Договариваться и развивать самостоятельность: что помогает мне воспитывать троих детей

9

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ольга Красикова

Страница автора

У меня трое детей. Сыновьям уже 19 и 17 лет, дочери — 10. Часто мне говорят, что мои дети отличаются от сверстников самостоятельностью, ответственностью, готовностью помогать взрослым и желанием учиться. Как я это сделала.

1. «Давай договоримся»

Когда старшие были малышами, я очень быстро поняла, что договориться всегда проще и приятнее, чем заставить кого либо. Да, бывает договариваться сложно и не удобно для вас, но это всегда работает и здесь вы на равных. Говорите с ребёнком как с партнёром и договариваетесь, слышите его сторону и он слышит вашу.

Обсудив вопрос и придя к взаимному соглашению вы получите от ребёнка желание контактировать с вами а также его обещание действовать в следующий раз определённым образом. Например ребёнок не хочет мыть посуду, а если обсудить с ним почему он не хочет и рассказать ему, что и вы устаёте от этой рутины, то можно например договориться, что он сейчас посуду помоет, а после вы с ним поиграете вместе в его любимую игру, или отправитесь вместе гулять, или вы будете мыть посуду всегда утром, а он всегда вечером.

Здесь важно держать своё слово и выполнять условия договора со своей стороны. Опять же по взаимному соглашению можно изменять условия договора. Попробуйте, это ещё и помогает развивать дипломатические способности ваши и ребёнка.

2. «Давай вместе»

Это действует безотказно, как с малышами, так и с подростками. Опять же, когда дети были маленькими всегда было сложно добиться, что бы они убирали за собой игрушки или стол после поделок и творчества. Дети быстро устают от любой деятельности, они так устроены, что мяч их интересует не долго, через пять- десять минут уже машинку хочется катать, а ещё через пять минут строить башню, убирать за собой здесь совершенно некогда) На развивающих занятиях Монтессори было простое правило убрать за собой, перед тем как приступить к следующей игре. Но обычно малыш бежал играть из песка к воде, а мама всё ещё убирала песок за ним и так далее. Но(!) маленькие дети всегда за любое взаимодействие со значимым взрослым, они очень любят мыть посуду вместе с мамой, мастерить вместе с папой, мять тесто с бабушкой и т.п. используя этот факт для наведения порядка, я очень хорошо справлялась с любыми "не хочу! Не буду! ".

Мы вместе убирали игрушки, если ребёнок маленький и совсем не хочет, можно взять его на руки и начать собирать игрушки наклоняясь с ним на руках и на третьем наклоне вы увидите, что и он тянет ручки к полу, а на пятой поднятой игрушке он встанет на ножки и начнёт увлечённо собирать всё вместе с вами. Подражание никто не отменял. Попробуйте сказать подростку "убери в своей комнате! " и "давай сегодня вместе твою комнату уберём! ". Да, вероятно вы получите отрицательную реакцию на оба предложения (это же подросток)!), но и здесь нужно просто начать действовать, и пусть не сразу, но ваш большой ребёнок так или иначе присоединится к вам и начнёт протирать пыль и складывать свои разбросанные вещи!

3. Уроки

Я никогда не делала уроки вместо ребёнка, никогда не делала уроки с ребёнком, если он не просил у меня помощи. Уроки — это 100% полная ответственность ребёнка. Почему то многие мамы думают, что это их 100 % ответственность или 50% их и 50% ребёнка. А потом говорят, господи, как же я устала делать с ним уроки до ночи!

Совершенно не понимаю пользу домашней работы, которую сделала мама, вместо ребёнка, не понимаю родителей, которые с гордостью несут в сад поделку, которую сделали без ребёнка, когда он уже спал! Это закладывает очень плохие поведенческие навыки в ваших детях, бросьте это делать немедленно! Чтобы ребёнок понимал материал и учился ему нужно понимать и учиться, делая это вместо него, вы лишаете его возможности разбираться в предметах самостоятельно и постоянно вламываетесь на его личную территорию, ломая границы. Потом ещё выходите из себя и рушите доверие и отталкиваете от себя, когда вы кричите на ребёнка в процессе.

Лучше не сделает домашнее задание и получит два, но переживёт свой стыд перед классом, поймёт, что оплошал и в следщий раз примет меры сам, без вашей помощи. Все трое моих детей помнят о том когда им нужно сделать домашнюю работу и знают, что именно задано. Несут за это личную ответственность на 100%. Я при этом поддерживаю, помогаю, напоминаю и никогда не ругаю за двойку! Вам бы тоже не хотелось, чтобы домашние ругали вас вечером за промахивается вашей работе?)

4. Самостоятельность

Маленькие дети кричат "Я СаМ! ", для них это важно. Давайте ребёнку пробовать, но страхуете и ни в коем случае не ругайте, если не справился. " Ничего, в следщий раз у тебя точно получится! " Мой отец, когда я спрашивала его, как правильно пишется слово, всегда говорил: "а ты как думаешь? ". Как правило я, сама того не подозревая, обычно знала ответ)) а если вдруг не знала, то он с радостью помогал найти ответ, но не давал сразу готовый.

Не становитесь справочником для ваших детей, как бы вам не хотелось блеснуть умом) предоставьте возможность включить свои мозги и это обязательно даст свои плоды. Мои дети в разном возрасте делали то, что могут делать сами и справлялись. Другими словами — ровно к тому моменту когда ребёнок может сам помыть себя в душе, нужно перестать его мыть. К тому моменту, как ребёнок научится налить себе стакан воды и попить — вы должны перестать постоянно подавать ему воду.

Как только реленок научится держать ложку и исправно есть сам — вы не должны больше ни одной ложки засовывать ему в рот своей рукой. Как только ваш ребёнок научился ходить до школы сам, вы не должны провожать его. Конечно вы можете делать это и до старости, но только если всё это вам не в тягость и если ваш ребёнок хочет, чтобы вы это делали. Чаще всего ребёнок хочет делать свои основные дела сам и отлично справляется.

Итоги

Что в итоге у меня получилось. Я могу сказать, что мои лайфхаки работают, потому что старшие дети уже большие и я вижу их промежуточные результаты. В школе у них никогда не было проблем, все учителя их только хвалили, с учёбой всё было хорошо без моих нажимов.

Старший сын учился на отлично и закончил бы с золотой медалью, но не удачно сдал ЕГЭ. Он окончил художественную школу на отлично. Виртуозно играет на фортепиано.

Средний сын круглым отличником не был, но всегда старался в учёбе, у него были другие приоритеты, он брал золото в спорте и развивался параллельно физически с отличием. Оба сына поступили на бюджет своими силами, в те учебные заведения, в которые хотели. Я их поддерживала и помогала, когда просили — оплачивала репетитора и подготовки, но в целом они сделали это сами.

Про мою младшую дочь и воспитатель в саду говорила и мамы её подруг, что она всегда убирает за собой и охотно помогает взрослым убирать со стола например, после праздника, сложить в багажник вещи после пикника и т.д. не потому что я её такой сделала, а потому что она сама так привыкла делать, в оо время как другие дети "встали и пошли".

В 19 лет мой старший сын живёт в другом городе, учится и работает, получает повышенную стипендию ща отличную учёбу. Это достижение, но не моё, а его в первую очередь. Где оо мне кажется, что он слишком самостоятельный.

1/2

Средний сын создал свой бизнес в 17 лет! Дочь сейчас занимается фехтованием и самостоятельно бегает на все свои тренировки, не пропуская ни одной. И ни я ей напоминаю о том, что пора собираться, а она мне)

Я не хочу сказать, что у меня идеальные дети, все дети хороши по своему, и ни в коем случае не утверждаю, что я идеальная мать, я также как все наделала своих ошибок в воспитании. Я лишь хочу сказать, что эти лайфхаки реально работают и может быть кому то мой опыт будет полезным! Желаю здоровья вам и вашим детям!

  • Pippi LångstrumpПодходит нормотипичным детям. У меня сын с диагнозом СДВГ. Когда был маленьким он бы не на второй и не на десятый раз не присоединился бы ко мне в уборке комнаты. Сейчас живёт один и сам все делает для себя. Также было и с уроками. Психолог запретил нам вместе делать уроки в третьем классе из-за скандалов, которые возникали между нами( он отказывался делать). Так он их и не делал больше никогда. И ему ни капли не было стыдно. Во взрослом возрасте доучил, что надо было.11
  • Татьяна ЛаринаPippi, согласна, мой сын с лёгкой формой СДВГ даже не заметит, если я хоть целый день перед ним буду демонстративно убираться. А насчёт уроков - нужно просто сидеть рядом и каждые пару минут напоминать ему, что он сейчас сидит и делает уроки. Иначе, он сразу же "забудет" об этом и уйдёт в школу с несделанными. И ему будет не стыдно, а глубоко фиолетово на любые двойки по этому поводу. Но это сейчас так во втором классе. Сама программа рассчитана на то, что взрослый где-то рядом, судя по формулировкам в заданиях. Но, как мне кажется, всё слишком индивидуально. Мы именно методом проб и ошибок пришли к этому вместе с сыном, классным руководителем и психологом. Возможно, другим детям нужно больше самостоятельности8
  • ЕленаУ меня ребенок не сдвг, но активный и неусидчивый. Если я просто решу, что он учится сам, то его со школы просто выгонят по среднему баллу. В школу в очереди 30 человек стоят во 2 класс, а в классе 16 мест. Если в спорте я не пойду с ним рядом, иногда не надавлю и не отругаю, та же история. Они же дети, у них лрбные доли еще не созрели, они не могут и не должны отвечать за себя.2
  • СветланаКак мама троих, хочу сказать, что это совсем не универсальные рецепты. Просто у вас родились такие дети, похожие на вас. А почему сын с чемоданами? Фото как вы выгоняете его в самостоятельную жизнь?4
  • Наталья А.Полностью согласна с автором, так же делала, начиная с совсем маленького возраста. Обо всём договаривались, я контролировала сына через электронный дневник, где-то и напоминала. В 9 классе перед ОГЭ предложила дополнительные, обсудили, для чего они нужны. Когда был маленьким, и начиналось, а почему я, объясняла, что если каждый так будет говорить, то не вкусного ужина, ничего не будет. И поручала мыть овощи для супа. Да, тоже были и какие-то срывы и что-то ещё. Но сын вырос, работает и у нас с ним очень хорошие отношения. Никто не сможет прожить за детей их жизни, да и спросите их, а им это надо, это их жизнь, их ошибки и интересы. Мама может помочь, подсказать, поддержать, а дальше сам.6
  • It-girlPippi, скажите, пожалуйста, а как он окончил школу, сдал ЕГЭ? Мой сын во 2-м классе и тоже отказ делать уроки. Первые 2 четверти ругались с ним, но потом я пошла к психологу, потому что не могла больше. Сейчас стараюсь только уговорить, но, видимо, плохой я дипломат, редко когда удается, ходит неподготовленный. Вот и переживаю, как же он сдаст ЕГЭ, как окончит школу0
  • Pippi LångstrumpIt-girl, он закончил школу в Швеции, где мы живём. ЕГЭ здесь нет. Из всех предметов школы у него были оценки только по четырём, по другим он неаттестован. Но здесь это не проблема. В 18 лет пошёл учиться в школу для взрослых на особых условиях, где учится по 2-3 часа в день до сих пор. В России я бы конечно переживала больше, но постепенно готовила бы себя, к тому, что высшего образования у моего сына не будет.0
  • user6039680Ну ок... Очередная личная история "какая же я молодец". Для какого возраста это все написано? Если ребенок устал или болеет и не хочет сам есть ложной: он должен голодать? Если ребенок знает как идти в школу должен ходить сам. Что-то тут можно сказать: автору повезло. А если стая собак нападет, машина собьёт и т.д... Меня мама по 6-7 класса провожала (не прямо до ворот школы) и сейчас я ей благодарна! Так как педофилов в моей детстве (20 лет назад) было не мало. И телефоны отбирали. Если ребенок вас стыдится, то это другое дело.0
  • Наталья ЦареваУ вас такие дети, это не значит, что такие у всех. Я со старшей дала свободу в учебе, думала, так лучше, да и двое младших не особо времени оставляли. В итоге пришлось в середине 9 класса срочно менять школу, тк светила неаттестация. Мест в школах у нас в районе нет от слова совсем. Как я набегалась и нанервничалась лучше не вспоминать. А также через что прошел ребенок, которого записали в школе в неспособные(и это самая мягкая формулировка)- травмы на всю жизнь. С младшими теперь все жестче. Заставляю учиться, без вариантов. И в школе, и в музыкалке. Средняя-человек ответственный, более-менее справляется сама, иногда объясняю математику, периодически с репетитором занимается. С младшей приходится каждый день делать уроки после работы. Очень тяжело. Срываюсь иногда. Но другого варианта нет. Сама она не делает, как ни ругай. А не делать-значит вылететь из школы (школа профильная, нагрузка большая, нужно трудиться ежедневно). Вижу,что мешает только лень и увлеченность гаджетами. Дети способные, нужна просто дисциплина. В общем,все очень индивидуально0