Как я изменил свой подход к чтению и понимание идеала искусного читателя
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Мой дед всегда казался мне невероятно умным человеком. На его полках и сейчас стоят множество книг самой различной тематики. Я помню, как впервые увидев его библиотеку, пришел в ужас от понимания факта, что все эти знания находятся у него в голове. Чтобы представить масштаб, вообразите себе длинный книжный шкаф вдоль стены 15х3 от пола до потолка заставленный книгами.
Его библиотека вызывала восхищение: никогда бы не подумал, что человек может прочитать столько книг самостоятельно. Там было много текста самой разной направленности — художественная литература, инженерные пособия, историографические исследования, философские трактаты, справочники по химии и физике, учебники по экономике и энергетике. Встречались там порой и обыкновенные юмористические рассказы, руководства по пчеловодству. Меня с моей нелюбовью к чтению каждый раз немного шатало от этого книжного шкафа, но неизменно я задавался одним и тем же вопросом — чего такого я не понимаю в чтении, что понимал мой дедушка?
Что же отличает искусного читателя от просто читающего человека? Этот вопрос долго лежал в моей голове, но впервые крепко задумался я об этом лишь недавно. На моей полке начали скапливаться прочитанные книги, и неожиданно для себя я понял, что не могу рассказать суть ни одной из них. Задаваясь этим вопросом, я вспомнил своего дедушку.
Разница между нами была велика, но его, прежде всего, отличали осознанность и гибкость в подходе к чтению. Он горел чтением: никогда не читал просто так, читал совершенно разное, но при этом каждая книга на его полке была впитана и использована в его жизни. Его искусство чтения требовало не только навыков, но понимания целей, стремления к постижению сути и способности адаптироваться к разному материалу. Наверное, именно это и является для человека одним из ключевых условий достижения читательской зрелости.
Его искусное чтение предполагало стремление взять и использовать из книги столько, сколько сама она сможет дать, при этом, он всегда знал, зачем и как он читает. Задумываясь об этом сейчас, я нахожу множество подтверждений своих ошибок — поступив на первый курс математико-механического факультета, мне почему-то много охотнее давались исторические учебники, чем двухтомник Зорича по математическому анализу.
Путь к осознанному чтению
Сейчас я уже понимаю, что не каждый материал способен открыть в нас знание, даже если мы готовы к этому, точно так же, не все мы готовы открываться знаниям, даже когда в наших руках признанные творения мастеров. Но в то время математика интересовала меня меньше, чем история, и из-за отсутствия сформулированных целей, шла тяжелее. Проблема была и со способами чтения. Глубокий анализ научпопа и поверхностный просмотр учебника по математическому анализу для целей самообразования мне были одинаково бесполезны. Из первого я старался взять систему мышления, а из второго сухие факты. Как жаль, что раньше мне не пришло в голову просто выписать это на листок. Зачастую, я брал из книг не все, и, конечно, не понимая своих целей и не сопоставляя их с материалом, не имел шансов стать искусным в чтении.
Думаю, что человек, не осознающий, зачем он открыл книгу, рискует потратить много времени впустую, так и не приблизившись к желаемому. После глубоких раздумий и внутренней работы, цель чтения для меня стала не только ориентиром, но и инструментом осмысления, которая помогает переоценивать прочитанное, выстраивать путь дальнейшего развития. Она может быть низкой (например, убить время), или может быть высокой — расширить кругозор, углубить мировоззрение, повлиять на внутренний рост. Она всегда пересматривается и почти никогда не фиксируется надолго. Это во многом обуславливается тем, сколько и что я хочу извлечь, и сколько уже извлек из материала, автор которого ставил перед собой определенные цели. В зависимости от моих целей теперь меняется и способ чтения.
Ошибка многих заключается в том, что они читают любые тексты одинаково — без учета их жанра, сложности, назначения. Я считаю, что это один из главных недостатков безыскусного чтения. Один и тот же способ чтения не может раскрыть ценность каждого произведения.
По этим же причинам мне не давался математический анализ. Привыкнув читать не вникая, для галочки, не выходило разглядеть смысл в словах и определениях. Согласитесь, что углубленный анализ художественной классики и всех новостных сводок газеты будут иметь совершенно разные эффекты на читающего. В то же время каждое произведение может читаться разными способами. Сейчас, изучая математику, читая вдумчиво и не торопясь, применяя полученные знания, я убежден в этом как никогда.
Помню, как в школе, прочитав одну и ту же книгу, в нашем классе ребята понимали ее совершенно по-разному. Причина была в различии целей и способов чтения, зачастую неосознанных. Дедушка, как искусный читатель, напротив, не допускал этого: он всегда сознательно выбирал способ чтения в соответствии с поставленной целью. Некоторые книги он читал с блокнотом в руках, для некоторых ему хватало карандаша, а газеты и вовсе не требовали чего-то дополнительного. Что-то он прочитывал быстро, а на некоторых страницах мог сидеть часами. Это всегда вызывало большое удивление, но, не желая разбираться, даже его объяснения не могли убедить меня в пользе такого подхода.
Размышляя об этом, экспериментируя, можно действительно убедиться, что важны не только цели нашего чтения. Мы можем читать без рассуждений — погружаясь в мир автора, не анализируя, или постоянно задавать себе вопросы — вступая с ним в диалог. Мы можем читать поверхностно — чтобы просто уловить смысл, или углубленно — позволяя тексту изменить нас. Даже скорость и целостность читаемого может влиять на то, что мы возьмем из текста после прочтения. Я считаю, что только читатель, который научится распознавать свои цели и применять подходящие под эти цели способы, в конечном счете имеет шанс стать подлинным мастером в этом искусстве.
Мое чтение поменялось. Поменялось и понимание идеала искусного читателя, несмотря на то, что сам он остался тем же — этот человек был способен осознанно выбирать как цель, так и путь чтения, в зависимости от материала. Он не просто потреблял текст, он жил им, позволял ему влиять на свои мысли, чувства, поступки.
Заключение
Вопросы "Зачем читать?", "Как читать?" и "Что читать?" — естественны. Они объединяют внимание, вдумчивость, критику, внутреннюю работу и выбор. Без них невозможно вникнуть в текст и трансформироваться через опыт автора, без них само чтение приносит больше вреда, чем пользы. Понимание целей, способов чтения и адаптация к тексту — действительно обязательные условия искусного читателя. И я очень благодарен своему дедушке, за этот урок.
