
Doom: The Dark Ages — захватывающий шутер id Software, который разделит фанатов серии
С каждой новой частью Doom меняется все сильнее.
Серию постоянно мотает из стороны в сторону: от классического шутера до коридорного хоррора, от прямолинейного боевика до красочного экшен-платформера. Вот и в The Dark Ages авторы вдохновились слэшерами и добавили в игру щит и парирования. Результат вышел спорным: журналисты в один голос хвалят новинку, но игроки оставляют и негативные отзывы. Критикуют как геймплей в целом, так и отдельные изменения.
Я прошел почти все части Doom и остался доволен The Dark Ages, но у игры все же немало весомых минусов. Расскажу, какие у нее достоинства и недостатки.
Какой получилась новая Doom
Что за Doom: The Dark Ages
Дата выхода: 15 мая 2025 года
Жанр: шутер от первого лица
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: Bethesda Softworks
Разработчик: id Software
Кому понравится: всем фанатам Doom и «мясных» шутеров
Игры, похожие на The Dark Ages: Doom (2016), God of War Ragnarok
Примерная продолжительность: 13 часов на прохождение сюжета и 21 на всю игру
Перевод: игра переведена и озвучена на русском языке
Геймплейно это все еще превосходный шутер, но слишком многое здесь упростили
The Dark Ages не меняет формулу современных Doom. Это по-прежнему кровавый шутер про крутого солдата Палача Рока, который в одиночку убивает тысячи чертей. А противостоят ему старые знакомые: импы, манкубусы, рыцари ада, пинки, ревенанты, кибердемоны и прочие сатанинские отродья.
Действие игры разворачивается в техно-фэнтезийной версии Средневековья, поэтому арсенал здесь соответствующий: щит с бензопилой, стальные перчатки, кистень, стреляющий черепами автомат, гвоздомет и арбалет со взрывными стрелами. Есть и более традиционное для серии оружие вроде двуствольного дробовика, плазменной винтовки и ракетницы. Все пушки позволяют прокачать за золото и рубины на специальных алтарях, расположенных в разных местах на каждом уровне.
Палач Рока — самый опасный враг любого демона. Приземлением с большой высоты он создает ударную волну и превращает в кровавую кашу целую толпу мелких врагов, одним пинком лишает конечностей монстров вдвое выше него, выходит невредимым из самых напряженных перестрелок. Ни один другой современный шутер не сравнится с современными Doom по части драйва и угара. Каждое сражение приводит в восторг, а от напряжения кипит кровь.



Однако в новой игре id Software явно пошла по пути упрощения. В отличие от хардкорной и сверхбыстрой Eternal, где на каждого отдельного врага приходилось подбирать подходящее оружие, The Dark Ages получилась немного примитивной.
Демонов можно на раз-два убивать любым оружием, хоть кулаками. Гранат и огнемета больше нет, как и быстрых рывков в сторону. Здоровье и патроны не заканчиваются почти никогда, а монстры на стандартном уровне сложности еле передвигаются и бьют в полсилы.
Благо геймплей хотя бы позволяют гибко настроить. Всем хардкорным фанатам Doom советую заглянуть в параметры и выставить сложность на «Ультражестокость» или «Кошмар», повысить скорость игры до 150%, а агрессивность врагов — до максимума. Так игра станет вдвое быстрее, сложнее и интереснее, будет приносить подлинное удовольствие.
Но даже с такими параметрами вы не исправите уровни, где Палач Рока управляет гигантским роботом и огнедышащим драконом. В миссиях за первого Doom на время превращается в меха-блокбастер вроде «Тихоокеанского рубежа»: крушите гигантские стены, давите танки и нокаутируете демонов размером с небоскреб.
А на уровнях за дракона The Dark Ages превращается в примитивный двухкнопочный тир, где нужно лишь время от времени стрелять по зениткам и уворачиваться от их выстрелов. На первых порах это весело, но быстро наскучивает.



Новые механики — отличные, но бои стали менее зрелищными
Палач Рока не расстается с верным щитом, которому позавидовал бы сам Капитан Америка. Им можно защищаться от ударов, парировать атаки зеленого цвета, таранить со всей силы толпу врагов, использовать как бензопилу и бросать на десяток метров вперед и черт знает что еще.
Кроме того, щит прокачивается с помощью рун, которые дают новые способности при успешном парировании. Например, одна руна будет стрелять в ближайших врагов молниями, а другая активирует автоматическую турель на плече героя.
Без щита и парирований не обойтись ни в одном сражении, поэтому временами Doom: The Dark Ages напоминает слэшер — в особенности две последние God of War. Как и Кратос, Палач Рока раздает смачные тумаки всем кому ни попадя. А в каких-то сражениях можно обойтись и вовсе без огнестрельного оружия, используя только щит и кулаки.



Впрочем, The Dark Ages лишилась важного достоинства двух предыдущих частей — зрелищных добиваний. Если раньше при нажатии на кнопку включались отдельные анимации на несколько секунд, то сейчас фаталити обычно заканчиваются обычными ударами, без всякого разнообразия. В отдельных случаях и в битвах с боссами отдельные анимации все-таки включаются, но как они активируются — загадка. И что мешало оставить зрелищные добивания такими, какими они были раньше, тоже непонятно.
Более того, сражения в целом вызывают меньше удовольствия из-за невзрачного саундтрека. Композитор Мик Гордон в двух предыдущих играх раздавал стиля из адской смеси индастриал-рока и электронной музыки, а отдельные звуки он даже записывал с помощью бензопилы и газонокосилки.
В The Dark Ages же коллектив Finishing Move создал треки в стиле стандартного хэви-метала. Гитарные запилы и звуки ударных вписываются в атмосферу игры, но совсем не запоминаются, а переслушивать их отдельно не хочется.
От исследования уровней трудно оторваться
Локации The Dark Ages — пожалуй, лучшие среди современных Doom. Есть и многоуровневые средневековые замки, и гигантские поля сражений в стиле Serious Sam, и древние руины с многочисленными порталами. Здесь почти нет линейных коридорных уровней, зато полно открытых карт с развилками, потайными уголками и второстепенными заданиями. Квесты ограничиваются простым «уничтожь очередную толпу демонов», зато за их выполнение вы получаете ресурсы для прокачки.
На каждой миссии вы можете пронестись кабанчиком вперед и проигнорировать все активности. А можете потратить время на поиски ключей к закрытым комнатам, поискать хорошо спрятанные сундуки с золотом, попасть в подземелья и найти все записки.
Местоположение всех секретов обозначено на карте с самого начала, но дьявол, как говорится, в деталях. Попасть в некоторые секретные места весьма непросто: придется, например, искать проходы под водой или разрушать спрятанные механизмы. На зачистку одной большой карты уходит до часа — и процесс не наскучивает ни на секунду.


Сюжет — на уровне фанфиков
С каждой новой частью авторы «Дума» раскрывают все больше деталей глобальной истории. The Dark Ages — одновременно приквел игры 2016 года и продолжение Doom 64, здесь нам показывают Палача Рока как защитника мира Аргент Д’Нур. Отдельные кат-сцены длятся по пять минут, запутаться в происходящем очень легко. Какие-то Творцы, Ночные стражи, короли и принцы Ада.
В перипетиях сюжета сам черт ногу сломит, а в роликах нагнетают слабое подобие драмы. Ясно лишь то, что Палач Рока настолько крут, что его боятся все, — и на том спасибо.
Окончательно сюжет уходит в какие-то дебри, когда в игре из ниоткуда появляется Ктулху — тот самый, из произведений Говарда Лавкрафта. Что в мире Doom забыл древний бог, вообще непонятно. Если серия и дальше будет развиваться в том же духе, нас вполне могут ожидать кроссоверы Палача Рока хоть с древнегреческими божествами, хоть с Годзиллой. Это, конечно, здорово, но серия явно уходит куда-то не туда.



Стоит ли покупать
Если вы преданный фанат серии, не теряйте времени и покупайте The Dark Ages как можно быстрее. В геймплейной формуле немало спорных изменений, но игра намертво держит у экрана.
Если вам нравятся не все части Doom, не берите The Dark Ages по полной цене, а дождитесь скидок или попробуйте ее по подписке Game Pass, где она доступна с первого дня. Механика парирований освежает геймплей, но это упрощенная и куда менее зрелищная игра по сравнению с предыдущими частями. Вряд ли The Dark Ages разочарует, но отдельные элементы — например, саундтрек — все же могут расстроить.
Если вы новичок, не начинайте с The Dark Ages, а знакомьтесь с серией в другом порядке. Например, с оригинальной Doom 1993 года или Doom 2016 года. А уже потом попробуйте новую часть в подписке, иначе рискуете не понять сути серии.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult