![Как я купил в Армении Мазду 6 для перепродажи](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__main.yf2mjtqx0ezx..jpg)
В мае 2022 года я стал безработным.
Денег, которые остались, хватило ненадолго, поэтому уже в середине июля я взял потребительский кредит. Планировал жить на него, пока не найду работу. Но через пару дней знакомая посоветовала мне что-то перепродать.
Решили, что это будет машина. Знакомая — буду называть ее П., — родилась в Армении. У нее там много родственников и знакомых, которые помогут и подскажут. Заработок элементарный: необходимо купить в США битую машину, привезти ее в Армению, оформить на таможне, отремонтировать и продать. Все это можно сделать самому за 3—6 месяцев, но деньги были нужны быстро, поэтому мы решили купить в Армении уже отремонтированную машину и постараться перепродать ее в РФ. В этой статье я расскажу, что из всего этого получилось.
Как мы определились с бюджетом и добрались до Армении
Планировали вложиться пополам, но в итоге у П. не получилось найти деньги. Мне пришлось влезть в семейные накопления, отложенные на уголовное дело отца, и взять потребительский кредит. Таким образом, я стал должен 1 000 000 ₽ семье и 500 000 ₽ банку. От П. нужна была помощь ее знакомых в Армении.
Ехать мы решили на моей Хендай Крете по нескольким причинам:
- Билеты туда и обратно на ближайшие рейсы стоили больше 50 000 ₽ на человека.
- Мы не были уверены наверняка, что купим машину.
- Люблю путешествовать на автомобиле.
Выехали мы во вторник утром и в двенадцать часов четверга были в Ереване. Ехали по платной М4, останавливались в Ессентуках и Гюмри.
Из неприятных моментов во время дороги запомнилось:
- У «Теле-2» нет оборудования в Ставропольском крае, поэтому роуминг у меня начался на день раньше.
- На границе с Арменией нужно было уплатить экологический сбор 600 ₽ — рублями или драмами.
- Ужасное движение в Грузии. Первые 80 км в горах были мучением из-за фур, которые ехали очень медленно. Камеры в Грузии не фиксируют российские номера.
- А в Армении фиксируют. Я об этом не знал, поэтому пару раз попал под камеру. Но штрафы, видимо, не успели дойти до границы, потому что на выезде я ничего не уплачивал. Местные говорят, что при следующем посещении Армении меня встретят с распростертыми объятиями.
На дорогу до Армении мы потратили 18 300 ₽
Бензин | 13 600 ₽ |
ОСАГО в Грузии и Армении | 2100 ₽ |
Платная дорога | 2000 ₽ |
Экологический сбор на границе Армении | 600 ₽ |
На дорогу до Армении мы потратили 18 300 ₽
Бензин | 13 600 ₽ |
ОСАГО в Грузии и Армении | 2100 ₽ |
Платная дорога | 2000 ₽ |
Экологический сбор на границе Армении | 600 ₽ |
![Все минусы дороги перекрывают чудесные виды](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo01.xc7rqyyofntp..jpg)
Как покупали машину
Для начала мы определили марки машин, которые нас интересуют. Таких оказались всего две: Форд и Мазда. Это хорошие качественные машины, на которые всегда есть стабильный спрос. Главное, что они попадали в наш бюджет. Еще у П. был знакомый в Москве, который выкупает такие авто.
Вот где в Армении ищут машины с пробегом.
Через сайт list.am — аналог нашего «Авито». Тут как у нас: в объявлении написано, что все в идеале, но на деле оказывается не так. Стандартные проблемы из серии «мне через час неудобно, давайте завтра» усложняются: продавец может опоздать на час-два — и это вроде как в порядке вещей.
На авторынке. Он в Ереване работает круглосуточно, но смысл ехать туда есть только в выходные дни. В будни там только убитые машины, которые продают давно. В субботу и воскресенье на авторынок съезжаются все продавцы автомобилей — шанс найти там хорошую машину существенно выше.
![list.am — это как наш «Авито», только в Армении](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__screenshot01.zikt3tnjg3qh..png)
![Площадка авторынка в будний день. В выходной таких площадок гораздо больше](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo02.ls1zpoidxvss..jpg)
В Ереван мы приехали в четверг, поэтому начали поиск авто по объявлениям, а также посмотрели несколько вариантов, которые предлагали друзья П. Доступные на рынке машины можно разделить на три категории по дате ввоза в страну:
- Ввезены до 2014 года.
- Ввезены в период с 2014 по 2020 год.
- Ввезены после 2020 года.
Машины первой и третьей категории ввезти в Россию просто: по ним уплатили все необходимые таможенные пошлины, поэтому в РФ придется уплатить только утилизационный сбор. Со второй категорией лучше не связываться: в этот период растаможка в Армении была сильно дешевле растаможки в России, не было многих пошлин. И чтобы поставить такую машину на учет, их придется уплатить.
На следующий день мы нашли Мазду 6. Ее купили на аукционе в США за 3500 $ и привезли в Армению в 2021 году. Продавец использовал ее в качестве личной машины вместо угнанной. Но в итоге его машину нашли, поэтому Мазду он решил продать. Мне она обошлась в 13 800 $, или 938 400 ₽ по тому курсу.
Машину мы осмотрели поверхностно, у нас даже не было толщиномера. Продавец показал фотографии авто с аукциона в США. Удар пришелся в заднее левое крыло. Вместе с ним были повреждена вся левая часть, стреляли водительские подушки. При осмотре внешне все выглядело неплохо, а про подушки нам сказали, что их восстановили. Во время движения не было посторонних звуков, двигатель работал ровно, коробка передач не пиналась.
![Mazda 6 2015 года, двигатель — 2,5 л, пробег — 182 000 км](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo03.bf0yyp12mjk6..jpg)
![Еще меня подкупил салон: он не был убит и прокурен](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo04.ob3oqyaq4y9b..jpg)
![Еще меня подкупил салон: он не был убит и прокурен](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo05.84cyoapf8kiw..jpg)
Перед покупкой мы загнали ее на подъемник. Нам порекомендовали поменять задние тормозные колодки, чтобы в дальней поездке не было проблем с тормозами. И еще подтекало масло со сливного отверстия на поддоне двигателя, поэтому нужно было заменить сливную пробку. Я оставил продавцу задаток 100 $ без расписки, а он пообещал исправить все недостатки. Еще он записался через сайт дорожной полиции Армении на снятие машины с учета. Приглашение туда нам пришло через день.
Во вторник мы завершили сделку: получили в дорожной полиции справку, что машину сняли с учета, и заверили документ у нотариуса. Также получили армянские транзитные номера, оформили доверенность на управление автомобилем, подписали договор купли-продажи с продавцом, после чего я передал ему деньги. Весь процесс занял шесть часов, два из которых мы сидели у нотариуса. На эти процедуры я потратил 3200 ₽.
![В ДКП можно было вписать любую сумму. Я написал 1 500 000 ₽, потому что планировал продать машину за эти деньги или чуть дешевле](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document01.qs2ou8xo2dvu..png)
![В ДКП можно было вписать любую сумму. Я написал 1 500 000 ₽, потому что планировал продать машину за эти деньги или чуть дешевле](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document02.fay24axwogrk..png)
![В ДКП можно было вписать любую сумму. Я написал 1 500 000 ₽, потому что планировал продать машину за эти деньги или чуть дешевле](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document03.mly6fvwwntxp..png)
Схему покупки мне рассказали в фирме, которая оформляет машины из Армении в России. Один офис — в Москве, другой — прямо около авторынка, на котором я купил Мазду.
Все просто: машину снимают с учета в Армении и ввозят ее в Россию по доверенности. Также необходимо составить и подписать договор купли-продажи, который пригодится, когда машину будут ставить на российский учет. Продавец в Армении его нигде не показывает.
Для постановки на российский учет кроме ДКП и ОСАГО понадобятся следующие документы:
- СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Для этого нужно пройти осмотр на одном из специализированных пунктов. Оформил его уже в Москве.
- ПТД — пассажирская таможенная декларация. Документ необходим для пересечения двух границ, получал я его в Армении у таможенного брокера.
- Квитанция об уплате утилизационного сбора.
- ЭПТС — электронный паспорт транспортного средства. Получается на таможне после сдачи предыдущих документов, ДКП и справки о снятии автомобиля с учета в Армении.
- Отметка об установке кнопки ГЛОНАСС в СБКТС.
![СБКТС на Мазду, которую мы купили](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document04.ia6fmmfdunk0..png)
![СБКТС на Мазду, которую мы купили](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document05.y5tzj6tvem9d..png)
![СБКТС на Мазду, которую мы купили](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document06.w058g1rudwel..png)
![Пассажирская таможенная декларация](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document07.rcftcilm1mac..png)
![Пассажирская таможенная декларация](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document08.pkcrqznsntpk..png)
![Квитанция об уплате утилизационного сбора на таможне](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo06.petvqjow1a7s..jpg)
Все эти документы вполне можно оформить самостоятельно по инструкциям из интернета, но я решил обратиться в ту фирму около авторынка, чтобы ускорить процесс. Услуги стоили 120 000 ₽, срок подготовки ЭПТС — 10 рабочих дней с момента прохождения осмотра для СБКТС.
Я бы не платил эти деньги, если бы не сложности с установкой системы ЭРА-ГЛОНАСС. Тогда частные лица платили за это до 100 000 ₽. Но пока я ехал из Армении в Москву, правительство отменило необходимость кнопки ГЛОНАСС для постановки на учет, поэтому вместо 120 000 ₽ я заплатил 80 000 ₽.
На покупку автомобиля я потратил 1 021 600 ₽
Автомобиль | 938 400 ₽ |
Услуги фирмы по оформлению ЭПТС, СБКТС и утилизационный сбор | 80 000 ₽ |
Перевод доверенности и справки о снятии с учета на русский язык | 1400 ₽ |
Пошлина за получение транзитных номеров | 1200 ₽ |
Оформление доверенности на перегон автомобиля | 600 ₽ |
На покупку автомобиля я потратил 1 021 600 ₽
Автомобиль | 938 400 ₽ |
Услуги фирмы по оформлению ЭПТС, СБКТС и утилизационный сбор | 80 000 ₽ |
Перевод доверенности и справки о снятии с учета на русский язык | 1400 ₽ |
Пошлина за получение транзитных номеров | 1200 ₽ |
Оформление доверенности на перегон автомобиля | 600 ₽ |
Дорога обратно
Так как из Армении мне нужно было ехать уже на двух машинах, я попросил К. — знакомого П. — помочь мне с перегоном авто. Он же помогал мне с подбором автомобиля и логистикой в Ереване.
Поездка обратно не сильно отличалась от пути туда за исключением нескольких факторов:
- На границе Армении и Грузии выяснилось, что нотариус ошиблась и в переводе справки о снятии с учета неверно указала транзитный номер — опечаталась на одну цифру. Казалось, что это мелочь, но в итоге пришлось искать другого нотариуса около границы и заново делать перевод, который стоил 800 ₽.
- На границе Грузии и России мы уткнулись в конец жуткой пробки. На границе с Арменией мы слышали, что люди стоят по 10—15 часов. На месте поняли, что будем стоять 25—30 часов. Несколько финтов по встречной полосе, короткий рубленый сон — и в шесть утра мы проехали границу, потратили 12 часов.
- Границу проходили долго, поэтому пришлось заночевать в 100 км от Ростова-на-Дону у родственников К.
![Пробка на границе](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__photo07.quymqfmahnpm..jpg)
По территории Армении и в России Мазда ездила на армянских транзитных номерах, указанных в доверенности. На территории Грузии нужно было оформить их транзитные номера за 51 лари (1000 ₽). Транзитные номера не вызывали повышенного интереса у ГИБДД в России — во время дороги обратно и за три недели езды по Москве меня ни разу не остановили.
После прохождения границы я скинул все документы на машину в мессенджере представителям фирмы, помогающей мне в оформлении, и записался на осмотр авто во вторник.
К. пробыл несколько дней в Москве по своим делам, а потом улетел в Армению. За его помощь в подборе и перегон я заплатил 40 000 ₽ и оплатил ему обратный билет за 21 000 ₽. В принципе, услуги перегонщика так и стоят в среднем — 30 000—50 000 ₽.
На обратную дорогу и услуги К. я потратил 81 400 ₽
Услуги К. | 61 000 ₽ |
Бензин | 13 800 ₽ |
Платная дорога | 2500 ₽ |
Оформление ПТД | 2300 ₽ |
Пошлина за получение транзитных номеров в Грузии | 1000 ₽ |
Повторный перевод справки о снятии с учета | 800 ₽ |
На обратную дорогу и услуги К. я потратил 81 400 ₽
Услуги К. | 61 000 ₽ |
Бензин | 13 800 ₽ |
Платная дорога | 2500 ₽ |
Оформление ПТД | 2300 ₽ |
Пошлина за получение транзитных номеров в Грузии | 1000 ₽ |
Повторный перевод справки о снятии с учета | 800 ₽ |
Как оформлял машину и готовил ее к продаже
После прохождения осмотра начался отсчет 10 рабочих дней, по итогам которых мне должны были прислать сертификат СБКТС и выписку из ЭПТС. Пока я ждал документы, занялся предпродажной подготовкой машины. Вот что я сделал:
- Прошел техосмотр в первой попавшейся точке. При подаче заявления на регистрацию в ГИБДД выяснилось, что техосмотр необходим для всех автомобилей старше четырех лет. Осмотр был формальностью — мне просто сделали карточку. Заплатил 1500 ₽.
- Купил на «Авито» запаску. Посчитал, что это может быть важно для покупателя. Потратил 5000 ₽.
- Помыл машину изнутри и снаружи за 1500 ₽.
Как только я получил ЭПТС, оформил ОСАГО и записался через сайт госуслуг в ГИБДД. Формально собственником был брат, поэтому все документы я делал от его имени. В течение года в Россию можно ввезти только один автомобиль на свое имя, и я не хотел закрывать для себя эту гипотетическую возможность в будущем. Брату за услуги номинального владельца я заплатил 10 000 ₽.
В столичные отделения ГИБДД можно было попасть только через три недели, поэтому я поехал в Троицк: там можно было поставить машину на учет на следующий день. Мы с братом приехали в ГИБДД с ДКП, ОСАГО, выпиской из ЭПТС и карточкой техосмотра. Остальные документы, которые были необходимы для оформления ЭПТС, как будто бы были уже не нужны: сотрудник посмотрел их мельком и больше к ним не возвращался.
В ГИБДД все прошло без неожиданностей, хоть я и был внутренне к ним готов. За час с небольшим мы получили российские номера, повесили их на машину и стали бояться дорожных камер.
На подготовку машины к продаже я потратил 27 600 ₽
Услуги брата | 10 000 ₽ |
ОСАГО | 9600 ₽ |
Запаска | 5000 ₽ |
Техосмотр | 1500 ₽ |
Мойка | 1500 ₽ |
На подготовку машины к продаже я потратил 27 600 ₽
Услуги брата | 10 000 ₽ |
ОСАГО | 9600 ₽ |
Запаска | 5000 ₽ |
Техосмотр | 1500 ₽ |
Мойка | 1500 ₽ |
Как я продавал машину
Я выставил машину на «Авто-ру», как только поставил ее на учет. Сервис засомневался, что я собственник, и предложил разместить объявление за деньги. Альтернативным вариантом была возможность доказать право собственности, но для этого нужны были водительские права собственника — брата, — которых у него не было. Заморачиваться этим вопросом не было желания, и я согласился на платное размещение за 5000 ₽.
Еще в Армении я смотрел объявления с похожими машинами. Цены были в диапазоне от 1 400 000 до 1 700 000 ₽. Поэтому я планировал продать машину минимум за 1 400 000 ₽, а в идеале — за 1 500 000 ₽. В объявлении написал 1 600 000 ₽: люди в любом случае будут торговаться у капота.
За два дня несколько человек спросили у меня VIN. Ажиотажа не случилось, поэтому я продвинул объявление, а еще через два дня поднял его в поиске. На все это потратил 2900 ₽. В целом это сработало: машиной стали интересоваться активнее, но смотреть на нее живьем никто не спешил.
В это же время меня пригласили в «Карпрайс» — попытаться продать машину на их аукционе. Я понимал, что вряд ли из этой идеи что-то получится, но все равно решил попробовать. Во время осмотра выяснилось много неприятных фактов:
- Машина оказалась крашена в круг. Не тронули только крышу.
- Подушки никто не восстанавливал, вместо них стояли резисторы-обманки.
- Комплектация оказалась скудной — не было даже задних парктроников и подогрева сидений.
Мнение эксперта повергло меня в шок, но аукцион все равно состоялся. Ставка победителя была 620 000 ₽, и это меня не устроило. Через несколько дней я приехал еще раз, потому что снова получил звонок-приглашение от менеджера компании. Я сказал, что уже был у них, но они предложили попробовать еще раз. По итогам второго аукциона мне предложили 760 000 ₽.
Так я понял, что не продам машину за 1 400 000 ₽. Поэтому снизил стоимость машины до 1 250 000 ₽ в надежде выйти в ноль. Продлил размещение объявления на «Авто-ру» еще на неделю за 4500 ₽, оплатил еще один пакет продвижения и несколько поднятий за 6900 ₽, разместил объявление на «Авито» и оплатил несколько поднятий объявления там — потратил 2200 ₽. Через неделю я понял, что держать объявление на «Авто-ру» слишком дорого, поэтому оставил только на «Авито».
Было много звонков и предложений выкупить ее у меня за 1 000 000 ₽ без лишних вопросов. Поначалу я отказывался, но через неделю стал соглашаться: обязательства по кредитам стали давить. Но потенциальные покупатели после согласия пропадали — видимо, пробивали VIN и находили фотографии с аукциона в Америке. Некоторые говорили об этом прямо.
Спустя месяц с момента первой публикации объявления на осмотр приехал мужчина с женой. Я заранее дал ему VIN, но фотографии повреждений его, видимо, не смутили, хоть и дали почву для торга по телефону до 1 100 000 ₽. После осмотра он предложил 1 050 000 ₽.
Со слов покупателя, машину берут жене, которая будет возить на ней детей. В итоге я позвонил ему и сказал, что согласен на 1 050 000 ₽, но в машине нет подушек безопасности. Он ответил, что для него это не проблема, лишь бы технически она была в порядке.
На следующий день мы с покупателем съездили на диагностику к его знакомому, который посмотрел ее со сканером, на подъемнике, внешне и дал заключение: поменять передние сайлентблоки, сделать сход-развал, заменить тормозные диски. Покупателя это устроило, и мы договорились о сделке. Я получил задаток 7000 ₽ и стал ждать, когда у покупателя будет вся сумма на руках: ему предстояло взять потребительский кредит.
Через пару дней мы встретились, начали заполнять ДКП, но в процессе столкнулись с существенной проблемой: в ЭПТС отсутствовала графа «собственник», поэтому я не мог вписать нового покупателя в него. Случилось это из-за того, что фирма, готовившая мне ЭПТС, посчитала это неважным и ненужным.
Дело было в субботу, и уже в понедельник в ЭПТС в качестве собственника был вписан брат на основании ДКП, который мы сдавали в ГИБДД. Сначала меня убеждали, что процедура займет несколько рабочих дней, но по факту сделали это за час.
На следующий день мы еще раз встретились с покупателем, и все прошло без проблем: подписали ДКП, оформили сделку в ЭПТС, мне передали деньги, я отдал ключ. Я избавился от нее.
![Выстраданный договор купли-продажи](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/mazda-6-from-armenia__document09.4liq3wypkdjv..png)
На платные услуги для продажи я потратил 21 500 ₽
Платное продвижение на «Авто-ру» | 9800 ₽ |
Платное размещение на «Авто-ру» за две недели | 9500 ₽ |
Платное продвижение на «Авито» | 2200 ₽ |
На платные услуги для продажи я потратил 21 500 ₽
Платное продвижение на «Авто-ру» | 9800 ₽ |
Платное размещение на «Авто-ру» за две недели | 9500 ₽ |
Платное продвижение на «Авито» | 2200 ₽ |
Итоги
За два месяца я провернул международную сделку: купил машину в Армении, привез ее в Россию, поставил ее на учет и продал.
Общие затраты на автомобиль — 1 152 100 ₽
Машина | 938 400 ₽ |
Таможенное оформление в России | 80 000 ₽ |
Услуги К. | 61 000 ₽ |
Платное размещение и продвижение объявлений | 21 500 ₽ |
Бензин и платная дорога | 16 300 ₽ |
Услуги номинального собственника | 10 000 ₽ |
ОСАГО | 9600 ₽ |
Предпродажная подготовка | 8000 ₽ |
Документы и пошлины в Армении | 6300 ₽ |
Транзитные номера в Грузии | 1000 ₽ |
Общие затраты на автомобиль — 1 152 100 ₽
Машина | 938 400 ₽ |
Таможенное оформление в России | 80 000 ₽ |
Услуги К. | 61 000 ₽ |
Платное размещение и продвижение объявлений | 21 500 ₽ |
Бензин и платная дорога | 16 300 ₽ |
Услуги номинального собственника | 10 000 ₽ |
ОСАГО | 9600 ₽ |
Предпродажная подготовка | 8000 ₽ |
Документы и пошлины в Армении | 6300 ₽ |
Транзитные номера в Грузии | 1000 ₽ |
Получается, что я потерял 102 100 ₽ и получил бесценный опыт. Можно было сделать лучше. Вот почему я сработал в минус:
- Слишком халатно отнесся к выбору автомобиля. Стоило потратить лишние пару дней на поиск машины с меньшим пробегом, в приличной комплектации, без серьезных ДТП в прошлом. В таком случае продать ее в России было бы проще.
- При подборе стоит внимательно осматривать автомобиль и обязательно пользоваться толщиномером. Или привлекать проверенных оценщиков.
- Я был излишне оптимистичен в оценке сроков продажи автомобиля — мне казалось, что это займет максимум неделю. На продажу стоило заложить больше времени.
- Я уверен, что в итоге смог бы продать ее хотя бы за 1 200 000 ₽. Но на это пришлось бы потратить много времени и искать деньги для выплаты кредитов.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil