
Minecraft: в чем величие и секрет успеха самой популярной игры в мире
В 2025 году Minecraft исполнится 14 лет. За это время она успела навсегда изменить игровую индустрию и поп-культуру.
Влияние Minecraft сложно переоценить. Это с большим отрывом самая продаваемая видеоигра в истории, которая не теряет в популярности уже много лет. Благодаря Minecraft появились тысячи успешных блогеров, летсплееров и стримеров. А для многих детей именно она стала первой и самой любимой видеоигрой.
К выходу готовится долгожданная экранизация Minecraft. В честь этого рассказываем все, что нужно знать о знаковой игре-конструкторе.
О чем расскажем
Что за Minecraft
Дата выхода: 17 мая 2009 — первая публичная версия, 18 ноября 2011 — версия 1.0
Платформы: Microsoft Store на ПК, PlayStation 4 и 5, Xbox One и Series, Nintendo Switch, Android, iOS, Amazon Phone. Также на вторичном рынке продаются версии для Xbox 360, PlayStation 3, PlayStation Vita, Nintendo Wii U и Nintendo 3DS
Жанр: симулятор выживания
Режимы игры: одиночный, совместный, мультиплеер
Издатель: Xbox Game Studios
Разработчик: Mojang Studios
Кому понравится: любителям «выживачей» и всем, кто любит собирать «Лего»
Игры, похожие на Minecraft: Terraria, Starbound, Don’t Starve, Stardew Valley, No Man’s Sky, Dragon Quest Builders 2
Примерная продолжительность: можно играть, пока не надоест
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры
В чем суть Minecraft
Мир игры состоит из кубических блоков. Это строительные единицы в Minecraft, из которых сделано все, включая поля, горы, деревья. Кубы могут быть из разных материалов: например, земли, камня, угля, железной руды и алмазов. Но не все объекты выглядят как кубы: есть, скажем, небольшие растения, факелы, двери, нажимные пластины, таблички и кровати.
В мире Minecraft кроме вас есть и другие существа: животные, мирные жители и монстры. Первых можно убить или приручить, со вторыми — торговать, а с третьими только сражаться.

В игре есть четыре основных режима. Расскажем о каждом подробнее.
👨🎨 Творческий режим. В нем позволяют строить все что вздумается. Игроки бессмертны и могут летать, а также создавать и уничтожать любые кубы.
⛏ Режим «Выживание». В нем игроки оказываются в случайно сгенерированном мире. Сюжета и заранее определенных целей нет. Днем вы вольны исследовать окружение, строить дома и добывать ресурсы. Чтобы не умереть, нужно регулярно есть, а чтобы сохранять прогресс — спать в кровати.
Ночью выходят монстры: скелеты, пауки и другие жуткие существа, желающие вашей смерти. Если умрете, потеряете все ресурсы и возродитесь на кровати. Биться с монстрами в открытую бесполезно: лучше спрятаться в доме и дождаться утра. С первыми лучами солнца чудовища погибают.
В режиме выживания есть и другие особенности. Нужно уничтожать блоки, чтобы добывать материалы. Они идут не только на постройку домов, но и на создание инструментов: топоров, лопат и многого другого. За редкими ресурсами вроде алмазов придется забираться в недра земли, где обитают монстры.

В «Выживании» есть подобие концовки. Чтобы ее достичь, нужно создать портал в другой мир, призывать там дракона и убить его. Однако игра на этом не заканчивается: вы можете продолжать до тех пор, пока не удалите сохранение.
💀 Режим «Хардкор». Он отличается от «Выживания» только тем, что в нем нельзя возрождаться после смерти.
🏔 Режим «Приключения». В нем нельзя разбивать блоки и строить. Все материалы добываются лишь из животных, монстров и немногочисленных сундуков в поселениях. Какие-то ресурсы можно выторговать у мирных персонажей. «Приключение» в основном используется для кастомных пользовательских карт.
Во все режимы можно играть одному или с друзьями. А если стандартных возможностей Minecraft не хватает, можно присоединиться к одному из тысяч публичных серверов со своими мирами, правилами и администраторами. В мультиплеере игроки, как правило, устраивают ролевые игры и придумывают себе развлечения.
У Minecraft крайне низкий порог входа. Ее геймплейные механики настолько просты, насколько это возможно. В творческом режиме нет ограничений, а блоки напоминают кубики «Лего». В режиме «Выживание» вы обустраиваете дом, экспериментируете с разными постройками и ищете редкие ресурсы в опасных местах. А благодаря мультиплееру в Minecraft можно играть чуть ли не до скончания времен.
Как создавали и дорабатывали Minecraft
Автор игры — шведский программист Маркус Перссон. В интернете его знают по никнейму Notch. С 2004 по 2009 Перссон работал в студии King, которая позже прославилась мобильной игрой «три в ряд» Candy Crush Saga.
В King Перссон освоил программирование на языке Java — именно на нем он через несколько лет создаст Minecraft. Затем Перссон перешел в компанию jAlbum, где занимался программами для веб-фотогалерей. В свободное время программист разрабатывал свои небольшие игры.

Однажды Перссон узнал об амбициозной многопользовательской игре Infiniminer. В ней игроки на время соревновались в добыче ресурсов в случайно сгенерированных шахтах, состоящих из кубов. Поддержку Infiniminer быстро свернули, а код опубликовали в свободном доступе.
10 мая 2009 года Notch взял наработки Infiniminer и решил создать свою кубическую игру на Java, которую назвал Cave Game. Сперва в ней были лишь блоки травы и булыжники. Но всего за шесть дней он добавил еще несколько материалов и наладил работу случайной генерации мира.
Разработчик отказался от первоначального названия и переименовал проект в Minecraft: Order of the Stone. Первую часть названия Перссон придумал с оглядкой на серии Warcraft и StarCraft от Blizzard Entertainment. А подзаголовок, от которого Notch позже избавился, отсылал к пародийному веб-комиксу Order of the Stick.
17 мая 2009 года Маркус Перссон выпустил Minecraft версии 0.0.11a. Она запускалась в браузере с форума инди-разработчиков TIGSource. В единственном режиме этой версии можно было лишь ходить по бескрайним полям, проваливаться в подземелья, крушить одни блоки и ставить другие. Даже в таком виде Minecraft понравилась первым игрокам, и Notch продолжил разработку.
12 июня программист выпустил десктопную альфа-версию за 13 $. Браузерная, которую сейчас знают под названием Minecraft Classic, перестала получать обновления.
17 сентября 2010 года Notch зарегистрировал компанию Mojang AB. Он основал ее вместе с Якобом Порсером, бывшим коллегой из King. Друзья наняли бывшего начальника Перссона из jAlbum Карла Манне, чтобы он управлял бизнесом, и взяли на работу еще нескольких программистов. Коллектив начал работать над новой версией Minecraft.
Игра изначально задумывалась как симулятор выживания. Перссон вдохновлялся не только Infiminer, но и тремя фэнтезийными 2D-играми со случайной генерацией: Dwarf Fortress, NetHack и Ancient Domains of Mystery. Авторам хотелось, чтобы Minecraft передавала ощущение свободы и опасности окружения, как в этих тайтлах, но в трехмерном пространстве.

18 ноября 2011 года вышла релизная версия 1.0.0. Менее чем за год сотрудники Mojang добавили множество игровых механик, существ и климатических зон, а также придумали финального босса. В интернете Minecraft становилась все более популярной: еще до релиза студия продала более четырех миллионов копий. Фанаты раскупили все 5000 билетов на мероприятие Minecon, посвященное выходу игры.
После релиза Маркус Перссон перестал заниматься разработкой Minecraft лично и назначил гейм-дизайнером Йенса Бергенстена, ведущего программиста Mojang. Спустя несколько месяцев игра вышла на смартфонах, а затем — на консолях.

После выхода версии 1.0 некоторые игроки стали зарабатывать на Minecraft. Предприимчивые пользователи открывали серверы, где за реальные деньги продавали внутриигровые предметы, влияющие на геймплей, — например, убивающие с одного удара алмазные мечи. Также на многих серверах использовали читы, а новичков часто оскорбляли в чате.
В 2013 году Mojang решила исправить ситуацию и запустила сервис Minecraft Realms для аренды официальных серверов, где запрещалось заниматься бизнесом. Владельцы пользовательских серверов вступили в конфликт со студией, а Notch лично запретил продажу внутриигровых предметов.
После этого Перссона стали обвинять во всех грехах и называть одним из худших игровых руководителей. А он к тому времени уже устал от Minecraft и публично заявил, что хочет кому-нибудь продать свою долю в Mojang. На это откликнулись многие компании, но самое выгодное предложение поступило от Microsoft.
В сентябре 2014 года Notch продал Microsoft студию и права на Minecraft за 2,5 млрд долларов. Вскоре он покинул компанию, вместе с ним ушли еще несколько сотрудников. Оставшиеся посчитали поступок Перссона предательством. Работникам студии предложили по 300 тысяч долларов, если они не будут увольняться в течение полугода, и многие согласились.
Перссон купил огромный особняк в Беверли-Хиллз и окружил себя роскошью. Но это не сделало разработчика счастливым. Автор Minecraft жаловался, что сотрудники Mojang продолжают его ненавидеть. Ни одна из следующих игр Перссона не снискала того же успеха, что и Minecraft. Вдобавок Notch стал часто писать оскорбительные и скандальные посты в соцсетях, из-за чего Microsoft максимально дистанцировалась от него, перестала приглашать на мероприятия и удалила все упоминания о нем из игры, кроме титров.
Minecraft под руководством Microsoft продолжила развиваться. Игру портировали на новые платформы вроде Nintendo Switch, вышло множество контентных обновлений. Microsoft выпустила три успешных спин-оффа от сторонних студий: сюжетную адвенчуру Minecraft: Story Mode, экшен-RPG Minecraft Dungeons и стратегию Minecraft Legends.
Также издатель рекламировал игру через коллаборации — например, тематические наборы «Лего». А 4 апреля 2025 в мировой прокат выходит долгожданная экранизация от Warner Bros. Впрочем, каких-то глобальных изменений в самой Minecraft давно не было.
Сейчас продано более 300 миллионов копий Minecraft. Это абсолютный рекорд в индустрии: разница с ближайшим конкурентом, GTA V, — почти 100 миллионов единиц.

Какие примечательные миры и объекты строят в Minecraft
В Minecraft уже давно есть чуть ли не все главные мировые достопримечательности — от Эйфелевой башни до египетских пирамид. Опытные игроки собирают целые команды для строительства новых миров и создают ботов-помощников.
Многие уже перешли к воссозданию целых районов городов — например, в игре есть карта Midtown Manhattan. Огромный Манхэттен, состоящий из пары сотен зданий, построен в масштабе 1:1. В некоторых постройках даже есть детализированные интерьеры.

Также фанаты Minecraft любят строить кубические версии фантастических миров. К примеру, уже больше десяти лет продолжается работа над целым Средиземьем.
Игроки воссоздали всю физическую карту мира, основные города и крепости, а также сотни мелких поселений от Шира до Мордора.
Есть и энтузиасты, которые предпочитают создавать что-то свое. Например, более 400 человек на протяжении семи лет строили вымышленный город Гринфилд, по размерам сравнимый с Лос-Анджелесом.
Здесь уже не сотни, а тысячи зданий в разных архитектурных стилях. И почти в каждом хорошо проработанное внутреннее убранство.
Еще один пример придуманного с нуля мира — подводный город Sea Diary. Он не поражает масштабами, но выглядит завораживающе.
На этой карте можно провести несколько часов, лишь разглядывая мелкие детали.

Но в Minecraft можно создавать не только здания. В игре есть красная пыль, работающая как провод. В «выживании» пыль позволяет управлять дверями и вагонетками. Но в творческом режиме этот материал помогает создавать удивительные объекты.
Например, в 2020 году один пользователь с помощью этой самой красной пыли построил калькулятор. Он полноценный, со всеми функциями и работает прямо в игре за счет одних лишь внутриигровых механизмов.
Есть в Minecraft и более причудливое изобретение — виртуальный компьютер с процессором частотой 1 ГГц и 6 Кб графической памяти. И на нем можно работать.
На компьютере получилось запустить монохромную версию Minecraft с разрешением 96 × 64. Это не полноценная игра, но зато в полном 3D и со всеми базовыми механиками. Еще на ПК из красной пыли работает Doom.
Какие моды для Minecraft стоит установить первым делом
Minecraft легко модифицируется с помощью программы Forge, русскоязычная инструкция по установке доступна на фанатском сайте Inside. Многие моды вносят лишь мелкие изменения, но встречаются и крупные работы с переработкой геймплея.
Попробуйте начать с малого и установите мод Butter Dog. С ним в игре исчезнут все волки, а вместо них появятся собаки с маслом на голове. Это того стоит.

Но если хотите более серьезных изменений, приглядитесь к этим пяти лучшим модам для новичков.
⚡ Immersive Engineering. Мод для упорядочивания работы с механизмами. Место красной пыли занимают полноценные провода.
Все механизмы в моде выглядят как ретрофутуристические машины. Они работают на электричестве, которое вырабатывается водяными мельницами, термальными станциями и дизельными генераторами.

👊 Cobblemon. Эта модификация превращает Minecraft в игру про покемонов. После установки по всему миру появляются волшебные существа. Их нужно ловить покеболами, созданными на верстаке
Собранные карманные монстры пригодятся для защиты дома и исследования мира. Также вы можете устраивать состязания с другими игроками.

🤔 Minecolonies. Авторы этой модификации попытались сделать из Minecraft стратегию вроде Anno. Строительством зданий занимаетесь не вы, а ваши подчиненные.
Все, что требуется, — собирать ресурсы, назначать людям задачи и исследовать новые технологии. В итоге вы будете все больше расширять поселение и создавать новые колонии.

🔥 Roguelike Adventures and Dungeons превращает Minecraft в полноценный «рогалик» вроде The Binding of Isaac.
После установки появляется древо развития навыков, множество видов монстров и оружия, а также новые локации для исследования.

🪄 Witchcraft and Wizardry. Сюжетная модификация по мотивам вселенной «Гарри Поттера». Здесь нет ни элементов выживания, ни строительства. Зато есть сюжетная кампания, в которой вы получаете письмо из Хогвартса и становитесь волшебником.
Авторы сделали самостоятельную игру внутри Minecraft: с кат-сценами, озвученными диалогами и побочными квестами. Некоторые игроки утверждают, что Witchcraft and Wizardry превосходит все остальные игры по «Гарри Поттеру», включая недавнюю Hogwarts Legacy.

Лучшие серверы Minecraft
Мультиплеер — одна из главных причин популярности Minecraft. На каждом сервере свои правила и особенности. Расскажем о некоторых лучших.
👀 Among Us Performium. Это копия знаменитой онлайн-игры Among Us, но от первого лица и с кубическим окружением. Не сказать, что все механики оригинала перенесены безупречно, но результат все равно впечатляет.

🏴☠️ Piratecraft. На этом сервере классический геймплей Minecraft совместили с пиратской тематикой.
Вы можете строить корабли и плавать на них с друзьями, обстреливать из пушек суда других игроков, торговать и возводить форты. А еще тут позволяют варить пиво.

⚔ Wynncraft. MMORPG на движке Minecraft. Доступны несколько классов персонажей с деревьями прокачки и большой фэнтезийный мир.
Пользователи сервера могут присоединиться к разным гильдиям, участвовать в рейдах и сражаться с боссами. А для получения новых уровней нужно выполнять сотни продуманных квестов.

💀 2b2t. Один из старейших серверов, который существует с 2010 года. Он примечателен почти полным отсутствием правил. Никто не запрещает вредить другим игрокам, использовать баги со злым умыслом, эксплуатировать всевозможных ботов и строить оскорбительные символы. Словом, на сервере царит полная анархия.
2b2t крайне специфичен и понравится немногим. На новичков постоянно устраивают охоту — смеха ради. Небо закрыто гигантской летающей конструкцией из обсидиана, а игроки постоянно взрывают разные участки карты.
На сервере постоянно находятся энтузиасты, которые хотят как-то упорядочить хаос в 2b2t. Они возводят тайные базы и колоссальные дороги от точки возрождения, чтобы новички могли пройти к очень далеким местам, где хотя бы есть деревья и животные. Игрокам же постоянно противостоят злодеи, которые взрывают маршруты динамитом. На сервере царит хаос, но в этом есть свое суровое очарование.

Главные мемы Minecraft
За годы, прошедшие с релиза, фанаты Minecraft создали тысячи, если не миллионы мемов по любимой игре. Расскажем о пяти самых популярных.
🖥 Реалистичная Minecraft в 4K. Фанаты постоянно размышляют, как выглядела бы Minecraft с кубами без пикселей. Так появились забавные картинки о версии с реалистичными текстурами, правдоподобным освещением и включенным рейтрейсингом.
Примечательно, что с определенными модами графику действительно можно улучшить. Но в мемах все это подают гипертрофированно.

💣 Крипер. В игре множество монстров: от банальных крупных пауков до зомби. Но самый известный из них — крипер. Он выглядит как зеленое существо с туловищем без рук и неопределенным количеством ног. Если крипер подходит к вам близко, он взрывается и погибает.
В режиме выживания всего один крипер может уничтожить дом и испортить прохождение. К тому же чудовище постоянно появляется в самый неподходящий момент. Потому в сообществах по Minecraft появились сотни мемов про безжалостных криперов. На многих картинках и видео высмеивается их желание во что бы то ни стало взорваться.

😈 Хиробрин. В 2010 году, еще до релиза версии 1.0, среди фанатов распространилась крипипаста про таинственное существо по имени Хиробрин. Оно выглядит как копия главного героя, но без зрачков. Монстр появляется даже в одиночных режимах и безмолвно следит за происходящим. А никнейм Хиробрин якобы носил трагический погибший брат Маркуса Перссона.
Правда, у создателя Minecraft не было брата, а Mojang никогда не добавляла Хиробрина в игру. Это не помешало фанатам и дальше верить в существование монстра. В какой-то момент Перссон в описании одного из обновлений пошутил, что удалил Хиробрина.
С 2010 года белоглазое существо появлялось во множестве крипипаст, фан-артов и мемов. А пользователи даже добавляют Хиробрина самостоятельно с помощью модов.

🏠 Домики из грязи. Minecraft — прежде всего игра про строительство. Но многие игроки не слишком хороши в этом. Поэтому укрытия от монстров они создают из всего, что подвернется под руку. А проще всего добывать блоки земли, которых в мире игры всегда в избытке.
Из-за этого появились мемы про дома из грязи, которые ассоциируются с новичками в Minecraft. Одни фанаты считают такие шутки лишь насмешкой над неопытностью и отсутствием вкуса. Другие так ностальгируют по своим первым постройкам в игре. Третьи же возводят затейливые особняки целиком из земли.

😳 Страшные пещеры. Стандартная версия игры без модов подходит для детей всех возрастов, поэтому в этом мире не пугают даже ночные монстры. Но временами Minecraft умудряется быть настоящим хоррором.
Все самое жуткое происходит в подземельях. Там всегда поджидают тьма и неизвестность, а периодически слышны страшные звуки. Из-за этого многие игроки отказываются спускаться в пещеры, так как чувствуют себя максимально неуютно.
Мемы о страшных пещерах помогают справиться с ужасом от игры. А еще с помощью таких картинок можно высмеивать всех, кто боится подобного.

👍 Майнкрафт — это моя жизнь. Главный мем русскоязычного сообщества Minecraft.
В одной фразе емко и экспрессивно описано отношение фанатов к любимой игре.
Как Minecraft повлияла на игровую индустрию
Успех Minecraft вдохновил многих инди-разработчиков. В начале 2010-х именно этот проект показал, насколько популярными могут быть независимые игры. А еще это яркий пример отличной идеи, которую придумал и реализовал один человек без внушительного бюджета.
Minecraft — один из локомотивов цифровой дистрибуции. До 2013 года у Minecraft не было физических копий, игра продавалась исключительно в интернете. Она показала многим компаниям, что для хороших продаж необязательно сотрудничать с розничными магазинами.
Minecraft обзавелась бесчисленным множеством клонов. Многие студии напрямую копировали геймплейные механики, процедурную генерацию, кубическую структуру мира и даже визуальный ряд.
Создатели известных клонов вроде «Копателя онлайн» даже не пытались скрыть источник вдохновения. Google Play и другие цифровые магазины долгое время кишели наспех сделанными играми со словами Mine и Craft в названиях. Но находились и разработчики, пытавшиеся перепридумать формулу Minecraft и создать что-то свое. Самые наглядные примеры — Terraria и Don’t Starve.

Благодаря Minecraft во многих играх появилась механика строительства. Причем не только в симуляторах выживания, но и в экшенах. Например, о Minecraft как источнике вдохновения рассказывали создатели Fortnite и Fallout 4.
Minecraft подстегнула популярность «выживачей». Она была одной из первых подобных игр с открытым миром и крафтингом вещей. На волне ее успеха появился целый жанр симуляторов выживания, в которых нужно бегать по безлюдной местности, отбиваться от монстров, собирать ресурсы и создавать инструменты. Так появились Rust, Subnautica, Valheim, The Forest, Don’t Starve, 7 Days To Die и прочие тайтлы.

Благодаря Minecraft появились множество игр с пользовательскими картами и режимами. Фанаты проекта Mojang создали немало серверов и модификаций, которые помогают поддерживать интерес к игре и без регулярных контентных обновлений.
Некоторые студии учли пример Minecraft. Без нее Fortnite осталась бы обычным онлайн-шутером, а разработчики Roblox не предоставили бы игрокам удобный инструментарий для создания режимов и карт.

Minecraft популяризировала «ранний доступ». Это одна из первых игр, которую продавали еще на стадии альфа-версии. Игроков не пугали ни многочисленные баги, ни недоделанные механики. Minecraft показала, что пользователи готовы платить даже за такие ранние сборки игр, поэтому в 2013 году создатели цифрового магазина Steam запустили программу «раннего доступа».
Minecraft используют в образовании. У нее даже есть специальное издание для учителей с классными досками. С помощью игры повышают интерес к школьным предметам, проводят дистанционные уроки и дают творческие задачи.
Minecraft — главная игра эпохи летсплеев. В начале 2010-х видеохостинги и сервисы для стримов только-только набирали обороты. И блогеры в тот период часто снимали ролики именно о Minecraft. Так свою карьеру начинали знаменитости вроде PewDiePie, DanTDM, Dream, BrianMaps и многие другие.
Выйдет ли Minecraft 2
Скорее всего, у Minecraft никогда не будет продолжения. Оригинальную игру хотят обновлять и развивать еще долгие годы, а ее популярность не спадает. В планах Mojang и Microsoft сиквел тоже ни разу не упоминался.
Недавно Маркус Перссон объявил, что займется духовным наследником своей игры, которую он в шутку назвал Minecraft 2. Выяснилось, что это экшен Levers and Chests про подземелья с элементами «рогалика», имеющая мало общего с кубическим конструктором. Других подробностей о проекте пока нет.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult