Для чего нужен катализатор в автомобиле
Авто
120K
Фотография — Setta Sornnoi / Shutterstock / FOTODOM

Для чего нужен катализатор в автомобиле

И почему его так хотят украсть
72
Аватар автора

Эдуард Солодин

разбирался в катализаторах

Страница автора

Катализатор уменьшает содержание токсичных веществ в выхлопных газах.

Массово ими начали оснащать автомобили с 1980-х годов. Обычно устанавливают один, но у современных машин бывает два или больше таких устройств. Расскажу, зачем нужен катализатор, как он работает, как ломается и как не переплатить при его замене.

Зачем нужен катализатор

Топливо в двигателе внутреннего сгорания сгорает не полностью. Остатки — углеводороды, некоторые продукты сгорания вроде оксида азота и моноксида углерода (угарный газ) — вредные для человека вещества. Основная задача катализатора  — снизить их концентрацию в выхлопных газах.

Существуют различные экологические классы, которые показывают, насколько безвреден выхлоп автомобиля: Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5 и Евро-6. В России для новых автомобилей с 2016 года действует стандарт Евро-5. Экологический класс указывают в тринадцатом пункте бумажного ПТС  .

Экологический класс указан в ПТС
Экологический класс указан в ПТС

Бензиновые двигатели оснащают катализаторами в выхлопной системе. Их может быть несколько: например, если из двигателя идут две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. В старых моделях несколько катализаторов ставили последовательно на одной выхлопной трубе.

Дизельные двигатели оснащают не только катализаторами, но и сажевыми фильтрами. Конструкция фильтров похожа на катализатор, но ячейки закрыты с одной из сторон. Выхлопные газы выходят через пористые стенки каналов, на которых оседает сажа. Такие фильтры периодически требуют очистки. Для этого внутрь фильтра впрыскивают топливо, которое сгорает там вместе с накопившейся сажей. Этот процесс называют активной регенерацией.

Из чего состоит катализатор

Корпус каталитического конвертера делают из стали, как и другие компоненты выхлопной системы. На некоторых конвертерах устанавливают тепловые экраны, но они есть не на всех машинах. Внутри находится огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы. На стенках этих сот есть тонкий слой катализаторов  — платины, палладия или родия.

В корпус каталитического конвертера современного автомобиля ставят две секции катализаторов, которые:

  1. Восстанавливают оксиды азота NOx до азота и кислорода.
  2. Окисляют монооксид углерода CO (угарный газ) — до безвредного углекислого газа, а остатки несгоревшего топлива (углеводороды) — до углекислого газа и водяного пара.

Иногда обе секции конструктивно объединяют в одну.

Вокруг сотового катализатора уложен изолирующий материал — он помогает защитить хрупкие соты от ударов, вибрации и резких колебаний температуры: например, если машина заедет в глубокую лужу. Иногда у катализаторов есть трубка, по которой к ним поступает дополнительный воздух.

Как работает катализатор

Родий в катализаторе ускоряет реакцию восстановления оксидов азота, палладий — окисления угарного газа и остатков углеводородов, а платина — оба типа реакций.

Катализатор начинает работать при температуре свыше 400 °C. Сразу после запуска двигателя, пока катализатор холодный, нейтрализовать выхлопные газы он не может.

Виды катализаторов и их заменители

Оригинальный катализатор, который устанавливают на заводе, может стоить до 10% от цены всего автомобиля. Это зависит от госпошлин, курса рубля, цен на драгметаллы. Например, оригинальный катализатор для Lada Vesta стоит от 35 000 ₽, на Omoda C5 или Chery Tiggo 4 — от 165 000 ₽. Новый оригинальный катализатор в сборе с выпускным коллектором для Hyundai Solaris 1,6 л 2017 года — 98 450 ₽.

Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля: у разных моделей — от 100 000 до 200 000 км.

Универсальный катализатор стоит значительно дешевле оригинального — от 5000 ₽. В таких меньше платины, палладия и родия. Срок службы также короче — 50 000—60 000 км. Старый катализатор вырезают из корпуса болгаркой, универсальный вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик.

При подборе заменителя важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина.

Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не может купить оригинальный, но хочет снизить токсичность выхлопа. Часто дело не в заботе об окружающей среде, а в том, что у машины с запущенным двигателем без катализатора нечем дышать.

Пламегаситель в англоязычных руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру и уровень шума до приемлемых значений.

Простой пламегаситель — это труба с перфорацией для газов в стальном корпусе. Цены на них начинаются от 1300 ₽. Есть более сложные модели с огнеупорным наполнителем — базальтом, синтетическим волокном или минеральной ватой. Корпус пламегасителя бывает однослойным и двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и лучше гасят звук. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.

Пламегаситель вваривают в корпус катализатора или вместо него. Без него выхлопная система будет работать шумно и быстрее прогорит из-за повышенной температуры выхлопа. Пламегаситель не снижает токсичность выхлопных газов.

Выпускной коллектор с двумя катализаторами. Фотография: Aleksandr Kondratov / Shutterstock / FOTODOM
Выпускной коллектор с двумя катализаторами. Фотография: Aleksandr Kondratov / Shutterstock / FOTODOM
Универсальный металлический катализатор Евро-5. Его устанавливают в корпус старого катализатора
Универсальный металлический катализатор Евро-5. Его устанавливают в корпус старого катализатора
Внутри пламегасителя — труба с перфорацией и огнеупорный наполнитель
Внутри пламегасителя — труба с перфорацией и огнеупорный наполнитель

Почему катализаторы воруют

Соты катализаторов покрыты драгоценными металлами, которые могут быть дороже золота. В катализаторе легковой машины 2—7 г платины, 2—7 г палладия и 1—2 г родия. За катализатор современного автомобиля скупщики могут заплатить 10 000—30 000 ₽.

Например, катализатор могут вырезать с согласия владельца или без его ведома:

  1. Когда автомобиль припаркован во дворе. Если катализатор расположен под днищем, на многих современных кроссоверах и внедорожниках с высоким клиренсом злоумышленникам даже не нужен домкрат. Новые машины — в группе риска. Воры скорее обратят внимание на свежий кроссовер, нежели на 15-летний видавший виды Ford Focus.
  2. В недобросовестном автосервисе. Владельцу относительно новой машины предлагают удалить катализатор, чтобы он не доставил проблем в будущем, и обещают увеличить мощность двигателя и уменьшить расход топлива. В реальности эти показатели изменятся всего на 1—3%, что на практике неощутимо. За работу возьмут деньги, а за дорогой катализатор заплатят в лучшем случае как за лом черного металла.

Цены на драгоценные металлы 

Родий15 566 ₽
Золото8 225 ₽
Платина2 631 ₽
Палладий2 614 ₽

Цены на драгоценные металлы 

Родий15 566 ₽
Золото8 225 ₽
Платина2 631 ₽
Палладий2 614 ₽
Таким варварским способом крадут катализаторы: вырезают его болгаркой
Таким варварским способом крадут катализаторы: вырезают его болгаркой

Почему катализатор выходит из строя

Если за двигателем автомобиля правильно ухаживать, катализатор будет служить долго — иногда весь срок службы машины. Но есть несколько причин, по которым катализатор может очень быстро выйти из строя.

Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Такие присадки «отравляют» катализатор, и он перестает работать.

Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, несгоревшее топливо попадает в катализатор и сгорает там. Температура сильно повышается, и соты могут оплавиться, что уменьшит пропускную способность, или растрескаться. Если катализатор стоит близко к двигателю и частицы сот попадут в него, они могут повредить стенки цилиндров.

Неисправность кислородных датчиков. ЭБУ  двигателя использует датчик перед катализатором, чтобы регулировать подачу топлива в цилиндры. Если датчик выйдет из строя и будет передавать неверные значения, в смеси может оказаться избыточное топливо. Если оно попадет в катализатор и сгорит там, соты могут оплавиться или разрушиться.

Неисправности двигателя. Если в цилиндрах есть царапины или задиры, двигатель начинает «есть масло» и выбрасывать его вместе с выхлопными газами. Моторное масло сгорает в катализаторе и покрывает соты слоем нагара и лака. Очистить этот слой сложно или невозможно, и катализатор перестанет работать.

Соты исправного керамического катализатора
Соты исправного керамического катализатора
Неисправный катализатор может оплавиться, разрушиться, у него могут забиться соты. Фотография: LuYago / Shutterstock / FOTODOM
Неисправный катализатор может оплавиться, разрушиться, у него могут забиться соты. Фотография: LuYago / Shutterstock / FOTODOM

Признаки неисправного катализатора

Катализатор редко разрушается внезапно. Обычно этому предшествуют типичные симптомы неправильной работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.

Лампочка Check Engine на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, он покажет, где конкретно возникла проблема. Показания кислородных датчиков могут говорить о том, что катализатор не в порядке.

Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это как тянуть прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а машина дергается.

Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.

Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе они выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, скорее всего, катализатор неисправен.

Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, иногда резкий или изменившийся запах несгоревшего топлива или продуктов сгорания можно почувствовать без специальных приборов.

Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, удалять катализатор не нужно.

Разрушение сот катализатора. Эндоскопом можно осмотреть и сам катализатор, например через отверстие для первого лямбда-зонда. Керамические соты должны быть правильной формы, без вмятин, не оплавлены, не разрушены и не забиты.

Запомнить

  1. Катализатор — это часть выхлопной системы, которая очищает отработавшие газы от вредных веществ.
  2. При неисправном катализаторе двигатель теряет мощность, в выхлопной системе появляются посторонние звуки, а отработавшие газы неприятно пахнут.
  3. Катализатор выходит из строя раньше срока из-за некачественного топлива, неисправностей зажигания и двигателя.
  4. Обнаружить проблему поможет диагностика ЭБУ автосканером или визуальная проверка цилиндров и катализатора эндоскопом.
  5. Оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, поэтому он такой дорогой.
  6. Если нужно заменить отработавший оригинальный катализатор, есть смысл поставить универсальный.
  7. Не стоит удалять катализатор без необходимости на гарантийных автомобилях.
  8. Недобросовестные автосервисы предлагают удалить катализатор, чтобы сдать его и заработать.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Эдуард СолодинДоводилось менять катализатор? Что сейчас вместо него стоит?
  • Sebastian PereiraВсех автоводятлов, которые не ставят/удаляют катализатор, нужно лишать прав на год В частности из-за этого в расеянских миллиониках такая вонь от автотранспорта8
  • BMOSebastian, мне кажется, вонь стоит из-за того, что большая часть вёдер на дорогах тупо такого возраста, что никаким евро-5 не соответствует в принципе. А не из-за удаленных катализаторов.34
  • Alexander BellАга вот поэтому когда я приехал в Россию сначала не понил почему настолько воняет выхлопными газами...4
  • Michael LastЕвро-5 - стандарт, действующий в Евросоюзе уже больше 12 лет. Он устарел. Сейчас там актуален, если не ошибаюсь, третья или четвертая редакция стандарта евро-6. Мы катастрофически не успеваем за темпами улучшения экологических стандартов, да еще и так варварски удаляем то, что удалять нельзя. Почему продажа обманок не запрещена? Это соответствует законодательству? На мой взгляд, такая практика должна быть вне закона и нужно за этим следить, чтобы во всех машинах был адекватный катализатор, который полагается по ее схеме.7
  • Nikolay KovalenkoMichael, про законодательство смешная шутка, вы еще конституцию вспомните. Плохая экология - проблема бедных стран, Россия - бедная страна, где люди массово съезжаются в крупные города, чтобы жить хоть немного лучше, и проблемы усугбляются. Продолжил бы, но, боюсь, это уже статья, и совсем не в Т-Ж.19
