История юриста: как купить бит за 12 000 ₽ и отсудить его почти за 3 000 000 ₽

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Арина Нечаева-Внутских

Страница автора

Ситуация

Ко мне обратился клиент — музыкант, который чуть не потерял миллионы из-за своего трека. Все началось с бита за 12 000 рублей, а закончилось судом и компенсацией почти в 3 миллиона рублей. Расскажу, как мы решили эту проблему и что делать, чтобы не потерять свои права на музыку.

О чем вы узнаете

  • Как мой клиент остался без дохода от хита
  • Почему важно проверять договоры с лейблами и площадками
  • Чем лицензия отличается от договора отчуждения
  • Что такое произведение, исполнение и фонограмма
  • Что делать, если соавтор присвоил себе ваш трек
  • Как мы вернули деньги через суд.

Как все началось

Год назад ко мне пришел Иван — композитор и участник популярной группы. Их треки на YouTube набирают по 4–6 миллионов просмотров. Иван писал музыку, а его партнер Антон — тексты и исполнение. Один из их треков стал хитом, но деньги за него Иван так и не получил. Выяснилось, что крупный лейбл подписал договор только с Антоном. Тот указал себя единственным автором и правообладателем, хотя трек создавали вместе. Три года Иван ждал обещанных выплат, но получил только 3 500 рублей — и то один раз.

Кто за что отвечает

Иван написал музыку, Антон — текст, и исполнил трек. Они записали трек на студии, но никаких бумаг между собой не подписали. Это была первая ошибка. Без письменного соглашения доли в доходах делятся пополам — так говорит закон (ст. 1229 ГК РФ). Но Антон об этом «забыл».

Пункт 3 статьи 1229 ГК РФ доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Лейбл тоже не стал разбираться. В договоре с Антоном он получил права на трек и начал зарабатывать на нем.

Проверяем документы

Мы начали с договора Антона с лейблом. Там было четко указано: Антон — единственный автор и правообладатель. Он гарантировал лейблу, что никто другой не предъявит претензий. Это стало нашим шансом: если мы докажем права Ивана, лейбл перенаправит требования к Антону.

Потом изучили переписку в WhatsApp. Антон писал Ивану: «Будем делить доход 50 на 50». Это стало нашим доказательством — переписка подтверждает договоренность, даже если нет официального документа (ст. 432 ГК РФ). Плюс у нас были видео с записи трека в студии — еще один аргумент.

Статья 432 ГК РФ: договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Постановление АС Московского округа от 14.10.2020 по делу № А40-93872/2019 признало переписку сторон в мессенджере надлежащим доказательством акцепта и исполнения договора.

Бит за 12 000 ₽

Иван купил бит для трека на одной из площадок. Заплатил 12 000 рублей и получил договор с названием «отчуждение прав». Казалось, права на бит полностью его. Но когда мы изучили документ, оказалось, что это лицензия с большим пулом ограничений предоставляющая право на использование только произведения, а нам нужны были еще исполнение и фонограмма.

Лицензия или отчуждение: в чем разница

Этот момент нас чуть не подвел, так что разберем подробнее. Договор отчуждения и лицензия — это не одно и то же, хотя на первый взгляд кажутся похожими.

  • По договору отчуждения права на бит переходят к вам полностью и навсегда. Продавец теряет возможность использовать его даже в портфолио — у него остаются только неимущественные права, например, называться автором.
  • А вот лицензия — это временное разрешение на использование. Если в договоре есть ограничения по сроку, территории или способу использования — это лицензия. У нас был именно такой случай: права вроде передали, но с кучей «но».
  • Чтобы не попасть в такую ловушку, читайте мелкий шрифт. Часто встречаются достаточно широкие лицензии, которые мало чем отличаются от отчуждения. Примером широкой лицензии может быть передача исключительных прав «на весь срок действия исключительного права».
  • Если срок не указан в лицензионном соглашении, действует такой договор 5 лет (ст. 1235 ГК РФ), а отчуждение — бессрочно.

Что такое произведение, исполнение и фонограмма

Трек состоит из трех «слоев»: произведения, исполнения, фонограммы. Представьте, что ваша песня попала в рекламу. Если вы хотите, чтобы она звучала точно так, как вы ее записали — с вашим голосом и гитарой, — нужно передать права на фонограмму. А если передать только произведение, рекламщики могут перепеть вашу мелодию с другим вокалистом или сделать ремикс с барабанами. В итоге песня в ролике будет совсем не такой, как вы задумали.

Произведение — это основа: мелодия, нотная запись, аккорды, текст. Споете вы сами или запишете с оркестром — произведение не изменится (статья 1270 ГК РФ).

Исполнение — пение, речитатив или игра на инструменте. Каждый раз, когда вы исполняете песню заново, появляется новое исполнение, хотя произведение то же самое (статья 1317 ГК РФ).

Фонограмма — это готовый файл с записью, например, в WAV, который вы загружаете на стриминговую площадку (статья 1324 ГК РФ).

Мы связались с площадкой, нашли автора бита и подготовили договор по всем правилам. Теперь у Ивана были полные права на музыку — это сняло часть вопросов.

Что пошло не так с лейблом

Мы написали лейблу и Антону, представили доказательства: переписка, видео, договор на бит, свидетельские показания. Ответа не последовало, видимо, надеялись, что мы сдадимся. Тогда мы подали в суд.

Иск включал в себя нарушение авторских и смежных прав Ивана — это не только музыка, но и запись, исполнение трека, все переработки трека в форме ремиксов (ст. 1260 ГК РФ), видеоклипы (ст. 1240 ГК РФ: включения трека в составе сложного произведения), и выплату компенсации.

Мы обратились в суд и Роскомнадзор с просьбой заблокировать трек в интернете, пока идет разбирательство (ст. 144.1 ГПК РФ). Собрали все ссылки на трек, ремиксы и клип — список вышел длинный.

Как все закончилось

Через две недели после иска начались блокировки. Трек был самым популярным у лейбла, и терять его они не хотели. Они вышли на переговоры и предложили мировое соглашение.

Мы добились своего: Иван получил компенсацию почти в 3 миллиона рублей и заключил договор с лейблом на получение роялти от использования трека.

Советы

Какие выводы можно сделать:

  1. Проверяйте договоры. Даже если в заголовке написано «отчуждение прав», внутри может быть лицензия с подвохом.
  2. Договаривайтесь на бумаге. Переписка в мессенджерах — это хорошо, но письменное соглашение с соавтором спасет от споров.
  3. Не бойтесь суда. Если ваши права нарушили, доказательства и закон на вашей стороне.

Теперь Иван заключает все договоры только после проверки. А я советую всем, кто работает с музыкой или творчеством, не повторять его ошибок.

Подобрано специально для вас