Почему в некоторых ресторанах не указывают состав и вес блюд в меню?
Довольно часто вижу в различных заведениях в меню только название блюда и его цену. Понимаю, что это неправильно, но какой в этом сакральный смысл и почему с такими рестораторами не проводится работа?
Я периодически посещаю различные места, в том числе с незнакомой кухней, например вьетнамской. И порой мне совершенно ни о чем не говорит название блюда — с учетом того, что сейчас вижу тенденцию не писать его состав. То есть рестораторы просто надеются, что человек выберет позицию по красивому названию?
Я уверен, что можно попросить сотрудников ознакомить посетителей с весом и составом блюда. Но почему бы не писать это сразу?
В меню должны быть цена, название, способ приготовления, ингредиенты, вес порции и пищевая ценность каждого блюда. Если чего-то из списка нет, это нарушение.
О чем вы узнаете
Как должно выглядеть меню
Обязательной формы меню нет — оно может быть бумажным или электронным. Также информацию о блюдах можно выносить на грифельные доски, световые табло, сенсорные мониторы и другие носители. В буфетах и кафетериях вместо меню могут быть ценники . Главное, чтобы посетитель мог легко получить нужные сведения.
Посетитель вправе ознакомиться с меню еще до входа в зал . Для этого заведение должно разместить его на входе или выдать по просьбе гостя до посадки за стол.
В меню могут быть изображения блюд, но гость не вправе требовать, чтобы ему приготовили точно такую же позицию, как на картинке.
Посетитель «Бургер-кинга» заявил, что увидел в интерактивном меню бургер с жареным беконом, но в готовом блюде его не оказалось. Представитель фастфуда сказал, что в меню этот ингредиент не заявлен.
Суд согласился с заведением и разъяснил, что о составе блюда нельзя судить по картинке: это не публичная оферта. А если посетителю хотелось узнать полный состав, он мог спросить об этом перед тем, как сделать заказ .
Какая информация должна быть в меню
Наименования блюд. Они должны соответствовать технологическим картам — инструкциям, по которым повара готовят еду . Это правило нужно, чтобы рестораны не старались приукрасить название блюда и не вводили посетителей в заблуждение. Например, если в технологической карте салат называют «оливье», в меню его нельзя указывать как «А-ля рус».
Способ приготовления, например жареное, тушеное, запеченное . Это позволяет посетителю понять, какое блюдо он заказывает. При этом салат и тартар — тоже способы приготовления. Если салат теплый, что изначально не подразумевали, это надо прописать в меню.
Основные ингредиенты. Посетители вправе знать, что они едят, из чего и как приготовили блюда. Это может быть важно с точки зрения здоровья, диеты и культурных традиций. Информацию о продуктах обязаны указывать в меню, винной карте или предоставлять иначе. Например, в дополнительной брошюре .
В меню могут указать не все ингредиенты блюда. Например, написать «сливочный соус», но не добавить, что его готовят с орехами. Поэтому лучше уточнять состав у официанта. Если он не знает, есть ли в выбранной вами позиции компоненты-аллергены, попросите его выяснить это у повара.
Вес порции. Так посетитель выберет нужное количество еды и напитков. Для воды, соков и другой безалкогольной продукции указывают только объем порции, например 300 мл. А для алкоголя обязаны прописать еще и емкость бутылки, из которой разливают спиртное: 0,7 л/50 мл .
При этом у гостя должна быть возможность проверить объем и вес блюда. Поэтому по просьбе посетителя заведение обязано предоставить ему весы и мерную посуду .
Пищевая ценность — калорийность, содержание белков, жиров и углеводов. Также должна быть информация о содержании витаминов в блюде .
Чтобы меню не получилось большим, некоторые заведения выносят эти сведения в отдельную брошюру — печатную или электронную — и выдают ее по запросу. Она может называться картой калорийности блюд, технологической картой или картой КБЖУ: калорий, белков, жиров и углеводов.
Дополнительные услуги — плата за обслуживание, бронирование столика, развлекательную программу, музыку, караоке, работу детского уголка и другие сборы. При этом ресторан не может навязывать такие услуги — посетитель вправе от них отказаться после изучения меню .
Информация о таких сборах должна быть на видном месте — не на последней странице мелким шрифтом. Часто про сервисный сбор упоминают внизу каждой страницы меню.
Что делать, если обязательной информации в меню не хватает
Спросите у официанта, где ее можно увидеть. Вероятно, по запросу гостей ресторан выдает карты калорийности блюд или расширенную версию меню с полным составом позиций, способом их приготовления и весом.
Если сотрудник не помог, позовите администратора. Еще можно написать в книге отзывов и предложений просьбу оформить меню в соответствии с законом .
Если хотите, чтобы ресторан понес наказание, придется жаловаться в Роспотребнадзор. Перед обращением в ведомство надо направить претензию ресторану. Составьте два экземпляра и попросите представителя администрации заведения поставить на вашем подпись о вручении. Также можно отправить претензию Почтой России, в том числе через сервис электронных заказных писем.
Если ресторан откажется изменять меню или проигнорирует запрос, вы вправе написать жалобу в Роспотребнадзор. Это удобно сделать на сайте ведомства.
Роспотребнадзор проверит заведение — при нарушениях привлечет владельца к административной ответственности. Если вы заказывали и оплачивали блюдо, полной информации о котором не было в меню, штраф составит :
- Для ИП — 3000—4000 ₽.
- Для малого предприятия — 15 000—20 000 ₽.
- Для средней или крупной фирмы — 30 000—40 000 ₽.
Если столкнулись с нарушением, но не сделали заказ, штраф составит :
- Для ИП — 500—1000 ₽.
- Для малого предприятия — 2500—5000 ₽.
- Для средней или крупной фирмы — 5000—10 000 ₽.
В обоих случаях Роспотребнадзор обяжет ресторан устранить нарушения в течение месяца.
Что в итоге
Меню может быть бумажным или электронным. Посетитель вправе ознакомиться с ним еще до входа в зал заведения общепита.
В меню должны быть цена, наименование и способ приготовления каждого блюда, его основные ингредиенты, вес порции и пищевая ценность. Если ресторан предлагает дополнительные услуги, они тоже должны быть прописаны.
Если какой-либо информации нет, спросите у официанта, где ее можно получить. Иногда заведения разбивают меню на несколько частей, например указывают пищевую ценность в отдельных картах калорийности блюд или КБЖУ.
За отсутствие обязательных сведений в меню на ресторан можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство проверит заведение и в случае нарушений оштрафует его.