  • Nikolay KovalenkoBMO, регулярно вижу клубы черного дыма от грузовиков и маршруток. Последних в Нижнем Новгороде полно, это пазики, которые шумят, пылят, чадят, ездят не по правилам. Короче, ужас.19
  • Michael LastNikolay, условная Болгария примерно с таким же уровнем жизни живет, но стандарты там ЕСовские, самые жесткие и экология не страдает. Так что не вижу аргумента в бедности. Кто мешает постепенно внедрять новые стандарты? У нас с 2015, кажется, года, ноль движений в этом направлении.3
  • Евгений МУ меня уворовали катализатор в августе этого года мошенническим манипулятивным путем в одном из сервисов на Лобненской улице, крутился менеджер-хохол с жирной уродской мордой ужом на сковородке, но в итоге под нажимом выдал «жмых» от чужого катализатора от автомобиля Ниссан, а у меня Хонда Сивик! Очень опасный момент, берегите свои катализаторы и избегайте сервисов «Рога и копыта».4
  • Алмазбек КожобековМне 45 тысяч рублей дали за катализатор от авто 16 летней давности (Аутбэк 2005 г.в.)5
  • ВалентинНужно жестко наказывать за удаление катализатора. Полный запрет на регистрацию делать как с распилами.2
  • user549339Michael, связь с бедностью самая прямая! Представьте, что вы запретили автомобили не соответствующие последним классам экологичности. У народа остаётся одна альтернатива - менять авто на более новые, что становится для бедного народа уже критично. Власти это понимают, и поэтому предпочитают перемещаться на экологичных бизнес-джетах, а не стоять в пробке рядом с 15 летним Ford Focus 1. Ничего менять, конечно же, никто не будет да и не сможет.0
  • Michael Lastuser549339, пусть старые доживают свой век, только эксплуатируются корректно. А на новые да, должны быть стандарты более высокие, чем сейчас. И тогда не нужно будет срочно менять на новые, но постепенно они будут занимать все большую и большую долю рынка.2
  • Сергей УльянченкоВалентин, А у тебя раз,и вырезали во дворе.А ты быстренько пошел и за стольник тысяч купил новый.Правда?4
  • Dinzel54Мне вот интересно: как катализатор, установленный за выпускным коллектором, может засорять цилиндры двигателя?1
  • Dinzel54Sebastian, цена вопроса установки нового, работающего катализатора решает вопрос так, как решает) никто не пойдёт осознанно на такие траты1
  • SquidSpitfire, системой ЕГР, например. Если забор газов идёт после каталика. Но это не точно :)1
  • Evge KeySpitfire, посмотрите на kia ceed, например. Для них это относительно частая история. Катализатор там стоит сразу следом за пауком, когда один цилиндр находится в такте выпуска, забитый катализатор делает так, что пыли с него проще пойти не в сторону выхода из выхлопной трубы, а в трубы к другим цилиндрам.5
  • A KNikolay, бензиновый двигатель избалованный, чуть что не так со свечой или с подачей топлива/воздуха, он начинает детонировать, троить и тд. Люди сразу бегут в сервис и чинят, так как банально не едет, или вдруг капиталка. Да и сам бенз особо не пахнет в выхлопе (чем кстати крайне опасен при обогреве или в гараже). Хотя старые авто с криво настроенными карбюраторами воняют огого. А у дизельных двигателей есть такой прикол, что они работают до последнего: • Форсунка льёт? Он едет, но чадит чернотой. • Форсунка негерметична? Он всё равно едет, но ещё пыхтит под капот. • Залили плохое топливо и накрылся сажевый фильтр? Вырезать и кататься дальше, а ещё и катализатор удалить, а то мешается только. В общем, люди не чинят машину до тех пор, пока ездит. Можно встретить древние Камазы с Казахстана, которые перегружены арбузами и еле едут в гору, дымят. Но они так или иначе едут, и дешевле ездить на таком, чем чинить. Так вопрос в контроле в основном. Если на трассе или в городе будут мобильные экипажи рандомно вылавливать и проверять работу с последующим направлением на устранение неисправности, то сразу и катализаторы перестанут вырезать, и топливную аппаратуру вовремя чинить начнут.10
  • A Kuser549339, пусть возвращают катализаторы на место и всё, зачем новые авто? Хотя бы ремонтные дешёвые катализаторы, пусть даже это будет Евро 3-4 в итоге и с обманкой, но уже дышать будет легче. У меня выхлоп десятилетнего дизеля Евро-3 с прогретым катализатором и исправной аппаратурой не имеет цвета и воняет намного меньше, чем типичные приора/гранта/веста/рио/солярис, на которых катаются свидетели секты "вырезать катализатор, выпуск 4-2-1, прошивка Евро-0".3
  • A KNikolay, только дело не в бедности материальной, а бедности в голове. Ладно у старых машин вырезают катализаторы, но у нас десятки тысяч новых авто катаются, где катализатор срезан чуть ли не у дилера по желанию владельца. А в ряде кругов, кто на бюджетных отечественных (и не только) авто катается, это ещё и модно, убрать лишнее, продлить жизнь машине, увеличить отдачу.3
  • A KСергей, с вас колёса на ту же сумму могут снять и фары. На ряде авто это делается проще простого, и такие кражи как норма, когда кража катализатора скорее исключительный случай. Быстренько пойдёте за сотку новые покупать? Правда же?4
  • A KBMO, даже 15-20 летние вёдра так или иначе соответствуют Евро-3, и от них особо не воняет, если катализатор на месте, и он у них довольно живучий. У меня на акценте 2007 года и то он прекрасно работал.7
  • Fedor Borisov2
  • ДмитрийMichael, в условной Болгарии огромная доля старых машин. И ... они не соответствуют Е6. ( Е5 -Е4 обычно)5
  • ДмитрийA, если про дорогие авто - некоторые боятся, что кат навредит двигателю. Хотя - есть и обратный пример. Где без ката двигатель в итоге доставил массу проблем.0
  • ET CСергей, личный автомобиль - это риски, в том числе материальные, так что да - пошел и купил за стольник, отложенный ещё в момент планирования покупки автомобиля. И пока не купишь и не пройдешь ТО нормальное, должен быть запрет на выезд на дороги общего пользования. Это если мы хотим быть цивилизованным обществом и уважать окружающих и самих себя, а не пытаться всех убить своими выхлопами ради экономии.1
  • ET CSpitfire, любой здравомыслящий цивилизованный человек - пойдет0
  • Антон КузнецовSpitfire, выпускные клапана остаются открытыми в самом начале фазы впуска для "продувки" цилиндра. Если при этом поток входящего воздуха замедлится, то в цилиндр может засосать обратно часть уже выпущенных газов. Иногда - с частицами каталитического нейтрализатора, если он разрушается.2
  • ПашаET, ЕГР: я для тебя шутка какая-то?1
  • Michael LastДмитрий, в среднем там автопарк на порядок экологичнее из-за ЕС-стандартов внедренных уже тогда, когда они стали частью ЕС.0
  • Dinzel54ET, на этапе разговора об этом можно много говорить, а когда нужно взять и отдать, условно 100 денежных единиц, всё не так просто как хотелось бы. Особенно в б/у автомобилях. Ты в него 100к на катализатор, а автомобиль тебе через месяц подкидывает еще ремонт рулевой рейки, например. А через год подкидывает подгнивающие пороги, и ты со скоростью гепарда скидываешь этот автомобиль.5
  • Викентий КовальчукET, вы ошибаетесь. Такое бывает даже в самой простенькой киа рио, есть система cvvt, которая нужна в основном для экологии по типу егр работает. Одновременно впускные и выпускные клапана открыты на фазе впуска и движок втягивает газы из выпуска, вот тогда и частицы катализатора убивают двигатель. Изучите, тема очень популярна с корейцами. У них близко находится катализатор и он супер хрупкий. Почему тема популярна, потому что умирают каталики в гарантийный срок, убивают новенький движок, а диллер говорит это не мы, это вы топливо залили плохое, и случаем таких море. Про это даже За рулем писали. Не знаю как сейчас, но вроде бы из-за огромного числа жалоб эту ситуацию изменили и теперь по гарантии меняют движки. Так же в посте не указали, что при установке ГБО обязательно вырезать катализатор, так как газ его убьет в разы быстрее. А если у вас кореец по типу рио или соляриса, то можно и движок на помойку выкинуть за пару тыс километров.3
  • Василий Пупкинuser549339, то-то сейчас в пробке из-за зада стоящего перед тобой кроссовера ничего не видно. Народ беднеет.0
  • Иван СусанинГлубже надо смотреть на эту тему.Народ нищий и не от хорошей жизни на этих "вёдрах" ездят.3
  • ЖукSebastian, хм, а качество бензина не влияет на вонь? Могли бы ввести льготную программу по переводу на газ, он экологичнее, дешевле и гораздо меньше воняет, НО они только подняли цены за гбо)1
  • ЖукET, все дело в деньгах же1
  • name surnameA, совершенно верно. Астра 2007 год, в ПТС евро 4, но только потому, что тогда евро 5 не было в России, так бы евро 5 было. А машине так-то скоро 15 лет3
  • Sebastian PereiraНикита, и в чем же «суть проблемы»?1
  • Тяну резину с решением однажды «диагностированной проблемы с каталиком». Трудность представляет неубедительность слесарей и отсутствие консенсуса по полученным заключениям. Откровенно говоря, я бы сто раз подумал, прежде чем отказываться от покупки нового автомобиля, чем от более комфортного и б/у, так как по заверениям официалов обычная эксплуатация обычного авто проходит нормально в части каталика в любом возрасте, так как ресурс каталика предполагает привязанную к сроку эксплуатации авто величину, эксплуатируй аккуратно и будет так (каталик — НЕ расходная деталь). Получить качественную консультацию у официалов нельзя (облико морале: воздерживаемся от консультаций по решениям, за которые авторизацию отзывают), от небольших мастерских в основном — «Выбивайте и не беспокойтесь». Отзывы выбивших: вонь, грохот, повышение расхода, лучше бы не выбивал и выглядещие среди них заказушно «Выбил, доволен до усрачки, летит быстрее-ест меньше-чего-я-раньше-не-сделал" (у Автора в начале похожий «Отзыв»). А делать надо.2
  • Hey, За пять тысяч каталиков не встречал, от 12 до 25 килотонн просили. Не иначе ставить какой-то «металлический» у полуприличных слесарей, а от выбивания отказываться.1
  • Мальчик в пузыреНикита, то пусть дедушка едет на автобусе или блаблакаре4
  • Мальчик в пузыреET, да вы, кажется, не знаете, что такое нужда. Рад за вас.2
  • АвтоГлушЯ работаю в компании АвтоГлуш специализируемся по ремонту и тюнингу выхлопных систем. Конечно же удаление катализатора это неправильное решение но увы у нас не очень качественная топливо прикладываю фотографию у которых автомобили мы вырезали катализатора. Не могу вам порекомендовать установить универсальное катализаторы под евро 5 с металические соты2
  • серждвижок как и человек требует к себе внимания, проводите ПОЛНОЕ Т/О и все будет норм во всех пониманиях, мы в россии живем, где все ПРОБЛЕМЫ из-за качества топлива.1
  • Юрий МельниковMichael, Болгары ездят на таком хламе... Какие стандарты?! Они просто лезут в ЕС всеми правда и и не правдами.0
  • Юрий МельниковMichael, прокололи ребята колесо в Болгарии... Снятие, разбортовка, заклеивание, сборка и установка колеса стоило столько же сколько стоит бутылка пива...0
  • Катя ЧерноваA, а как Вы удостоверились в том, что с катализатором всё в порядке? 2 года уже прошло... Как машина поживает, какой пробег? Нейтрализатор на месте? :) Прост моей 13 годиков вот, 110к пробег. Мне сказали, скоро менять надо будет. Тяга реально пропала. Не нравится мне это. Новый катализатор поставить не смогу Но и природу убивать не могу. Дилемма.0
  • Катя ЧерноваET, нет... Я экоактивист, я защищаю природу. Но даже я не могу отдать 100+ тыщ за новый катализатор на 13-летнюю машину, которая неизвестно сколько ещё прослужит. Это очень дорого2
  • Катя ЧерноваMichael, а 100+ тысяч на новый катализатор тоже государство будет всем раздавать? Это реально большая цена. Не все в месяц столько получают в Москве. Про другие регионы молчу.0
  • Ильдар ОсмановМашина просто заглохла на дороге,накрылся католизатор,сняли его и всё.0