
Куда обратиться, чтобы восстановить работу лифтов?
Несколько месяцев назад в нашем доме производили полную замену лифтов на новые. Сейчас их никто не торопится включать — говорят, есть недостатки, но это не так. Директор УК «Горизонт» с 16 сентября 2024 года убыла в отпуск и сказала, что ничего делать не обязана — только подготовить паспорта на лифты.
Компания, которая производила монтаж, ответила, что больше ничего делать не будет, так как недостатки устранила. Пуск лифтов уже был, и мы ими пользовались. Я разговаривал лично с директором УК, звонил на горячую линию в администрацию Зареченского округа Тулы — результатов ноль.
Куда еще обращаться? Осталась только жилищная инспекция.
Директор управляющей компании неправа: УК обязана обеспечить бесперебойную работу всего общедомового оборудования. А значит, должна в кратчайшие сроки починить и запустить лифты.
О чем вы узнаете
Кто отвечает за ремонт лифтов
Лифт — это общее имущество многоквартирного дома .
За бесперебойное рабочее состояние всего общедомового имущества, включая лифты, отвечает УК. Если что-то выходит из строя, она должна отреагировать и оперативно устранить неполадки — для этого заранее заключить договоры с компанией по обслуживанию лифтов .
За введение лифта в эксплуатацию после капремонта или замены отвечает его владелец. В многоквартирном доме это УК, если собственники заключили с ней договор управления. Она обязана :
- Инициировать замену: организовать и провести общедомовое собрание, подготовить проектную документацию, выбрать подрядчика.
- Проконтролировать ход работ и принять их, когда подрядчик завершит монтаж нового лифта. УК проверяет, чтобы результат соответствовал проектной документации и требованиям безопасности.
- Оформить бумаги. Получить документы, которые подтверждают законность и качество выполненных работ: акт приемки, технический паспорт и другие.
- Ввести новый лифт в эксплуатацию.
- Проинформировать собственников о ходе работ.
Вы пишете, что лифты заменили на новые и на время ввели в эксплуатацию. Тогда порядок такой :
- УК оценивает, соответствует ли новый лифт требованиям техрегламента Таможенного союза 011/2011 в форме декларирования.
- Представители УК, монтажной организации и Ростехнадзора вводят лифт в эксплуатацию и составляют акт об этом.
- На основании акта управляющая компания и монтажная организация ставят лифт на учет в государственном реестре Ростехнадзора. В течение пяти рабочих дней с момента внесения данных в реестр он направляет УК уведомление с указанием клиентского номера.
- УК вносит сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке на учет в техническую документацию дома.
Как я поняла из вашего вопроса, после запуска новых лифтов они снова не работают. Так быть не должно — УК обязана обеспечить их бесперебойное рабочее состояние .
Куда обратиться, чтобы восстановить работу лифта
В объединенную диспетчерскую службу — это единый центр приема и обработки обращений по вопросам общедомового имущества. Он контролирует работу лифтов и двухсторонней связи с их пассажирами. Связаться с диспетчером можно по кнопке вызова в кабине лифта или по телефону, который указан в подъезде у лифта.
В управляющую компанию. Даже если вы обращались в УК и это не дало результата, надо направить письменную заявку: ее сложнее игнорировать. В тексте укажите:
- Название и адрес УК. Данные можно найти в платежных документах ЖКХ, а также на информационной доске в лифте или подъезде.
- Свои ФИО и контактный телефон.
- Адрес дома и номер подъезда.
- Дату и время, когда лифт вышел из строя.
- Характер неисправности. Например, не открываются двери или лифт не работает.
- По возможности приложите фотографии или видео, чтобы подтвердить неисправность лифта.
Заявку составляют в двух экземплярах: один для УК, а второй для вас с отметкой о получении. Так у вас будет доказательство, что вы направили обращение в управляющую компанию, — оно может пригодиться при обращении в надзорные органы или судебные инстанции.
УК обязана своевременно ремонтировать и менять лифты, если это нужно для безопасности жильцов. Отсутствие денег не освобождает компанию от такой обязанности — для этого формируют фонд капремонта, в который входит и замена лифтов. Если денег в нем недостаточно, УК должна принять меры, например обратиться к собственникам за дополнительными взносами .
Если запчасти для ремонта есть, восстановить работу лифта должны в течение суток с момента обнаружения или получения заявки от жильцов .
Куда жаловаться, если заявку игнорируют и неисправность не устраняют
В Госжилинспекцию, ГЖИ. Она контролирует деятельность управляющих компаний и может наложить штраф от 40 000 ₽, а за неисполнение обязанностей выдать предписание об устранении нарушений. Если УК проигнорирует предписание, настанет административная ответственность — штраф до 20 000 ₽ .
Составьте письменное обращение в ГЖИ. В нем укажите:
- Персональные данные: ФИО, адрес, телефон.
- Название и адрес УК.
- Описание неисправности лифта, которую не устранили в срок.
- Требования к ГЖИ. Например, провести проверку, наложить на УК административное взыскание.
- Приложите к обращению доказательства. Например, копию заявки на ремонт лифта с отметками о дате и времени подачи, фотографии или видеозапись неисправного лифта, переписку с УК.
Чтобы было проще, можете воспользоваться шаблоном жалобы в ГЖИ.
Обратиться можно:
- Лично в территориальное отделение ГЖИ.
- По почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Онлайн через электронную приемную на сайте региональной ГЖИ или через госуслуги.
Инспекция обязана рассмотреть обращение в пределах 30 дней, после чего провести проверку и вынести решение .
В прокуратуру, если ГЖИ не помогла. Ведомство все проверит и, если нужно, направит представление в УК .
Обращение составляют так же, как в ГЖИ. Подать его можно:
- Лично в территориальное отделение прокуратуры.
- По почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Онлайн через госуслуги.
Проверку проведут также в пределах 30 дней, после чего вынесут решение либо отказ в удовлетворении требований, если не найдут оснований для наказания УК.
Если решения ГЖИ или прокуратуры вас не устроят, можно их обжаловать:
- ГЖИ — в Государственной жилищной инспекции субъекта РФ или суде;
- прокуратуры — в вышестоящей прокуратуре или суде.
На обжалование в вышестоящем ведомстве есть месяц, в суде — три месяца. Для подготовки искового заявления и документов для суда рекомендую обратиться к юристу .
Что в итоге
Обратитесь в управляющую компанию с письменной заявкой о неисправности лифтового оборудования. Срок устранения при внеплановом ремонте лифта — сутки.
Если на заявку не ответят и неполадки не устранят, жалуйтесь в Госжилинспекцию или прокуратуру. В крайнем случае — в суд.