
Что известно о планах развития Центрального транспортного узла между Москвой и 10 регионами
К 2035 году интервал движения поездов между Москвой и 10 ближайшими регионами хотят сократить в шесть раз — до 30 минут.
Расскажу, что еще известно о проекте развития ЦТУ.
Что такое ЦТУ
Центральный транспортный узел, или ЦТУ, — это один из крупнейших и наиболее важных транспортных узлов России, который должен связать столицу и ближайшие крупные регионы сетью скоростных электричек.
Проект охватывает 11 субъектов РФ: Москву, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области. По оценкам властей, в регионах, которые охватывает ЦТУ, проживают примерно 31 млн человек — то есть около 21% всего населения России. Между регионами, которые вошли в состав ЦТУ, совершается почти 75% всех пригородных перевозок страны.

Что известно о проекте развития ЦТУ
План развития ЦТУ совместно разрабатывали правительство России, департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы и ОАО «РЖД». Проект уже утвердил президент Владимир Путин.
В конце 2024 года инициатива стала частью национального проекта «Инфраструктура для жизни», который стартовал в 2025. Но его сроки и финансирование пока так и не обнародовали.
Сам проект развития ЦТУ планируют реализовать в два этапа:
- Первый должен завершиться до 2028 года. В результате интервал движения поездов должен сократиться в среднем в три раза — с 3 часов до 60 минут. В частности, интервал движения поездов на Калужском направлении планируют сократить уже в 2026—2027 годах.
- Второй этап планируют завершить примерно к 2035. Интервал движения сократится еще в два раза — до 30 минут.
Запуск ЦТУ начнется с Калужской и Тульской областей
Ключевая задача программы ЦТУ — создание беспрерывного транспортного сообщения между Москвой, областью и крупными региональными центрами. Его обеспечат за счет поездов-экспрессов, которые будут ходить каждый час.
При этом существующие поезда, связывающие Москву и регионы, сохранят: суммарный график движения экспрессов и существующих поездов в среднем составит 20—30 минут. Запуск движения по обозначенному графику начнется уже в 2026—2027 годах с Калужской и Тульской областей. В проекте максимально задействуют уже существующие железнодорожные линии и станции, что позволит минимизировать расходы на создание инфраструктуры и ускорить запуск движения поездов-экспрессов.
Сроки начала реализации программы ЦТУ могут скорректировать в зависимости от увязки графиков экспрессов ЦТУ с грузовым движением и движением пассажирских поездов дальнего следования.
За основу возьмут действующую инфраструктуру. Большинство станций уже существуют, но их будут модернизировать. Также планируют обновить подвижной состав, улучшить расписание движения и построить новые станции в Новой Москве.
В рамках программы развития ЦТУ планируют поставить около 400 новых поездов к 2030 году. Составы оснастят современным оборудованием: климат-контролем, USB-зарядками, местами для велосипедов и другим.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, масштабный проект затронет все четыре действующих диаметра , а также Ярославское и Павелецкое ж/д направления.
Скорее всего, реализация проекта развития ЦТУ приведет и к снижению стоимости проезда. По крайней мере, так происходило после запуска всех действующих МЦД: цены на билеты падали. Причем экономия была существенной: для многих пассажиров цена проезда снизилась в три-четыре раза.
Изначально планировалось строительство еще одного диаметра — МЦД-5. Он должен был объединить Ярославское и Павелецкое направления и пройти от подмосковного Домодедова до Мытищ. Протяженность нового диаметра по проекту составила 89 км и включала 39 остановочных пунктов. Но пока проект поставили на паузу, как слишком дорогостоящий.
На 2025—2026 московские власти совместно с РЖД запланировали 15 мероприятий по развитию пассажирской инфраструктуры, в том числе реконструкцию, ремонт и строительство семи столичных вокзалов.
В частности, планируется обустроить платформы на станциях «Петровско-Разумовская», «Серп и Молот», «Москва-Сити», «Беговая», «Железнодорожная», а также построить вестибюль на станции МЦД-2 «Царицыно», интегрированный со станцией метрополитена, и обустроить две платформы и тоннель на Курском вокзале. Кроме того, по графику должны завершить ремонт Ленинградского вокзала — старейшего пассажирского терминала.

Какими будут последствия развития ЦТУ
По словам заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова, реализация проекта ЦТУ позволит увеличить мобильность населения, сократить время ожидания поезда в шесть раз, уменьшить нагрузку на дороги на 20%. В перспективе пассажиры смогут экономить до 50% времени в пути, а интервалы движения поездов снизятся в среднем с 3 часов до 30 минут.
Кроме того, по мнению властей, развитие ж/д транспорта в ЦТУ увеличит туристическую привлекательность региона, что окажет положительное влияние на экономику.
Просто уменьшить интервалы электричек мало. Все дачные участки нужно признавать ИЖС
Внеуличный рельсовый транспорт, он же наземное метро, или электрички — это основной каркас для развития города и пригорода. Не автомобили, не автобусы и не трамваи, а именно внеуличный скоростной транспорт.
Люди, которые живут в пешеходной доступности остановок такого транспорта, могут пользоваться всей транспортной системой, например, Москвы. Они могут быстро доехать до пересадок Московского большого кольца и МЦК, других транспортных узлов и в целом легко перемещаться по территории московской агломерации. Это высокая мобильность без автомобиля.
Все это было и раньше. Наиболее ценные дачи в СССР — в пешеходной доступности от станции электрички. Сейчас уже речь идет не про дачи, а про места для постоянной жизни. Если интервалы движения поезда не более 10—15 минут и он связан в единую систему с метро, это уже скоростной агломерационный транспорт, на котором можно комфортно и быстро добираться до любой точки города. Идею развития на основе наземного метро мы предлагали в концепции мастер-плана Москвы в 2013 году.
Но просто уменьшить интервалы электричек мало. Все дачные участки нужно признавать ИЖС, обеспечивать их социальной и инженерной инфраструктурой — и в первую очередь территории, которые примыкают к станциям железной дороги. Если будут школы, детские сады, стадионы, поликлиники, больницы и инженерные коммуникации, то там можно будет полноценно жить. Сейчас есть электрички, но нет инфраструктуры, а эти вопросы взаимосвязаны.
Когда удастся сделать эти территории привлекательными для постоянной жизни, решится проблема переуплотнения определенных районов Москвы. Люди будут выбирать, добираться им 20 минут до метро в Москве или сесть на электричку рядом со своим домом и потратить эти же 20 минут, но в поезде.
Идеи московских властей — это реализация мирового опыта. Например, в Париже есть метрополитен внутри города и система пригородного транспорта RER, аналог московских центральных диаметров. Далее идут региональные поезда, которые движутся на расстояния 200—250 километров. В Берлине работают подземное метро U-Bahn и наземное метро S-Bahn (Stadtbahn).
Сейчас главное — упорядочить застройку вокруг станций наземного метро, то есть электричек. Логичнее ориентироваться на ИЖС, мало- и среднеэтажные дома. Сейчас в пригороде делают метро, а потом строят там 17—25-этажные человейники. Такого быть не должно: пять-семь этажей — максимум.
Есть модели, по которым это все считается: количество людей в районе, число и время пересадок — очень много факторов. Рядом с крупными транспортно-пересадочными узлами следует идти в русле cars free development, то есть застройки с минимумом парковок для личного транспорта, так как все пользуются общественным. Это нормально: в современном городе автомобили должны занимать долю не более 30% перевозок, все остальное — общественный транспорт.
Чем лучше транспортная доступность территории, тем больше желающих построить там дом
Улучшение транспортного сообщения всегда приводит к тому, что территории развиваются. Но это возымеет действие только на тех людей, которые думали о загородной жизни, планировали, наблюдали за рынком и ждали какого-то события, которое подтолкнет их к окончательному решению. На людей, которые никогда не помышляли о загородной жизни, так не повлиять, пригородный транспорт им интересен только как дачникам.
Не могу прогнозировать, что в связи с развитием транспортной доступности будут активнее застраиваться территории ближайших к Москве регионов, так как еще очень много земли в Подмосковье. Столько, наверное, людей нет, кто может себе позволить купить эти земли и строить на них дома.
Окончательное решение люди принимают исходя из своих финансовых возможностей. Могу предположить, что в местах вблизи остановок электричек немного вырастут цены на недвижимость, а у риелторов появится еще один аргумент для потенциальных покупателей. В краткосрочный период серьезных изменений не будет, а в долгосрочный однозначно эти территории будут застраивать быстрее, чем те, у которых доступность хуже.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique