Рекомендую фильм «Пророк»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О чем фильм
Дебютный фильм Феликса Умарова — одно из самых ожидаемых кинособытий года. О нем писали, разбирали по кадрам трейлеры, ждали, надеялись, верили. Оправдал ли фильм ожидания? И да, и нет. Смотря ведь, чьи это ожидания.
На кого рассчитан фильм? Уже по трейлеру было ясно, что «Пророк» — блокбастер, не претендующий на историческую достоверность, поэтому бессмысленно ругать фильм за анахронизмы и неточный портрет эпохи. Есть такой жанр в литературе — авантюрный роман, так вот фильм о «солнце русской поэзии» — самый что ни на есть авантюрный блокбастер, рассчитанный на молодую аудиторию, подростки 14-18 лет.
Суть заключается в том, что герой вечно попадает в передряги, и зрителю интересно наблюдать за тем, как он из них выпутывается. Примерно это мы видим на протяжении первого часа фильма.
Монтаж и музыка
Саундтрек настолько плотный и выделяющийся, что в какой-то момент начинает вся эта избыточность утомлять. Самая разноплановая музыка сменяет друг друга настолько резко, что ты просто не успеваешь переключиться. Что касается обсуждаемых рэп-композиций, то здесь тоже все неоднозначно. Есть суперудачные тексты вроде баттла с Бенкендорфом (наверное лучший эпизод фильма), а есть фатальные несочетания и непопадания, такие как трек «Река творчества», который показывает процесс рождения произведений Пушкина. Не услышал я в фильме и какой-то отдельной главной темы, которая сопровождает все повествование. Именно поэтому музыка скорее не собирает фильм, а помогает ему расколоться.
Способствует этому и монтаж: очевидная клиповая и рекламная эстетика поначалу прельщает (и кстати отлично смотрелась в трейлерах), но к середине истории есть совершенное ощущение, что листаешь ленту клипов. Да, они красивые, но мало связаны между собой. Здесь блестки, там лепестки — одна и та же клиповая структура несколько раз повторяется в музыкальных номерах. Если задаться целью, то фильм можно нарезать на отличные буктрейлеры, которые реально побудят взять в руки книгу.
Сюжет и игра актеров
Но есть и неоспоримые плюсы. Самым большим, мне кажется, является игра актеров. В те короткие промежутки между музыкальными номерами, герои Юры Борисова, Ани Чиповской, Сергея Гилева не просто убедительно произносят реплики, но действительно влюбляют в персонажей.
Самое интересное лично для меня начинается с момента свадьбы Пушкина — здесь уже появляется внятная история, большее раскрытие персонажей, за судьбой которых интересно наблюдать. Хотя сюжет этот знаком, режиссеру удается интересно обрамить трагический эпизод и закольцевать композицию — в конце фильма повторяется сцена из начала, но уже в другом контексте.
В последних сценах отчетливо просматривается влияние «Ла-ла Ленда», и на визуальном уровне, на уровне повествовательных примеров с альтернативной историей и даже на уровне саундтрека.
В конце концов шепотом прочитанное Юрой Борисовым стихотворение «Пророк» как будто становится оправданием фильму и перекрывает все недостатки картины. И может быть, фильм не столь революционен в своем подходе, но однозначно смел и заслуживает просмотра. Как писал классик, «нет, ты не Пушкин, но покуда, не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать…»
Сюжет: 2,5 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Музыка: 3 из 5 баллов
Зрелищность: 4 из 5 баллов
