Страшный сон владельца электрокара: я полгода езжу на Tesla Model 3

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Николай Морщихин

Страница автора

Полгода назад наконец-то исполнил свою мечту — купил Tesla Model 3. Очень давно слежу за Илоном Маском, его идеями и тем, как развивается его компания. Всегда хотелось прикоснуться и стать частью истории бренда.

Однако первые недели с новой машиной потрепали мне нервы. С непривычки пришлось конкретно посидеть и разобраться, как ей пользоваться с комфортом в Москве и где заряжаться. И только потом насладиться опытом от использования — впечатлениями поделюсь в конце.

С места в карьер

Когда первый раз сел за руль, не сразу понял, что нужно делать. Нажать на кнопку? Повернуть рычажок? Прогревать? Оказалось, чтобы поехать на Tesla, достаточно переключить коробку.

Через несколько дней после покупки пришлось подзарядить электромобиль. Тут признаюсь — достаточно наивно покупать авто, не изучив этот вопрос детальнее. Читал, что заряжаться нужно с помощью специального разъема, и был уверен, что этого знания будет достаточно, чтобы все прошло успешно.

В итоге проехал несколько зарядок по Москве и везде сталкивался с ощущением своей глупости или беспомощности — зарядный кабель не подходил к машине. В какой-то момент наткнулся на зарядную станцию Artis, увидел там номер поддержки, решил позвонить.

Операторы объяснили, что моя европейская Tesla имеет другой стандарт зарядных разъемов, отличный от самых распространенных в России. Подсказали, что в таких ситуациях полезно иметь переходник для зарядки (как с телефонами), которые решат проблему раз и навсегда.

Оказалось, зарядных разъемов сильно больше двух, и они могут отличаться в зависимости от типа зарядки, модели автомобиля и региона, где он был выпущен.

Вот основные:

  • GB/T — модели, произведенные для КНР, оснащены портами GB/T AC для медленной зарядки и GB/T DC для быстрой.
  • NACS — единый разъем, принятый для американских авто.
  • Type 1 (или J1772) — порт медленной зарядки. Установлен в автомобили, предназначенные для японского рынка. До утверждения NACS -а также использовался в большинстве американских моделей.
  • Type 2 — стандарт медленной зарядки для европейских электромобилей, включая мою Tesla Model 3.
  • CHAdeMO — порт быстрой зарядки, который чаще всего встречается на японских автомобилях, таких как Nissan Leaf.
  • CCS (Combo Charging System) — для быстрой зарядки в Европе устанавливается разъем CCS2, в США — CCS.

Сейчас в России наиболее популярны китайские авто, поэтому их владельцам заряжаться удобнее всего. В городах миллионниках разъем GB/T есть практически везде.

Квест продолжается

Когда вопрос с переходником разрешился, я воспрял духом. Но ненадолго. Следующей проблемой стал поиск работающей зарядки в чужом для меня районе, когда я поехал на встречу к друзьям.

Ближайшие станции искал через Яндекс Карты, но часть оказалась занята, а другие просто не работали. Убил на поиски минут 40.

Вот так выглядит Tesla из салона (внутри и снаружи)
Вот так выглядит Tesla из салона (внутри и снаружи)

Тем же вечером решил провести собственное исследование. К чему пришел:

  • В Яндексе и 2ГИС можно найти все ближайшие станции, но их главный недостаток — отсутствие подробной информации о точке.
  • У крупных сетей зарядных станций есть свои мобильные приложения, где можно забронировать станцию и заранее оплатить.
  • Сети поменьше, вроде Artis, представлены в приложениях-агрегаторах. Там собраны все ближайшие зарядные точки, их статус, тип разъемов и возможность оплаты.

Теперь, когда нахожусь не в родном районе, оперирую сразу несколькими приложениями — да, не идеальная система, но какая есть. Поэтому устанавливайте сразу приложения основных зарядных станций, чтобы «заправляться» без неожиданностей. А еще обязательно оставляйте номер телефона под стеклом, когда стоите на зарядке. Потом не придется столкнуться с разгневанным владельцем другого электрокара, который ждал, пока вы освободите место.

Мои впечатления от Tesla

Спустя несколько месяцев после покупки хочу сказать, что не жалею ни на грамм о своем решении. Tesla — это абсолютно лучший и самый технологичный электромобиль среди всех имеющихся. Автопилот, внутренний интерьер, интерфейс авто дают понять, что ты находишься в гаджете, машине будущего.

Технические характеристики: они тоже впечатляют — разгон до сотки машина делает за 4.4 секунды (как, например, BMW i8), в ней почти 500 лошадиных сил. И все это бесшумно! Ощущение, будто летишь на самолете, а тебя вжимает в кресло.

Одной зарядки хватает на 400 километров хода, что идеально подходит для перемещения по городу.

В условиях московской зимы машина чувствует себя комфортно. С утра особенно приятно включать функцию «Defrost», которая прогревает автомобиль за 10-15 минут до того, как вы туда усядетесь. Важный нюанс: если Tesla стоит на улице в мороз, а на окне есть подозрение на трещину, лучше не пользоваться этой функцией. Стекло может треснуть, т.к. печка начинает дуть на полную. Емкость батареи, конечно, зимой снижается. Мне хватает примерно на 250 километров.

Отключайте зимой рекуперацию. Она помогает машине заряжать саму себя, используя двигатель как генератор энергии при торможении. В минусовую температуру аккумулятор прогревается сильно дольше, а потому КПД этой функции близится к нулю.

Несколько советов для тех, кто задумывается о покупке электрокара:

  1. Перед приобретением электромобиля обязательно узнайте, какие разъемы установлены в модели. Если они отличаются от распространенных, то сразу обзаведитесь переходником. Убедитесь, что сможете зарядить автомобиль в своем городе — до покупки желательно выбрать точки в вашем районе, проверить их работоспособность и загруженность.
  2. Планируйте зарядку автомобиля заранее. Приложения IT-charge, Electro.cars и 2Chargers — вам в помощь. Это сэкономит время и нервы. И учитывайте, что зимой машина будет заряжаться чуть дольше.
  3. Кроме того, заранее отметьте для себя сети зарядок вблизи вашего дома, почитайте отзывы. По опыту могу сказать, что важно и качество работы, поддержки — крупные бренды часто отвечают сильно дольше, чем небольшие локальные сети.
Подобрано специально для вас