
Правительство хочет втрое увеличить дефицит бюджета на 2025 год: приведет ли это к росту инфляции

12 мая правительство внесло в Госдуму законопроект о пересмотре параметров федерального бюджета.
Изменения предполагают рост расходов и сокращение доходов. В результате плановый дефицит по итогам 2025 года вырастет с 1,17 до 3,79 трлн рублей. Это рекордное для России значение со времен пандемии.
Разбираемся, с чем связано такое ухудшение прогнозов и как рост дефицита отразится на российской экономике.
Почему растет дефицит бюджета
В действующем законе о бюджете предусмотрено, что по итогам 2025 года расходы превысят доходы на 1,2 трлн рублей. Этот план сверстали исходя из оптимистичного прогноза цен на нефть от Минэкономразвития: в ведомстве считали, что в среднем по году баррель российской нефти будет стоить 69,7 $. На деле оказалось иначе.
На фоне развязанной США торговой войны, которая сдерживает рост глобальной экономики, спрос на сырье в мире сократился. Дополнительно на нефтяные котировки давит решение ОПЕК+ нарастить добычу. В апреле и мае цены на российскую нефть марки Urals опускались ниже 50 $ за баррель. В итоге Россия, как и другие экспортеры энергоресурсов, стала недополучать доходы.
По итогам первых четырех месяцев 2025 года нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ составили 3,7 трлн рублей. Это более чем на 10% ниже показателя 2024 года. Кроме низких нефтяных котировок на падении доходов сказывается и аномально крепкий рубль: чем выше его курс, тем меньше зарабатывают экспортеры в рублях и тем ниже их перечисления в бюджет.
В этой ситуации правительство пересмотрело свой экономический прогноз на 2025 год, что и привело к необходимости корректировать бюджет. Теперь Минэкономразвития ждет, что среднегодовая цена российской нефти составит 56 $ за баррель вместо сентябрьского плана 69,7 $, а прогноз среднегодового курса доллара уменьшили с 96,5 до 94,3 ₽.
Минфин, в свою очередь, снизил план нефтегазовых доходов бюджета по итогам 2025 года с 10,94 до 8,32 трлн рублей. Но при этом расходы он уменьшать не стал. Более того, их планируется увеличить на 829 млрд рублей.
Почему при падении доходов растут расходы
Минфин меняет бюджет в соответствии с действующим в России бюджетным правилом. Оно позволяет правительству наращивать расходы на сумму дополнительных доходов, которые не связаны с добычей и продажей энергоресурсов. А такие доходы в России действительно растут опережающими темпами.
В январе — апреле 2025 года в федеральный бюджет поступило свыше 8,5 трлн рублей так называемых ненефтегазовых доходов — на 13,5% больше, чем годом ранее. Это в первую очередь НДС — налог, который закладывается в стоимость товаров и услуг и который по факту уплачивают потребители, то есть все россияне. Поступления от этого налога увеличились, кроме прочего, на фоне роста цен: инфляция в начале года оказалась выше, чем прогнозировали в правительстве. Сказывается и рост российской экономики: несмотря на ее замедление из-за высоких ставок, в годовом выражении ВВП продолжает расти. Повышение НДФЛ и других сборов также увеличивает доходную часть.
В Минфине подсчитали, что при сложившейся динамике по итогам всего 2025 года ненефтегазовые доходы составят 30,2 трлн рублей — на 0,83 трлн больше, чем ожидалось ранее. И ровно на эту сумму правительство увеличивает расходы.
Деньги пойдут в основном на субсидии банкам в рамках софинансирования льготной ипотеки — объем этих трат зависит от размера ключевой ставки ЦБ, которая в этом году остается на рекордно высоком уровне. Также рост расходов коснется «силового блока и ряда других первоочередных задач», рассказал глава Минфина Антон Силуанов.
Напомним, что крупнейшей статьей расходов федерального бюджета в 2025 году впервые стала национальная оборона. А вкупе с финансированием силовиков на эти нужды планируют потратить около 40% госказны.
Как рост дефицита скажется на инфляции
Чем больше тратит правительство при неизменных доходах, тем выше риски роста цен из-за увеличения денежной массы. А в нынешней ситуации расходы растут на фоне падения доходов, и напрашивается вывод о неминуемом росте инфляции. Но российские экономисты считают, что запланированное изменение бюджета не должно сказаться на ценах.
Как объясняет руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая, расширенный нефтегазовый дефицит по бюджетному правилу «самофинансируется» за счет продаж валюты и золота из ФНБ. В связи с этим изменения должны быть в целом нейтральны для инфляции, считает аналитик.
Эксперт ЦМАКП Эмиль Аблаев обращает внимание, что из-за изменения курса рубля базовые нефтегазовые доходы в поправках тоже пересчитали и теперь Минфин оценивает недополученные нефтегазовые доходы бюджета по итогам года в 447 млрд рублей. Именно на эту сумму уменьшится ФНБ, а остальную часть дефицита профинансируют через государственные заимствования, считает эксперт.
«Кратный рост дефицита бюджета в этом году не требует изыскания источников финансирования соответствующих объемов, — добавляют аналитики «Райффайзенбанка». — Программа заимствований как в прошлой, так и в новой версии проекта бюджета остается масштабной и может закрыть большую часть дефицита. Отличие лишь в том, что в старой версии были предусмотрены существенные пополнения ФНБ, а в новой они отсутствуют».
«Для инфляции и экономики важна величина не номинального дефицита, а структурного первичного дефицита — разности доходов без учета дополнительных нефтегазовых доходов и расходов без учета расходов на обслуживание государственного долга, — поясняет директор по инвестициям УК «Астра Управление активами» Дмитрий Полевой. — Величина этого показателя в новом прогнозе Минфина не изменилась — он будет нулевым».
Но эксперты не исключают роста инфляции в будущем по другим причинам. Главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев считает, что рост цен может вызвать решение правительства о более высокой индексации тарифов на 2026—2027 годы. Средняя индексация совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2026 года возрастет до 9,8% с прогнозировавшихся в сентябре 5,4%, указывает эксперт. Также увеличатся индексация тарифов РЖД, тарифы на передачу электроэнергии, индексация цен на газ.
Ольга Беленькая полагает, что инфляционные риски связаны с возможным резким ослаблением рубля из-за низких цен на нефть. Кроме того, она не исключает, что в перспективе на фоне падения доходов правительство может пойти на увеличение пошлин, утильсбора или другие меры, которые способны вызвать общий рост цен.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique