
Как работает омыватель лобового стекла
Если на улице дождь или снег, «дворники» хорошо чистят ветровое стекло.
Но когда из-под колес впереди идущей машины летит поток грязи, никак не обойтись без омывателя. Рассказываем, как устроен омыватель ветрового стекла, как он работает и как ломается.
Что такое стеклоомыватель
Это устройство, которое принудительно подает воду или специальную моющую жидкость на лобовое или заднее стекло. Вода или омывающая жидкость растворяет и смягчает загрязнения на стекле, после чего их легко убрать дворниками, которые включаются вместе с омывателем
Как включить омыватель лобового стекла
В большинстве автомобилей омывателем управляет подрулевой переключатель справа. Движения вверх и вниз активируют дворники, если потянуть на себя — стеклоомыватель лобового стекла, а от себя — заднего, если он есть.
В некоторых машинах правый подрулевой переключатель — селектор режимов АКПП. Дворниками и омывателем управляет левый подрулевой переключатель, совмещенный с рычагом поворотников. Чтобы включить дворники, нужно повернуть колесо на краю переключателя, а для омывателя есть отдельная кнопка на торце. Омыватель заднего стекла обычно выносят на отдельную кнопку на приборной панели или рядом с ней.
Подробная инструкция есть в руководстве по эксплуатации к каждому автомобилю.

Как работает омыватель лобового стекла
Омыватель брызгает омывающей жидкостью или водой на лобовое стекло, когда водитель нажимает на кнопку или рычаг подрулевого переключателя. После этого включаются «дворники», которые счищают смытую грязь со стекла.
Как включить омыватель и куда заливать жидкость, указывают в инструкции к автомобилю. Но даже если вы потеряли инструкцию, разобраться несложно: ищите значок с изображением лобового стекла и фонтана на подрулевом переключателе или на отдельной кнопке. Такой же символ есть и на крышке бачка омывателя под капотом.




Устройство омывателя лобового стекла
Бачок омывателя — резервуар для омывающей жидкости или просто воды. Его обычно ставят в передней части машины — под левой или правой фарой, в нише бампера. Если же под капотом есть место, бачок могут расположить там. В редких случаях его прячут за передним крылом — когда, например, в моторном отсеке совсем мало места, а в нишах бампера уже стоят радиаторы.
Объем бачка — 3—5 л. На машины с омывателем только ветрового стекла обычно ставят небольшие бачки. А если установлен омыватель фар или заднего стекла, то и объем бачка будет больше, с запасом. Автомобилисты нередко отключают омыватель фар, чтобы снизить расход омывайки. Иногда в бачке есть подогрев — трубка с горячим антифризом, отводящим тепло от двигателя.
Омывающая жидкость может быть, например, обычной водой из-под крана, летом ничего страшного в этом нет. Хорошая летняя омывайка в магазине стоит от 150 ₽ за 5 л готового раствора или концентрат во флаконе или таблетке. За эти деньги производители обещают приятный запах и хорошие моющие свойства.
Зимой все сложнее: жидкость должна не только хорошо отмывать грязь, но и не замерзать даже при сильном морозе. Обычно чем ниже рабочая температура у незамерзающей жидкости, тем она дороже. В основе любой разрешенной к продаже в российских магазинах незамерзайки — изопропиловый спирт. У дешевых вариантов обычно сильный запах, от которого режет глаза. Дорогая зимняя жидкость стеклоомывателя приятно пахнет, не вызывает дискомфорта и действительно не замерзает при температуре, указанной на этикетке. Цвет жидкости, как летней, так и зимней, может быть любым.
Также есть незамерзайка на основе метанола. В России она официально запрещена, но ее продают на трассах, на авторынках или через электронные доски объявлений. Она не пахнет и не вредит здоровью, но ее характеристики могут быть совсем не такими, как написано на этикетке. Поскольку ее не сертифицируют, никто не следит за потребительскими качествами. Поэтому, например, она может замерзать при −15 °C вместо заявленных −35 °C.
Трубки и фитинги. Омывающая жидкость поступает к форсункам по жестким пластиковым трубкам или гибким шлангам. Их стыкуют между собой фитингами — быстросъемными соединителями. Магистральные трубки иногда оборудуют подогревом.
Обратный клапан. Чтобы жидкость начала разбрызгиваться из форсунок, насосу нужно заполнить магистраль. Это занимает всего 2—3 секунды, но когда вы на трассе, а стекло залило грязью, это может стать опасным моментом. Чтобы жидкость не стекала по магистрали обратно в бачок, перед форсунками устанавливают обратный клапан. Он сокращает время между нажатием на рычаг или кнопку и подачей воды на стекло. Если в заводской комплектации автомобиля обратного клапана нет, его несложно поставить самостоятельно.
Форсунки распыляют омывающую жидкость. Их устанавливают на капоте или на жабо — пластиковом обтекателе под ветровым стеклом. Чтобы жидкость зимой не замерзала, во многих автомобилях в форсунки ставят нагревательный элемент.
Веерные форсунки распыляют жидкость в виде веера, отрегулировать их можно только по высоте. Расход жидкости ниже, она сразу попадает практически на всю площадь стекла. Но они более чувствительны к грязи и могут засориться при попадании мелкого песка. Кроме того, на высокой скорости поток воздуха сдувает веер и вода брызгает не выше середины лобового стекла. Дальше воду разгоняют «дворники».
Струйные форсунки направляют на стекло одну или несколько струй жидкости. Струи более устойчивы к ветру, а такие форсунки — к загрязнениям. Но расход жидкости будет выше: чтобы покрыть все стекло, нужно больше времени. Регулировать нужно каждую струю в отдельности, причем не только по высоте, но и по направлению.
Насос омывателя, как правило, стоит в нижней части бачка. К нему обычно подходит трубка подачи жидкости — магистраль — и два провода. Если в машине заднее стекло с омывателем, то магистралей будет две. Подачу жидкости переключают между ними клапаном внутри корпуса насоса и полярностью питания.









Почему не работает омыватель лобового стекла
Закончилась жидкость. Если струи из форсунок слабые — скорее всего, жидкость в бачке заканчивается. Проверьте ее уровень и, если нужно, долейте. Датчик уровня есть не во всех автомобилях, так что стоит регулярно проверять, достаточно ли жидкости в бачке.
Сгорел предохранитель или моторчик насоса. Если при нажатии на рычаг стеклоомывателя вы не слышите привычного жужжания — моторчик насоса омывателя не работает. Проверьте, цел ли предохранитель в цепи насоса и не повреждены ли электрические провода. Если сгорел моторчик, его надо поменять — самостоятельно или в сервисе.
Повреждены шланги или фитинги. Если насос жужжит, уровень жидкости в бачке достаточный, но струи из форсунок слабые или вообще не брызгают — скорее всего, повреждена магистраль. Осмотрите трубки, шланги и их соединения под капотом. Жидкость на поврежденном участке стекает вниз, и под машиной будет лужа с характерным запахом.
Частое место повреждения — у задней кромки капота: там магистраль постоянно сгибается и разгибается, когда вы открываете или закрываете капот. Еще одна частая причина повреждений — мыши или крысы, которые перегрызают шланги. Если повреждение небольшое, его можно починить с помощью клеевой термоусадочной трубки. Если же повреждений несколько — лучше заменить шланг на новый.
Засорились форсунки. Если форсунки брызгают не всеми струями или у струй разный напор — возможно, дело в засоре. В этом случае стоит снять их и продуть сжатым воздухом, а если это не помогло — заменить. Обычные форсунки недорогие, а вот варианты со штатным подогревом — в несколько раз дороже: в них есть не только нагревательный элемент, но и терморезистор, который выключает обогрев, когда на улице тепло или форсунка уже прогрелась.
Замерзла омывающая жидкость. Если с наступлением холодов водитель забудет заменить воду или летнюю стеклоомывающую жидкость на зимнюю, она замерзнет. Разморозить машину можно в теплом боксе, а после этого стоит заменить жидкость. Но до такого лучше не доводить: лед может повредить бачок или магистраль, их замена обойдется недешево.




Какую жидкость заливать в бачок стеклоомывателя
Летом. Вода — самое простое решение, когда температура на улице выше нуля. Она прекрасно справится с песком и грязью на стекле, практически ничего не стоит и почти всегда в доступе — дома, на заправке, в супермаркете, да хоть в колодце. Правда, стоит отметить, что при использовании жесткой воды на элементах омывателя может скапливаться налет — не так быстро, как в чайнике, но он тоже способен вывести стеклоомыватель из строя.
Если нужно именно отмыть стекло, например от следов насекомых, — в магазинах и на маркетплейсах продают множество вариантов моющих жидкостей.
Купить можно не только готовые жидкости, но и концентраты — они занимают гораздо меньше места в багажнике, а чтобы залить их в бачок, достаточно просто смешать с водой в пропорции, указанной на этикетке.
Некоторые водители используют воду с небольшим количеством средства для мытья посуды. В этом случае важно правильно подобрать пропорции: слишком малая концентрация плохо отмывает грязь, а слишком большая дает много пены, которая остается на стекле и кузове.
С наступлением холодов нужно не забыть сменить омыватель на зимний. Вода или летний омыватель не просто замерзнут, но могут повредить моторчик или бачок стеклоомывателя.
Зимой. Зимний омыватель обычно делают из спирта, воды, ПАВ, красителя и отдушки.
Смесь спирта с водой замерзает при более низкой температуре, чем вода. Чем выше концентрация спирта, тем ниже температура замерзания — и тем дороже омывающая жидкость. В состав могут входить:
- Изопропиловый спирт. Зимние жидкости на его основе — на практике единственный разрешенный российским законодательством вариант. Для температур от −20 °C нужна концентрация изопропанола более 50%. В мороз он густеет и плохо моет стекло. У этого спирта резкий неприятный запах, и чтобы замаскировать его, производители добавляют в жидкости сильные отдушки.
- Этиловый спирт. Хотя он разрешен и моет стекло лучше изопропанола, омывающие жидкости из него не делают: они будут слишком дорогими из-за госрегулирования оборота алкоголя и акцизов.
- Метиловый спирт. У него практически нет запаха, и он отлично моет стекло в морозы. Омывающие жидкости с метанолом официально запрещены в России , но их можно купить на трассе или авторынках.
ПАВ — поверхностно-активные вещества — помогают смывать со стекла следы насекомых и грязь от реагентов.
Отдушка не влияет на моющие способности, но помогает маскировать едкий запах изопропанола. Краситель добавляют исключительно для красоты — цвет не имеет значения.
Запомнить
- Не стоит ехать на машине, если на дороге грязь, а омыватель не работает: это очень опасно.
- Лучше не оставлять машину вблизи мусорных контейнеров: мыши или крысы могут перегрызть шланги.
- Если в бачке нет датчика уровня, стоит регулярно проверять и при необходимости доливать жидкость.
- Лучше заранее поменять омывающую жидкость на зимнюю до наступления холодов.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil