«Хочу vs Могу»: как преодолеть внутренние барьеры при изучении языка

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Козлова Татьяна

Страница автора

Привет, С вами снова ваша Таша.

Хотите выучить иностранный язык? Английский например? Или турецкий? Может китайский???

Наверное надо.. ведь современный мир диктует новые требования в любой профессиональной сфере. Вы можете быть просто хорошим сварщиком и работать на заводе, а можете быть хорошим сварщиком с международным сертификатом… и тогда вам открыта дверь в любую респектабельную компанию. Про финансовую разницу умолчу, думаю и так все понятно.

О Сообщнике Про

Репетитор по английскому языку с 20-летним стажем. Веду блог в телеграм-канале ArsentevaSchool. Увлекаюсь языками, юриспруденцией, спортом.

Отсюда вывод — пойти и записаться на курсы, найти себе репетитора, купить курс онлайн или хотя бы самоучитель. Для начала. На словах все просто, но, как показывает практика, 90% таких начинаний заканчиваются тратой денег на покупку курса или красивого учебника. Внутреннее сопротивление, прокрастинация, бешеный темп жизни и масса семейных проблем. Этот перечень знаком любому взрослому.

И вопрос обрастает сомнениями, а надо ли оно мне? А бывает другая ситуация.

Многие из моих клиентов, которые уже прошли уровень А1, признаются, что вроде и потребность есть, и время стараются найти ( не поверите те, но есть случаи, когда задания выполняют и в 5 утра, пока дети спят…), то есть элемент "хочу" поставлен, но поток лингвистических ошибок, трудностей в понимании грамматики и завышенных ожиданий к себе перекрывает все моральные подвиги и человек задаётся вопросом: а я вообще могу выучить язык? У меня, наверное, нет способностей, я не могу заговорить свободно и вообще, язык — это не моё, потому что я далеко не самое умное создание этого мира….

Очень жаль слышать такие выводы самобичевания. Чисто по-человечески.

Однако новый профессиональный вызов, меня, например, мотивирует. И этот свой (как ни странно))), профессиональный недочет я каждый раз пытаюсь исправлять индивидуально с каждым клиентом, а теперь и вместе с вами.

Ведь преподаватель лингвист обязан быть психологом. Давайте разберёмся. В нашей теме наблюдается конфликт способности — желания. На первый взгляд.

Способности это "закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей (психических процессов)". (Рубинштейн С.Л.) Они не являются чем-то "забетонированым". Они формируются в процессе нашего взаимодействия с миром. То есть важна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Результаты этой деятельности обобщаются и закрепляются, формируя " строительный МАТЕРИАЛ" для построения способностей. Мы не говорим сейчас о задатках (для развития, к примеру, музыкальных способностей).

Это немного другой ракурс вопроса. То есть способности есть у каждого из нас. Мы их развиваем, когда упорно тренируемся, если говорить по простому. Вы научились плавать или ездить на велосипеде, вы учились пошагово, тренировались. Падали или тонули, но снова пытались и тело откликнулось. Вы же не говорили при этом — у меня нет способностей, я неудачник. Потому что речь шла о физическом проявлении способностей, которые перешли в наблюдаемый вами навык, развитие которого было легко увидеть и оценить.

С изучением языка все точно так же. Только это внутренний, не особо наблюдаемый процесс. Но если вы будете более внимательны к себе и начнете анализировать свои действия пошагово, вы увидите те же этапы развития.

Начиная учить язык, с самого первого занятия вы уже можете приветствовать и прощаться, узнавать как дела, усваивать основы чтения слов. Это начальный этап. И естественно если вас сразу пригласят в качестве переводчика президента, то вы не потянете, уж извините))). Вы же не плывете 100 метровку баттерфляй сразу после первого занятия по плаванию?

Вот такая философия лингвистической психологии. А теперь конкретные шаги по решению вопроса.

