и у нас был корпоративный выезд. Мы играли в особенную настольную игру — психологическую. Участники кидали кубики, получали задания, ходили по «клеткам», получали мудрые цитаты «на подумать» и так далее. Некоторые «клетки» — провальные: попадаешь на такую — и идешь назад или застреваешь на месте.

Мне в игре выпало задание «подумать над тем, какими способами я могу найти ощущение опоры, защиты, которых мне не хватает». Потом я оказалась на клетке, к которой шла карточка с фразой «Демонстрация внешнего благополучия и демонстрация внешней защищенности». Ведущая-психолог зачитала мне цитату — и это было прямо точное попадание в мою болевую точку. Я сразу вспомнила все свои попытки выглядеть «дорого» и почувствовала, что прямо сейчас заплачу.

Я могла промолчать, подумать про свои чувства сама, записать их в блокнот. Но если проговорить проблему вслух, терапевтический эффект сильнее. И я отбросила стыд и начала честно рассказывать свою историю: как трачу деньги на дорогую или необычную одежду, как ощущаю ее своей броней, как чувствую себя в ней, как постоянно смотрю, кто во что одет. Это было нелегко: руководство и коллеги — одни из тех людей, в чьих глазах я хотела казаться крутой и «брендовой».

Было больно увидеть и понять, что все мои потраченные на красивые вещи деньги и усилия связаны с желанием себя защитить — но красивые вещи никак меня не защищают, не дают мне реальной опоры, а только иллюзию. В тот момент, когда я все это озвучила, мне казалось: мир рушится, я в свободном падении и абсолютно беззащитна.

И в то же время мое падение было замедленным, смягченным — ведь оно происходило при поддержке специалистов и в дружелюбном окружении. Наверное, если бы в такой момент я была в одиночестве или столкнулась с равнодушием либо осуждением — мне было бы гораздо больнее. Я переживала мучительный стыд, когда рассказывала о своих сложных отношениях с одеждой, но в итоге я почувствовала неимоверное облегчение.

Пожалуй, с того момента начала ощущать особенную свободу. Хотя юбку, которая категорически не понравилась мужу, я купила еще раньше — в декабре. Обожаю ее.

2021 год. Этот комплект из Gate31 я выбрала сама — и меня это очень радует. Сейчас шарф и шапка этой марки стоят 5000⁠—⁠7000 ₽ — вместе, продаются они отдельно друг от друга. Я покупала гораздо дешевле, со скидкой
2021 год. Этот комплект из Gate31 я выбрала сама — и меня это очень радует. Сейчас шарф и шапка этой марки стоят 5000⁠—⁠7000 ₽ — вместе, продаются они отдельно друг от друга. Я покупала гораздо дешевле, со скидкой

Я познакомилась с разными сторонами своей личности

Мой последний психолог дал мне задание — поближе познакомиться со своими субличностями. Теория про субличности гласит: в каждом из нас есть не одна личность, а сразу много. Субличности — это как роли: с мужем я — один человек, с мамой — другой, с коллегами — третий, а на остановке с незнакомыми людьми — еще какой-то совсем иной. Подробности о субличностях можно почитать в книге «Мои разные „я“» Ричарда Шварца — профессора кафедры психиатрии Медицинской школы Гарварда и автора психотерапевтического метода внутренней семьи, то есть терапии через взаимодействие со своими субличностями.

Так как ситуаций в жизни бесконечное количество, то и субличностей много. Но основных — всего пять-семь. Их желательно знать получше, так как часто у них диаметрально противоположные задачи и представления о жизни. Они из-за этого конфликтуют между собой — а это, в свою очередь, создает внутренние конфликты. Если понять причины разногласий субличностей и «примирить» их, высвобождается очень много внимания и сил.

Так как субличности решают разные задачи, то и одеваться они хотят по-разному. Кто-то хочет быть незаметным, кто-то — понравиться мужу, кто-то — поразить окружающих, порадовать родителей и так далее.

В себе я нашла такие субличности.

  1. «Маленький ребенок». Ей года три-четыре. Лозунг — «главное, чтобы весело и чтобы не напрягаться!». Общительная, но обидчивая. Эмоциональная: много смеется и плачет. Одевается так, чтобы было весело и чтобы люди обращали внимание и улыбались.
  2. «Хорошая жена». Лозунг — «выглядеть хорошей любой ценой». Старается понравиться мужу. Одевается так, как он скажет, — или так, чтобы продемонстрировать, какая она экономная и хозяйственная. А потом может обидеться на мужа, что не оценил ее старания.
  3. «Взрослая веселая я». Лозунг — «будь сильной и найди опору в себе». Самостоятельная: у нее есть внутренняя опора. Она гораздо расслабленнее остальных субличностей, но холодноватая, деловая. Может пошутить, в том числе над собой, может надеть вообще что угодно — ей все равно, что думают окружающие. Может одеться вычурно и ярко, может — симпатично и удобно. Какое настроение будет, такую одежду и выберет.
  4. «Счастливая спокойная я». Нет лозунга — ей никакие лозунги не нужны. Это моя любимая часть меня же самой. Она просто живет, реагирует спонтанно, естественно, не напрягается и принимает то, что есть. Искренне и с радостью заботится о себе и о других. Непосредственная, но не ребенок. Заботливая, но не родитель. Как одевается? Да как пойдет: ей все равно, ее отношение к себе от одежды не зависит.
  5. «Правильная я». Лозунг — «во всем должен быть порядок!». Бдит, чтобы все было четко и по правилам. Достает всех вокруг и себя саму своими ценными указаниями. Одевается прилично и максимально несексуально, чтобы «никто ничего не подумал».
  6. «Доминантная я». Эта субличность появилась недавно — в 2022 году. Прочитала книгу профессора психологии Университета Торонто Джордана Питерсона «12 правил жизни. Противоядие от хаоса» — и понеслось. Иду и решаю вопросы, не соглашаюсь на то, что предложат, а требую то, на что имею право. Не ругаюсь, не следую правилам, а реализую свое неотъемлемое право быть сильной. Пока не знаю, как эта субличность одевается, но подозреваю, что одежда для нее не так важна.

Во мне есть и другие субличности, но эти — основные.

2020 год. Примеряю пуховик в Gate31. До сих пор жалею, что не купила, хотя вещи марки недешевые: такой пуховик стоит около 20 000 ₽. Это явно была бы радость для детской субличности внутри меня
2020 год. Примеряю пуховик в Gate31. До сих пор жалею, что не купила, хотя вещи марки недешевые: такой пуховик стоит около 20 000 ₽. Это явно была бы радость для детской субличности внутри меня

Если понять, какие цели у ваших субличностей и какую задачу вы решаете конкретно сейчас, делая ту или иную покупку или надевая ту или иную вещь, отношения с одеждой станут гораздо проще. Например, я перестала по три раза переодеваться перед выходом из дома, потому что противоречивые желания тянут в разные стороны.

Само понимание, что во мне есть разные интересы по поводу одежды — и не только ее — лично меня очень освобождает. Мне легче принять все свои внутренние противоречия и нелогичности. Не могу сказать, что полностью с этим справилась: разобраться в желаниях своих субличностей и подвести по ним итоги — моя текущая задача в психотерапии.

Как психотерапия может наладить отношения с одеждой и тратами на нее

Аватар автора

Юлия Хворова

клинический психолог

Страница автора

Проблемы с одеждой и тратами — это не проблемы с одеждой и тратами. Корень проблемы в чем-то другом. В случае с тратами и одеждой — чаще всего в неуверенности в себе, низкой самооценке и тревоге. В психотерапии мы ищем причину проблемы и работаем с ней, чтобы такие сложности не возникали повторно — а так бывает, если психотерапия останавливается только на работе с симптомами.

В процессе терапии мы работаем со многими проблемами, и одни части тесно связаны с другими. Так во время работы над одной проблемой — например, самооценкой, побочно прорабатываются и другие — например, отношение к тратам на одежду. А уж когда мы доходим до корня проблемы — допустим, холодности в отношениях с родителями в детстве, — и «вырываем» его, нам уже не нужно обрубать оставшиеся ветки — они засохнут сами.

Как я одеваюсь и трачу деньги на одежду сейчас

Я могу потратить много денег на одежду и получить удовольствие, а могу не тратить совсем — и тоже получать удовольствие. Я больше не совершаю необдуманные покупки: не покупаю что-то слишком дорогое по кредитной карте, почти перестала возвращать вещи, потому что если что-то взяла — оно почти стопроцентно «мое» и нужное.

Иногда я покупаю вещи, которые выбрал муж, из искреннего желания порадовать его. Мне приятно носить такие вещи, это знак внимания, любви и признательности ему. При этом я спокойно покупаю и ношу вещи, которые мужу не нравятся — чтобы порадовать себя, а не его. Мне уже не страшно, что наши мнения не совпадают.

Сейчас, когда многие бренды стали уходить из России, а финансовая ситуация в стране стала нестабильной, у меня нет ощущения потери. Если я не смогу покупать то, к чему привыкла, это совсем не страшно для меня как для потребителя.

Думаю, в период одержимости брендами я бы сильно переживала из-за этого и потратила бы все деньги на потенциально важные вещи. Но в середине марта заходила в «Интимиссими» и «Юникло» — и купила ровно то, что было мне нужно. Даже не было порыва купить футболку по старым ценам и пока магазин не закрылся.

2022 год. Платье из «Уста к устам» — петербургского бренда, который делает лаконичную и удобную одежду из качественных тканей: шерсти, хлопка, льна, шелка. Ощущаю себя в этом платье очень естественно. Стоит 8000 ₽
2022 год. Платье из «Уста к устам» — петербургского бренда, который делает лаконичную и удобную одежду из качественных тканей: шерсти, хлопка, льна, шелка. Ощущаю себя в этом платье очень естественно. Стоит 8000 ₽

Траты на психологов всегда оправдывали себя, но сейчас я особенно хорошо это чувствую. И это касается не только одежды. Вот что еще произошло в моей жизни благодаря работе с психологами.

  1. Я получила предложение о работе, объявила об уходе в своей компании, и меня удержали, обеспечив условия, которые я хотела: отдельный кабинет, серую зарплату вместо черной плюс повышение зарплаты на 75%.
  2. Я перестала обижаться на родителей и постоянно чувствовать, что они недостаточно меня любят. Наши отношения стали совсем другими. Сейчас даже сложно вспомнить, как сложно нам было общаться всего два-три года назад.
  3. Я стала гораздо меньше переживать, как выгляжу в глазах других. Мне не все равно, конечно — но по сравнению с полной зависимостью от любого неодобрительного взгляда это практически свобода.
  4. Я стала не таким контрол-фриком, как раньше. По-прежнему люблю все структурировать, обожаю списки и таблицы, но теперь все это — для моего удобства, а не для успокоения нервов.
  5. Я вернулась к занятиям музыкой, на что уже даже не надеялась. С детства мечтала петь, а потом мой перфекционизм решил, что если ты не Монсеррат Кабалье, то и браться не стоит. Сейчас пою в хоре и занимаюсь вокалом индивидуально. Получаю от этого массу удовольствия — и даже немного денег: иногда певчим в церковном хоре платят по 200—500 ₽.
  6. Наши отношения с мужем стали глубже. Мы стали ближе, нам стало легче друг с другом, мы поддерживаем друг друга.

Резюме

Сейчас я по-прежнему люблю наряжаться. Могу одеться в брендовую одежду или «ноунейм». Трачу на одежду не больше 6000 Р в месяц — так было до конца февраля, сейчас вовсе перестала покупать что-то новое: экономлю, тем более что красивого и интересного в шкафу уже достаточно. Я радуюсь, когда вижу кого-то элегантно одетого — зависть и ощущение собственной неполноценности в такие моменты посещают меня все реже и почти сошли на нет. И стала покупать то, что действительно нужно.

Анастасия АлексееваРасскажите, какие у вас отношения с одеждой?
  • Кактус ИнтровертС момент как я пошла работать и у меня появились личные деньги, я начала "отрываться". До этого я покупала на деньги родителей иногда, когда что-то очень хотелось ну или надо было (куртки, пуховики и тд), не злоупотребляла короче говоря. Благо выбрала правильный вектор хотя бы в сумках, и покупала только хорошие базовые модели из натуральной кожи, которое служат уже почти 5 лет (моим лучшим вложением оказался рюкзак), пару сумок позже прошлось продать на авито. А вот с вещами все обстояло сложнее, в первую же зиму своей работы я купила шубу (зачем? я до сих пор не знаю и не могу ее продать), платья, кофты, футболки, майки, брюки, джинсы и тд. покупались постоянно. Например, я имела пару кофт одинаковых моделей, но разных цветов, а носила только одну "самую удобную". Тоже побывала в разных стадиях: нужны бренды, нет не нужны куплю подороже, нет куплю дешевле Но ближе к лету 2020 года, когда внезапно наступила жара, я поняла что у меня есть море одежды которая мне уже не нравится и меж собой она не сочетается. В этот же день я разобрала свой шкаф, купила пару базовых футболок и радовалась жизни. С тех пор, я собрала гардероб который меня не напрягает, я могу надеть почти каждый элемент с любым другим и чувствовать себя нормально. Теперь каждый раз ходя в магазин я думаю: а нужно ли мне это? Теперь у меня скорее упор на качество ткани и пошива)22
  • FlameПофигу на моду, лишь бы было удобно. Дресс-кода в офисе нет. Не жалею денег на тёплую верхнюю одежду и удобную обувь. 4 платья на осень-зиму-весну, 4 платья на лето, одни джинсы, 4 футболки, одна кофта - вот и весь мой гардероб, вопроса «что надеть?» никогда не возникает.24
  • Падме Амидала"Я получила предложение о работе, объявила об уходе в своей компании, и меня удержали, обеспечив условия, которые я хотела: отдельный кабинет, серую зарплату вместо черной плюс повышение зарплаты на 75%." Обычно после такого компания ищет замену, т.к. видит отсутствие лояльности сотрудника. Хотя ситуации могут быть разными. Если не секрет, какие условия предлагали на новой работе? Поменялось ли к вам отношение со стороны коллег и руководства после того как вы остались?2
  • Анастасия АлексееваМария, это было в 2020 году и, думаю, так получилось в том числе потому, что я сама не планировала никого "шантажировать" своим уходом ну и может, потому, что мы были психологический центр, все не как у людей)) Мне нравилась моя работа - копирайтер, были очень хорошие отношения в коллективе и вполне хорошие с руководством. Но был ряд моих недовольств, которые я в силу как раз своей нерешительности не проясняла. Так как я пишу, мне тяжело, когда все время галдят над головой или говорят по телефону, плюс мне не нравилось, что официальная зарплата меньше минимума. И еще то, что реальная зарплата давно не повышалась. Но мне просто в голову не приходило взять и попросить. И мне казалось, ну ок, тысяч на 5 поднимут, но не в 1.5 же раза. Я стала искать работу, более надежную и денежную. Мне сделали предложение в крупной компании по недвижимости, обещали большую белую зарплату и еще какие-то социальные плюшки типа ДМС. А также новые интересные задачи, там я взяла бы на себя больше ответственности, была бы уже больше редактором, чем копирайтером. Единственное, там нельзя было работать удаленно и был строгий учет рабочего времени, для меня это не очень. И тема недвижимости, как я полагала, могла мне надоесть года через 2. Я пришла к своим и сказала, мол, ухожу. И наш руководитель сел со мной в кафешке, я думала, попрощаться просто душевно - все-таки долго работали и хорошо взаимодействовали. А он все выяснил, почему я ухожу и выдал мне свое предложение, мол, не желаю ли остаться на новых условиях. Я очень удивилась, подумала и согласилась. Коллеги в основном не знали, а кто знал - это была коллега, с которой я дружила, и непосредственный начальник отдела - с пониманием отнеслись, что я хочу лучших условий, не заметила вообще никакой разницы в отношениях, но может это я не заметила, конечно. Отношения с руководителем наоборот, улучшились, потому что мы проговорили претензии. У него тоже ко мне кое-что было, он высказал тогда же в кафешке и нам обоим полегчало. Насколько я знаю, замену мне не искали, но я могу и не знать)) По крайней мере, не нашли)) Вообще я считаю, что мой руководитель поступил очень мудро, особенно после вашего вопроса это хорошо понимаю. Ну то есть мог и обидеться, что я втихую нашла место, и действительно начать искать замену. До сих пор очень благодарна ему за понимание. Расстались мы в итоге на очень хорошей ноте, хотя сама ситуация была грустная - весной 2022 наш центр закрылся из-за кризиса((19
  • Падме АмидалаАнастасия, спасибо за такой подробный ответ. Рада, что у вас в тот момент все сложилось хорошо)7
  • Сергей СтаровойтовTommy Hilfiger это брендовая одежда? В какой же «великой» стране мы живем. Упрёк не автору, конечно..2
  • Анастасия АлексееваМария, сама не ожидала, что такую простыню напишу) спасибо)2
  • Анастасия АлексееваСергей, да, я, когда писала, думала тоже, что TH - не такая уж брендовая. С другой стороны, я сравнивала с рынками и стремными районными ТЦ и для меня это был большой шаг вперед)9
  • НатальяПокупаю очень хорошие вещи в московских секонд-хенд магазинах. Гардероб у меня классный и недорогой.14
  • ОksidНаталья, какие секонды ваши любимые?2
  • Anna NМне чтобы купить одежду - надо в нее влюбиться. Бывает и деньги есть лишние, хочется обновить гардероб, ходишь по магазинам, но ничего не трогает. Ни дешевое, ни дорогое. Да, красивое, но не мое. Даром не надо, знаю, что будет пылиться в шкафу. А иногда просто идешь по делам по улице, а на витрине видишь платье. Может и ничего особенного, но чувствуешь, что оно "твое", оно нужно и без разницы сколько оно стоит, пока оно твоим не станет - не успокоишся. Мне сложно выбирать вещи, я представляю четко, чего хочу, но найти это сложно. Поэтому большая часть моих любимых платьев - сшиты на заказ по моим рисункам.12
  • НадеждаСергей, а что не так с TH ? Нормальный бренд1
  • НадеждаПуховик Gate31 правильно не купили, может, он и качественный, но по-моему не идет. А серое платье за 8000 вам хорошо подошло. И пончо из Непала тоже. У вас интересная внешность, можно и яркое, и сдержанных цветов носить, только не блеклых.6
  • НадеждаЯ до 43 лет одевалась по принципу "самое дешёвое из необходимого + то, на что глаз упал", в пандемию донашивала, что было, началась депрессия после ковида, ходила как бомж. Осенью 2021 растолстела и решила более системно подойти к вопросу, обновила полностью гардероб, предварительно начитавшись всяких мануалов по стилю. Потратила кучу денег, стало лучше. Но не идеал. Сейчас не трачу, собираю комбинации из того, что есть, вижу, где ошиблась в покупках, докупаю точечно. Обувь, пальто и сумки - решают многое8
  • Сирота казанскаяАвтор, классное фото в пончо - вы на нем похожи на актрису Мишель Уильямс. Но почему "любовь к брендам" преподносится как что-то особое? Ведь и H@M - бренд. И даже "Большевичка". Возможно, что бренд = люкс, но Хилфигер разве люкс? Плюс приверженности к определённому бренду - ты знаешь размерный ряд, качество ткани и уровень цен. Да, и из всего этого объёма текста, перемешанного с комментариями психологов, так и не поняла - вы были шопоголиком? Или просто долго не могли найти свой стиль? Второе так по мне - нормальное дело. Это как с кулинарией - мало кто рождается с интуитивным знанием. И если хочешь начать классно готовить, можно в процессе перепортить кучу продуктов, а можно пойти и поучиться у знатока. У стилиста в данном случае.9
  • Marina MПо-моему шмотьё давно обесценилось с ростом качества и появлением Вайлдберриз в каждом подвале. Сейчас даже гастарбайтеры нормально одеты. Из обуви и одежды у всех всё есть. А бренды и шикарная одежда давно никого не впечатляет. Шуба на женщине моложе 50 - почти дурной тон. Как и бриллианты тоже приравниваются к барахлу.8
  • Анастасия АлексееваЮлия, в статье не было ни слова об отказе от новой одежды или о том, что у меня один свитер и одни джинсы... или о том, что я к этому стремлюсь. Речь шла а) о зависимости от трат, когда не получается быть счастливой без постоянной покупки новых брендовых вещей и б) о неуверенности в собственном вкусе.22
  • Анастасия АлексееваНадежда, я думаю, сомнения потому, что он попроще, что ли, чем какие-то люксовые бренды.0
  • Анастасия АлексееваOlesia, спасибо за доброе пожелание) воспитание повлияло сильно, это правда, я считаю, мне дико повезло, что существует психотерапия и что я до нее добралась. А свитер не грязный, просто цвет такой противный)))4
  • Анастасия АлексееваНадежда, пуховик мне он показался очень детским) потому и хотелось купить, я бы в нем себя отвязно чувствовала. Но его уже все равно нет в продаже, так что уже не важно) Спасибо за комплимент! :) Смотря что под блеклыми подразумевать, многие пастельные тона мне как раз идут, а что точно не идет, так это яркие, "маркерные" цвета и черный. В обоих случаях становлюсь похожа на безнадежно больную чахоткой. Или чем там болеют, когда бледно-зелеными становятся.1
  • Анастасия АлексееваАлия, спасибо за комплимент, мне очень приятно! :) Думаю, в любви к определенным брендам нет ничего особого, но в моем случае это превратилось в зависимость, наподобие алкогольной. Вы очень верно подметили нелогичность этих представлений о брендах. В том-то и дело, что когда возникает зависимость, в голове логики особо нет. Просто кажется, что вот эти вещи сделают тебя счастливой. А когда не делают, покупаешь новые, которые опять не делают счастливой. И так по кругу. Об этом, в частности, была статья. И о неспособности принимать собственные решения, попытках угодить окружающим, вместо того, чтобы искать свои решения.6
  • КатенькаСергей, да, такая вот относительность печальная0
  • Наташа ШерстяноваНаталья, в каком городе? Раньше в Москве были неплохие секонды, покупала вещи себе и на распуск -- дешевле купить большой свитер из прекрасной пряжи и распускать его, чем купить похожую пряжу. Примерно с 2015 года в московских секондах выбор стал хуже, цена на кило поднялась.0
  • Анна ВетроваЮлия, интересно по вашему получается -- если нет кучи косметики, и шмотья -- то уже не женщина? Не купила новые сапожки -- не женщина? Вот прям так и есть, правда?Не красится -- не женщина? Я вот не крашусь и не имею косметики практически. И знаете почему? не потому, что не женщина, а просто потому, что я и так красивая, спасибо маме с папой. И красится мне для того чтобы чувствовать себя красивой женщиной -- совершенно необязательно, и так чувствую. "Я женщина, у меня должно быть..." -- у вас должно, а у кого-то не должно. Шире надо мыслить, товарищ женщина.15
  • Essa SaДо всего этого я дошла сама путём наблюдения и размышлений. Моя самооценка больше не зависит от чужого мнения по поводу моей одежды. Этому способствовало два фактора- первый, я теперь могу купить одежду любой ценовой категории,но не каждая вещь стоит свою цену, покупаю только то что нужно руководствуясь соотношением цена-качество. Второй как ни странно,карантин. Два года проходила в одном спортивном костюме и поняла влияние работы на мой гардероб, оно сильнее чем мои желания,10 лет дресс кода дали о себе знать. сейчас ищу компромисс в душе) Я не трачу много на одежду и предпочитаю на ней экономить, потому что блин люди - это всего лишь одежда! В глобальном масштабе это просто тряпочка на время! Тратить на нее бешеные деньги это смешно! Особенно смешно, когда этим хвалятся подруги,живущие в 35 лет с родителями! Нужен баланс ценностей и приоритетов, у человека как биологического вида, приоритетом не может быть цена одежды))) комфорт,яркость,тепло- да, наравне с наличием своего гнезда, но цена и лейбл нет, это что то виртуальное, верить в это сродни язычеству. Нужно осознавать свой уровень развития)2
  • Анна ВетроваЮлия, вот еще не удержусь, интересно. Если вы останетесь где-то без возможности покупать новое и без косметики (ну допустим на тропическом острове без магазинов), вы что перестанете от этого быть женщиной? Кем вы тогда там будете?7
  • Essa SaЮлия, интересно послушать где вы живёте и кем работаете, как нашли эту работу))0
  • Essa SaАнна, надо будет срочно самоубиться, так жить женщине нельзя 🙈😁😁😁😁4
  • Essa SaЮлия, у вас комплексы,товарищ психолог))) а кого то и так любят, просто за то что он есть😉 а не за маску, грим или костюм😉😁6
  • Essa SaЮлия, так примите и в других право выбирать самим) А то детский сад,честное слово😁😁 главное -платишки😁😁7
  • Катарина РЮлия, интересно, интересно... мне то казалось, что в 21 веке, женщина это личность и соответственно у нее есть выбор любить или не любить покупать платьешки и прочее. У кого то из женщин приоритеты в этом, у кого то - нет. И вы по профессии психолог ? Непрошенный совет, разберитесь со своей самооценкой. Платьешки и прочие внешние атрибуты не равно душевная гармония и внутренняя уверенность в себе как в женщине. И еще, для читающих, это очень показательный пост для тех, кто считает, что психолог это панацея от всех бед. Кроме своих "тараканов" в голове, еще и чужие могут прибавиться8
  • Vicka ChooFlame, идеально!0
  • Елена ЛюцернаУ мужчин такое же с покупкой гаджетов и автомобилей, не? 😁 В качестве эксперимента в течение полугода я не покупала себе одежду, исключение было только на покупку штанов для выступления. Полет нормальный, продолжаю в том же духе. Хотя я также ребенок, носивший школьную форму, одежду старшей сестры и т. П. К потребительству чего-либо отношусь критично, положительные эмоции и эндорфины получаю разными способами.2
  • Наталья ЯковлеваАнастасия, а я вот не согласна с предыдущим комментарием. Время было такое, почти все ходили в странных вещах из акрила. И все мы красотки, это не от шмотья вообще зависит А по поводу стиля. Помню ролевые и реконские тусовки, человека из них можно было издалека раньше узнать, был у народа особый флёр. И мне он до безумия нравился5
  • Наталья ЯковлеваЮлия, этот комментарий сделал мой день) ну так пусть вам перебирать вещи продолжает доставлять удовольствие и вещей у вас будет побольше Это же не значит, что всех нас должно быть единое отношение к шмотками. P. S. в указанном вами списке причин не нашла ни одну, которая относилась бы ко мне))) итог: обобщение - всегда зло4
  • Анастасия АлексееваНаталья, отчасти да, многим было негде больше одеваться . Но мне кажется, что были те, кто извлекал из Апрашки лучшее, а были - как я)) И потом, тут важно внутреннее самоощущение, и оно было не очень) Ролевые и реконструкторские одежки - то же самое - они сами по себе прекрасны, но грустно, когда под ними ты все также боишься всеобщего осуждения, как было в моем случае. Хотя понятно, что не все было так ужасно)) Я рада, что все это было)2
  • Elena OgorodnikovaПоразительно длинный текст. Казалось, тема уже раскрыта, но это было только началом, и вот уже третий, четвертый заход самолюбования под микроскопом. Тем не менее, спасибо автору за такой нетривиальный разбор, восхищает такой последовательный подход к решению вопроса, мне бы терпения не хватило. Кое-что откликнулось, и я теперь знаю, как не зайти далеко. Пожалуй, отпишусь от рассылок Хилфигер :)0
  • OlgaАнна, поддерживаю вас. У меня теперь тоже нет косметики, потому что она вся портится раньше, чем я ее израсходую хотя бы на 10%. Тут дело в приоритетах, я считаю1
  • OlgaЮлия, у вас да. Неприятно становится тогда, когда вы утверждаете, что так как у вас должно быть у всех4
  • Оксана МосееваВ пончо вы похожи на актрису Лядову.2
  • AnitaУ меня были проблемы с подбором одежды во многом из-за цветов, потом поговорила с подругой, которая рассказала про цветотипы, и всё встало на свои места! Благо, что при подборе также обращаю внимание на то, подойдёт ли вещь по фигуре, и будет ли ткань приятной и дышащей к телу. Рекомендую и вам ознакомиться с цветотипами - могу посоветовать классный сайт, где есть палитры на каждый случай, и даже цвета для макияжа. Желаю удачи!0
  • Надежда АлексееваАнна, вы с таким презрением пишете "это не женщина", будто быть "жэнщиной" - это какой-то гражданский долг. Открою вам секрет - в современном, уже не особенно патриархальном мире, многие люди воспринимают себя и окружающих не через устаревшую гендерную оптику, а через интеллектуальные, профессиональные и другие качества)4
  • Анна ЫНадежда, это не я , это Юлия пишет))0
  • Элизабет ЭбигнейлВо многом понимаю автора. Сама 3 года училась у стилиста, и всё время возвращалась к истерике "нечего надеть" при полном шкафе:). Но, поскольку параллельно работала с психологом, понимала, что постепенно проблема уходит. Мне показалось, в вашем случае ещё помог правильный психолог. Насколько долго вы ещё ходили к психологу, у которого словили чувство осуждения? У меня такое было тоже, с первым специалистом, причём долго я не отдавала себе отчёт. А когда явно поймала это чувство, что МЕНЯ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮТ, хотя я больше года говорю о себе, я больше не возвращалась к ней. И очень рада.1
  • Элизабет ЭбигнейлMarina, интересно, в какой культуре вы живёте, и что за люди вас окружают, сколько им лет, какой род деятельности. в моём вот окружении, и шубы и бриллианты и бренды - всё хорошо в меру. а для кого-то и мечта может быть1
  • КристинаЯ раньше тоже экономила и старалась покупать только самое необходимое. А по мере работы с психологами наоборот, стала тратиться) Долюбливаю внутреннего ребенка... Но лучше пара дорогих хороших вещей, чем гора тряпья с маркетплейсов.0
  • user6315900Essa, вот просто можете пойти и купить сумку Шанель за 500 тыс?1
  • user6315900Юлия, почему столько минусов,е-мое Поддерживаю вас что должно быть разнообразие в гардеробе.В конце концов у нас такой климат в большей части страны что на осень надо ветровка короткая+плащ+кожаная куртка/бомбер+куртка на синтепоне и тд Зима тоже холодная или теплая может быть,в конце концов один пуховик полгода носить не будешь,его стирать надо ,а значит смена нужна.И так далее на каждый сезон0
  • Elena SahtУ меня есть сомнения, что человек, который тратит в месяц "не более Х тысяч" избавился от шопоголизма. Не представляю, как можно каждый месяц (!) покупать шмотки, когда их и так много. Но направление выбрано верное0
  • Elena SahtЮлия, вы может и женщина, но очень странная. Вот, например, у меня шкаф завален, а я изучаю темы расхламления, ибо надоело много барахла. Удивительно, но платишки, брюки и прочее надо стирать, гдадить, развешивать и тратить на этот маскарад время. Может, конечно, у вас личная горничная и стилист, который разбирает/убирает гардероб, но не у всех они есть. Как нет времени на примерки, подгонку одежды. Да банально иногда запаривает тратить время на то, чтоб выбрать сам наряд. На все надо время. Ну некоторым СКУЧНО. Представьте, товарищ, многим женщинам скучно час краситься, скучно выбирать одежду, поддерживать гардероб. Это просто ВЕЩИ. И многим не хочется тратить на это время. Это вы, товарищ женщина, тащитесь от шмоток, вам не лень тратить время на все это. Может у вас иных занятий, более увлекательных, и нет. Одна девушка уйдет на танцы, вторая зависнет с книжкой в пончо. Но вам будет интереснее шататься в выборе сотой шмотки. У всех свои развлечения))0
Сообщество