10 мифов о детской самооценке, которые мешают в воспитании

17

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Екатерина Уварова

Страница автора

А вы какие мифы знаете о самооценки детей? САМООЦЕНКА ребенка — тема, вокруг которой много заблуждений, иногда именно они мешают нам поддерживать своих детей правильно. ⭐️ Давайте разберем самые популярные мифы и посмотрим, к чему они могут привести.

1️⃣Чтобы ребенок стал уверенным, его нужно только хвалить. Противоречие: Чрезмерная похвала может привести к завышенной самооценке, где ребенок перестает видеть ошибки и учиться на них.

Что делать? Хвалите за усилия, а не за результат. Вместо «Ты гений!» скажите: «Ты так старался, и у тебя получилось!»

2️⃣Заниженная самооценка — это всегда плохо. Противоречие: Временами заниженная самооценка помогает ребенку развиваться, так как побуждает искать способы стать лучше.

Что делать? Поддерживайте ребенка, если он сомневается, но покажите, что ошибки — это нормальная часть пути.

3️⃣Самооценка формируется только в детстве. Противоречие: Подростковый возраст — важный этап, когда самооценка переживает значительные изменения.

Что делать? Поддерживайте подростка, даже если он закрывается. Его внутренний мир сейчас формируется, и ваше участие важно.

4️⃣Если ребенок себя критикует, значит, у него низкая самооценка. Противоречие: У детей с адекватной самооценкой тоже бывает самокритика — она помогает развиваться.

Что делать? Учите различать конструктивную критику от деструктивной и подавайте пример: «Я ошибся, но понял, как сделать лучше».

5️⃣Хорошие оценки означают высокую самооценку. Противоречие: Некоторые дети могут учиться на отлично, но испытывать внутреннюю неуверенность и зависимость от чужого мнения.

Что делать? Хвалите не за оценки, а за старания и интерес к учебе.

6️⃣Ребенок должен быть лучшим во всем, чтобы стать уверенным. Противоречие: Погоня за «лучшими результатами» приводит к завышенным требованиям и стрессу.

Что делать? Покажите, что быть лучшим не обязательно. Главное — быть собой.

7️⃣Самооценка зависит только от родителей. Противоречие: Сверстники, учителя и общество тоже оказывают влияние.

Что делать? Обсуждайте с ребенком его переживания и учите фильтровать чужое мнение.

8️⃣Если ребенок закрыт, ему не хватает уверенности. Противоречие: Некоторые дети интроверты по природе, это не значит, что они неуверенны.

Что делать? Не заставляйте ребенка быть более открытым, если ему комфортно в своем ритме.

9️⃣Ошибки разрушают самооценку. Противоречие: Ошибки — важная часть формирования здоровой самооценки.

Что делать? Учите ребенка видеть в ошибках опыт, а не провал.

1️⃣0️⃣Самооценка — это навсегда. Противоречие: Она меняется на протяжении жизни, под воздействием новых событий и опыта.

Что делать? Покажите, что над самооценкой можно работать в любом возрасте.

💡А какие из этих мифов казались вам правдой❓

  • Папина дочкаВ нынешних реалиях лучше иметь чуть завышенную самооценку. Потому логичнее перехвалить ребёнка. Да и себя тоже. Так на ногах стоится крепче.7
  • Екатерина УвароваПапина, вы очень хорошо подметили, что в реальной жизни нам важно себя хвалить! Что касается самооценки у детей, не всегда завышенная самооценка помогает ребенку, очень часто дети ставят себе завышенные планы, требования, имея завышенную самооценку и когда не достигают их начинают огорчаться, расстраиваться, искать в себе что-то. Если постоянно не достигают своих запланированных результатов при этом ставя завышенные рамки, появляется ощущение, что ребенок ничего не может, везде не получается. Очень важно ставить реальные цели и тем самым здоровая самооценка будет только с каждым разом укрепляться у ребенка!5
  • Папина дочкаЕкатерина, звучит разумно, но можно хоть один пример таких планов или требований?1
  • Екатерина УвароваПолина, примеров очень много, несколько приведу: девочка 13 лет перешла в математический лицей (родители не настаивали), в школе была отличницей и думала, что в лицее будет тоже отличницей, хотя родители несколько раз предлагали позаниматься с репетитором и в итоге из-за больших нагрузок ухудшилась успеваемость( Ранее всегда ездила на олимпиады, сейчас уже не приглашают на олимпиады и начался нервоз, замкнутость, не вера в себя и свои силы… Подросток решил немного сбросить вес, в результате поставил себе недосягаемый результат и в результате прибавил через некоторое время еще больше, чем похудел, результат - потеря веры в свои силы, нервозность, падение успеваемости. Здоровую самооценку очень важно привить ребенку 🧒👧 - ставим задачи своим детям по их возрасту 😊3
  • Папина дочкаЕкатерина, ох уж этот пубертатный период. Хорошая самооценка - это безусловная любовь к себе. В обоих примерах как-будто изначально низкая, необходимость что-то доказать. В первом случае очень крутая девочка в самом деле : лучше, проиграть в гольф Трампу, чем быть первым в дворовой команде,например. Во втором-нужно изначально принять себя, любой. Каждый человек уникален.0
  • Yaffa LuftПапина, а на мой взгляд, лучше быть первым в дворовой команде, чем проиграть Трампу. Что хорошего в том, чтобы быть последним среди тех, чей опыт, возможности, связи, деньги и прочие благо цивилизации изначально и заведомо превосходят твои? Не здоровее ли для детской психики расти вместе с дворовой командой командой, набираться уверенности и плавно расти до более высоких уровней?4
  • Yaffa LuftЕкатерина, согласна с вами. Завышенная самооценка размывает ориентиры. Особенно у ребёнка, у которого только формируется картина мира, ценностей, закономерностей синтеза и анализа. У ребёнка исчезает мотивация стремится быть "быстрее, выше, сильнее", развиваться. Он застревает на глупом этапе "Я принц/я принцесса, уже всё знаю, всё умею, любите меня таким". А это – личностный тупик.3
  • Екатерина УвароваYaffa, про дворовую команду - вы в точку сказали!1
  • Екатерина УвароваПапина, в подростковом возрасте главная черта - это общение со сверстниками. Подросткам в этом возрасте очень тяжело себя принять и не слушать мнения своих друзей и это нормально.0
  • АнастасияВ целом согласна, но есть пара моментов: "Временами заниженная самооценка помогает ребенку развиваться, так как побуждает искать способы стать лучше.". Это не так. Поскольку когда объективно ребенок себя оценивает(то есть он правда в чем-то недостаточно хорош и он это видит), то у него адекватная самооценка. Заниженная самооценка это когда человек себя недооценивает, думает о себе хуже, чем есть на самом деле. Поэтому заниженная самооценка не может помочь стать лучше. "Противоречие: Она меняется на протяжении жизни, под воздействием новых событий и опыта.". Это не так. Самооценка формируется под влиянием общества до 25 лет. Важнейшую роль играют родители(до 12 лет), поскольку их вклад в самооценку ребёнка 50%, затем сверстники в подростковом возрасте (ещё 25%) и общество до 25 лет(ещё 25%). После 25 лет самооценка уже сформирована. Она больше не будет меняться автоматически, как это было раньше. Теперь исправить её можно будет только совместно с психологом. Вы могли бы подумать, что события в жизни действительно как-то влияют на самооценку(успех - "ура! Я самый лучший", провал - "ну и чмо же я"). Но это не про адекватную самооценку. Адекватная самооценка - это источник силы, это способность адекватно себя оценивать. Человек с адекватной самооценкой не станет думать при провале "ну и чмо же я, не стоило и пытаться, так и знал, что не получится, всё было зря", вместо этого он подумает "Ну да, в этот раз не получилось. В следующий раз сделаю немножко по-другому".2
  • СветланаАнастасия, ерунда. Самооценка зависит от окружения и не зависит от возраста. В здоровом коллективе, даже сильно неуверенный в себе человек, успокаивается и перестает оценивать себя. И, вообще, это тоже врожденное чувство. А вот про психологов и прочие самокопания- ерунда полнейшая.0
  • Александр ОвчаровYaffa, нет. если делать правильные выводы, то лучше проиграть более сильному сопернику, проанализировать ошибки и двигаться дальше. причем сужу по себе: после 9 класса была возможность идти в крутой 10 класс (класс руком была директрисса, кого попало к себе не брала, учителя были высшей категории), испугался что не потяну, остался звездить в посредственном. по итогу в универе было тяжело, так как привык, что все легко дается, всегда можно успеть все в последний момент сделать (это все было еще до ЕГЭ)4
  • Yaffa LuftАлександр, чтобы "делать правильные выводы", сперва надо наработать некоторый опыт. Ну, чтобы не сломаться. А где этот опыт есть у ребёнка? Поэтому я за поэтапное взросление в среде со здоровой конкуренцией. У меня иной опыт со школой: мама перевела меня в лицей, потому что в моей школе иностранный язык был немецкий, а мама хотела, чтобы я всё же учила английский. Классным руководителем была невестка директорши – явно взятая на эту должность по блату (потому что ни малейших педагогических знаний в её голове не имелось). В класс подбирали только знакомых этой директорши или детей родителей с блатными должностями. Я не была ни в одной из этих категорий. Поэтому для большинства учителей я была аутсайдером. А тот английский, ради которого мама перевела меня в этот проклятый класс, вела Людмила Кирилловна (шоб она была здорова), которая высадили перед собой своих любимчиков – детей директоров заводов и пароходов – а меня мало того, что отправила на заднюю парту, так ещё и ВСЕГДА игнорировать мою поднятую руку, когда я хотела ответить, поучаствовать в ходе урока. В итоге английский я возненавидела. А любовь к нему мне вернула учитель из простой среднеобразовательной школы, куда я со слезами просила маму меня забрать после года обучения в этом "лицее". Спасибо, Валентина Григорьевна! Вы не только вернули мне интерес к замечательному предмету, но и вернули мне возможность верить и любить Учителей, для которых важность ученика не измеряется влиянием связей его родителей. Вот вам и "лицей", Александр...😑0
  • Марта СтюартЧто самооценка это собственная самого себя, хотя по факту это оценка удобного поведения значимыми взрослыми, которые могут этой оценкой и считай тобой манипулировать. От самооценки стоит отказаться в сторону безусловного принятия и оценивать поступки, но не личность.0
  • Папина дочкаYaffa, Вы обсуждали ситуацию с уроками английского с мамой, родителями, ну и как следствие с классным руководителем, директором, департаментом образования? Остались один на один с такой проблемой?0
  • Александр ОвчаровYaffa, опыт есть у родителей. и второе: я все же говорю не о блате. я говорю о тех случаях, когда реально это ступенька, две-три выше текущего уровня.0
  • user6049601Светлана, соглашусь.0