Итак, начиная изучать любой иностранный язык определяемся по следующим моментам:

  1. Какая моя цель? Мне нужен разговорный или профессиональный английский? На каком уровне ( А1- С1)?
  2. Какие сроки изучения? Исходите из реальности. Ни один вменяемый профессиональный преподаватель не пообещает вам уровень В2 или выше с исходника А1 после курса в 1 месяц. Даже если вы будете заниматься каждый день.
  3. Поставьте правильную установку для своего подсознания. "Мне нужен английский для…. Я могу, я на это способен и готов работать. Пошагово. Поэтапно".
  4. Обсудите с преподавателем/ школой этапы работы. Ориентируйте преподавателя точно и честно. Очень часто клиенты презентуют свой исходный уровень выше, чем он есть, но входное тестирование и собеседование ( это важно!) всё равно выявит недочёты. Чётко определяйте сроки. Обсуждайте моменты, которые вас не устраивают. Объективно. К примеру, вам нужен уровень А2 при исходнике А0, у вас срочный момент карьерного продвижения. Школа вам предлагает стандартный годовой курс. Вам это подходит? Оптимизируйте оффер или ищите другие варианты школ/репетиторов.
  5. Другой вариант, у вас хороший разговорный В1. Вам нужен В2, юридический английский. Полируйте грамматический класт и погружайтесь в юридическую лексику. При правильном графике занятий и 100 % отдачей за три месяца вы зайдёте в свой perfect.
  6. Определитесь с выбором пособия. Вместе с преподавателем, сотрудничая и обсуждая. Заявки типа " я обучаю только по headway, это классика" или "в нашей школе разработаны свои методические пособия" не всегда работают. На данный момент британскими и американскими методистами разработаны десятки интересных и успешных пособий. Надо понимать, что восприятие информации у всех разное. Кому-то нужно больше схематически оформленного материала, кто- то ориентируется на текстовые фрагменты или любит воспринимать материал на слух. В любом случае, пособие должно быть аутентичным, то есть составленным носителями языка ( обычно это коллектив авторов). Издательства Oxford, Cambridge, Longman.. При всем глубоком уважении к отечественным методистам- лингвистам, я снимаю шляпу перед методистами носителями, у нихвсегда наблюдается чёткое целеполагание, методическая логичность и коммуникативная ориентированность, соблюдение специфики заданий ( в экзаменационных курсах). Общекоммуникатиные курсы покрывают все аспекты языка, то есть вы увидите блоки фонетики, грамматики, чтения, письма, аудио упражнения, все в комплекте. Однако, мой опыт показывает, что иногда ( по ситуации) заданий по грамматике, к примеру, бывает не достаточно и мы подключаем узконаправленные учебники. Поставьте под сомнение, если преподаватель предлагает вам учебник или самоучитель по базовому английскому или того хуже самоучитель русскоязычного автора, эффективность использования таких пособий приблизится к 0%.
  7. Если вы нацелены на сдачу международного экзамена ( IELTS,CAE, TOEFL), подключайте спецпособия по подготовке к конкретному экзамену. Там прорабатывается техника выполнения узкоформатных заданий под конкретный экзамен, даются чёткие рекомендации.
  8. Разбивайте большую цель на мелкие задачи. Проследите поэтапность, визуально или виртуально, как вам удобнее. Так вы будете четко понимать свои результаты и проседания, а также закроете сомнения в своей неспособности.

Успехов в изучении!!!

  • Comrade SkarlettНаблюдая за знакомыми и коллегами (работа связана с использованием ин.языка), поняла, что людям часто мешает 1. неловкость за свой акцент 2. боязнь сделать ошибку Почему людей так парит акцент, для меня загадка. "Я не могу говорить как диктор BBC, поэтому я лучше буду молчать". Но это часть идентичности. У меня светлые волосы, зеленые глаза и славянский акцент, потому что я русская. Почему и зачем я должна что-то из этого прятать? Акцент - это не вопрос уровня образования, в нем нет ничего предосудительного. Наоборот, он иногда звучит очень мило, иногда горячо, иногда по хорошему забавно. Индусов в англоязычном стендапе просто обожаю. Про ошибки. Когда я вижу, как итальянец или американец, который учит русский, что-то говорит с ошибками, я не думаю: "Ааа, лошара, неправильно проспрягал глагол". Я думаю: "Чувак, у тебя стальные яйца, раз ты взялся за этот сложный язык, ты просто огонь, я горжусь тобой".0
Вот что еще мы писали по этой теме