
Последнее, чем хочется заниматься после рабочего дня, — это сидеть с уроками.
Тем не менее многие родители, несмотря на усталость и дефицит времени, помогают ребенку осилить задания не по возрасту или подтянуть какой-то материал. Другие считают помощь с уроками медвежьей услугой.
Читатели Т—Ж рассказали, какую стратегию выбрали они сами или их родители и почему. Собрали основные варианты в этом материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Вместе адаптируются к нагрузке в первом классе
Когда сын пошел в первый класс, умел читать по слогам и считать до ста. Сама научила дома. В школе читать не учат, прогнали по азбуке и уже заканчивают.
У нас начались проблемы с письмом, но уже надо было писать домашнее задание в дневник. Русский язык начался почти сразу с сентября: нужно ставить ударения, находить корень, глаголы и существительные, списывать большие тексты в тетрадь. На дом задают по две-три страницы читать из азбуки. При этом не все дети умеют читать, а тем более писать.
Сыну тяжело даются пересказы, сложно запомнить состав числа, компоненты сложения и вычитания. Ребенок выходит из школы и не помнит, что говорили, разбираем темы сами. А учитель ругает родителей, говорит на собрании и в чате, что мы обязаны учить детей дома.
Так, к примеру, 60 словарных слов мы учим дома, прописываем в черновике. В таком возрасте у большинства в классе невнимательность, кто-то не записал домашку, кто-то, как мы, делает по три часа уроки. Я помогаю сыну, чтобы меньше слушать претензии от учителя.
Делают с ребенком задания не по возрасту
Есть такие домашние задания, которые ребенок сам сделать не может, и учителя прямо в школе говорят: «Это задание нужно делать с родителями». Так что о том, чтобы не помогать с домашкой, уже давно нет и речи.
У сына в началке были задания, в которых прямо говорилось, что родители должны помочь. Как второклашка сваяет презентацию в «Пауэр-пойнте» о каком-либо народе России, если детей не учат ни презентации делать, ни искать инфу в интернете? Предполагается, что родитель сядет, найдет, покажет, объяснит, а учитель только оценит.
В четвертом классе требовали сделать и представить проект на десяток страниц. Требования к теме и содержанию максимально расплывчатые, зато нужно, чтобы у проекта было введение, заключение, цели и задачи, список литературы и так далее. Я пришла в школу допрашивать учительницу, как девятилетний ребенок может сделать это сам. В ответ: «Ну девочки во втором классе же делали!» Ага, по тем работам невооруженным глазом было видно, что писали их отнюдь не второклассницы. Зато в конкурсах побеждали.
В пятом классе классная прямо заявляла, что учителя только дают знания, контролировать их усвояемость должны родители. На мой вопрос, будут ли учителя делать мою работу, пока я работаю за них, она промолчала. Задолбанный после работы родитель в десять вечера куда лучше объяснит ребенку сложную тему — ага, конечно! Если школьников в семье двое, вообще веселье настает.
Разбирают сложные темы и пропущенный материал
Бывают ситуации, когда помощь взрослых нужна. Я в третьем классе надолго слегла с пневмонией, маме пришлось со мной прямо сидеть и делать английский, сама разобраться я с ним не смогла.
Когда я училась в школе, папа мог объяснить мне непонятные темы по математике и физике, помогал разобраться с решением каких-то задач, а я потом по образу и подобию решала похожие. По другим предметам не припомню, чтобы мне помогали.
С недоумением наблюдаю, как современные родители порой полностью делают все задания за ребенка. Мне кажется, это неправильно.
Если ребенок не справляется, святой родительский долг ему помочь. И с домашкой тоже. Не сделать самому, а выяснить, в чем проблема, и устранить ее.
Помню, как в мои 13 лет родители полночи корпели со мной над задачками под редакцией Сканави, несмотря на то, что утром надо было на работу. Это была одна из первых домашек в физико-математической школе, когда надо сделать 20 задач к завтрашнему дню, а ты даже не знаешь, как к ним подступиться. Разобрались, и дальше помощь родителей не требовалась.
А когда взрослые твердят, что учеба важна, но по факту им плевать, лишь бы их не беспокоили, ребенок списывает из решебника и у одноклассников или вообще забивает, в голове вакуум вместо знаний. Потом что-то делать уже, как правило, поздно.
Напоминают про уроки и проверяют их
Дети делают домашку сами, но приходится напоминать, иногда даже орать. Выборочно проверяю задания в выходные.
Пару раз мама пробовала мне что-то объяснить, это закончилось диким ором и истерикой с обеих сторон. После мама решила поберечь нас обеих: больше уроки мне не объясняла. Заставляла что-то сделать, да. Но не объясняла.
Дочке десять лет. Пока сама не сделает или не попытается разобраться, я не проверяю домашку. Когда сделает и попросит проверить — проверяю. Редко находим ошибки, исправляет. Иногда решает с помощью Алисы, но старается понять ход решения.
Сидеть и делать это все за ребенка — какой смысл? Главное — не отбить желание идти в школу, которую я сам терпеть не мог, а в современном мире с развлечениями на расстоянии касания пальцем замотивировать и вовсе трудно.
Учат дисциплине и самоорганизации
Я контролировала выполнение домашки в первом классе. Потом уже не следила, делает ли дочка уроки и насколько качественно. Да, было такое, что параграф не выучила и получила парашу. Но это ее ответственность, а не моя.
Мы только направляем — мол, лучше сделать все до восьми вечера, потому что потом голова уже не варит. Над душой не стоим. Но если дочь просит объяснить ей непонятную тему, всегда объясняем.
Как человек, который учится уже очень давно, могу сказать, что ребенку важно получить от родителей:
- Понимание, что его успехи им важны, а неудачи — повод еще поработать, а не огрести.
- Контроль выполнения домашки, но не на уровне «правильно или неправильно», а «сделано или не сделано».
- Помощь в налаживании системы — режим, понимание, с каких предметов надо начинать. Ведь кто-то резво приступает, но быстро устает, а кому-то надо долго раскачиваться.
- Помощь в ситуациях, когда что-то пропустил или не понял.
Самое дурное — это приучить, что родители будут делать домашнее задание вместе с чадом. Это даже хуже, чем уязвленные родительские амбиции, выраженные в форме «вон посмотри на Юлю, Диму, Дину, Ваню, Валю…», нужное подчеркнуть.
Морально поддерживают
С уроками уже не помогаю, не сижу и не объясняю. Делала это первый год.
Но я увидела, что дочке морально тяжело сесть за пианино и подготовиться к завтрашнему уроку. Программа разучена — просто влом сидеть и играть, если можно тупить в комп.
Я села рядом и обнимала дочь, пока она играла. Полтора часа. За нее технику исполнения я ей не поставлю, это достигается только практикой. Но я могу просто быть рядом, и это работает.
Приучают к самостоятельности
Мне с домашкой не помогали, и я не помогала. Не из принципа, просто реально считаю, что это не нужно. Программа рассчитана на детей, а не на сорокалетних бездельников с хрупким эго.
Добавлю, что если что-то не дается, надо научиться с этим жить, а не выдавать чужие успехи за свои. По оценкам к дочке у меня было требование «достаточные для перехода на следующий уровень».
Ваш ребенок без напоминаний садится за домашку и все делает сам? Расскажите, как вам удалось добиться такой самостоятельности, и станьте героем следующего материала