
Стул с одеждой, полочка в ванной, рабочий стол: как расхламить горячие точки в квартире
Места, где регулярно заводится беспорядок в квартире, называют горячими точками.
Обычно это стул или кресло, на которых появляется одежда, поверхность комода или стола, ящик с мелочами в кухне, консоль в прихожей.
В челлендже «Расхламляемся за 45 дней» я пытаюсь решить самые частые проблемы с хранением у себя дома и помогаю с этим другим. Новый выпуск выходит каждую субботу. В прошлый раз мы разбирали долгосрочное хранение и рассуждали, как справиться с демотивацией при взгляде на захламленную кладовку.
Сегодня я разберу, как возникают горячие точки, и поделюсь советами, которые помогут навести порядок. А затем покажу, как сама буду расхламляться: посмотрю, что лежит в ящике с документами и платежками, куда я давно не заглядывала, и разберу ящик с зарядками, старыми телефонами и мелочевкой для хобби.
Вы узнаете
Как возникают горячие точки
Горячие точки появляются, когда в одном месте сходятся две причины:
- Есть некое пространство в зеленой зоне хранения, куда удобно и легко класть вещи.
- В этом пространстве нет организованной системы хранения, или она организована неправильно.
Например, если в комнате удобно стоит стул, на него легко бросить одежду. Или на тумбочку у кровати легко поставить стакан, положить книгу, оставить там украшения перед сном. На кухонном столе скапливаются кружки, таблетки, какие-то бумажки и сладости.
Вот и читатели Т—Ж поделились похожими проблемами.
На столике в ванной у меня постоянно скапливаются мелочи, пустые бутылочки и прочее. Также постоянный беспорядок в шкафу с бытовой химией и хозяйственными мелочами. Тут мало что поможет, только постоянная уборка.
Держу дома много лекарств от всякого-разного, они занимают шесть корзиночек на большой полке. Периодически сортирую, навожу порядок, но он держится недолго. Лень каждый раз возвращать лекарство в свою корзиночку, поэтому упаковки с таблетками просто складываются одна на другую, и быстро найти что-то нужное становится проблематично.
Не от всех горячих точек можно избавиться насовсем. Все зависит от места и возможности организовать в нем хранение.
В каких-то случаях беспорядок получается минимизировать, в каких-то — ограничить. Разберем самые частые ситуации.
Мелочи на плоской поверхности
Это может быть стол, комод, консоль. На них сначала скапливаются баночки, потом какая-то мелочь, и в итоге вся поверхность оказывается заставлена разномастными вещами. Это не очень красиво, и нужную вещь сложно найти.
Есть несколько способов решить этот вопрос.
Вертикальное хранение. Идеально подойдет для прихожей или рабочего стола, над которым не висят полки. На стену вешают пегборд с полками и крючками, и вся мелочь переезжает на него. Вертикальное хранение помогает легче возвращать вещи на место и уменьшает беспорядок. На полочках и в стаканах придется периодически убирать, но значительно реже, чем на плоской поверхности.
Есть ограничения по расположению пегборда: его нужно вешать на удобной высоте и с удобной стороны. Например, если вы повесите хранение за монитором, до него будет тяжело каждый раз тянуться, в итоге пользы не будет.
Покажу, как организовано хранение с помощью пегборда у меня дома.


Ограничение беспорядка. Если вертикальное хранение организовать нельзя, можно ограничить беспорядок так, чтобы большая часть стола оказалась свободной. Для этого подойдут подносы, чаши и корзинки. Вещи, сложенные в корзинку или на поднос, выглядят эстетичнее и не раскиданы по всему столу. Несколько разных контейнеров на столе помогут разобрать предметы по категориям.
Для высоких баночек и косметики подойдут прозрачные контейнеры или специальные органайзеры. Их все равно придется разбирать раз в какое-то время, но выглядеть это будет приятнее, чем просто разбросанные по столешнице предметы.
Для мелких вещей типа украшений, карточек, таблеток подойдет поднос с небольшими бортиками. Его тоже придется разбирать, но теперь ничего не будет падать со столешницы.
Для бумажек, пульта, очков и других объемных вещей подойдет корзинка или чаша. И ее тоже нужно будет периодически разбирать, но она станет местом для забытых вещей и снизит количество вопросов «а где?..».


Одежда на полу и стульях
Иногда бывает так лень повесить вещи в шкаф или убрать в ящик — хочется просто скинуть на кресло или на пол и забыть. Хорошо, если это грязные вещи, которые больше не наденут: им все равно, где и как лежать. Хуже, если это юбка или рубашка, которую нужно надеть завтра, а она будет мятой.
Есть четыре способа справиться с этим.
Бельевая корзина. Если она уже есть, переставьте ее туда, где вы раздеваетесь. Даже если это место рядом с кроватью. Никаких крышек — и тогда, чтобы забросить грязную вещь, нужно будет совершить ноль усилий. Хорошо подойдут низкие и широкие корзины: в них удобнее бросать.
Бельевая корзина локализует все случайные носки и трусы, потому что находится на видном месте, где люди раздеваются, и постоянно открыта. Это лучше, чем собирать одежду по всей комнате. Если вам лень убирать вещь, она, скорее всего, тоже попадет в корзину. Постирается лишний раз.
Особенно хорошо этот прием работает в детских, когда ребенок разбрасывает вещи или пытается дважды надеть что-то грязное. Через какое-то время можно научить разбирать корзину и запускать стирку.
Рейл или вешалка. Если одежды много и вы часто ее надеваете повторно, подойдет открытый рейл или вешалка. Лучше повесить рубашку на крючок или перекинуть платье через перекладину, чем кинуть их комком на кресло.
Рейлы с вешалками работают хуже, чем пустые или с крючками: чтобы повесить вещь на плечики, нужно совершить усилие, а часто это бывает невозможно.
Стойка для одежды. Если одежды немного, подойдет маленькая стойка для одежды — ее еще иногда называют «паж». Можно подобрать металлическую или деревянную, с перекладиной сверху или плечиками. Она заменяет одежный стул. Ставьте ее там, где раздеваетесь. Идеальная комбинация — стойка для одежды рядом с бельевой корзиной.
Одежный стул. Специальный стул для одежды и больше ни для чего. В удобном месте, с высокой спинкой, мягким сиденьем, и рядом — бельевая корзина. За рабочим столом или около макияжного столика должен стоять другой стул, менее удобный для складывания вещей.


Ящик с мелочами
Это может быть выдвижной ящик в тумбочке в ванной или около кровати, ящик в кухне или ящик с канцелярией в столе. Есть два способа справиться с беспорядком в нем.
Разделители. Это могут быть пластиковые разделители или плоские контейнеры. Главное, четко разделить их по видам предметов. Например, это отделение — для ручек, это — для скотчей, это — для ватных палочек. Тогда возвращать вещи будет проще.
Минимум вещей. Если ящик в зеленой зоне забит до отказа, скорее всего, вы не используете все эти вещи регулярно, а просто кладете, потому что это самое близкое место.
Оставьте в ящике только вещи, которыми реально пользуетесь в этом месте ежедневно. Например, в ящике около кровати — крем для рук, маску для сна, зарядку и книгу. Конечно, ящик придется периодически освобождать от вещей, которые туда попадут со временем, но поддерживать порядок в малом количестве предметов легче.
Мой опыт расхламления
Сегодня я разберу контейнеры на полках и ящики в желтой зоне . Это не совсем горячая точка, потому что вещами в этих контейнерах и ящиках не пользуются регулярно, но в них тоже образуется хаос. Часто они приносят не меньше сюрпризов при разборе, чем антресоли.
Обычно это папки с документами, коробки и корзинки с вещами для хобби и всякими мелочами, которые как будто бы не нужны каждый день, но и далеко их не убрать. Например, нитки и иголки, запасные зарядки и пауэрбанки, блокноты, мелкая техника типа машинки для катышков, дополнительные ключи, большая аптечка.
Если это все сложено в красивые контейнеры, снаружи ничего не видно, а вот внутри рано или поздно возникает хаос. У меня такие контейнеры тоже есть — это два плетеных короба, в которых давно пора все разобрать.
Сделать с этим часто ничего нельзя — только разбирать раз в сезон и стараться не класть лишние вещи не на свои места. Поэтому я буду разбирать эти контейнеры вместе с вами.
Процесс уборки
Заглядываем в ящик в нижней части шкафа, куда попадают совершенно случайные вещи, а еще вытаскиваем плетеную корзину, которая стоит на полке стеллажа. Честно говоря, давно уже не помню, что туда сложила.
Также я сегодня переберу ящик с документами и квитанциями. И еще один — с мелочевкой для хобби.


Шаг 1: освобождаю контейнеры. Чтобы разобрать вещи, нужно достать все из контейнера. Я разбираю одновременно обе корзины и все ящики, потому что многие вещи из них пересекаются по типу — возможно, я пересмотрю их хранение.
После того как все вещи окажутся на полу или кровати, органайзеры нужно протереть или пропылесосить. Мусор можно сразу кидать в пакет.




Шаг 2: оцениваю, нужны ли мне вещи, и выкидываю лишнее. Когда вы убираете в таких пространствах, очень важно критически проверить нужность и важность предметов и их работоспособность.
Например, маленькая блютус-колонка утратила специфический шнур от зарядки и больше не будет работать, поэтому безжалостно отправляется в мусор. Все ручки и фломастеры проверяю — пересохли или нет. Половина пилочек проржавела и тоже больше не пригодится.






Шаг 3: пересматриваю систему хранения. После того как вы выкинули все ненужное и отложили то, что отправится в другие места для хранения, самое время сложить все обратно.
В этот раз я поступлю умнее и оставлю в одной корзине все рисовальное и для хобби, а во второй — технику, провода и запчасти к пылесосу. То есть сгруппирую вещи по категориям.
Кроме того, часть переедет в другие места, потому что эти вещи логичнее хранить не там, где они сейчас лежат. Раньше я об этом не задумывалась, а сейчас, в процессе расхламления и уборки, поняла, что в зеленых ящиках им не место. Например, баночку со швейными принадлежностями уберу к швейной машинке, чтобы больше ее не искать. А то забуду!




Шаг 4: решаю, что делать с важной для меня мелочевкой. Некоторые найденные вещи — памятные, но я хочу хранить их недалеко. Например, это письма или деньги, которые оставались у меня из поездок в разные страны. С письмами я разберусь, когда дойду до документов, а вот открытки и монетки разложу сейчас.
Монетки лежали в маленькой коробочке, и это было неудобно. Но на предыдущем этапе я как раз убрала из ящика два старых разбитых телефона, которые сдам на запчасти или выкину, если не примут, и освободила красивую коробочку с прозрачной крышкой. Туда и сложу монетки.


Шаг 5: переходим к документам. Сами документы у меня лежат в специальной папке, но сверху я кладу всякие платежки и бумажки, которые захламляют шкаф. Обычно в этой роли еще могут выступать быть подписанные договоры, рецепты, чеки на химчистку.
Раз в какое-то время я просто разбираю этот ящик: ненужное выкидываю, а нужное кладу на место в папку. В папке храню еще и некоторые памятные вещи, например письма и бабушкин блокнот, — так я точно знаю, что они не потеряются.
В этот раз я избавилась от квитанций старше 12 месяцев, вниз в органайзер положила остальные, потому что они еще могут пригодиться. На самый верх переместила рецепты на лекарства и схему лечения, к которой буду часто обращаться в ближайшее время.





Мои «до» и «после»
Разбор трех ящиков и двух коробов занял у меня полтора часа — прежде всего потому, что я не стала залипать на памятные вещи, а сложила все сразу.
По итогам разбора я переделала хранение в ящике, которым пользуюсь чаще всего: убрала оттуда нитки, батарейки, открытки, оставила только таблетки, ключи и карточки. Карточки надо будет перебрать и выбросить ненужные — этим я займусь в ближайшее время.


Еще я разобрала два больших контейнера и выбросила много ненужных проводов. Там оказались рабочие колонки, их я потом сдала в комиссионку за 300 ₽ — купила себе мороженое.
Конечно же, я не ожидаю, что порядок сохранится на весь год до следующей уборки, но в ближайшую пару месяцев можно расслабиться.







В следующую субботу разберем памятные вещи: как сохранить их надолго, сделать так, чтобы они радовали вас чаще, и что делать с тем, что никак нельзя выкинуть.
Если хотите поделиться своей историей или ситуацией, расскажите ее в анкете или комментариях.