«Троечники более амбициозные и пробивные»: 10 историй о том, как связаны оценки и карьера

Хорошая успеваемость в учебе и высокая зарплата не всегда взаимосвязаны.
Карьера у бывших хорошистов и троечников может сложиться по-разному. Многие отличники получают приличную зарплату, но иногда выпускники с низкой успеваемостью достигают в работе больших высот, чем золотые медалисты. Читатели Т—Ж рассказали, как оценки повлияли на их карьеру, а мы составили подборку из их историй. Присоединяйтесь к обсуждению и делитесь опытом в комментариях.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Когда обучение в сильной школе помогло преуспеть в работе
По моим наблюдениям за жизнью одноклассников и друзей из параллельных школ, отличники и хорошисты сделали успешную карьеру. Кто-то уже к 30 годам занимал топовые должности, кто-то открыл свои компании. Но это были очень умные ребята из сильных школ. То же самое могу сказать и про знакомых из университета, у которых всегда были высокие баллы на экзаменах.
У меня медаль в школе и красный диплом технического университета. В целом все очень неплохо в карьерном плане, но мне есть с кем сравнивать себя — с теми же друзьями, которые уже в 30 возглавляли огромные отделы в международных компаниях. Поэтому на вопрос «Насколько вы довольны своими достижениями?» я бы ответила, что средне.
Когда троечник оказался успешнее 14 медалисток
Школьные оценки не решают ничего. Из моего класса выпустилось 14 медалистов — это половина класса. Вернее, медалисток, так как профиль был гуманитарный — и коллектив на 90% женский.
Ситуация спустя 20 лет: одна дома с тремя детьми, вторая — актриса в каком-то захудалом театре, третья — чуть ли не младший специалист в какой-то мутной конторе. Ну и так далее. А я все ждал, когда же они станут вице-президентами и руководителями департаментов в РЖД, «Роснефти» и «Газпроме». А в итоге оказалось, что я с тремя тройками сам работаю на должности, где я думал их увидеть. Дело в том, что троечники более амбициозные и пробивные, лучше приспосабливаются к реальной жизни.
Когда качественное образование помогло достичь достойной зарплаты
У меня была серебряная медаль в школе, потом красный диплом. Сейчас я сетевой архитектор, работаю в области мобильной связи. Зарабатываю больше мужа раза в три. У него изначально образование хуже.
Если смотреть в целом по нашему физико-математическому лицейскому классу, отличники добились большего. Все или в столицах, или за границей. Но, так как отбор в лицей был жесткий, наши троечники тоже устроились хорошо. Вышка за малым исключением есть у всех. Если из лицея переводились в обычную школу, становились там отличниками — тройка тройке рознь.
После вуза в большинстве своем краснодипломники устроились лучше. Но главное — вам должно нравится то, чем вы занимаетесь. Если окончили вуз из-под палки, вряд ли добьетесь вершин в нелюбимой профессии.
Когда из «три пишем, два в уме» выросла хорошая карьера
Я вот получал в школе в основном тройки… Или, как говорила моя преподавательница английского, «три пишу, два в уме держу», на что я отвечал, что три плюс два равно пять. Затем поступил в универ с горем пополам, и два первых курса меня пытались выгнать.
Потом учеба поперла, я стал сдавать сессии на пятерки и закрывать их досрочно, мой диплом занял какое-то место на городской выставке. Меня даже занесло в аспирантуру, но ненадолго.
Сейчас в подчинении 14 человек, не госслужба, устроился без блата. Во время учебы троечники учатся главному: изворотливости, наглости, умению договориться. Им надо просто повзрослеть и понять, что им нужно, — и все.
Когда мотивация появилась только в университете
Я относительно плохо училась в школе. Окончила с несколькими тройками по точным наукам. Несмотря на это, сама поступила на филфак на бюджет. Там тоже училась плохо. Но жажда денег заставляла меня сдавать сессии на отлично и получать повышенную стипендию — аж 1400 ₽ в месяц.
Сейчас зарплата в несколько раз выше среднего, работаю в продажах. Мне кажется, в зависимости от специальности есть некое соотношение зарплаты и учебы.
Когда карьера не сложилась несмотря на отличные оценки
Всегда была отличницей. Карьера не складывается вообще. Считаю, что школьное образование никак не определяет будущих успехов. Скорее в годы учебы надо уметь списывать, будучи незамеченным, изворачиваться, не палиться. И полезные связи строить. Вот это для карьеры куда нужнее.
Когда учился плохо из-за проблем с дисциплиной
Троечники бывают разные. Я в седьмом классе понял, что в оценках нет смысла, и перестал учиться на пятерки. Была тонна дисциплинарных двоек и так далее, сама учеба при этом давалась легко, средний балл аттестата — 4,0. В универе было то же самое, при этом имел особую репутацию, окончил спокойно.
Сейчас мне 31 год, я ИТ-архитектор, зарплата — ок. Руководить стал уже в 26, хотя карьеру начал только после армии, в 23.
Когда отметка по поведению подпортила аттестат, но не карьеру
У меня средний балл аттестата — 5,0. В то время, когда я училась в школе, кроме оценок по предметам ставили еще две решающие — за прилежание и поведение. Для медали обе должны были быть отличными, но поведение подкачало. С классной руководительницей мы находились в контрах, поэтому и характеристика выпускная у меня получилась такая, что с ней только в тюрьму.
Но я была довольно самоуверенной, к тому же считалась одной из самых умных в школе в маленьком сибирском городке, поэтому поехала поступать в МГУ. Попытка оказалась неудачной: не хватило одного балла, который, кстати, могли бы дать за ту самую неполученную медаль. С этими оценками, досдав химию, поступила в университет в своем краевом центре. Универ окончила уже с красным дипломом.
Кстати, мои дети тоже без школьных медалей, но обе с красными дипломами университетов, старшая — даже с двумя. Что касается карьеры, я кандидат наук, работа любимая, всем довольна.
Когда поняла, что строить карьеру сложнее, чем получать пятерки
Я медалистка, но не заучка. Мне все давалось практически «на лайтах» — по крайней мере, в условиях провинциальной школы доегэшного периода. Школа научила следовать инструкциям. А после выпуска оказалось, что инструкций больше никто не даст. Не будет в дневнике «выучи к сессии пятый параграф из книжки как у всех» — книжку, которую сочтешь нужной, раздобудь в библиотеке.
Отсюда началось первое «на фиг эту книжку — конспектом лекций ограничимся». Таким макаром высшее образование было получено в виде «раз в полгода повтори, что нес дед с кафедры — за это тебе еще полгода права на общагу в нормальном городе, где можно тусить».
После диплома оказалось, что инструкций стало еще меньше: конспект и тот за эти годы устарел. Вся инструкция — открыть «Суперджоб» и ко всем ломиться. Кто возьмет, тот молодец. Там узнать хоть что-то новое, после чего однажды психануть и найти другую работу.
А со временем и узнавать что-то новое надоело. Моя бабушка была уважаемым человеком, главбухом предприятия, считала на деревянных счетах и этими скиллами финансово тащила на себе всю семью. А мне теперь говорят, что одного «Экселя» и 1С недостаточно, надо уметь «поженить» их хотя бы с «Питоном». И инструкции типа везде есть, бери любую. Но никто не говорит: «Нужная — эта, не поймешь — дополнительный урок на продленке в пятницу».
Когда средняя успеваемость не помешала успехам в карьере
В школе я училась средненько. Могла и на отлично, но не видела в этом смысла: всегда были занятия поинтереснее. Окончила с парой троек, экзамены сдала тоже средненько, но на бюджет хватило.
Сейчас занимаю хорошую должность с приличной, по моему пониманию, зарплатой и плюшками. Знаю, что многие одноклассники в этом плане от меня отстают: большинство до сих пор получает деньги от более успешных родителей. По-моему, это все зависит от школы, локации и семьи. Причем не школы как понятия, а конкретного учебного заведения — лицея или физмата, — качества педагогов.