Кей-поперы, альтушки и квадроберы: путеводитель по субкультурам современных подростков

В 2020-х субкультуры стали менее заметными.
Они не живут дольше года или двух, а на улицах уже не встретишь ярких неформалов, чья принадлежность к панкам или эмо была бы очевидна. При этом субкультуры по-прежнему привлекают к себе подростков, которые хотят самовыражаться и быть не такими, как все. Готичные альтушки, эпатажные фанаты блогера 5opka в разноцветных шубах, квадроберы, пугающие российских депутатов, — расскажу, какие молодежные движения актуальны.
Что нужно знать о подростковых субкультурах
Как изменились современные субкультуры
Субкультуры как феномен существуют с середины 20 века. Молодежи всегда было свойственно объединяться в группы. Но именно тогда у нее появились свободные деньги и время, отмечает российский социальный антрополог Дмитрий Громов. До этого взросление было гораздо более стремительным: после обучения вчерашние подростки сразу погружались в производственный процесс и семейную жизнь.
Молодежные объединения в России и мире и сегодня сохраняют свои ключевые черты: общие идеологические ценности, внешние атрибуты, сленг, установленные места для встреч и так далее. Но у явления появились новые черты.
🧩 Субкультурность стала фрагментарной. Теперь люди могут свободно примерять любое количество идентичностей, не боясь, что их лишат принадлежности к одной из групп. Если раньше панк должен был строго следовать своим постулатам — от предпочитаемой музыки до стиля одежды и поведения, — то сегодня за один день можно переключиться между сообществами анимешников, эмо и футбольных фанатов.
👶 Возрастные границы субкультур расширились. Традиционно они притягивали людей возрастом от 14 до 24 лет, но сегодня среди тридцатилетних миллениалов осталось немало эмо, а к квадроберам себя причисляют даже девятилетние дети.
🤳 Субкультуры переместились в интернет. Западные блогеры заговорили о «тиктокизации» субкультур — другими словами, как соцсети меняют молодежные движения. Неформальные объединения теперь меньше задумываются об идеях и протесте. Вместо этого их больше беспокоит эстетика и внешний вид. В целом неформальные комьюнити сейчас стали гибче: они не диктуют, как нужно жить, думать и выглядеть и больше не дают четкого ответа на вопрос «Кто я?».
Более того, из-за цифровизации досуга и последствий пандемии уменьшилось количество «третьих мест» — общественных пространств, где молодые люди могли бы встречаться вне дома и работы. Например, клубов, баров, концертных площадок или сквотов. В итоге основным пространством для общения стал интернет.
🩰 На быстротечность вкусов подростков повлияли коры. Это визуальные микротренды, который популяризируются в «Тиктоке», «Пинтересте» и других соцсетях. Коры обычно ограничиваются эстетикой и быстро сменяют друг друга.
Вы могли слышать про уже вышедшие из моды коттеджкор, «темную академию» или барбикор. В 2025 году в тренде рыцарский, рыбацкий, балетный и байкерский коры. Чтобы примерить на себя один из них, достаточно обновить гардероб, а иногда еще изменить прическу и макияж. Такие микростили активно поддерживаются модными брендами и инфлюенсерами и становятся частью массовой, но никак не контркультуры.



Какие субкультуры популярны у современных школьников
Если раньше с внешним видом и идеологией эмо, панков, готов и других культурных течений все было понятно, то теперь подростки причисляют себя к эклектичными и изменчивым движениям и «прячутся» от общества в своих онлайн-сообществах. Рассказываем о самых популярных субкультурах 2025 года.
Альтушки и нефоры
Как узнать. Альтушками называют девочек, а нефорами — мальчиков или субкультуру в целом. Они позаимствовали элементы стиля у готов, эмо, анимешников, дрейнеров , дед инсайдов и e-kids .
Особенности нефоров и альтушек: иссиня-черные волосы, готичный макияж с использованием белого тональника, накладных ресниц и черных линз. В гардеробе тоже преобладают черные тона, которые иногда разбавляются одеждой с принтами «Хеллоу-китти». Они предпочитают оверсайз-одежду, широкие штаны и массивные ботинки, похожие на дорогую обувь бренда «Нью-рок». Нефоры, причисляющие себя к движению «ЧВК Редан» , носят футболки и худи с изображением паука и цифрой 4.
Философия и интересы. Движение зародилось как протест против стрейт-контента в «Тиктоке» — так называют мейнстримные популярные тренды, челленджи и лайфстайл-видео, которые создают пользователи, не принадлежащие ни к каким субкультурам.
Большую часть времени альтушки и нефоры проводят в интернете, смотря аниме, играя в игры и общаясь в «Дискорде», но их также можно встретить на фуд-корте торговых центров в любом большом городе России. Музыкальные предпочтения варьируются от современного российского рэпа и брейк-кора до рока. Многие увлекаются танцами в стиле джамп-стайл .



