
Я провел в Kingdom Come: Deliverance 2 больше 20 часов — и для меня это уже главная игра 2025 года
4 февраля на ПК, PS5 и Xbox Series наконец-то вышла Kingdom Come: Deliverance 2.
Вторую часть средневековой RPG ждали семь лет. Судя по всему, не зря. Всего за сутки тираж сиквела превысил миллион копий, а критики и игроки чуть ли не в один голос называют KCD 2 главным кандидатом на звание «Игры года».
Я не успел пройти Kingdom Come: Deliverance 2, и финального мнения об игре у меня пока нет. Но первые впечатления после 25 часов уже сложились. В этом материале я расскажу, чем меня порадовала KCD 2. А в конце помогу определиться, стоит ли вам покупать ее.
Что вы узнаете о Kingdom Come: Deliverance 2
- Это прямое продолжение первой части
- Перед началом стоит хотя бы посмотреть пересказ сюжета оригинала
- Перенести своего героя из прошлой игры нельзя
- Тут один из самых «живых» открытых миров в играх
- Это «песочница» с линейным сюжетом
- Это все еще хардкорный симулятор жизни в Средневековье
- Бои стали удобнее, но не проще
- В техническом плане у игры все отлично
- Стоит ли покупать Kingdom Come: Deliverance 2
Что за Kingdom Come: Deliverance 2
Дата выхода: 4 февраля 2025 года
Жанр: RPG в открытом мире
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5 и Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: Deep Silver
Разработчик: Warhorse Studios
Кому понравится: тем, кто устал от фэнтезийных игр с драконами и эльфами и хочет исследовать реалистичный средневековый мир
Игры, похожие на Kingdom Come: Deliverance 2: Medieval Dynasty, Mount & Blade 2: Bannerlord, Kenshi, Red Dead Redemption 2
Примерная продолжительность: 25 часов на прохождение основного сюжета и 105 на всю игру
Перевод: субтитры на русском языке
Это прямое продолжение первой части
События игры происходят в Богемии в 1403 году, в разгар войны между королем Вацлавом IV и его братом Сигизмундом. Главный герой — сын кузнеца Индржих, родителей которого убивают во время нападения деревню.
Сам герой выживает лишь чудом и поступает на службу к пану Радцигу Кобыле, правителю Вышеграда. Главной целью Индржиха становится месть за родителей. Вместе с этим герой участвует в нескольких важных битвах против Сигизмунда.
В финале первой части Индржих становится личным телохранителем пана Яна Птачека, дерзкого молодого дворянина из Ратае. Индржих и Ян вместе с небольшим отрядом отправляются в Северную Чехию, чтобы договориться с паном Отто из Бергова о перемирии и отказе от сотрудничества с Сигизмундом. Именно здесь стартует Kingdom Come: Deliverance 2.
Во время одного из привалов на лагерь нападают бандиты. Герои спасаются, но Индржих получает серьезное ранение. Посланники из Ратае теряют все свое снаряжение, лошадей и, что самое главное, письма пану Отто из Бергова. Индржих и Ян все же добираются до замка, но без документов их не воспринимает всерьез, о встрече с паном даже речи не идет.
Но назад пути уже нет: это будет означать не только гарантированное поражение от Сигизмунда, но и личный позор для Индржиха и Яна. Поэтому им приходится проявлять смекалку и завоевывать доверие местных дворян, чтобы пробиться в верха и доставить послание.

Перед началом стоит хотя бы посмотреть пересказ сюжета оригинала
Авторы напоминают о событиях прошлой части, но делают это через короткие флешбэки и диалоги. Такой подход органичнее и лучше смотрится в сюжетной игре с акцентом на реализме, но обилие информации может запутать новичка.
В идеале перед началом KCD 2 стоит пройти первую часть, чтобы лучше вжиться в роль Индржиха и увидеть, как развиваются его отношения с Яном Птачеком. Если такого желания нет, стоит хотя бы посмотреть пересказ сюжета на «Ютубе» — таких видео там полно. На английском языке есть 10-минутный рекап от самих разработчиков. А на русском — фанатский пересказ на целых три часа.
Перенести своего героя из прошлой игры нельзя
Warhorse не предусмотрела перенос сохранений. Вместо этого в прологе предлагают определить характер Индржиха и выбрать варианты его действий в первой части — например, были ли у героя любовные отношения с Терезой.
Необходимость прокачивать протагониста заново объясняют сюжетно. После серьезной травмы Индржих «откатывается» на несколько уровней назад и теряет большую часть своих умений. Учиться читать заново не приходится, но боевые навыки, ловкость, силу, владение луком и красноречие нужно осваивать почти с нуля.
Если сравнивать с первой частью, пролог в сиквеле менее жесток к игроку, а настоящие испытания начинаются не сразу.

Тут один из самых «живых» открытых миров в играх
В средневековой Богемии всюду кипит жизнь. В лесах водятся самые разные животные, среди которых теперь есть и хищники, а у людей есть свой график. Днем мужчин можно застать за работой в поле, в то время как женщины часто проводят время на кухне, то и дело отвлекаясь на сплетни. Количество мелких реплик между прохожими поражает. За более чем 20 часов я еще ни разу не встретил повторяющихся диалогов между NPC.
Люди активно реагируют и на самого Индржиха. Стражники приветствуют главного героя и просят соблюдать закон, прохожие жалуются на плохую погоду, если вдруг пошел дождь. А если напиться с утра пораньше, это обязательно кто-то прокомментирует. Заговорить со всеми нельзя, но иногда позволяют отвечать людям короткими репликами. Нечто похожее было в Red Dead Redemption 2.
Пожалуй, сильнее всего меня поразило то, как в Kingdom Come: Deliverance 2 органично начинаются квесты. Однажды я прогуливался по стартовой деревне и забрел в таверну, где увидел сидящих за столом половцев. Другие посетители корчмы всем видом показывали свое недовольство и говорили, что захватчикам не место на их земле. Но никакого конфликта не было.
Я немного послушал разговоры пьяниц, пошел по своим делам и спустя какое-то время вновь оказался рядом с таверной. Каково было мое удивление, когда я увидел драку между половцами и деревенскими мужиками. Кажется, у меня была возможность вмешаться, но я не стал этого делать и просто наблюдал в стороне.
В итоге половцы вырубили всех мужиков и ушли в свой лагерь. Я заговорил с хозяйкой таверны, и она попросила меня помочь разобраться с нежеланными гостями. Это задание можно было начать несколькими способами: например, я мог не застать драку и просто встретить одну из жертв на улице. С половцами тоже можно поступить по-разному. Вы можете просто ворваться в их лагерь и сказать им больше никогда не приходить в деревню. Но в таком случае пропустите один из самых смешных и в то же время драматичных квестов в игре.

Это «песочница» с линейным сюжетом
Не стоит ожидать от Kingdom Come: Deliverance 2 нелинейности в духе «Ведьмака 2», Fallout: New Vegas и Baldur’s Gate 3, где сюжетные решения могут кардинально изменить ход игры и повлиять на доступность квестов. Тут большой открытый мир с кучей взаимосвязанных систем, но основная история напоминает скорее линейный блокбастер. Да, вы вольны решать проблемы разными способами, например использовать грубую силу, харизму или скрытность, но результат чаще всего один.
Эта линейность хорошо проявляется еще в начале, когда между Индржихом и Яном Птачеком разгорается конфликт. Игрок может огрызаться в ответ или, наоборот, попытаться избежать ссоры. Но вне зависимости от выбранных реплик пан обидится и пойдет в одиночку решать проблемы, а Индржиху придется самостоятельно придумывать план, как попасть в замок Троски.
Основной сюжет первой части тоже был строго линейным. Думаю, в этот раз авторы снова пошли на это специально, чтобы рассказать кинематографическую историю о мести с несколькими часами срежиссированных кат-сцен. Старые фанаты вряд ли удивятся такому подходу. А вот новички могут не знать об этом и рассчитывать на что-то в духе RPG от Larian.
Зато развилок хватает в побочных квестах. Например, кое-где можно отказаться от убийства персонажа и попробовать решить проблему миром. Но второстепенные квесты зачастую представляют собой самостоятельные истории, которые не пересекаются с основным сюжетом.

Это все еще хардкорный симулятор жизни в Средневековье
Как и оригинал, Kingdom Come: Deliverance 2 играется исключительно от первого лица. Для более глубокого погружения в мир разработчики добавили в игру много новых анимаций. Например, во время мытья в бадье Индржих наклоняется, зачерпывает воду руками и ополаскивает лицо. А для освежевания туши животного есть отдельная небольшая сценка. Но это нравится не всем, поэтому в первый же день релиза появился мод, убирающий анимацию при сборе трав.
Большую часть времени в KCD 2 приходится исследовать открытый мир, общаться с персонажами и сражаться. А еще тут есть механики «выживачей»: Индржиху нужно вовремя есть, спать, латать раны и мыться. Последнее в сиквеле особенно важно, ведь от чистоты теперь зависит отношение прохожих к герою. Женщины менее охотно общаются с грязным Индржихом, а испачканная в крови одежда моментально вызывает подозрение. Мытье в бадье не помогает избавиться от дурного запаха, поэтому лучше потратить несколько грошей и сходить в купальню. А если денег нет, можно раздобыть мыло и ополоснуться в ближайшем ручье.
В перерывах между приключениями есть время заняться алхимией и кузнечным делом. Зельеварение уже было в первой части, а вот ковать мечи и подковы прежде не давали. Это полноценная мини-игра, где нужно превращать заготовку в оружие: нагревать ее в печи, придавать раскаленному металлу форму молотом. В KCD 2 у экипировки четыре уровня редкости, а самые лучшие предметы — лишь те, что выковал сам Индржих. Поэтому крафтинг тут очень важен — особенно на поздних этапах игры, когда характеристики обычного снаряжения уже не так высоки.

Бои стали удобнее, но не проще
При создании боевой системы авторы игры вдохновлялись реальными средневековыми приемами фехтования. По сравнению с первой частью механики сражений в сиквеле глобально не поменялись: вы все так же должны вовремя блокировать и парировать атаки врага, выжидать удачное окно для ответного удара и следить за шкалой выносливости.
Вместо шести направлений атаки в KCD 2 оставили только четыре: убрали удары снизу. Это касается и врагов, поэтому защищаться от их выпадов чуть легче. Схватки с толпой противников уже не такие изнурительные: соперники в группах обычно не атакуют героя всем скопом. Окно для парирования увеличили, что тоже чуть облегчает бои.
Некоторых стычек с врагами можно избежать при помощи стелса или, например, оружия дальнего боя. Во второй части есть не только луки, но и арбалеты и примитивные пистоли. Заряжаются они очень долго, но урон наносят приличный.
В целом, бои в KCD 2 стали заметно зрелищнее. Противники куда убедительнее реагируют на ранения, а некоторые перки позволяют совершать эффектные добивания. Это все же не уровень Chivalry 2, но в реалистичной средневековой RPG такие приемы смотрятся неплохо.
Несмотря на нововведения, KCD 2 ничуть не легче оригинальной игры. Герой без хорошей брони все так же может погибнуть от нескольких ударов, а встреч с шайками бандитов на начальных этапах лучше вообще избегать. В начале у игрока также не так много шнапса для сохранений, так что случайная гибель может даже обнулить часы прогресса. Но только при условии, что вы просто исследовали открытый мир и у вас не было автосохранений перед началом или после выполнения этапов квестов.

В техническом плане у игры все отлично
KCD 2 работает на сильно модифицированной версии движка CryEngine, который также использовался при создании шутеров Crysis. И новинка выглядит великолепно. Особенно впечатляет работа с освещением и высокая дальность прорисовки. Ночи здесь в самом деле темные, зато днем очень ярко светит солнце, а с высокой горы можно разглядеть чуть ли не всю Северную Чехию.
Игра Warhorse доказывает, что для создания красивой картинки необязательно использовать новейшие технологии. В KCD 2 нет трассировки лучей и даже HDR , но это не сильно бросается в глаза, ведь даже без них игра выглядит отлично.
Куда важнее то, что KCD 2 стабильно работает на самых разных конфигурациях, не требует мощного железа и не страдает от частых подвисаний из-за компиляции шейдеров. Оптимизация на консолях тоже отличная. Я прохожу игру на PS5 Pro, и в этой версии есть только режим «Качество» в 4K при 60 FPS. Каких-либо просадок я не заметил, а сама картинка очень четкая.

Стоит ли покупать Kingdom Come: Deliverance 2
Если вам понравилась первая часть, пропускать вторую точно не стоит. Сиквел во всем лучше оригинала и предлагает тот же самый уникальный опыт, который нельзя встретить в других играх.
Если вы любите RPG, но не играли в первую часть. Kingdom Come: Deliverance 2 точно стоит попробовать, поскольку такие большие ролевые игры выходят очень редко. Это игра-событие, которую будут помнить и обсуждать еще много лет. Но перед покупкой посмотрите хотя бы пересказ сюжета оригинала, чтобы лучше понимать контекст.
Если вы фанат сюжетных игр, но не очень любите RPG. История в KCD 2 отличная, но в первую очередь это в меру хардкорный ролевой экшен, который не церемонится с игроком. В отличие от «Ведьмака 3» или Baldur’s Gate 3, тут нет выбора сложности. Так что «пробежать» сюжет, не углубляясь в геймплейные механики, у вас не получится. Если вы не любите хардкор и не желаете немного страдать в играх, то новинку лучше пропустить.
Если вы не очень любите средневековый сеттинг. В таком случае RPG вам вряд ли понравится, так как она полностью пропитана атмосферой этой эпохи. Она нарочито медленная и в каком-то роде даже медитативная. Сюжет — приземленный и местами неторопливый. Открытый мир хоть и большой, но в основном состоит из одних зеленых лугов, лесов и деревушек. Если такой реализм вам не очень нравится, скорее всего, игра Warhorse вас не впечатлит.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult