Классическая музыка для детей: в каком возрасте начинать занятия
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Меня зовут Татьяна, и я — детский педагог по фортепиано. Своё обучение музыке и этому замечательному инструменту я начала довольно рано. Поступила в музыкальную школу своего города в 5 лет, но играть на фортепиано стала, к удивлению преподавателей, за год до этого, в детском садике — подбирала знакомые песенки по слуху. Музыка в моей жизни — с рождения, и я абсолютно уверена: чем раньше произойдет встреча с классической музыкой, тем сильнее и крепче будет любовь к ней потом.
О Сообщнике Про
Пианистка, концертмейстер, композитор, аранжировщик. Лауреат всероссийских и международных музыкальных конкурсов. Преподаватель фортепиано и творческих дисциплин для детей и взрослых с опытом работы в Детской школе искусств и музыкальном вузе. Веду телеграм-канал «Татьяна Родионова — Фортепиано».
Начав преподавать, я заметила одну интересную особенность. Любовь у ребенка к музыке, возникшая сама собой или же мягко привитая родителями и ближайшим окружением, способствовала более лёгкому, продуктивному и успешному освоению музыкальных дисциплин. В таком случае музыка не просто нравится, а становится неотъемлемой частью жизни, также как привычные будни уже не представляются без занятий на музыкальном инструменте.
Поэтому если вы сомневаетесь, насколько хорош или плох ранний старт занятий классической музыкой, обязательно прочтите эту статью. Здесь я подробно расскажу, почему раннее начало занятий принесёт однозначную пользу вам и вашему ребёнку.
Когда отдавать детей в музыкальную школу
Многие родители всерьез задумываются: когда отдавать детей в музыкальную школу? И вот еще более спорный вопрос: стоит сразу определить цель занятий и начать их? Или наоборот — дать старт своим занятиям, а потом определить цель, в процессе?
Чаще всего мы видим второй вариант развития событий. Это, конечно, обусловлено множеством факторов: маленькие музыканты ещё не могут сформулировать ни цели, ни задач, ни проблематики своих будущих занятий; такое под силу только взрослым или хотя бы уже подросшим детям. Малыши с точки зрения своего физиологического состояния в 3-5 лет наиболее предрасположены, по мнению исследователей, к мягкому и эффективному началу занятий.
Практика показывает, что гибкость суставов и податливость мышц не являются определяющими факторами, хотя влияют на скорость приобретения и закрепления двигательных навыков.
Также существенную роль играет пластичность нейронов головного мозга и его способность к обучаемости, которые считаются более высокими именно в детском возрасте по сравнению с теми же характеристиками взрослого человека (после 25 лет). Возраст, в котором по обыкновению начинают свои занятия юные школьники, уже давно является золотым стандартом — 6,5-7 лет (за некоторыми исключениями).
Хорошо. Как быть?
❓Отдавать в музыкальную школу, не спрашивая («дальше разберемся по ходу дела»)?
❓Провести у ребенка опрос, который определит его цели? (Звучит как анекдот)
❓Или подождать, пока подрастет, а уж потом спрашивать? (И заодно кусать локти, что драгоценное время упущено и еще одним Моцартом планета не пополнится)
Нет, нет и нет 🙂↔️
Как вызвать у детей интерес к музыке
Малышам делать выбор очень сложно, психологически к такой задаче они еще не готовы. Но что действительно можно сделать, так это вызвать у детей интерес к музыкальным занятиям и классической музыке. А как это сделать?
- Точно ненавязчиво! «Форсировать любовь» в принципе противоестественно, поэтому дозируйте время;
- Если видите и слышите, что малыш тянется к музыкальным инструментам, к пению, ему доставляет удовольствие этот процесс, понаблюдайте за ним от 5 до 7 дней, а затем осторожно поспрашивайте: «Тебе нравится петь?», «А можешь спеть что-нибудь для мамы? Нам очень нравится, мы бы хотели послушать!» Согласно такой схеме, интерес инициируется с родительской, взрослой стороны, но ребенок, ощущая внимание к своей потребности, раскрепощается и начинает уделять своему желанию больше личного времени;
- Помните! На все у вас от силы 20 минут — больше концентрацию удержать не получится, ребенок быстро устает, и его незрелый для такой работы мозг будет мечтать поскорее переключиться. Не заставляйте его заниматься музыкой больше 15-25 минут, позволяйте отвлечься, побегать и аккумулировать накопившуюся усталость;
- Привычный звуковой фон для вашего ребенка играет важную роль в становлении его музыкальных предпочтений. Чем больше классической музыки вы слушаете сами, тем выше вероятность рождения любви к хорошей музыке у ваших детей!
Что я имею в виду? Нет, тут же бежать учиться самому совершенно не обязательно, можете расслабиться:) но способствовать формированию хорошего вкуса у себя, а значит, у ребенка тоже вы точно можете. Вот что я бы рекомендовала для этого сделать:
1. Старайтесь найти возможность хотя бы раз в месяц выбираться на концерт или музыкальный спектакль. Пусть это будет популярная классическая музыка, желательно, яркая и запоминающаяся для детей, но не шокирующая. Это может быть классическая музыка, которая считается детской, например, «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, или симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», циклы камерных концертов, в которых исполняются вокальные и инструментальные произведения для детей — Четыре детские песни Ф. Пуленка, «Детский альбом» П. И. Чайковского.
2. У вас активный малыш, который не может усидеть на месте? Не выбирайте долгие концерты. Пусть это будет что-то зрелищное, например, балет. Есть, конечно, наши любимые «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского. Хочется расширить выбор? Тогда не обойтись без «Золушки» и «Каменного цветка» Прокофьева. А можно попробовать французскую классическую музыку на вкус — тут однозначно посоветую балет «Коппелия» Лео Делиба. Уверена, среди такого многообразия вы сможете найти свой фаворит в мире шедевров классической музыки!
3. Некогда пойти на концерт? Или ничего не приглянулось в афише вашего города? Что ж, у нас есть интернет, а значит, всегда можно послушать записи хороших концертов или даже отрывки из них. Пускай классическая музыка где-то звучит фоном, главное, она звучит вокруг вашего ребенка. Если что-то в его душе откликается, ему хочется послушать еще, поощряйте это и активно участвуйте!
4. Рассказывайте ребенку о музыке то, что знаете сами. Не зачитывайте ему статьи из интернета и энциклопедий, а говорите от души и то, в чем уверены — искренне, просто и увлеченно! Дети легко заражаются интересом, их мозг особенно любопытен и склонен к познанию (вот почему малыши — такие почемучки). Помните: ваша задача — заинтересовать, увлечь ребенка классической музыкой, так что простите себе возможные неточности.
Что говорят исследования
За последние два десятилетия было опубликовано множество исследований в области нейронауки и педагогики, согласно которым как раз в возрасте 3-5 лет мозг ребенка обладает превосходными характеристиками с точки зрения пластичности нейронов.
Данный период справедливо признан одним из самых благоприятных в жизни человека для формирования и становления новых нейронных связей. Это подтверждают как минимум два авторитетных исследования:
- Hyde, K. L., Northon, A. H & Rusinek, H. (2009). Musical Training Shapes Structural Brain Development ("Музыкальное обучение формирует структурное развитие мозга");
- Davidson, J. W. & Faulkner, R. (2014). Music and emotion: From cognition to therapy ("Музыка и эмоции: от познания к терапии").
5 советов для родителей
Тогда какой же возраст все-таки предпочтителен, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу? Дам 5 советов, которые помогут вам правильно принять решение. Сохраните, чтобы не потерять!
- Начинать занятия можно не ранее 3-х лет, если вы сами готовы быть вовлеченными в процесс обучения и поддерживать его, ведь самостоятельность в таком возрасте пока еще довольно низкая. Главное — постараться успеть до 7 лет;
- Необходимо найти педагога, который умеет, любит работать с малышами, знает к ним подход и дозирует нагрузку в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями именно вашего ребенка;
- Не настаивать на обязательных ежедневных занятиях в период адаптации: представьте, что вы вдруг оказались на другой планете, все говорят, пишут, читают на другом языке, который вы прежде не знали, а на вас еще и ругаются, что вы не читаете вместе с ними! Всему свое время, дайте ребенку мягко войти в новый для него и очень сложный мир;
- Выстраивайте у самих себя реальные ожидания. Неважно, станет ли ваш ребенок великим музыкантом, он по-прежнему ваш любимый ребенок!
- Хвалите вашего ребенка и гордитесь им, особенно важно — говорите это ему в первую очередь, а не знакомым/друзьям/коллегам! Родители — самые авторитетные люди в первые годы жизни детей, поэтому именно от вас зависит, насколько адекватно ребенок сумеет себя оценивать, а это очень важно для будущего артиста.
Не забывайте, что классическая музыка действительно полезна для детей. Это действительно важно — обеспечить раннее начало занятий для его полноценного и успешного когнитивного, эмоционального, моторного развития. Если вы решитесь на такой важный шаг, поддержите ребенка в его стремлениях и создайте для него подходящую атмосферу. Верьте в него, и результаты будут приносить радость вам обоим на протяжении всей жизни! ✨
