Особый апсайкл: я провожу творческие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Меня зовут Лиза, я мастер и резидент Мастерской Фонда «Второе дыхание». Провожу занятия по творческой реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, мастер-классы по рукоделию для всех желающих, а также курс по адаптации для незрячих детей, направленный на развитие навыков ухода за гардеробом.

Давным-давно, в нулевых, я была шопоголиком и получала массу удовольствия от покупки одежды. В десятые годы обучалась фэшн-дизайну и шила вещи из тканей, которые сама покупала, но многие из них я, конечно, попортила. А затем, ближе к концу десятых, произошла глобальная переоценка ценностей, и я стала интересоваться разумным потреблением, проблемами экологии и относить вещи в Фонд «Второе дыхание». Так что с Фондом я знакома уже очень-очень давно. О Мастерской Фонда мне рассказала моя знакомая и по совместительству бывший пиар-директор «Второго дыхания».

Затем я стала частью проекта по ремонту одежды и исследованию практик её ремонта как культурного феномена. Спустя время у меня возникло желание помогать добрыми делами, и мы с подругой предложили помощь в приюте для животных. Однако в двух приютах нам сказали, что нужна только денежная помощь. И тогда я решила пойти проверенным путем, поволонтёрить в уже знакомом Фонде «Второе дыхание», так как стояла в чате друзей Фонда. И так я оказалась в Мастерской, чтобы помочь с сортировкой пластика, и познакомилась с администратором, рассказала о том, чем я занимаюсь, и меня пригласили попробовать стать мастером.

Проведение мастер-классов для меня не было новым опытом, потому что я много лет до этого работала педагогом. У меня педагогическое образование, и я преподавала в университете на программах бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования, а также много лет проработала репетитором по английскому языку. Поэтому могу сказать, что мастер-классы по творчеству, в принципе, следуют той же структуре, что и другие занятия. Мы исходим из того, что человек уже знает и умеет, опираемся на предыдущий опыт, двигаемся от простого к сложному, постепенно расширяя зону возможностей, углубляя умения и улучшая определённые навыки обучаемого.

Творческие занятия важны для всех людей, не только для подростков. В начале мы даём базовую технологию, а затем человек проявляет себя: выбирает цвета, материалы, создает композиции. Через это человек проявляется и начинает понимать что-то о себе. Возможно, в какой-то степени даже знакомиться с собой, и это важно. Чем раньше человек начнет понимать, кто он, чего он хочет, что ему нравится, тем скорее он себя познает. Поэтому я считаю, что счастливы те дети, у которых есть возможность заниматься творчеством. Будь то подростки с ограниченными возможностями здоровья или нормотипичные подростки, всем важно находиться среди сверстников, потому что там происходит социализация.

Важно создавать ситуации, где они что-то делают вместе, чтобы показать, что мир — он очень разный. И, наверное, научить, если не принять, то хотя бы нейтрально относиться к тем, кто от тебя отличается. Совместная творческая деятельность помогает находить точки соприкосновения, акцентировать внимание именно на тех моментах, которые вас объединяют, а не наоборот. Я думаю, что совместная творческая деятельность учит подростков принятию и толерантности.

У меня был интересный пример, когда один мальчик в группе начал читать забавные стишки и незрячая девочка по памяти прочитала тоже стишок в ответ, затем мальчик еще один, и у них такой завязался своеобразный баттл, и было очень интересно наблюдать за тем, как два юных человека абсолютно на равных соревновались и явно наслаждались процессом. Они стали друзьями, потому что последующие дни незрячая девочка каждый раз спрашивала спрашивала «А Паша сегодня с нами в группе или нет?» И мне кажется, тут явно могут смягчиться барьеры в общении: становится меньше скованности, которая возникала поначалу, потому что большинство просто очень мало знает о людях с ограниченными возможностями здоровья и о том, как с ними нужно общаться.

Проведение творческих занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья требуют большой подготовки, потому что все задания должны быть адаптированы под их особенности. Это могут быть особенности моторики, ограниченные объемы внимания и памяти, также это может быть что-то, связанное с восприятием, и другие индивидуальные нюансы. Нужно избегать сенсорной перегрузки, если речь идет о людях с расстройствами аутистического спектра, и так далее.

Сложнее всего даётся передача навыков людям с особенностями зрения. Нам, зрячим, трудно представить, как много информации мы получаем через зрение. Даже если мы закроем глаза, то всё равно будем опираться на визуальный образ, который у нас уже сформирован. И когда мы разматываем катушку нитки, например, мы можем представить, где примерно расположен её кончик, чтобы его отрезать. Но дети, которые делают это в первый раз, не могут понимать ориентацию предметов, которые не находятся у них в руках. Есть если речь идёт о нитке, они понимают, где она, когда держат её за кончик и другой рукой держат катушку. Если они отпускают либо кончик, либо катушку, то они уже не могут понять, как натянута нить, где она и в каком месте нужно отрезать. Нужно учить их с нуля ориентироваться на ощупь. И это очень необычно и поначалу очень трудно. Но всё возможно. И это утешает. Почему я занимаюсь этим на протяжении долгого времени? Наверное, потому что мне нравится передавать знания, учить людей. Я чувствую, что оставляю в этом мире что-то хорошее после себя.

Многие педагоги разделяют мнение, что если определённую тему ученик, который её освоил, объяснит ученику, которому она непонятна, это будет эффективнее, чем если этому же ученику её снова и снова будет объяснять преподаватель. Я думаю, что это правда так, потому что у взрослого и у ребёнка совершенно разные уровни мышления. И детям одного возраста легче на одном и том же уровне о чём-то договориться, друг друга понять. Мне кажется, что с творческими занятиями точно так же. Важно, чтобы дети взаимодействовали, а не только слушали педагога и повторяли за ним. Надо, чтобы они учили друг друга, учились друг у друга. Ну и, конечно же, самим мастерам тоже было бы неплохо и полезно поучиться объяснять у детей. Поэтому я считаю, что очень важно проводить творческие занятия для подростков, делать это в смешанных группах и помогать друг другу.