Как звучит язык барабанов: путешествие в мир ритмической лингвистики
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Можем ли мы говорить без слов? Оказывается — да. В Сенегале существует уникальный способ общения, в котором каждое высказывание — это серия ритмичных ударов. Это язык называется «сабар». Это барабанная система передачи смысла, признанная полноценной формой лингвистического выражения. Он существует параллельно с устными языками, но в нём вместо слов — звуки ударов, и они могут «рассказывать» истории, передавать команды или даже выражать эмоции.
О Сообщнике Про
Лингвист, специалист по языкам мира. Училась в РГГУ, СПбГУ и Амстердамском университете (UvA). Работаю с редкими и исчезающими языками, включая барабанные. Пишу научно-популярные тексты.
Одноименный барабан сабар — это не просто музыкальный инструмент. Он выполняет роль носителя языка. Каждому удару или сочетанию ударов соответствует определённый слог или слово на языке волоф, одном из крупнейших языков Сенегала. Например, короткий, резкий удар может обозначать местоимение, а длинный раскат — предлог. На сабарах «говорят» точно так же, как на волоф — просто без голоса. Это ритмическое письмо, живое, звучащее, и при этом — понятное тем, кто владеет его грамматикой.
Сабар может использоваться в самых разных контекстах: от интимных семейных мероприятий до массовых матчей на стадионах. Он сопровождает танцы, церемонии и даже социальные комментарии.
Каждое поколение барабанщиков учится владеть языком ударов с детства. Дети растут в атмосфере непрерывного звука: в доме, на улице, на праздниках. Они впитывают «речи» сабара интуитивно, так же как мы осваиваем родной язык. Позднее они учатся интерпретировать тонкие различия между ударами: одни передают открытые слоги, другие — закрытые, третьи — долгие, четвертые — короткие.
Существует более девяти разных ударов, в том числе ручные (ладонью по коже барабана), палочные и комбинированные. Например, удар gin выполняется рукой и используется для выражения слогов с закрытыми гласными, тогда как tan — это палочный удар, чаще соответствующий открытым гласным.
Моё исследование посвящено связи между этими ритмами и структурами языка. Я анализирую, как каждый удар соотносится с конкретными звуками, слогами и даже значениями слов языка волоф. Например, слово “Сенегал” (Se-ne-gal) может быть выражено серией ударов tan rwan rwan. И это не просто условность — это устоявшаяся форма в «лексиконе» барабанного языка.
Что особенно увлекательно — такие языковые «суррогаты» есть не только в Африке. Барабанные или свистовые языки существуют в Азии, Южной Америке и Океании. Везде, где ландшафт или социальные условия делают голосовую речь менее эффективной, появляются альтернативы. Они не просто музыкальны — они осмысленны.
И хотя подобные системы долго считались скорее этнографическим курьёзом, сегодня лингвистика пересматривает своё отношение. Мы всё чаще говорим не только о языках, которые можно прочитать или услышать голосом, но и о тех, которые нужно чувствовать кожей.