Я пишу почти всю свою жизнь, и это помогает мне справляться с депрессией

22

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Н.А. Дорендорфф

Страница автора

Предыстория

С чего бы начать? А начну ка я с того, что скажу — второй раз перечитывать этот текст я не буду, это поток мысли и спонтанное желание поделиться с людьми частичкой себя, поэтому заранее извиняюсь за возможные ошибки и кривизну структуры, в книгах я себе такого не позволяю (ага-ага, ври больше).

А теперь к сути. Наверное, проблему, как и всегда, стоит искать в детстве. Я не большой поклонник Толстого, но, тем не менее, детство, отрочество и юность, пожалуй, действительно самые объемные темы для дискуссии о формировании личности. Именно в этих временных промежутках и происходят все события, превращающие «юного и полного надежд» в «полудохлого невротика-робота». И что же следует сказать о них? Будет правильнее — только самое главное. Мне кажется, что я пошел по какому-то упрощенному сценарию разочарования в жизни, я просто взял и уже родился с депрессией и кучей неврозов. С самого детства я не мог испытывать радость от того, от чего другие дети приходили в восторг.

Из-за слабости своей дофаминовой системы уже в возрасте пяти лет я отгородился от людей и полностью посвятил всего себя чтению. В книгах я находил утешение. Почему? Потому что их герои тоже зачастую были несчастны. Но! Со временем их несчастьям приходил конец и наступала светлая полоса (я всегда мечтал стать счастливым, маленькая несбыточная мечта маленького человечка). По описанию можно понять, что в годы раннего детства я очень любил фантастику, правда с небольшим уклоном в Темное фэнтези. Чуть позже полюбил Научную фантастику, с элементами апокалиптики и постапокалиптики. Особенно вселенные «Сталкер» и «Метро». «Метро 2033» я вообще мог пересказать почти слово в слово наизусть лет до 11, поскольку прочитал его суммарно около сотни раз.

Стоит отметить, что свой первый дневник я начал вести в 6 лет, хватило меня на пять страниц крупного детского почерка. В дневнике я рассказывал о том, каково это быть ребенком (действительно, писал, что детство — отстой, и я хочу быстрее стать взрослым) и что мне не очень нравится оставаться с прабабушкой, о вкусе своей любимой еды и делился мыслями о том, что не вижу смысла посещать детский сад, потому что (прямая цитата 6-ти летнего меня, хоть чего ты добился в жизни, маленький засранец, тебя цитирует твоя 30-ти летняя версия) «Там все кидают в меня игрушками и мешают строить Песчаные замки», последнее пишу с большой буквы, отдавая дань уважения своему пророческому дару, я действительно всю дальнейшую жизнь посвящу строительству Песчаных замков…

Что-то мы совсем о грустном? Так не пойдет, лучше вернемся к писательству. Я недаром обозвал статью историей болезни. Это рассказ о моем хобби, как о лекарстве. Так что перейдем к более позитивной части.

Следующую свою работу я написал в 7 лет, рассказ о мальчике, который ищет потерянный на прогулке палец (да, я действительно был представителем метамодерна в эпоху его расцвета, щучу, конечно, просто тема мне кажется крайне забавной), а палец у него кстати украл злой волшебник. Работу я не дописал. Опять хватило на пару страниц.

Далее перерыв в 9 лет. Мое отрочество было посвящено попыткам понравится другим людям и хотя бы где-то стать своим, но, видимо, не судьба, поэтому в 16 лет я вернулся к литературе с весьма амбициозной целью: написать роман. О, как же ты был наивен, юный я. Если бы ты знал, что потратишь на это почти 8 лет жизни, то ввязался бы в эту авантюру снова? (всегда).

Процесс

О процессе написания говорить весьма сложно. Но раз уж эта часть тут вынесена в отдельный абзац, то продолжу историю, но постараюсь переключиться на более конкретный язык.

В 16 лет я сел писать роман без малейшего понятия о том, как пишутся романы. Я просто накидывал текст, как делаю это сейчас и пытался не сильно отходить от общей канвы повествования (как делаю это сейчас), в результате чего за год мною было написано 110 тысяч слов отборнейшей белиберды. У меня они есть до сих пор! В бумажном виде… Перед смертью я их сожгу, такая чушь, ей богу.

Значит, мне 17 лет, на руках отборная брехня сумасшедшего шизофреника, в душе полное разочарование, но… в каждой истории есть свое «но», в моей оно о том, что я никогда не сдаюсь, если уж и делать фигню, то делать ее до самого конца. А в данном случае, в момент написанию своей «великой эпопеи» я ощутил… облегчение? Впервые за 16 лет жизни я почувствовал, что делаю то, что люблю. Делаю то, что должен. Как писал Франц Кафка: «Я не просто люблю литературу. Я и есть литература. И больше ничем быть не хочу и не могу». Тогда я ощутил тоже самое. Я почувствовал себя в своей тарелке. Моя депрессия улетучивалась каждый раз, когда я прикасался к своим записям, каждый раз, когда размышлял о судьбе и истории персонажей и особенно, когда начинал писать. Я пишу и сейчас! Пишу и живу! Это чувство полного восторга и наслаждения своим делом и ремеслом, особенно осознавая, что этот текст мне не придется редактировать, какое же это облегчения. За годы литературной деятельности кроме своих книг я отредактировал еще с сотню на заказ и больше не хочу. Теперь только свое болото.

Значит, вернемся в 17 лет. Я осознал, что люблю литературу так, как не любил еще никого и ничего на этом свете, больше чем свою жизнь, больше, чем кого-либо из близких (нездоровая фигня, на самом деле, но и я не самый психически здоровый субъект) и хочу заниматься ей на протяжении всей жизни. Но! Снова «но»… хочу делать это качественно, в первую очередь, конечно, для себя. Что там говорят о моих книгах окружающие (конечно, меня волнует это, но я притворяюсь, что нет, я ж крутой).

Все отделы моего депрессивного мозга были брошены на задачу поиска идеальной формулы романа. Я задался вопросом, как писать не бред шизофреника под галоперидолом (препарат-нейролептик), а нормальные структурированные истории (спойлер, я так и не научился). Мною был разработан план-капкан. Я решил прочитать все самые крупные и знаковые литературные произведения последних веков и написать 20 рассказов. Целью было набить руку. И цель была перевыполнена. Я убрал компьютер и телефон в нишу почти на 2 года и больше не прикасался к ним. Каждый день я прочитывал по 200+ страниц, делая это и дома и на уроках; и писал хотя бы 2-3 странички сам (таким образом, я кстати начал вести дневники, которых теперь почти 7 томов).

В 19 лет я думал, что готов. 2 курс обучения на Философском факультете. Очередная попытка сесть за роман. Еще 2 года работы и итог в 140 тысяч слов, но это снова был неструктурированный бред шизофреника. Он тоже есть у меня в бумажном виде, такая кипа страниц, ух, я на них бездомным котам под подъездом корм кладу, когда-нибудь полностью избавлюсь от этого позора. Я был в некотором отчаянии, но любовь к литературе снова пересилила.

Примерно в это время я впервые посетил психиатра и женился (забавное совпадение, а?). Это снова дало мне отсрочку на подготовку к новой попытке. Несколько лет я работал санитаром, потом продавцом-консультантом в магазине, обеспечивал себя и жену, но мыслями всегда был в своем романе.

В 23 года я полностью созрел. Я взял за основу те 140 тысяч бреда и начал учиться редактировать. Вся сила текста оказалась в его грамотной редактуре. Этого всегда и не хватало моим историям. Скорее всего, то, что я пишу сейчас тоже будет выглядеть, как бред шизофреника, потому что делается без редактуры. Но суть не в этом. За 7 месяцев я успел развестись, пережить череду панических атак и полностью закончить редактуру романа. Пятнадцать раз я его вычитывал сначала и до конца, под конец я научился читать его за 5-6 часов. Но результат превзошел все мои ожидания, моя книга наконец-то стала похожа на книгу, и я рискнул дать ее почитать знакомым людям и редакторам. Редакторы издательств ожидаемо послали меня на три буква, а вот всем знакомым понравилось, поэтому после обсуждения, финальной корректуры и выбора обложки, книга была выпущена на независимой платформе. «Рефлексия». Я думаю, что если вы дочитали до этого момента, то понимаете причину выбора столь необычного названия.

Книг я продал не особо много, но меня это никогда и не интересовало, ведь я обожаю сам процесс. Так что почти сразу принял решение приняться за работу над 2 книгой. Во время ее написания я окончательно сформировал все свои писательские правила (про них могу отдельно рассказать, если кому интересно). И через полтора года после первой книги вышла вторая. «Катарсис». Стоит ли мне снова объяснять причину выбора названия? Эти истории не только литературны, но и отчасти автобиографичны, особенно в части касающейся эмоций.

Сейчас я работаю над 3 книгой, она готова почти наполовину. С каждой выпущенной книгой я сам словно становлюсь немного мудрее и очищаюсь. Мои депрессия и внутренняя боль покидают меня. Я думаю, что когда они полностью иссякнут, я не смогу больше писать и займусь чем-нибудь другим. Что там обычно делают абсолютно счастливые люди?

Список необходимого

Список необходимого? Ты. Твой разум. Твое желание. Я вам так скажу: «Человек способен на все, главное, сделать задачу приоритетом своей жизни и работать над ней так, словно от ее решения зависит выживание целой цивилизации.»

Трудности

В трудности запишем две вещи:

  1. Мастерство (ему нужно учиться, даже самым талантливым ничего не дается без труда).
  2. Писательство не только почти не приносит дохода, но и требует значительных вложений. Хочешь, чтобы тебя читали? Хочешь стать новым Стивеном, мать его, Кингом? Готовь бабки и учись рекламе. И может быть тебе повезет. Но я в писательстве не за баблом, а за душой.

Расходы

Дофига их, расходов этих. Выше уже писал. Хочешь аудиторию — плати бабки, учись рекламе или будешь продавать 0 книг в месяц, ну или в лучшем случае по 20-30, как я. Много бы еще чего написал, но пора бежать заниматься делишками. Такая вот спонтанная история. И замечу без редактуры. Ох, не устану это повторять. Для человека, который вычитывает книги, это словосочетание словно бальзам на душу. Всем удачи в их хобби и, знаете, что скажу? Никогда не сдавайтесь. Хочется верить, что каждый найдет себя и свое хобби.

  • ОбезьянаЕсли б я до 11-ти лет читал в основном метро и сталкера, я б наверное был тоже в депрессии с тех пор. :) Потому что это, простите, не литература. Это макулатура. Но по счастью тогда из макулатуры были только детективчики всех фасонов, а в библиотеке из которой я все это таскал - их и вовсе не было. Так что после сказок и мифов пришлось пройтись по классической фантастике и когда она закончилась - пересесть на уже вполне серьезный научпоп про космос. Ну это пока школа не заставила читать классиков, а потом подкатили кудахтеры, первый диск "библиотека в кармане" и понеслась душа в рай. А "в 16 лет вернулся к литературе" это конечно сильно, простите. Кстати, по поводу структурирования - идите к технарям. Читайте про проектирование ПО, например, или попросите знакомого рассказать вам как это делается. Планирование, декомпозиция, вот это все. Которое задает рамки потоку сознания. И даже помогает опираться на что-то, когда внимание прыгает с одного на другое. Или к художникам. Там принцип одинаковый.3
  • Н.А. ДорендорффОбезьяна, спасибо за комментарий. Технарь из меня паршивый, я сейчас заканчиваю мед, даже тут пришлось столкнуться с техническими предметами, ох, для меня, как для настоящего гуманитария это был вызов. Сдал все на 3. Честно говоря, я вырос на фантастике, а вот на классику пробило как раз в 16 лет. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что читал макулатуру и фанфики по сути, ничем большим книги по вселенной Метро и Сталкера не являются, но в мои 11 лет это было нечто. Ну, детство на то и детство, чтобы искать себя и совершать ошибки.7
  • ОбезьянаН.А., а и не надо быть технарем. Достаточно попытаться разобраться в некоторых вполне отделенных от, собственно, естественных наук, принципах, которые позволят вам немного иначе думать. Я, скажем, с удовольствием читаю блоги литературоведов, которые потрошат классические тексты, исключительно из восхищения тем как они это делают и сколько всего для этого перекапывается.3
  • Н.А. ДорендорффОбезьяна, спасибо за рекомендации. Постараюсь немного освоится в этой среде, хотя замечу, что некоторый интерес у меня к этой сфере все-таки есть, мне ужасно любопытно все, что касается исследований космоса. В ранней юности пытался читать книги технической направленности, но даже устройство двигателя вызывает в моем мозгу такой когнитивный диссонанс, что я до сей поры не пытался туда лезть, сосредоточившись на медицине и философии, предметах, в которых я себя чувствую хотя бы более-менее уверенно.4
  • Литл ЭнгриЯ бы тоже хотела начать писать, но мне это кажется каким-то непосильным трудом. Еще со школьной скамьи нам говорили, что писатели и поэты это буквально сверхлюди, которые родились с музой в голове. Гении. Это вселило в меня страх и неуверенность перед чистым листом бумаги, ведь я-то не гений, а обычный человек. Хотелось бы как-то это перебороть и попробовать себя в малой прозе.2
  • Н.А. ДорендорффЛитл, спасибо за комментарий. Мне кажется, что этот страх немного иррациональный. Кто ж вас осудит, если вы займетесь малой прозой и выпустите свой небольшой сборник рассказов? Я давно уже считаю, что творчество - удел всех и каждого, любой человек может попробовать себя в любом хобби и осуждать его за это дело низкое и подлое. Я откровенно презираю многих интернет критиков за то, что они убивают самооценку начинающих авторов. Хочешь вязать? Вяжи. Рисовать? Рисуй. Петь? Пой. Писать? Пиши. Это же прекрасно, когда у человека помимо основной деятельности есть отдушина в виде хобби. Мое мне очень помогает с моим эмоциональным состоянием, и я не променял бы все блага вселенной на отказ от своего хобби.6
  • Литл ЭнгриН.А., надеюсь, что когда-нибудь смогу решиться, но пока увы и ах.2
  • Н.А. ДорендорффЛитл, не унывайте и вселенная рано или поздно сама подтолкнет вас на правильный путь. Если вам суждено писать, вы точно будете писать. Хотя можно послать вселенную на фиг, взять все в свои руки и доказать миру, что у тебя стальные яйца, но это уже хардкорный вариант. Его можно припасти на самый крайний случай.4
  • Bella B.Расскажите про писательские правила.2
  • Н.А. ДорендорффBella, ну поехали. Постараюсь сильно не растягивать, для этого все будет по пунктам: от чистого листа до финальной вычитки. 1. У вас возникла идея написать книгу. Это чудесно. На этом этапе стоит задать себе вопрос: "Почему? Какой мотив?". Ответ на этот вопрос поможет вычленить главную идею книги. У каждой книги должна быть главная идея, которая пронизывает ее от начала и до конца. Модернисты несколько извратили это понятие, вспомнить хотя бы Джеймса Джойса с его Улиссом, который, по моему мнению, создал сильный, но безыдейный мир бесконечных аллюзий. 2. Главная идея есть. Возьму за пример свой первый роман "Рефлексия", его основная идея - познание и принятие себя вопреки всему и всем. Допустим вашей идеей будет "Чистая и настоящая любовь существует". 3. Теперь нужно понять какой сеттинг лучше всего раскроет ваш замысел и в каком сеттинге вам самой комфортнее всего работать. Я выбираю научную фантастику для своей идеи, а вы можете выбрать повседневность для своей идеи. 4. С сеттингом определились, теперь выбираем место действия. В моем случае это большие города, потому что в них легче всего потерять себя. В вашем, например, пусть будет что-то классическое на манер Гоголя, небольшая деревушка. 5. Теперь персонажи. Если на предыдущих этапах вы еще не завели блокнот для черновых записей, то теперь самое время. Он будет вашим постоянным помощником и вместилищем для внезапно приходящих идей. В моей случае - персонажи должны быть людьми потерянными и ищущими свое место в жизни. В вашем, кстати, такой вариант тоже вполне допускается. 6. Делаем черновые наброски в блокноте. Места событий, имена героев, их образы и стиль. Не обязательно досконально, многие важные черты подключатся уже в момент написания. 7. Вы закончили базовые приготовления и сели за работу, перед вами чистый лист. В первый же день он должен перестать быть чистым, это позволит победить тревогу и даст мотивацию писать дальше. 8. В процессе написания раскрываем характеры героев. Для этого у меня есть особая техника. Сколько людей, столько и мнений, верно? Значит, герои по определению не могут быть согласны во всем, но и мы в своем внутреннем диалоге часто не соглашаемся сами с собой. Этот диалог можно использовать для проработки характеров. Один персонаж озвучивает ваши мысли, другой парирует их вашими сомнениями, а третий и вовсе достает из глубин вашего подсознания что-то темное и вам непонятное и парирует всех остальных. 9. Не забываем про описательную часть. Описываем места событий, не обязательно это делать, как Толстой, но основные яркие детали должны быть отражены. Базовые словосочетания вроде "ветхая хибара" и "солнечный день" слишком обобщают и упрощают место действия, поэтому стараемся максимально наполнить свой мир отличительными чертами, используем яркие и не заезженные образы. 10. Во время разговора герои не просто стоят, как деревья в лесу, они дергаются, чихают, чешут носы, курят и выполняют еще миллион действий. В диалогах не должно быть статики, это такой же удар по атмосфере, как обобщенные образы. Даем героям действовать даже во время рядовых диалогов. 11. Не боимся обращаться за справочным материалом. Всегда делаем сноски и разъяснения для читателей, чтобы их опыт погружения во вселенную был максимально глубоким. 12. Первые 30 тысяч слов - это рубеж. Для меня это примерно 5 глав текста. Как только рубеж пройден, остальная часть книги пишется без особых усилий. 13. Отсюда вытекает следующее условие. Основная интрига должна уместиться в этих первых 30 тысячах слов, все остальное - ее развитие. 14. Игра с воображением читателя - никогда не стоит давать емких ответов на вопросы, нужно оставлять простор для размышлений. 15. Если первые 30 тысяч слов - это завязка и разгон, то следующие 30-40 тысяч слов - это основное действие. Эта часть книги должна быть максимально насыщенна событиями. 16. Финал же всегда должен быть открытым. Люди любят смаковать и думать. В вашем любовном романе - это может быть последняя встреча героев, где они многозначительно обмениваются репликами, мы ощущаем, что их любовь - настоящая, но не знаем будут ли они вместе. Остается только фантазировать. А в фантазиях о хорошей книге можно найти много удовольствия. 17. Мы поставили точку и чувствуем себя королем вселенной, но это не так. Следующий этап редактура и корректура. 18. Начинаем с редактуры. Текст должен плыть, он словно поток, вода. Если глаз цепляется за валуны, мешающие течению, их стоит вытянуть и выбросить на берег. Я вычитываю книги минимум по 10 раз. Советовать такого извращения не буду, но 2-3 вычитки книга точно должна пройти. 19. Корректура. Занимаемся знаками препинания и ошибками. Если шероховатости повествования - это валуны, то грамматические ошибки - это лианы, сковывающие движение сюжетной лодки. 20. Если у нас нет бюджета на редактора и корректора, в интернете есть хорошие программы, которые нам помогут всего за пару тысяч рублей. Поработать придется ох как много, но результат не заставит пожалеть. 21. Обложка. Квинтэссенция мысли. Она должна полностью соответствовать содержанию и при этом быть заметной. Если у нас снова нет бюджета, то используем нейросети и фотошоп. 22. А вот и название. Самое важное и болезненное. "Рефлексия" - книга о мысли, рассуждениях и принятии себя, "Катарсис" - книга об озарении и понимании своего места в мире, об очищении от слабости и боли. Предположим ваш любовных роман был о поиске истинной любви и закончился многоточием, тогда он вполне может называться по примеру Милана Кундеры "Последнее дуновение ветра перемен", например. 23. Как издать книгу? Самиздат. Сначала, скорее всего только самиздат. А в моем случае, вероятно, пожизненно, потому что я пишу так, как хочется мне, а не так, как принято у крупных издательств. Вот какой-то такой поток мысли мне навевает вопрос о писательских правилах. Я тут многое не учел, писал больше про то, как я вижу идеальный роман и литературу в целом, но стоит все-таки помнить, что у каждого человека взгляд индивидуален. Я делюсь лишь своим скромным мнением.9
  • Bella B.Спасибо. ...а не так, как принято у крупных издательств. Как принято в издательствах?1
  • Елена СтрелковаНемного не по теме поста, но как вам кажется, какими качествами должен обладать успешный автор?4
  • Н.А. ДорендорффBella, издательству нужна прибыль, а, значит, выгодно издавать только уже коммерчески успешных авторов самиздата. Тут речь про тех, кто в месяц спокойно продает от нескольких тысяч книг и больше. Либо тех, кто пишет на потенциально популярные темы: любовные романы, книги для подростков, книги по психологии и т.д. Так что для меня лазеек тут нет. Я не популярен и никогда популярным не буду, это то, с чем я смирился в первую очередь. А во-вторых, я пишу фантастические триллеры, наполненные тарантиновской жестокостью, ненормативной лексикой и бесконечным психологизмом (так я называю свои занудные монологи о смысле жизни, которые мои персонажи любят толкать), то есть пролетаю по обоим критериям. Но это то, с чем следует смириться. Хобби на то и хобби, чтобы получать от него удовольствие, а не ждать денег и славы.7
  • Н.А. ДорендорффЕлена, смотря в чем успешный. В коммерции? В смыслах? В качестве текста? Абсолютно разными. Хочешь много продавать и хорошо зарабатывать? Нужна предпринимательская жилка, торговля книгами мало чем отличается от торговли любыми другими товарами. А вот смысл и качество текста... тут не берусь судить. Для каждого они свои. То, что одному кажется бредом, для другого будет откровением. Так что я без негатива отношусь к литературе любого качества и направления.4
  • Bella B.Н.А., возможно из ваших текстов могут получиться сценарии фильмов или сериалов. Вы сценарным мастерством не занимаетесь?1
  • Bella B.Елена, это отличный вопрос. Тут и про характер можно сказать и про само дарование писателя.1
  • Н.А. ДорендорффBella, я бы с большим интересом перенес свои книги на экран, ведь это так занимательно. Честно признаться, я бы и многие другие книги с удовольствием поставил. У меня на этот счет довольно много идей, но... всегда есть одно "но", не устану это повторять. Я хочу делать сценарии на своих условиях, а для этого мне нужно "имя". Без бумажки - ты букашка. Есть более радикальные идеи, снять кино полностью за свой счет. Пока я в ту сторону и смотрю. Осуществлю ли я это когда-нибудь? Вопрос! Но хочу.4
  • Н.А. ДорендорффBella, это очень увлекательная тема для диалогов и исследований на самом деле, но, если браться за ее описание, то можно погрязнуть на пару-тройку дней точно.4
  • Bella B.Н.А., в первый раз придется делать фильм за свой счет или искать режиссера, кому ваш сценарий понравится. Кстати, за хороший сценарий можно сразу получить деньги, если удачно его продать. Желаю вам успехов на этом поприще.2
  • Н.А. ДорендорффBella, спасибо за добрые слова. Время укажет нам путь, я так считаю. Нужно заниматься тем, что любишь и рано или поздно (лучше рано, но обычно всегда поздно) мы получим то, чего хотим.3
  • Dari N.Зарегистрировалась здесь, только чтобы оставить вам комментарий. Ваши книги - одни из лучших прочитанных за последние годы. Наткнулась на «Рефлексию» совершенно случайно (вроде высветилось в «Похожее», когда просматривала литрес), заинтересовала аннотация, поэтому решила попробовать. И как же рада, что решила. Прочитала на одном дыхании и это было потрясающе. Даже и не знаю, что конкретно зацепило… Всё? Атмосфера, персонажи, концепция мира, сюжет, диалоги, особенно диалоги! Такое чувство, что книга абсолютно точно попала в мой вкус, настроение и, я бы даже сказала, мировоззрение? Размышления персонажей для меня были главной изюминкой и откликались внутри, слишком много правдивых мыслей. «Катарсис» был ничем не хуже, очень жду третью часть, чтобы вернуться в этот мир и испытать эти эмоции. Даже заказывала печатные версии через Ридеро, чтобы были у меня на полочке, а не только в электронном формате. Обязательно буду перечитывать. Рада, что писательство помогает вам переживать(?) трудности, и желаю всего самого лучшего.3
  • Н.А. ДорендорффDari, спасибо вам за комментарий и за теплые слова. Для меня это очень много значит. Хотелось бы еще что-то написать, но самые истинные чувства почему-то всегда укладываются всего в несколько строк.3