«Хорошие девочки»: как не нужно воспитывать детей

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторская орфография и пунктуация. Описанный опыт — личный и не является медицинской рекомендацией

Аватар автора

Даниэла Пургина

Страница автора

Никто не знает как на самом деле правильно надо растить детей, даже доктор Спок. Но можно порассуждать о том, как их воспитывать не стоит. Я выскажу свое субъективное мнение: на мой взгляд не стоит воспитывать из ребёнка "хорошую девочку". Мальчиков эта модель затрагивает гораздо реже, поэтому в литературе употребляется термин "хорошая девочка".

О Сообщнике Про

Врач-гастроэнтеролог, гастропсихолог, когнитивно-поведенческий терапевт. Занимаюсь психотерапией функциональных заболеваний ЖКТ (синдром раздраженного кишечника, функциональная диспепсия, функциональная диарея), тревожных расстройств и расстройств пищевого поведения. Веду телеграм-канал «Гастропсихолог Пургина Даниэла» и сообщество в ВК «Тревожные кишочки».

Синдром «хорошей девочки» — это неформальный термин, под которым обычно понимается устойчивая модель поведения, при которой ребёнок, чаще девочка, стремится быть удобной, послушной, соответствовать ожиданиям взрослых и избегать конфронтации любой ценой. На первый взгляд, такое поведение может восприниматься как показатель воспитанности и зрелости.

Однако с точки зрения современной психологии, за этим часто скрываются механизмы, способные негативно повлиять на психологическое здоровье в будущем.

Что стоит за это «хорошестью»

Поведение «хорошей девочки» часто строится на внешней самооценке и страхе утраты любви или одобрения. Это означает, что ребёнок начинает воспринимать себя ценным только тогда, когда отвечает ожиданиям окружающих. В основе лежат иррациональные убеждения, например:

  • «Если я проявлю злость — меня разлюбят»,
  • «Я должна всегда нравиться другим»,
  • «Ошибки — это плохо, их нельзя допускать».

С точки зрения КПТ, такие установки относятся к дисфункциональным и формируют повышенную уязвимость к тревожным и депрессивным расстройствам. Почему? Да потому что человек находится в постоянном внутреннем напряжении, а мы знаем, что хронический стресс ни к чему хорошему не приводит.

Исследования в области клинической психологии показывают, что постоянное подавление эмоций и ориентация исключительно на внешнюю оценку ассоциированы с рядом психологических трудностей. (Пока дождешься от этих окружающих похвалы и признания, не только тревогу заработаешь 🫠)

Тревожность и перфекционизм: метаанализы показывают, что перфекционистские установки и хроническое стремление соответствовать высоким стандартам связаны с повышенным риском генерализованного тревожного расстройства, обсессивно-компульсивного расстройства и нарушений пищевого поведения (Limburg et al., 2017).

Нарушения эмоциональной регуляции: дети, приученные «быть хорошими», нередко не учатся распознавать и выражать собственные эмоции. Это повышает вероятность алекситимии и соматизации, что также подтверждено в исследованиях (Lumley et al., 2007). Если не хотите выражать эмоции сами, то за вас это сделают ваши кишочки, но помните, что приятного в этом будет мало. Поэтому лучше сказать злящему вас человеку, что он бесит, чем держать рот на замке, но потом обосраться.

Снижение автономии и самооценки: формируется зависимость от внешней оценки. В долгосрочной перспективе это затрудняет принятие решений, осознание собственных желаний и формирование здоровых границ во взрослых отношениях.

Повышенный риск эмоционального выгорания и депрессии: хроническое напряжение от необходимости «быть правильной» связано с эмоциональным истощением. В зрелом возрасте такие женщины чаще страдают от синдрома эмоционального выгорания, особенно в помогающих профессиях (Taris et al., 2005).

Как родитель может помочь

✔️Не поощрять «удобство» как единственную или главную ценность.

✔️ Поддерживать право ребёнка на выражение чувств (в том числе негативных). Ребенку можно и нужно высказывать свое недовольство.

✔️ Задавать вопросы: «Что ты сама хочешь?», «Что тебе нравится, что не нравится?»

✔️Подавать пример уважительного отстаивания собственных границ.

Это важно чтоб ребенок учился понимать свои чувства, эмоции и желания. И нет, не надо мне писать, что так можно вырастить эгоиста или психопата. Если ребенок научится выражать свои эмоции, он не станет резко психопатом. Это про здоровый баланс и ассертивность, когда ребенок/взрослый уважает не только других, но и себя.

Человек, удобный для других, неудобен в первую очередь для себя. А единственный человек, с которым мы живем от рождения и до старости — это мы сами.

Сообщество