Как мы создали нейросеть, которая рекомендует еду под настроение

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юлия Коровкина

Страница автора

Идея и суть бизнеса

Представьте: вы в ресторане, меню в руках, а внутри — гастрономический ступор. Официант советует стейк, но у вас аллергия на перец, да и настроение сегодня не мясное. food2mood решает эту проблему. Наш AI-сервис персональных рекомендаций анализирует ваши предпочтения, аллергии и даже эмоциональное состояние, чтобы предложить идеальное блюдо. Плюс — моментальная запись в программу лояльности ресторана.

Сейчас к сервису подключены 13 ресторанов. Самый крупный из них — сеть корейских кафе. Но это только начало. В дальнейшем рассчитываем быть партнерами самых известных ресторанов Москвы, а позже и других регионов.

Открытие

Всё началось с личной боли. Два года назад я сидела в ресторане и не могла выбрать блюдо. Все советы официанта не помогали сделать выбор блюда: на одни позиции у меня была аллергия, а другие у меня не вызывали желания пробовать. Тогда я подумала, что было бы здорово иметь умного ИИ-помощника в ресторане, который знает меня, мои вкусовые предпочтения и мой опыт в этом и других ресторанах. Так я стала изучать рынок, конкурентов, возможности создания подобного AI-сервиса.

Моим первым нагом на пути создания бизнеса стало проведение исследования*. Его участниками было все мое окружение: студенты университета, родственники, друзья и их друзья. Результаты показали, что более 75% людей сталкиваются с той же проблемой, т.е. сложностью принять решение, какое блюдо им хотелось бы попробовать прямо сейчас в конкретном заведении. Так, с нуля, без инвесторов, но с огнём в глазах, я собрала команду и начала заниматься проектом.

*CustDev на выборке в 1000 респондентов целевой аудитории: молодежь (21-25 лет) + женщины (35-40 лет)

Траты на запуск

Наш стартовый капитал — 1,3 млн рублей, и это не деньги инвесторов, а два гранта:

  • Первый на 300 000 ₽ в 2023 году я получила от Росбанка и Финансового университета при Правительстве РФ за победу в конкурсе «Создай свой стартап».
  • Второй на 1 000 000 ₽ в 2024 году получен от Фонда содействия инновациям («Студенческий стартап»).

Этих средств хватило, чтобы проверить гипотезу, обучить нейросеть и создать MVP. Первые продажи подтвердили: рынок ждал нашего проекта.

Ошибки на этапе открытия

Я часто грешили тем, что заполняли заявки на различные конкурсы в последний день. Например, на конкурс грантов Студстартапа я подавала заявку в последние часы. Тогда сайт "лег" и я еле успела отправить анкету.

Кстати, в этом конкурсе я в итоге победила, но тем не менее навыки тайм-менеджмента это то, чего мне явно не хватало на момент запуска. Более того, на момент запуска бизнеса я была второкурсницей, у которой самый активный период учебы. Совмещать и учебу очного формата и создание своего дела оказалось сложнее, чем я могла это предположить.

Сейчас все дела, у которых есть дедлайн я вношу в календарь и не откладываю на потом то, что будет уже недоступно, чтобы карета не "превратилась в тыкву".

Команда

Сейчас у нас в команде 6 человек:

  • СЕО, то есть я
  • СТО — гуру ИТ-разработки с собственным бюро
  • CIO — эксперт по ИИ из Минпромторга РФ
  • Python-разработчик — автор курсов по созданию Telegram-ботов
  • Юрист — специалист по интеллектуальной собственности стартапов
  • Ментор — доктор экономических наук, директор Бизнес-школы Финуниверситета

Некоторых коллег я нашла "в холодную" через фриланс-платформы, а кто-то присоединился к проекту через поиск среди друзей. Например, программиста мне порекомендовал мой старый знакомый, с которым я играла в одной музыкальной группе.

Доходы и расходы

Это коммерческая тайна

Продвижение

Мы не просто продаём — мы интегрируемся. Недавно мы заключили несколько партнерств с системами лояльности, автоматизации и ИТ-решениями на рынке HoReCa. Совместно с ними мы создаем дополнительную ценность для их ресторанов.

Также мы напрямую сотрудничаем с "сетевикам". Недавно я познакомилась с департаментами инноваций нескольких известных брендов. Эти контакты привели к первым переговам о внедрении food2mood для их гостей.

А еще от своего имени я веду телеграм-канал, где рассказываю, как развивается проект и наша команда.

Сложности в сфере

Самый большой затык — выстроить грамотно систему обучения персонала. Если официанты не заинтересованы понять принцип работы сервиса и качественно рассказать о нем клиентам заведения, то наличие QR-кода на столе сводится к нулю.

История о бизнесе

Потратили месяц на создание отдела продаж… Моя команда ходила по заведениям и предлагала наш продукт. Это были локальные кафе и рестораны, которые выслушивать предложение, но в ответ мы получали только "мы вам перезвоним". В основном это были не сетевые заведения, у которых не было заинтересованности в масштабировании.

На этом горьком опыте мы поняли, что сотрудничество с мелкими локальными точками экономически невыгодно и стали смотреть только в сторону "сетевых" заведений.

Более того, после этой неудачной схемы продаж, для себя я поняла, что никто лучше не продаст мой стартап, чем я сама. Лично я общаюсь с представителями заведений, хожу на мероприятия, где можно найти новых партнеров и принимаю решения о формах сотрудничества.

Команда занимается только техническими интеграциями и различной операционкой. Зато ребята, которые поработали тогда в "отделе продаж" теперь могут продать что угодно — даже ИИ-рекомендации пингвинам в Антарктиде.

Планы

В ближайших планах — продолжать привлекать инвестиции. Очень рассчитываем выиграть еще один грант от Фонда содействия инновациям. Немаловажно пройти еще одну акселерацию бизнеса. На этот раз нацелены на акселератор Фонда развития интернет-инициатив и Академию Инноваторов. Кроме того, проект стал финалистом программы "Создай НАШЕ", там я выиграла акселерацию. Совсем скоро наступит жаркая пора работы 25/7.

Также мы хотим подключить к сервису больше ресторанов и кафе. Присматриваемся к разным сетевыми ресторанами. Мы надеемся, что сможем поднять интерес владельцев "вкусных мест" и поможем им привлечь еще больше поклонников их кухни через свой AI-помощник выбора блюд.

А еще мы хотим организовать коллаборации с другими интересными проектами. Готовы рассмотреть самые смелые и неочевидные интеграции, чтобы сами клиенты сами с удовольствие рассказывали о продукте, который сделан с большой душой. Вместе с партнерами мы можем быть еще более креативными и интересными для клиентов.

Ну, и конечно, пиар наше все, поэтому сейчас мы выбираем студию для записи подкаста. В нем очень хочется поделиться о том, какой путь уже преодолели, дать подсказки начинающим стартап-проектам и заявить о себе как о перспективном сервисе, который способен двигать FoodTech- индустрию.

Вот что еще мы писали по этой теме