Чем известны:
- В начале 2023 года ЧВК-редановцы стали участниками массовых драк в торговых центрах. Они конфликтовали с агрессивными молодыми людьми, которые нападали на неформалов за их внешний вид. Видео столкновений быстро распространилось в СМИ и соцсетях, и к делу подключились правоохранительные органы. После серии облав на подростков конфликты постепенно сошли на нет, а интерес к субкультуре в медиа быстро угас.
- В 2024 году завирусился мем про альтушку с госуслуг, которую государство якобы выдает каждому скуфу. Так называют взрослых мужчин, которые не следят за собой, пьют пиво и играют в видеоигры. Ирония строилась на противоположности типажей.
Квадроберы
Как узнать. Дети 9—14 лет, которые носят маски с ушками, пушистые перчатки и хвосты и занимаются квадробикой — бегают на четвереньках и выполняют сложные прыжки. Встретить квадроберов можно в теплое время года в городских парках.
Философия и интересы. Квадроберы подражают повадкам животных — котов, собак, лис, волков и не только — и выкладывают свои тренировки в «Тикток», «Ютуб» и «Лайки». Представители субкультуры подчеркивают, что они не идентифицируют себя как животные в отличие от более старого движения фурри .
Чем известны:
- Своим появлением весной 2024 года квадроберы шокировали российскую общественность, а их увлечение быстро превратилось в объект осуждения СМИ и политиков. Депутаты называли детей, копирующих поведение животных, сатанистами, а авторы телеграм-каналов и журналисты распространяли мифы о том, как квадроберы едят кошачий корм и нападают на прохожих.
- Самым громким случаем, связанным с субкультурой, стало публичное осуждение певицей Мией Бойкой ребенка-квадробера. Во время концерта на сцену к исполнительнице вывели маленькую поклонницу Марьяну в кошачьей маске и с хвостом. Бойка спросила девочку: «Ты у нас котенок или квадробер, не дай бог?» — а затем поинтересовалась, зачем школьница хочет быть кошкой. Девочка, едва сдерживая слезы, объяснила, что ей просто нравится это увлечение. Тогда за квадроберов вступились пользователи соцсетей и знаменитости, включая Егора Крида и Ксению Собчак. Миа Бойка так и не принесла извинения Марьяне и заявила, что не считает себя виноватой.
Кей-поперы
Как узнать. Фанатов южнокорейских музыкальных групп легко распознать по профилям в соцсетях с фото корейских звезд — айдолов — на аватарках. Они предпочитают моду Южной Кореи: оверсайз-одежду, сочетание кроссовок с платьями, короткие юбки и кроп-топы, яркие аксессуары, характерный макияж и цветные линзы. Танцующих кей-поперов часто можно увидеть на городских площадях. Они снимают видео, воспроизводя хореографию из клипов своих кумиров.
Философия и интересы. Кей-поперы объединяются вокруг любви к корейской поп-музыке, сочетающей в себе элементы электропопа и хип-хопа. Им нравится не только музыка, но и вся связанная с ней визуальная эстетика: синхронные танцы айдолов, яркие клипы и модные образы.
Кей-поперы известны своей преданностью кумирам: они организуют фан-клубы, участвуют в челленджах, записывают каверы на клипы и пишут про любимых артистов фанфики. Интерес к музыкальной культуре азиатской страны мотивирует многих погружаться в дорамы, изучать корейскую историю и язык.

Чем известны:
- Субкультура кей-поперов стала глобальным явлением благодаря их активному присутствию в интернете, где они постоянно продвигают творчество кумиров, посвящают им фан-арты и организуют флешмобы. Стараниями поклонников кей-поп получил мировое признание, а бойз-бенды вроде BTS обрели многомиллионную аудиторию. В российской интернет-культуре жанр закрепился мемом «Как же я люблю БТС, вот они слева направо».
- У кей-поперов есть свой сленг: например, слова «стэнить» , «биас» , «юниты» , «макнэ» и другие.
- Фанаты кей-попа также известны своими парасоциальными отношениями с айдолами — воспринимают их как близких людей, внимательно следят за их жизнью и даже требуют определенного поведения, словно от друзей или партнеров.
42 братухи
Как узнать. Громкие подростки в шубах и блестящих нарядах, с тростями, в коронах и цепях. В общем, в максимально странных и ярких луках. «Братухи» и «сеструхи» подражают стилю своего лидера — стримера Кирилла Баранова, Пятерки. Еще они используют фирменный жест: два пальца левой руки и четыре пальца правой. В сети их можно вычислить по комментариям вроде «42, братуха» или «Слава богу, 42».
Философия и интересы. 42-е объединены любовью к контенту блогера Кирилла Пятерки и его личности: четкой серьезной философии у них нет. Основная идея движения: «кринжа не существует, и вы вольны делать любую дурость себе на потеху». Число 42 стало у братух культовым благодаря фильму «Автостопом по галактике», который на одном стриме смотрел Пятерка. К тому же тогда он конфликтовал со стримером Гуакамоле, продвигающим лозунг «52, братуха!».

Чем известны:
- Субкультура оказалась в центре внимания после «барабуллинга» — хейт-кампании против 14-летнего блогера Вовы Солодкова. В соцсетях завирусилась его песня «Барабулька», а тиктокер Бисвиди записал на нее нецензурную пародию. Менеджеры Солодкова требовали удалить кавер, но Бисвиди отказался. Его поддержал активный представитель субкультуры 42 Яйцефонк, после чего к травле подростка подключились другие «братухи». Некоторые из них были замешаны в срыве концерта юного артиста, пытались закидать его яйцами и устроить провокацию.
- Движение за пределы узкого круга интернет-сообщества помог вывести народный артист России Дмитрий Маликов. Музыкант вступил в ряды 42 братух, записал несколько роликов с Пятеркой и выпустил с ним совместную песню Venom Boy.
Какие субкультуры из прошлого живы и сейчас
Некоторые молодежные движения, которые, казалось, давно пережили свой пик, продолжают набирать поклонников среди молодых людей. Расскажу, какие старые субкультуры актуальны до сих пор.
Эмо
Черно-розовая субкультура продолжает жить и развиваться в России, несмотря на то, что ее золотые годы остались в нулевых. В Москве и Петербурге регулярно проводятся фестивали Emofest и Emoland, которые каждый раз собирают несколько тысяч зрителей.
Активны также и тематические паблики во «Вконтакте» вроде «Верни мне мой 2007» или «Эмо-знакомства». В них сидит как молодежь, недавно открывшая для себя музыку и стиль эмо, так и ностальгирующие взрослые.
Эмо-музыка тоже жива. Мидвест-эмо-коллективы Bird Bone, veresk, «Ищейка», «даша онзероад» и «Пекинский Велосипед» собирают полные залы даже в регионах.
Диггеры
Диггерами называют энтузиастов, которые исследуют городскую подземную инфраструктуру: коллекторы, шахты метро и бомбоубежища. Первые представители субкультуры появились в России еще в начале 20 века, но ее настоящий расцвет пришелся на девяностые и нулевые.
В последнее время диггерство неожиданно обрело второе дыхание среди зумеров. Они активно ведут блоги, в которых делятся контентом о покорении российских канализаций. Столичные диггеры романтизировали погружение в коллектор. Спецодежду, подземные водопады, мутную воду и грязь они сделали декорациями для роликов, которые набирают сотни тысяч просмотров в соцсетях.
Скейтеры
Самодельные доски в СССР начали делать еще в восьмидесятых. В те годы скейтбординг воспринимался скорее как экзотика. Но уже через 10 лет этот вид спорта стал популярным среди молодежи, которая могла кататься только по гладким дорогам на площадях Ленина и учиться по редким видеокассетам.
В нулевых эта субкультура получила новый приток фанатов благодаря MTV, клипам вроде «Вечеринки» Децла, открытию первого крытого скейтпарка «Адреналин» в Москве и приходу западных брендов типа Nike и Adidas.
Сегодня скейтбординг вновь переживает расцвет. В России строятся современные скейт-парки, а местные бренды «Абсурд», «Асфальт», «Юнион» и магазины «Октябрь», «Траектория», «Сквот» и другие поддерживают интерес к локальной культуре. Количество занимающихся скейтбордингом за последние годы выросло на сотни тысяч человек, что сделало его вторым по популярности видом спорта в России после воркаута .
Что в итоге
- Феномен субкультур появился в середине 20 века, когда у молодежи появились свободное время и деньги. У таких групп общая идеология, внешние атрибуты, сленг и прочее.
- Теперь границы и порядки в таких сообществах стали не такими строгими, как раньше. Можно переключаться между разными идентичностями и быть неформалом хоть в девять, хоть в 30 лет.
- У современной молодежи меньше «третьих мест» — общественных пространств, где они могли бы встречаться вне дома и работы. Так что основной площадкой для общения стал интернет.
- Субкультуры больше строго не диктуют участникам, как жить, думать и выглядеть. При этом они дают ощущение принадлежности к сообществу и идентичность.
- Самые популярные новые субкультуры сейчас: альтушки и нефоры, квадроберы, кей-поперы и 42 братухи. Но по-прежнему есть много эмо, диггеров и скейтеров.