Новости
4K

Суд конфисковал аэропорт Домоде­дово в доход государства

68
Суд конфисковал аэропорт Домоде­дово в доход государства
Аватар автора

Яна Ломакина

следит за новостями

Страница автора

Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск Генпрокуратуры о взыскании в доход государства ООО «ДМЕ-холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта Домодедово.

«Требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Решение подлежит немедленному исполнению», — заявил корреспонденту «Ведомостей» один из участников процесса после оглашения.

В пресс-службе аэропорта «Коммерсанту» сказали, что Домодедово работает в обычном режиме: «Все сервисы функционируют бесперебойно, рейсы осуществляются в соответствии с действующим расписанием».

Генпрокуратура подала иск к 32 структурам Домодедова, его владельцу Дмитрию Каменщику и председателю наблюдательного совета Валерию Когану в январе 2025 года. По версии ведомства, группа компаний аэропорта оказалась под контролем резидентов Турции, ОАЭ и Израиля в лице Каменщика и Когана. Как заявило ведомство, в 2022—2023 годах бенефициары под видом погашения займов вывели за границу 18 млрд рублей прибыли аэропорта.

Истец напомнил, что российское законодательство запрещает иностранным инвесторам вести деятельность, имеющую «стратегическое значение» для обороны и безопасности государства, без разрешения правительственной комиссии. К такой деятельности относится обслуживание авиакомпаний и пассажиров, в том числе управление аэропортами.

Представитель Домодедова в разговоре с «Ведомостями» настаивал, что аэропорт строго соблюдает все требования действующего законодательства. А источник «Коммерсанта» говорил, что Каменщик получал паспорта и виды на жительство зарубежных стран «вынужденно» — для ведения бизнеса за границей. По словам собеседника издания, бизнесмен давно отказался от иностранного подданства и сообщил об этом российским контролирующим органам.

Домодедово получил статус международного аэропорта в 1992 году. С 2004 по 2015 он был крупнейшим в России. По данным Росавиации, за 10 месяцев 2024 года пассажиропоток Домодедова составил 13,3 млн человек.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Яна ЛомакинаКак относитесь к такому решению суда?
  • Обычный человекАэропорт был куплен честно, а значит, наше государство занимается воровством. Поздравим его с этим и поедем дальше. Следующая станция: "налог на воздух"42
  • AlexanderОбычный, про то что в обмен на определённое конкретное развитие аэропорта ему в 2017-19 году дали поднять сборы с перевозчиков (т.н. "инфраструктурный сбор" который летающие оттуда пассажиры оплатили в билетах) а никакой инфраструктуры построено не было писать конечно же не будем. давайте ситуацию перевернём и предположим что публикация была бы "дмд обещал на сверхприбыли от вывода тарифов из-под регулирования ФАС построить А Б В, а в итоге вывел 17 млрд за периметр инвестировав из них в аэропорт примерно ничего, в прокуратуре отказались от комментариев" какие были бы тогда комментарии16
  • Оксана ГашковаПросто отжимают бизнес, обычный передел власти12
  • Артем СтепановAlexander, это не повод отжимать компанию. Если б это было бы причиной, то для начала следовало требовать отчитаться и вернуть сверхприбыль, оплатить штрафы. Ну а если цель была в конфискации, то любой повод сгодится, у любого крупного бизнеса что-то да найдётся.25
  • Фёдор КоноваловЕсли бы Я выразил свое мнение, то наговорольы на статью4
  • Владимир АндреевФёдор, так может скоро введут статью за "невысказанное мнение")) Прокурор(Гособвинитель) в суде: "Да, согласен, обвиняемый не сказал запрещённых слов, но мы уверены что он ХОТЕЛ их сказать!"25
  • добрый бобрAlexander, вы что-то путаете, инфраструктурный сбор был введен за пользование общей инфраструктурой аэропорта https://www.kommersant.ru/doc/3342760 Был спор между авиакомпаниями и владельцами аэропортов по допустимости такого сбора https://www.kommersant.ru/doc/4120090 Если кто-то имеет претензии к собственниками аэропорта, обычно идут в суд, чего в случае с Домодедово не было. Налицо чистая национализация по надуманному предлогу.9
  • АлёнаAlexander, это принципиально другое описание ситуации. 😳🤯1
  • добрый бобрНикита, напишите, каким законом запрещено выводить дивиденды за границу18
  • АлёнаНикита, если не вести диалог с другими "хомячками", то вашу точку зрения не поймут тем более. 🙄9
  • АлёнаА теперь шкурный вопрос, что будет с облигациями Домодедово? 😐2
  • Владимир АброновОфициально отжали, кто следующий?1
  • NedobitНикита, "Я бы не только отобрал но и посадил бы за такие махинации)" - поэтому вы не успешный бизнесмен, а обычный тролль))12
  • Constantine R.Цап-царап😉4
  • Виктор ТарасовОбычный, "честно" подобные активы купить (как впрочем и продать) невозможно в принципе!7
  • Slava MillerАлёна, давайте начнем с РФ, как только со всем разберемся можно и о шарике подумать6
  • Григорий БелолипецкийНикита, это вы про себя?) крупы насыпать?)3
  • горе луковоекомментировать только портить8
  • AeraНикита, прибыль — это собственность компании? Кажется ее можно расходовать как угодно, хоть на открытие второго аэропорта, хоть на виллу акционера в Дубае, она на то и прибыль. Вот если бы "Недоплатили 18 млрд налогов" — другой вопрос. А если налоги уплачены, то как бы...)16
  • Frog FrogychНикита, откуда вы беретесь?) Вывод заграницу так же как и ввод не является преступлением7
  • Сергей ЖаровОбычный, "Наше"!)) Этим только и занимается.....0
  • AlexanderАртем, просто так наверное этот "большой бизнес " структурировался в несколько десятков юрлиц, раз в несколько лет менял офшоры, первое лицо "вынужденно" получило иностранный паспорт и этого не отрицало. В отчётности за 2024 год (https://bo.nalog.gov.ru/organizations-card/12440270 ) вообще классная приписка "мы тут 25 апреля 2025 нашли ещё какие-то доки за 2024, всего лишь на 3 млрд, пересматриваем отчётность", может там всё так делалось. Отчётность вышестоящего АО (аламо) отсутствует. № 57-ФЗ по котором скорее всего и была национализация, существует с 2008 года, да он менялся и не один раз, но суть не менялась -- изменение холдинговой структуры для определённой важной деятельности типа аэропортов должно согласовываться(собственники аэропорта не могли об этом не знать). И по версии прокуратуры этого не произошло. Суд прокуратуру в этом случае поддержал(решение принято не одним днём, а тянется с января). Детали решения прочитать не можем, заседания закрытые. А суд мог прокуратуру и не поддержать. как в случае с аналогичным иском к собственникам ИЗТС, дело А17-1139/2024(с жалобами генпрокуратура дошла до верховного суда и была оттуда развёрнута обратно) и в случае с самим домодедово в 2011(?). Почему-то не принято писать о том, что в вопросе национализации суд может на сторону прокуратуры и не встать. У меня есть совершенно человеческая ни на чём не основанная догадка что был хитрый расчёт спрятать концы в недружественные юрисдикции в надежде что они никакой информации не дадут. но видимо нашлись аргументы и выписки из этих их местных ЕГРЮЛ-ов отдали. Или может просто актив не особо нужен прошлому владельцу (с 2015 года соседи растут, а дмд уполовинился в 2 раза) и он не особо то и защищается и там на самом деле дыра в балансе и нужно будет ещё в него госденег влить не на 18 млрд, а на все 50 и его стоимость как актива отрицательная. Время покажет. Волна национализаций идёт с 2023. Если двух лет не хватило чтобы доки в порядок привести, я хз какие цели у (бывшего) владельца. >> следовало требовать отчитаться и вернуть сверхприбыль А мы точно не знаем, может так и было и не один раз. Аэропорты всё-таки платят(создают) довольно много налогов, все такие действия это риск остановки его работы со всеми налоговыми последствиями в т.ч. для крупнейших налогоплательщиков. ЗЫ Я был вынужден некоторое время назад поразбираться, так как завис в облигациях ПК Борец, там аналогичная национализация. По выясненному перебрал портфель облигаций и принял определённые меры(в т.ч. закрыл позицию по Домодедово ФФ).18
  • Артем СтепановAlexander, хорошее пояснение. Да, помню - история старая. Но имхо времена когда суд мог прокуратуру не поддержать давно прошли. Суть в том, что волна национализаций поглощает под разными предлогами и Домодедово тут не первая жертва.4
  • Мама ПапаНикита, я в отпуске несколько сотен тысяч за границей оставил. Упс. Вот прям долларами вывез в наличке и потратил, обеднил экономику страны. Меня тоже посадить стоит за махинации?7
  • Мама ПапаSlava, по памяти - Рольф, макфа, магниевый завод. Если не ошибаюсь, все три уже в руках новых собственников. А так уже ближе к сотне за последние года три, списки легко гуглятся4
  • Мама ПапаAlexander, в принципе доки не в порядке почти у всех. А показательные всего тут не сама национализация, а как быстро появляется новый собственник. Через несколько месяцев посмотрим на Домодедово8
  • AlexanderFrog, здрасьте приехали. Я даже не могу у юрлица-нерезидента из недружественных квартиру попадающую под условия купить не получив разрешение правкомиссии или не зачислив деньги на его счет типа "С"(который ему нахрен естественно не нужен). А ещё вторая сторона может скрыть что она фл "налоговый нерез". А еще может быть юл-нерез с контролем из рф, а завтра с контролем из недружественных. указы: для корпоратов 04.05.2022 № 254 , для фл 01.03.2022 № 81 они ещё менялись часто и есть зависимость от даты, между подписанием, регистрацией в РР и расчётом по сделке нормативка могла поменяться. Наказание для меня как раз либо национализация либо штраф 20-40% в зависимости от того какой конкретно состав будут искать и кто продавец на той стороне (фл или юл и должно ли было оно согласовывать предыдущую сделку). Весной 2023 года пришлось разбираться, когда выходил на сделку по покупке недвижимости по ДУПТ, выяснилось внезапно что продавец юрлицо-нерез из недружественных стран. И еще с этим лотом было самое классное, что ДДУ застроя с нерезом возник в 2022 типа рассрочка, а полностью оплачен как зачёт встречных требований по договору займа 50% годовых в долларах от внезапно 20.02.2022. Я мог это добро (70 с чем-то квадратов в спальнике) понадеясь на авось("кому нужны эти копейки" относительно заводов-пароходов) вполне купить(на собственные некрединые д/с) а потом(может не сейчас, а через 5-10 лет) с какой-то вероятностью ныть "поганое государство отжало". Но трезво рассудил что скидка того не стоит и взял по обычному ДДУ у застройщика попроще сравнимое но 50 квадратов . Сами догадайтесь что по этому поводу думают страховые при страховании титула.3
  • AlexanderАлёна, ответ по сути дела "смотрите на ПК БОРЕЦ", там та же национализация. Если вам конечно ответ по сути нужен)) Купоны эмитент платит, кто в реестре с обособленным учётом, тем напрямую, кто через номинального держателя (брокера) тем купоны направляются, но лежат в НРД, так как НРД не знает кто там кто и нет ли среди номиналов тех чьи права ограничены. из ДФФ я оперативно вышел, как только понял что засел с борцом.1
  • AlexanderФАС и отмена регулирования: Приказ ФАС России от 11.12.2015 N 1249/15 Вы привели ссылки 2017 и 2019 годов. Так что мы о разном. Это еще период когда концессионные соглашения и их изменения не сильно опубличивались. >> имеет претензии к собственниками аэропорта, обычно идут в суд,чего в случае с Домодедово не было Дело А41-5707/2025 , исковое в январе, национализация сейчас. Еще неясно какой там был косвенный контроль. Может при смене гендира золотой парашют триллион или вексели на два. Можно долго рассуждать "это формальность и тд", а суд мог прокуратуру и не поддержать. как в случае с аналогичным иском несколько месяцев назад к собственникам ИЗТС, дело А17-1139/2024(с жалобами генпрокуратура дошла до верховного суда и была оттуда развёрнута обратно) и, кстати, как в случае с самим домодедово в 2011(?).1
  • AlexanderНикита, смысл есть, может кто заметит иной угол наклона проблемы и заинтересуется подсвеченными вопросами. В этом смысл UGC-СМИ1
  • АлёнаAlexander, спасибо за ответ, Борец мимо меня прошел, а вот облиги Домодедово есть в портфеле. 🧐1
  • EugenekИнвестиционный климат улучшают11
  • ДоброхимБог дал, Бог взял.2
  • Гадя ПетровичВладимир, обвиняемый смолчал, вместо того, чтобы публично и однозначно поддержать позицию государства в данном вопросе.8
  • добрый бобрAlexander, какое отношение приказ ФАС об отмене регулирования тарифов имеет к обязательствам вложения в инфраструктуру? Дело А41-5707/2025, это уже дело об изъятии, с заранее известным финалом. И заметьте, даже после 2022 года ни у кого не вызывало вопросов законность приватизации аэропорта, и основной акционер не поменялся, он как был гражданином РФ, так и остался. Более того, он постоянно проживает недалеко от аэропорта. К сожалению формулировка законов РФ после 2022 года стала максимально размытой и при желании можно признать врагом кого угодно и это точно не является оправданием национализации.2
  • Alexander>> даже после 2022 года ни у кого не вызывало вопросов законность приватизации аэропорта Вызывало вопросов, в 2011. Суд прокуратуру не поддержал. К приватизации от девяностых в 2025 вопросов нет. № 57-ФЗ по которому скорее всего и была национализация существует с 2008 года, да он менялся и не один раз, но суть не менялась -- изменение холдинговой структуры для определённой важной деятельности типа аэропортов должно согласовываться (собственники аэропорта не могли об этом не знать). И по версии прокуратуры этого не произошло. >> какое отношение приказ ФАС решения принимались пачкой с пересмотром концессионных соглашений. Но их нам не показывают как и мотивационную часть дела(заседения закрытые). Поэтому мы тут с вами можем что угодно обсуждать, мотивацию сторон не узнаем. >> Дело А41-5707/2025, это уже дело об изъятии, с заранее известным финалом Я привёл контрпример. Такое же дело А17-1139/2024 о таком же изъятии "с заранее известным финалом". И суд прокуратуру не поддержал. Причём на мой взгляд там вероятность национализации была выше, так как аэропортов у государства много, а специфический завод такой один.0
  • Alexander>> в принципе доки не в порядке почти у всех ООО ДМЕ-Холдинг живёт менее года и там уже чудесным образом сначала потеряли потом после подачи отчётности в налоговую нашли доки на 3 ярда. И на момент подачи отчётности в апреле они не могли не знать что их доки будут изучать под лупой. Кстати если интересно посмотрите выписку(пока её не закрыли), там необычная ситуация, у конторы два генеральных директора. Это весьма необычно(но само по себе ни о чем не говорит). Если они всем так ответственно занимаются. не удивительно что не смогли обеспечить в целом логичное требование "57-ФЗ" что в любой момент времени контроля не должно быть из-за периметра. >> как быстро появляется новый собственник Нужно еще смотреть сколько он денег будет вынужден туда влить. Может там дырка от бублика в активах и чистый долг на самом деле превышает стоимость хоть чего-нибудь. Узнаем.0
  • Андрей ЛОчередная национализация частной собственности4
  • GrigoriyАндрей, реприватизация, сейчас под шумок по тихому перепродадут нужному человеку0
  • GrigoriyПредставляю как расцвете инвестклимат! Ура товарищи стабильности гражданского оборота!2
  • Андрей ЛGrigoriy, так аэропорт был не приватизирован, а честно куплен0
  • OxanaЗамечательный сигнал мечтателям-оптимистам, которые уверены, что можно владеть процветающим бизнесом, на который не покусится государство.5
  • recidivistkaAlex, точно. Если присутствует слово "аэропорт", "город" и т.д., то название не склоняется, иначе (как в данном случае) - склоняется.2
  • Alexander SchnurrbartПусть Курумоч (KUF) - самарско-тольяттинский аэропорт, ещё национализируют. Он принадлежит гражданину Израиля Вексельбергу Минус кипрский офшор Вексельберга: кто владеет аэропортом Курумоч Известный бизнесмен дистанцировался от управления авиаузлом, но потерял ли контроль? 15 июня 2023, 63 ру заодно и какой-нибудь общественный транспорт в аэропорт запустят, а то до него с гарантией можно добраться только на такси. власти сделать ничего не могут: говорят - аэропорт в частной собственности, поэтому мы ничем помочь не можем. о степени пипеца: в аэропорт заходит самарский городской автобус. Правда, всего несколько раз в день, но лучше, чем ничего. Аэропорт милостливо выдал ему разрешение заезжать в аэропорт бесплатно. И когда в августе 2024 этот автобус сломался, в аэропорт какое-то время не ходил никакой общественный транспорт, т.к. разрешение на заезд в аэропорт было привязано к вот этому вот конкретному автобусу, который сломался. и другому автобусу передать его было нельзя2
  • Frog FrogychAlexander, это частный случай шизы которая происходит в рф с 2022 со сделками с недружественными нерезами и это не про вывод денег из рф, вам создают препоны на операции ВНУТРИ рф с нерезами из недружественных стран, вам светят добровольно-принудительные поборы правкомиссии или штрафы в виде национализации, при этом нерез из казахстана может спокойно выводить и заводить деньги. Возможно эта практика будет распространяться дальше на другие операции, тк гайки в рф имеют свойство чаще закручиваться чем откручиваться1
  • АндрейAlexander, так пусть ФАС или кто там ответственный за такое соглашение и следили бы за его исполнением, при неисполнении - пересчёт тарифов, расторжение соглашения. Странное у вас оправдание государственного рейдерства. Так можно дойти и до подхода - нарушил бизнес что-нибудь - отжимаем компанию. Чек не выбил - отжимаем. Сотрудника неправильно уволил - отжимаем, накладные неправильно заполнены - отжимаем...0
  • АндрейAlexander, ваш пост - сплошные предположения и догадки. Есть налоговая служба, пусть она занимается офшорами. К Домодедоо были серьёзные претензии у налоговой? Инструментов для этого у них достаточно. Иностранный паспорт, к сожалению, действительно часто необходимость для богатого человека. Пересмотр отчётности - в чём нарушение? Ну а о том, что суд может государство и не поддержать... Вы действительно верите, что в таком деле прокуратура не использовала админ ресурс? Реально верите в самый честный суд? Про привести в порядок док-ы - всегда можно найти, к чему прицепиться. Как инвестор вы можете не вкладывать деньги в компанию, если вам что-то не нравится. Здесь речь об конфискации бизнеса, для такого подозрительности не должно быть достаточно.0
  • АндрейSlava, здесь же статья была https://t-j.ru/list/nationalized-companies/1
  • AlexanderАндрей, по любому судебному процессу в закрытом режиме могут быть только предположения. По тому что суд может государство и не поддержать я привел конкретное дело в пользу старых владельцев, генпрокуратура по аналогичному иску дошла до верховного суда и там была аналогично развёрнута. Новости о таких случаях в федеральных СМИ почему-то массово не тиражируются. И это я ещё искал только по делам без закрытых режимов. И оно такое не одно, я просто выбрал интересное с несколькими инстанциями. Я нигде и не писал что пересмотр отчётности -- нарушение. Если там все дела так велись или что ещё хуже просто доки задним числом делали, то что в итоге нарушили 57фз с вполне конкретными карами которые реализовались вообще не удивительно.0
  • АндрейAlexander, вот в том и дело - выиграла суд прокуратура из-за хорошей доказательной базы и чёткой законной позиции или из-за админ ресурса - установить невозможно. И наоборот - компания выиграла, реально доказав необоснованность претензий или просто у владельца бизнеса админ ресурс круче - тоже понять невозможно. Это чёрный ящик. Документы задним числом делать нехорошо и неправильно, но, если сама операция, по которой делают документы, законна, и единственная претензия - это сам факт составления док-в задним числом, то это больше проблема для инвесторов и повод обходить ценные бумаги компании стороной (а может и делистить бумаги с биржи), но точно не основание отнимать бизнес.0
Вот что еще мы писали по этой теме