Авто
4

Статистика продаж новых автомобилей в России в первом квартале 2025 года

Темпы продаж, динамика рынка и как на все это повлиял повышенный утилизационный сбор
Обсудить
Статистика продаж новых автомобилей в России в первом квартале 2025 года
Аватар автора

Иван Нагель

разобрался в ситуации на рынке новых машин

Страница автора

Продажи новых легковых автомобилей в первом квартале 2025 года показали «отрицательный рост».

Они упали, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, который запомнился рекордными продажами новых автомобилей. Тогда сработал эффект низкой базы 2023 года и ажиотажный спрос на фоне резкого повышения утилизационного сбора: покупатели ждали, что цены взлетят.

Разберемся, как изменились продажи, какие автомобили остались популярными, есть ли большие запасы машин у дилеров и почему это произошло.

Статистика продаж новых автомобилей

Рынок новых легковых автомобилей России в первом квартале 2025 года перешел к стагнации после активного роста в 2024 году, вызванного ажиотажным спросом осенью на фоне повышения утильсбора.

Если посмотреть на глубину десяти лет, в прошлые годы в марте относительно января и февраля продажи заметно росли. В 2025 — нет, даже на фоне постоянных скидок на машины и утверждений, что настало лучшее время для покупки автомобиля.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за первый квартал российский авторынок потерял четверть объема — 25,3%. Это сравнимо с падением в 2022 году относительно 2021.

Рынок подержанных машин за первый квартал 2025 года снизился на 3%. Их ввоз с октября 2024 года падал, но в марте вырос и даже немного превысил показатели декабря. Причем в феврале и марте импортировали меньше новых автомобилей, чем поддержанных.

Продажи новых автомобилей в первом квартале, сравнение с прошлым годом

МесяцПродали в 2025 годуПродали в 2024 годуДинамика
Январь89,1 тысячи80,2 тысячи+11,0%
Февраль104 тысячи78 тысяч−24,9%
Март147 тысяч79 тысяч−45,5%

Продажи новых автомобилей в первом квартале, сравнение с прошлым годом

Январь
Продали в 2025 году89,1 тысячи
Продали в 2024 году80,2 тысячи
Динамика+11,0%
Февраль
Продали в 2025 году104 тысячи
Продали в 2024 году78 тысяч
Динамика−24,9%
Март
Продали в 2025 году147 тысяч
Продали в 2024 году79 тысяч
Динамика−45,5%

Как изменилась структура авторынка в России

Спрос на гибридные и электрические автомобили снизился особенно сильно — на 69%. По машинам с ДВС падение у всех, но разное.

Haval чувствует себя лучше всех: снижение 4,8% при общем по рынку 25,3%.

Lada в похожей ситуации: ее продажи снизились на 15%.

Geely купили на 63,6% меньше. Дело в том, что популярные модели Coolray первого поколения и Atlas Pro теперь продают под брендом Belgee. Если объединить продажи двух марок, можно сказать, что в совокупности они упали на 36,4%.

Solaris начали продавать в конце марта 2024 года — сравнить с прошлым не получится. Продажи за первый квартал 2025 года — 4 тысячи автомобилей, это вывело бренд в десятку самых популярных на российском рынке.

Chery продали на 19,2% меньше, Omoda — на 38%, Exeed — на 58%. Продажи Jetour выросли на 19%, Jaecoo — на 25%. При этом в штучном выражении этих машин продали меньше, чем Omoda.

С начала года поставки китайских машин в Россию снизились вдвое, но на структуре внутреннего рынка это пока не отразилось. По результатам января и февраля первым экспортным рынком для Китая стала Мексика, а вторым — ОАЭ. Россия оказалась на третьем месте.

По легковым автомобилям самая большая выручка у Lada. После нее идут Haval и Geely. Это хорошо отражает ситуацию: «Автоваз» занимает бюджетный сегмент, Haval предлагает самые доступные автомобили из нероссийского автопрома, а Geely называют лучшими машинами из массового сегмента по соотношению цены и потребительских свойств.

Что происходит с дилерскими центрами в России

Дилерских центров стало больше. В январе 2025 года — 4302 штуки  . При этом эксперты «Газпромбанк-автолизинга» подсчитали, что в первом квартале 2025 дилерских центров китайских марок закрылось втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лидерами по сокращению шоурумов стали Bestune, Kaiyi, Dongfeng и BAIC.

Представитель Skywell в феврале заявил, что у компании нет планов развивать бизнес в России, хотя она продолжит гарантийное обслуживание. У дилеров на этот счет другое мнение: им приходится разбирать на запчасти автомобили-доноры.

Остатки на складах — большие. Осенью, чтобы успеть до повышения утилизационного сбора, дилеры привезли огромное количество машин. Теперь они несут расходы на содержание затоваренных складов, платят большие проценты по кредитам, которые брали для закупки этих автомобилей.

Порой дилеры продают машины даже себе в убыток. Зарабатывают же они в основном на продаже дополнительного оборудования, финансовых услуг и картах помощи на дороге. Такое положение дел смещает приоритеты бизнеса. Когда важна маржинальность с конкретной машины, дилер подберет нужные рынку модели, которые «с руками оторвут». Пусть даже китайского производства.

Когда бизнес зарабатывает на продаже сопутствующих товаров или услуг, главное пожелание к основному продукту — подешевле. Остальные требования снижаются до минимума.

Не спасает и крупноузловая сборка автомобилей. Даже при сварке и покраске она подразумевает ввоз партий машинокомплектов из Китая. И под каждый «новый» бренд, под которым собирают еще один кроссовер Chery  , нужно выстраивать отдельную систему обслуживания. Например, запасы Xcite на складах большие, а за квартал продали 1302 автомобиля. Схожие объемы у Hongqi и Voyah.

Поэтому у дилеров после фазы бурного роста рынка осталось много невостребованных, не стоящих своих денег машин. У одних спорный дизайн, посредственная управляемость или дешевые материалы отделки, другие дорого обслуживать, а иногда придется долго ждать запчасти.

Точных данных о том, сколько машин на складах у дилеров, нет. На конец 2024 года оценки разные:

6 месяцев
придется распродавать накопленный остаток на складах при текущем спросе

Почему россияне стали покупать меньше автомобилей

Купленные в 2022 году в салонах машины не подорожали, как рассчитывала часть их владельцев. Не вышло сделать автомобиль выгодной инвестицией: часть моделей стала дешевле, иногда — значительно. В итоге покупатели начали осторожнее тратить деньги: при высокой ключевой ставке вклад в банке выгоднее, чем кредит на дорогую покупку. Поэтому спрос на автомобили упал.

Многие автовладельцы ждут возврата ушедших иномарок: почти каждый четвертый. Выбор изменился мало, но рост продаж Solaris хорошо показывает отложенный спрос на что-то, кроме китайских машин и Лады. Полностью импортные автомобили, такие как KGM, пока слишком дорогие.

С начала года возникали слухи о том, что на российский рынок вернутся корейские производители. У большинства ушедших компаний есть опционы на обратный выкуп своих производств. Но прямых заявлений в автомобильном сегменте пока нет — только размытые формулировки вроде «не исключает возвращения», как у Рено.

Высокие ставки по кредитам. Так думают многие: в опросе «Автостата» о предполагаемых причинах снижения спроса такой вариант набрал 63% ответов. Общая переплата за 5—7 лет отпугивает от покупки машины, но кредит на нее можно рефинансировать, как только ЦБ снизит ключевую ставку. Вдобавок рынок демонстрировал рекордные объемы продаж новых автомобилей  именно при высоких кредитных ставках осенью 2024 года. Поэтому нельзя сделать вывод, что только ключевая ставка повлияла на падение продаж в начале этого года.

Как ЦБ РФ повышал ключевую ставку:

  • 18% — 29 июля;
  • 19% — 16 сентября;
  • 21% — 28 октября.

Выросшие продажи осенью прошлого года, спровоцированные повышением утильсбора, создали иллюзию восстановления автомобильного рынка. Теперь, когда ажиотаж спал, нет причины бежать к дилеру за машинами в наличии. Нет предпосылок, из-за которых они могут подорожать: индексацию утильсбора утвердили, курс валют сравнительно стабильный.

Вероятно, после распродажи складов импортные автомобили подорожают и станут менее конкурентоспособными. Это должно подтолкнуть потребителей к отечественным машинам, локализованным маркам или вовсе снизить интерес к покупке автомобиля. Пока на рынке мало машин, ввезенных после резкого повышения утилизационного сбора. Но когда появятся, он уже будет заложен в цену. Вероятно, это еще сильнее остудит спрос.

Что в итоге

Продажи за первый квартал значительно упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это откат после ажиотажного спроса осенью 2024.

Дилеры ожидали продолжения роста продаж, расширялись и делали ставку на доход от сопутствующих услуг. В итоге получили много невостребованных автомобилей на складах, хотя вложились в их покупку перед повышением утилизационного сбора.

Рынок находится под давлением высокой ключевой ставки и выросшей себестоимости автомобилей. У потенциального покупателя нет стимула скорее прийти в салон: там узкий ассортимент из не самых ликвидных машин.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Иван НагельКак считаете, что сдвинет продажи с мертвой точки?
    Вот что еще мы писали по этой теме