Почему в некоторых ресторанах не ука­зывают состав и вес блюд в меню?

17

Довольно часто вижу в различных заведениях в меню только название блюда и его цену. Понимаю, что это неправильно, но какой в этом сакральный смысл и почему с такими рестораторами не проводится работа?

Я периодически посещаю различные места, в том числе с незнакомой кухней, например вьетнамской. И порой мне совершенно ни о чем не говорит название блюда — с учетом того, что сейчас вижу тенденцию не писать его состав. То есть рестораторы просто надеются, что человек выберет позицию по красивому названию?

Я уверен, что можно попросить сотрудников ознакомить посетителей с весом и составом блюда. Но почему бы не писать это сразу?

Иллюстрация из сети, без привязки к конкретному месту, просто чтобы визуализировать
Иллюстрация из сети, без привязки к конкретному месту, просто чтобы визуализировать
Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

В меню должны быть цена, название, способ приготовления, ингредиенты, вес порции и пищевая ценность каждого блюда. Если чего-то из списка нет, это нарушение.

Как должно выглядеть меню

Обязательной формы меню нет — оно может быть бумажным или электронным. Также информацию о блюдах можно выносить на грифельные доски, световые табло, сенсорные мониторы и другие носители. В буфетах и кафетериях вместо меню могут быть ценники  . Главное, чтобы посетитель мог легко получить нужные сведения.

Посетитель вправе ознакомиться с меню еще до входа в зал  . Для этого заведение должно разместить его на входе или выдать по просьбе гостя до посадки за стол.

В меню могут быть изображения блюд, но гость не вправе требовать, чтобы ему приготовили точно такую же позицию, как на картинке.

Посетитель «Бургер-кинга» заявил, что увидел в интерактивном меню бургер с жареным беконом, но в готовом блюде его не оказалось. Представитель фастфуда сказал, что в меню этот ингредиент не заявлен.

Суд согласился с заведением и разъяснил, что о составе блюда нельзя судить по картинке: это не публичная оферта. А если посетителю хотелось узнать полный состав, он мог спросить об этом перед тем, как сделать заказ  .

Какая информация должна быть в меню

Наименования блюд. Они должны соответствовать технологическим картам — инструкциям, по которым повара готовят еду  . Это правило нужно, чтобы рестораны не старались приукрасить название блюда и не вводили посетителей в заблуждение. Например, если в технологической карте салат называют «оливье», в меню его нельзя указывать как «А-ля рус».

Способ приготовления, например жареное, тушеное, запеченное  . Это позволяет посетителю понять, какое блюдо он заказывает. При этом салат и тартар — тоже способы приготовления. Если салат теплый, что изначально не подразумевали, это надо прописать в меню.

Основные ингредиенты. Посетители вправе знать, что они едят, из чего и как приготовили блюда. Это может быть важно с точки зрения здоровья, диеты и культурных традиций. Информацию о продуктах обязаны указывать в меню, винной карте или предоставлять иначе. Например, в дополнительной брошюре  .

В меню могут указать не все ингредиенты блюда. Например, написать «сливочный соус», но не добавить, что его готовят с орехами. Поэтому лучше уточнять состав у официанта. Если он не знает, есть ли в выбранной вами позиции компоненты-аллергены, попросите его выяснить это у повара.

Вес порции. Так посетитель выберет нужное количество еды и напитков. Для воды, соков и другой безалкогольной продукции указывают только объем порции, например 300 мл. А для алкоголя обязаны прописать еще и емкость бутылки, из которой разливают спиртное: 0,7 л/50 мл  .

При этом у гостя должна быть возможность проверить объем и вес блюда. Поэтому по просьбе посетителя заведение обязано предоставить ему весы и мерную посуду  .

Пищевая ценность — калорийность, содержание белков, жиров и углеводов. Также должна быть информация о содержании витаминов в блюде  .

Чтобы меню не получилось большим, некоторые заведения выносят эти сведения в отдельную брошюру — печатную или электронную — и выдают ее по запросу. Она может называться картой калорийности блюд, технологической картой или картой КБЖУ: калорий, белков, жиров и углеводов.

Дополнительные услуги — плата за обслуживание, бронирование столика, развлекательную программу, музыку, караоке, работу детского уголка и другие сборы. При этом ресторан не может навязывать такие услуги — посетитель вправе от них отказаться после изучения меню  .

Информация о таких сборах должна быть на видном месте — не на последней странице мелким шрифтом. Часто про сервисный сбор упоминают внизу каждой страницы меню.

Что делать, если обязательной информации в меню не хватает

Спросите у официанта, где ее можно увидеть. Вероятно, по запросу гостей ресторан выдает карты калорийности блюд или расширенную версию меню с полным составом позиций, способом их приготовления и весом.

Если сотрудник не помог, позовите администратора. Еще можно написать в книге отзывов и предложений просьбу оформить меню в соответствии с законом  .

Если хотите, чтобы ресторан понес наказание, придется жаловаться в Роспотребнадзор. Перед обращением в ведомство надо направить претензию ресторану. Составьте два экземпляра и попросите представителя администрации заведения поставить на вашем подпись о вручении. Также можно отправить претензию Почтой России, в том числе через сервис электронных заказных писем.

Если ресторан откажется изменять меню или проигнорирует запрос, вы вправе написать жалобу в Роспотребнадзор. Это удобно сделать на сайте ведомства.

Роспотребнадзор проверит заведение — при нарушениях привлечет владельца к административной ответственности. Если вы заказывали и оплачивали блюдо, полной информации о котором не было в меню, штраф составит  :

  1. Для ИП — 3000—4000 ₽.
  2. Для малого предприятия — 15 000—20 000 ₽.
  3. Для средней или крупной фирмы — 30 000—40 000 ₽.

Если столкнулись с нарушением, но не сделали заказ, штраф составит  :

  1. Для ИП — 500—1000 ₽.
  2. Для малого предприятия — 2500—5000 ₽.
  3. Для средней или крупной фирмы — 5000—10 000 ₽.

В обоих случаях Роспотребнадзор обяжет ресторан устранить нарушения в течение месяца.

Что в итоге

Меню может быть бумажным или электронным. Посетитель вправе ознакомиться с ним еще до входа в зал заведения общепита.

В меню должны быть цена, наименование и способ приготовления каждого блюда, его основные ингредиенты, вес порции и пищевая ценность. Если ресторан предлагает дополнительные услуги, они тоже должны быть прописаны.

Если какой-либо информации нет, спросите у официанта, где ее можно получить. Иногда заведения разбивают меню на несколько частей, например указывают пищевую ценность в отдельных картах калорийности блюд или КБЖУ.

За отсутствие обязательных сведений в меню на ресторан можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство проверит заведение и в случае нарушений оштрафует его.

Алексей КаблучковПоделитесь мнением, какую еще информацию вы хотели бы​ видеть в меню:
  • НиколяДа все просто, обычная хитрость - можно не переделывать меню, убавляя граммовку порций и оставляя прежнюю цену. Жалоба в Роспотребнадзор и хитрость поубавляется.17
  • FluffyТехнологическую карту просите. В ней состав, грамовка и бжу. Предоставляется без проблем по просьбе в любом заведении. Ну если это не придорожная шашлычная «у ашота»14
  • Ledy v pledeFluffy, неверно. Требования прописаны в Правилах оказания услуг общественного питания № 1515. Они действуют с 1 января 2021 года. В меню должны быть: -Наименование блюда, способ его приготовления, входящие ингредиенты. Состав блюда нужен, чтобы клиент случайно не съел еду, на которую у него аллергия. -Вес порции. А для алкоголя емкость бокала и объем порции. -Пищевая ценность блюда: калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов. -В винной карте — наименование алкогольного напитка, его объем и цена за порцию, если порция не больше 1 литра. Цена каждого блюда и напитка.10
  • FluffyLedy, я говорю как в жизни, а не как в требованиях. Если у человека желание узнать, что он в себя кладет-он попросит карту. Если желание побороться за мировую справедливость-тогда никто не запрещает, конечно, требовать исполнения Правил оказания услуг общественного питания № 1515.8
  • Тычина АрнольдТоже не люблю, когда в меню не указана граммовка и состав. Особенно, когда сейчас почти везде меню по куар-коду. На бумаге сэкономили, но сделать красивую и информативную пдф-ку то можно.30
  • Виталий СНе знал, что в некоторых местах можно карточку с КБЖУ попросить, попробую в следующий раз3
  • Виталий СНиколя, найдут какую-то другую хитрость...0
  • Виталий СТычина, это точно, лень в ресторанном безносе отпугивает7
  • Ник ЗавадскиFluffy, тех. карта ж вроде для внутреннего использования. Вся эта информация должна быть в настоящем меню. А то, что дают на руки, часто имеет приписку "рекламный материал, меню не является, меню выдается по запросу".0
  • Lina Lyutovaу меня аллергия на некоторый перечень продуктов и когда я не вижу в меню ингредиенты становится тяжело что-то выбрать7
  • lapsus_naturaeНиколя, у нас в "ресторане" по соседству новую цену наклеивают прям в меню, поверх старой цены, на кусочках клейкой ленты для ценников))5
  • Почему я?Меню делают дизайнер, им лишние циферы не нужны. Хотя всегда можно сделать таблицу со всем необходимым в конце.2
  • Наталья ДавыдоваLedy, вот, цена каждого блюда. В некоторых ресторанах пишут цену... Например за сто грамм стрелка. А в куске бор его знает сколько граммов будет. Может я нищеброд или скряга. Или просто случайно есть ровно столько в кармане. А мне не говорят, сколько будет стоить блюдо в конце. И как проверить? Вытаскивать кусок мяса из зелени, проверять на весах?0
  • Лилиан КулинаНе понимаю, разве прописать состав, граммовки, кбжу сложнее и затратнее, чем штрафы платить за отсутствие этого?))2
  • КопатычБесит когда нет граммовки Когда ее нет я начинаю гонять официанта и админа по меню, да жестоко, но как меня знать сколько это весит? Как я должна знать сколько мне заказать блюд? Одно или два или еще несколько3
  • Лиса ПетровнаЧёрт, а я думала, что когда ресторан выставляет меню перед входом, он хочет показать, что это дорогое заведение и нищебродам сюда нельзя 🤦0
  • АлексейВиталий, Найдут, будет ещё жалоба, потом ещё и т.д.0