Классическая музыка для детей: в каком возрасте начинать занятия

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Татьяна Родионова

Страница автора

Меня зовут Татьяна, и я — детский педагог по фортепиано. Своё обучение музыке и этому замечательному инструменту я начала довольно рано. Поступила в музыкальную школу своего города в 5 лет, но играть на фортепиано стала, к удивлению преподавателей, за год до этого, в детском садике — подбирала знакомые песенки по слуху. Музыка в моей жизни — с рождения, и я абсолютно уверена: чем раньше произойдет встреча с классической музыкой, тем сильнее и крепче будет любовь к ней потом.

О Сообщнике Про

Пианистка, концертмейстер, композитор, аранжировщик. Лауреат всероссийских и международных музыкальных конкурсов. Преподаватель фортепиано и творческих дисциплин для детей и взрослых с опытом работы в Детской школе искусств и музыкальном вузе. Веду телеграм-канал «Татьяна Родионова — Фортепиано».

Начав преподавать, я заметила одну интересную особенность. Любовь у ребенка к музыке, возникшая сама собой или же мягко привитая родителями и ближайшим окружением, способствовала более лёгкому, продуктивному и успешному освоению музыкальных дисциплин. В таком случае музыка не просто нравится, а становится неотъемлемой частью жизни, также как привычные будни уже не представляются без занятий на музыкальном инструменте.

Поэтому если вы сомневаетесь, насколько хорош или плох ранний старт занятий классической музыкой, обязательно прочтите эту статью. Здесь я подробно расскажу, почему раннее начало занятий принесёт однозначную пользу вам и вашему ребёнку.

Когда отдавать детей в музыкальную школу

Многие родители всерьез задумываются: когда отдавать детей в музыкальную школу? И вот еще более спорный вопрос: стоит сразу определить цель занятий и начать их? Или наоборот — дать старт своим занятиям, а потом определить цель, в процессе?

Чаще всего мы видим второй вариант развития событий. Это, конечно, обусловлено множеством факторов: маленькие музыканты ещё не могут сформулировать ни цели, ни задач, ни проблематики своих будущих занятий; такое под силу только взрослым или хотя бы уже подросшим детям. Малыши с точки зрения своего физиологического состояния в 3⁠-⁠5 лет наиболее предрасположены, по мнению исследователей, к мягкому и эффективному началу занятий.

Практика показывает, что гибкость суставов и податливость мышц не являются определяющими факторами, хотя влияют на скорость приобретения и закрепления двигательных навыков.

Также существенную роль играет пластичность нейронов головного мозга и его способность к обучаемости, которые считаются более высокими именно в детском возрасте по сравнению с теми же характеристиками взрослого человека (после 25 лет). Возраст, в котором по обыкновению начинают свои занятия юные школьники, уже давно является золотым стандартом — 6,5⁠-⁠7 лет (за некоторыми исключениями).

Хорошо. Как быть?

❓Отдавать в музыкальную школу, не спрашивая («дальше разберемся по ходу дела»)?

❓Провести у ребенка опрос, который определит его цели? (Звучит как анекдот)

❓Или подождать, пока подрастет, а уж потом спрашивать? (И заодно кусать локти, что драгоценное время упущено и еще одним Моцартом планета не пополнится)

Нет, нет и нет 🙂‍↔️

Как вызвать у детей интерес к музыке

Малышам делать выбор очень сложно, психологически к такой задаче они еще не готовы. Но что действительно можно сделать, так это вызвать у детей интерес к музыкальным занятиям и классической музыке. А как это сделать?

  • Точно ненавязчиво! «Форсировать любовь» в принципе противоестественно, поэтому дозируйте время;
  • Если видите и слышите, что малыш тянется к музыкальным инструментам, к пению, ему доставляет удовольствие этот процесс, понаблюдайте за ним от 5 до 7 дней, а затем осторожно поспрашивайте: «Тебе нравится петь?», «А можешь спеть что⁠-⁠нибудь для мамы? Нам очень нравится, мы бы хотели послушать!» Согласно такой схеме, интерес инициируется с родительской, взрослой стороны, но ребенок, ощущая внимание к своей потребности, раскрепощается и начинает уделять своему желанию больше личного времени;
  • Помните! На все у вас от силы 20 минут — больше концентрацию удержать не получится, ребенок быстро устает, и его незрелый для такой работы мозг будет мечтать поскорее переключиться. Не заставляйте его заниматься музыкой больше 15⁠-⁠25 минут, позволяйте отвлечься, побегать и аккумулировать накопившуюся усталость;
  • Привычный звуковой фон для вашего ребенка играет важную роль в становлении его музыкальных предпочтений. Чем больше классической музыки вы слушаете сами, тем выше вероятность рождения любви к хорошей музыке у ваших детей!

Что я имею в виду? Нет, тут же бежать учиться самому совершенно не обязательно, можете расслабиться:) но способствовать формированию хорошего вкуса у себя, а значит, у ребенка тоже вы точно можете. Вот что я бы рекомендовала для этого сделать:

1. Старайтесь найти возможность хотя бы раз в месяц выбираться на концерт или музыкальный спектакль. Пусть это будет популярная классическая музыка, желательно, яркая и запоминающаяся для детей, но не шокирующая. Это может быть классическая музыка, которая считается детской, например, «Карнавал животных» Камиля Сен⁠-⁠Санса, или симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», циклы камерных концертов, в которых исполняются вокальные и инструментальные произведения для детей — Четыре детские песни Ф. Пуленка, «Детский альбом» П. И. Чайковского.

2. У вас активный малыш, который не может усидеть на месте? Не выбирайте долгие концерты. Пусть это будет что⁠-⁠то зрелищное, например, балет. Есть, конечно, наши любимые «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского. Хочется расширить выбор? Тогда не обойтись без «Золушки» и «Каменного цветка» Прокофьева. А можно попробовать французскую классическую музыку на вкус — тут однозначно посоветую балет «Коппелия» Лео Делиба. Уверена, среди такого многообразия вы сможете найти свой фаворит в мире шедевров классической музыки!

3. Некогда пойти на концерт? Или ничего не приглянулось в афише вашего города? Что ж, у нас есть интернет, а значит, всегда можно послушать записи хороших концертов или даже отрывки из них. Пускай классическая музыка где⁠-⁠то звучит фоном, главное, она звучит вокруг вашего ребенка. Если что⁠-⁠то в его душе откликается, ему хочется послушать еще, поощряйте это и активно участвуйте!

4. Рассказывайте ребенку о музыке то, что знаете сами. Не зачитывайте ему статьи из интернета и энциклопедий, а говорите от души и то, в чем уверены — искренне, просто и увлеченно! Дети легко заражаются интересом, их мозг особенно любопытен и склонен к познанию (вот почему малыши — такие почемучки). Помните: ваша задача — заинтересовать, увлечь ребенка классической музыкой, так что простите себе возможные неточности.

Что говорят исследования

За последние два десятилетия было опубликовано множество исследований в области нейронауки и педагогики, согласно которым как раз в возрасте 3⁠-⁠5 лет мозг ребенка обладает превосходными характеристиками с точки зрения пластичности нейронов.

Данный период справедливо признан одним из самых благоприятных в жизни человека для формирования и становления новых нейронных связей. Это подтверждают как минимум два авторитетных исследования:

  • Hyde, K. L., Northon, A. H & Rusinek, H. (2009). Musical Training Shapes Structural Brain Development ("Музыкальное обучение формирует структурное развитие мозга");
  • Davidson, J. W. & Faulkner, R. (2014). Music and emotion: From cognition to therapy ("Музыка и эмоции: от познания к терапии").

5 советов для родителей

Тогда какой же возраст все⁠-⁠таки предпочтителен, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу? Дам 5 советов, которые помогут вам правильно принять решение. Сохраните, чтобы не потерять!

  1. Начинать занятия можно не ранее 3⁠-⁠х лет, если вы сами готовы быть вовлеченными в процесс обучения и поддерживать его, ведь самостоятельность в таком возрасте пока еще довольно низкая. Главное — постараться успеть до 7 лет;
  2. Необходимо найти педагога, который умеет, любит работать с малышами, знает к ним подход и дозирует нагрузку в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями именно вашего ребенка;
  3. Не настаивать на обязательных ежедневных занятиях в период адаптации: представьте, что вы вдруг оказались на другой планете, все говорят, пишут, читают на другом языке, который вы прежде не знали, а на вас еще и ругаются, что вы не читаете вместе с ними! Всему свое время, дайте ребенку мягко войти в новый для него и очень сложный мир;
  4. Выстраивайте у самих себя реальные ожидания. Неважно, станет ли ваш ребенок великим музыкантом, он по⁠-⁠прежнему ваш любимый ребенок!
  5. Хвалите вашего ребенка и гордитесь им, особенно важно — говорите это ему в первую очередь, а не знакомым/друзьям/коллегам! Родители — самые авторитетные люди в первые годы жизни детей, поэтому именно от вас зависит, насколько адекватно ребенок сумеет себя оценивать, а это очень важно для будущего артиста.

Не забывайте, что классическая музыка действительно полезна для детей. Это действительно важно — обеспечить раннее начало занятий для его полноценного и успешного когнитивного, эмоционального, моторного развития. Если вы решитесь на такой важный шаг, поддержите ребенка в его стремлениях и создайте для него подходящую атмосферу. Верьте в него, и результаты будут приносить радость вам обоим на протяжении всей жизни! ✨

  • SPQRЯ пошла в музыкальную школу во втором классе, проучилась 8 лет! Училась средне, и карьера музыканта изначально никем не планировалась. Но я безмерно благодарна родителям за то, что меня отдали в музыкальную школу и с детства приучили к хорошей музыке, без которой я не представляю себе своей жизни. Поэтому советую всем, кто сомневается: отдавайте детей в музыкальную школу. Давно доказано, что дети, которые учились музыке, имеют более высокий уровень интеллекта, и прослушивание классической музыки полезно для здоровья.0
  • Anton ZhitarevSPQR, а можно ссылку на исследование?0
  • Anton ZhitarevSPQR, сомневаюсь. И что считать классикой? Моцарт? Бах? Лист? Шопен? Всю или избранное? Избранное кем? Короче, сомневаюсь. Не верю.2
  • Татьяна РодионоваAnton, могу порекомендовать интересное исследование "Musical Training Shapes Structural Brain Development" (2009) https://www.academia.edu/21166159/Musical_Training_Shapes_Structural_Brain_Development?sm=b&rhid=34687799286, в котором участвовали 2 группы детей. За 15 месяцев активных занятий музыкой (т.е. игре на инструменте, в данном исследовании как раз клавишном) контрольные МРТ-исследования подтвердили структурные изменения в двигательной и слуховой областях головного мозга, которые напрямую связаны с улучшением двигательных и слуховых навыков. Также результаты тестирования выявили улучшенные показатели пространственного мышления, двигательных тестов на координацию и возросшие показатели слухового восприятия (аудиотестирование). Кроме того, у контрольной группы - обучающихся именно навыкам игры на фортепиано - были выявлены положительные деформации в лобных долях головного мозга. Лобные доли, как известно, ответственны за планирование, решение сложных задач, за речь и её восприятие - а для этого очень помогает тонкий, воспитанный хорошей музыкой слух! Как итог, могу подтвердить: долгосрочные тренировки мозга в области музыкальных занятий способствуют повышению нейропластичности как у детей, так и у взрослых (!), более чуткому восприятию и обработке слуховых сигналов, координации и структурированной речи. Улавливание интонационных различий, необходимое музыканту, коррелирует с более успешным освоением иностранных языков. Плюсов - действительно великое множество. Кстати, даже просто прослушивание классической музыки способствует активизации целого комплекса сложных процессов в головном мозге. Пусть в вашей жизни всегда будет хорошая музыка 🎶2
  • Anton ZhitarevТатьяна, Отлично. Я действую как фактчекер. Запрос понятен. **Краткий ответ:** Теория о том, что простое прослушивание классической музыки в детстве повышает интеллект, является **сильным преувеличением и в целом опровергается** современными научными данными. Этот феномен известен как **"Эффект Моцарта"**, и его первоначальные результаты не смогли быть воспроизведены в последующих, более строгих исследованиях. Теперь разберем детально, откуда появилась эта теория и почему она была опровергнута. ### 1. Источник мифа: Исследование 1993 года Теория берет начало в исследовании, проведенном в Калифорнийском университете в Ирвине. * **Исследование:** Rauscher, F. H., Shaw, G. L., & Ky, K. N. (1993). Music and spatial task performance. *Nature*, 365, 611. * **Метод:** Группе из **36 студентов** давали прослушать на протяжении **10 минут**: 1. Сонату Моцарта для двух фортепиано ре мажор. 2. Инструкции по релаксации. 3. Тишину. После этого они выполняли тест на пространственно-временное мышление (задачи из теста Стэнфорда-Бине на складывание и вырезание бумаги). * **Результат:** Студенты, слушавшие Моцарта, показали **временное** улучшение результатов (эквивалентное повышению IQ на 8-9 баллов) по сравнению с двумя другими группами. Эффект длился **около 10-15 минут**. * **Важно!:** Исследование было проведено на взрослых, а не на детях. Эффект был кратковременным и касался только очень специфического типа мышления, а не общего интеллекта. ### 2. Опровержение и критика: Почему "Эффект Моцарта" не работает Первоначальное исследование вызвало ажиотаж в СМИ и среди коммерческих компаний, которые стали продавать диски "Моцарт для младенцев", обещая повышение интеллекта. Однако научное сообщество отнеслось к этому скептически. * **Проблема воспроизводимости:** Многие другие ученые пытались повторить результаты Раушер и ее коллег, но потерпели неудачу или получили крайне слабые и нестабильные результаты. * **Критическое мета-исследование:** * **Исследование:** Pietschnig, J., Voracek, M., & Formann, A. K. (2010). Mozart effect–Shmozart effect: A meta-analysis. *Intelligence*, 38(3), 314-323. * **Метод:** Ученые проанализировали (**мета-анализ**) около **40 исследований** со всего мира, в которых в общей сложности участвовало более **3000 человек**. * **Результат:** Анализ не выявил никакого значимого влияния прослушивания музыки Моцарта на когнитивные способности. Любой небольшой обнаруженный эффект можно было объяснить феноменом **"предпочтения-возбуждения"** (preference-arousal). Это означает, что прослушивание музыки, которая нравится человеку (не обязательно классическая), может ненадолго улучшить его настроение и уровень возбуждения нервной системы, что *немного* повышает продуктивность на определенных задачах. Этот эффект работает и с другой музыкой, и даже с интересной аудиокнигой. ### 3. Что действительно имеет значение: Обучение музыке Хотя простое *прослушивание* музыки не делает детей умнее, активное *обучение* игре на музыкальном инструменте оказывает значимое положительное влияние на развитие мозга. * **Исследование:** Hyde, K. L., et al. (2009). Musical Training Shapes Structural Brain Development. *The Journal of Neuroscience*, 29(10), 3019-3025. * **Метод:** Детей, которые начали обучение игре на музыкальном инструменте, и детей, которые не обучались, регулярно обследовали с помощью МРТ в течение нескольких лет. * **Результат:** У детей, занимавшихся музыкой, было обнаружено лучшее развитие областей мозга, связанных с моторикой, обработкой звука, слуховым восприятием и исполнительными функциями (память, планирование, самоконтроль). Это структурное изменение мозга вело к улучшениям в когнитивных задачах, не связанных напрямую с музыкой. **Выводы:** 1. **Опровергаю:** Теория о том, что пассивное прослушивание классической музыки повышает интеллект у детей (или взрослых), **не подтверждается научными данными**. 2. **Подтверждаю:** Активное обучение игре на музыкальном инструменте (что требует дисциплины, практики и engagement) **оказывает положительное структурное и функциональное влияние на мозг** и может способствовать развитию когнитивных навыков. 3. **Причина живучести мифа:** Эффект был сильно раздут в СМИ и коммерциализирован. Родители хотят верить в простые решения для сложных задач развития ребенка. **Резюме для родителей:** Включайте ребенку Моцарта, Баха или The Beatles, если это доставляет ему удовольствие и развивает любовь к музыке. Но не ждите от этого повышения IQ. Если вы хотите получить доказанную пользу для развития мозга, лучше отдайте ребенка на качественные уроки музыки с обучением игре на инструменте.1
  • АльдекГод и три месяца назад у нас появилась девочка, которая проявляет необыкновенный интерес к музыке. Она танцует под музыку ,пытается петь , причём попадая в ноты, думаю, что до пятилетнего возраста у неё могут уже сформироваться собственные взгляды на музыку , но как направить их в нужном направлении ? Дело в том, что слух у родителей отсутствует напрочь , они не будут оказывать на неё влияния в этом плане , а я вижу её периодически , да и боюсь испортить её руки синтезаторными клавишами , разумеется, когда до этого история дойдёт. Но развивать её очень хочется, что Вы можете посоветовать для этого возраста ?0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество