«Через 5 лет не будем уступать ни Boeing, ни Air­bus»: главное из интервью главы ОАК

168
«Через 5 лет не будем уступать ни Boeing, ни Air­bus»: главное из интервью главы ОАК
Аватар автора

Александр Левкин

хочет прокатиться на МС-21-310

Страница автора

Глава Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха дал интервью РБК.

Он рассказал о работе компании над новыми пассажирскими самолетами, интересе к беспилотной гражданской авиации и о том, почему ОАК пришлось сократить 1,5 тысячи сотрудников.

Мы выбрали главное из интервью.

О новых гражданских самолетах

ОАК разрабатывает и выводит на рынок сразу три гражданских самолета — МС-21  , SJ-100  , Ил-114-300  . Сейчас эти модели находятся на этапе испытаний и готовится их серийное производство. По словам главы ОАК, другие авиакомпании в мире не работают сразу над несколькими моделями.

Такого количества номенклатуры нет ни у одной другой компании. ОАК выпускает турбовинтовые самолеты, реактивные гражданские лайнеры, истребители, военно-транспортные, разведывательные самолеты и так далее.

Описывая состояние ОАК, Бадеха говорит, что это как одновременно «бежать, стрелять и писать письмо жене».

Об убытках и сокращении 1500 сотрудников

Компания убыточна  и, чтобы стать эффективнее, она намерена меньше тратить и больше зарабатывать. В целях экономии корпорация сокращает порядка 1500 человек — это не конструкторы, а управленческий персонал. Оптимизация затронет только сотрудников из Москвы. Производительность оставшихся управленцев должна вырасти на 30% к 2030 году.

А больше зарабатывать компания намерена благодаря повышению рентабельности. Для этого она постарается сделать так, чтобы к концу года количество убыточных контрактов стало минимальным. Бадеха главными вызовами для ОАК называет снижение себестоимости и работу с поставщиками.

ОАК планирует завершить 2025 год с нулевой прибылью, но допускает, что может быть небольшая прибыль или убыток.

Сегодня, когда мы к существующему объему гособоронзаказа, который не падает и будет расти, получаем еще такой же объем по гражданке, мы просто обязаны зарабатывать деньги.

О полностью российском самолете

Глава корпорации утверждает, что Россия — единственная в мире страна, где производится полностью импортонезависимый самолет. Более того, его производство даже не зависит от поставок компонентов из дружественных стран.

При этом он оговаривается, что самолет МС-21-310  , который сейчас находится на этапах испытаний, использует иностранные приводы, тормоза и генераторы. Но Бадеха называет эти системы неосновными, а в других самолетах этой серии они уже будут отечественными.

Стоимость импортозамещающих компонентов пока дороже иностранных аналогов. На это влияет то, что приходится инвестировать в их создание при высоких кредитных ставках, а сами изделия выпускаются относительно небольшим тиражом. Программа по снижению их себестоимости — «большая, очень серьезная задача» для компании. Такая программа есть по самолетам МС-21 и SSJ-100, и Бадеха надеется, что ее основные этапы будут выполнены к 2030 году.

Почему российское авиастроение пришло в упадок

В 1990-е авиаперевозчики начали закупать убитые «иномарки» — дешевые, но уже подержанные самолеты. Из слов Бадехи следует, что это привело к тому, что отечественные самолеты стали никому не нужны — и страна получила «разрушенные заводы, потерянные компетенции и необходимость все это восстанавливать за государственный счет».

В этом кроется причина многих проблем в отечественном авиастроении. Отрасли приходится разрабатывать модели самолетов с нуля, тогда как Boeing и Airbus модернизируют уже существующие. Россия могла бы делать то же самое со своими воздушными судами.

Поэтому сейчас важно регулировать пропорции самолетов в парке перевозчиков: половина должна быть российского производства. «Иначе мы будем продолжать покупать 20-летние Airbus, платить непонятно кому и потом снова испытывать проблемы с их отсутствием», — говорит Бадеха. По информации главы ОАК, сейчас по предложению президента  ведется работа, чтобы на законодательном уровне закрепить это соотношение.

О безопасности полетов на российских самолетах

Состоятельность российских самолетов можно доказать только делом.

Сможет ли отрасль произвести 994 самолета к 2031 году

Такое количество воздушных судов содержится в плане Минпромторга. Но он — скорее ориентир для участников отрасли. Когда программу обсуждали, беспокоились, что надо выпустить много машин за очень короткий срок. Это выглядело как мобилизационная сверхзадача от государства и особо не укладывалось в бизнес-логику. Ведь нельзя сказать эксплуатанту  , что он должен взять 100 самолетов в этом году, хочет он этого или нет.

Программа Минпромторга выполнима, и по ней все работают. Но в принципе она будет меняться, и это нормально.

О поставках самолета Ту-214

Первый такой пассажирский среднемагистральный лайнер ОАК должна была поставить в 2024 году, в 2025 — еще четыре. По словам Бадехи, у корпорации есть обязательства по поставкам этих самолетов перед государственным заказчиком, в том числе перед СЛО «Россия»  , и их потребности ОАК выполняет в приоритетном порядке. Из ответа неясно, поставила ОАК Ту-214 СЛО «Россия» или нет.

Гражданские авиакомпании начнут получать Ту-214 в 2026 году. При этом самолет дорабатывают под потребности «Аэрофлота»: перевозчик не хочет покупать эту модель, так как в его экипаж входят три человека  , а не два. Вообще «Аэрофлот» делает ставку на МС-21, а Ту-214 для них — запасной вариант.

О беспилотных гражданских самолетах

В ОАК решили формировать беспилотное направление: оно становится крайне перспективным. Речь идет о создании площадки, открытой для внешних партнеров. Важно получить несколько команд и несколько решений в этой области — и сейчас ОАК смотрит какие. Инвестиции в это направление составят несколько миллиардов рублей.

О будущем

«Я считаю, что ОАК и сейчас является компанией мирового уровня», — утверждает Бадеха в интервью. В первую очередь в этом контексте он упоминает боевую авиацию, которая «не уступает мировым лидерам, а где-то даже превосходит».

Что касается гражданского авиастроения, в этой области ОАК через пять лет «не будет уступать ни Boeing, ни Airbus по эффективности». Да, эти иностранные компании останутся больше по объему рынка, но по уровню развития технологий, производственной эффективности и удовлетворенности заказчиков ОАК обещает быть на таком же уровне.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Александр ЛевкинЧто вы думаете о самолетах российского производства?
  • Clement VIIОКАК20
  • SlavdmiЧерез 5 лет может сдохнуть как осёл так и падишах98
  • Alexander Schnurrbartнет ни ПТУ, ни системы подготовки кадров для ПТУ, ни желающих идти учиться в эти ПТУ, а потом на всю жизнь - на завод. кто будет делать все эти самолёты, даже есть с неба прольётся платиновый дождь???39
  • Artem 🤑> Состоятельность российских самолетов можно доказать только делом. аэрофобам приготовиться45
  • Alex AlexArtem, набираем добровольцев?))(1
  • Constantine R.«Через 5 лет не будем уступать ни Boeing, ни Air­bus: главное — еще немного потерпеть»57
  • Alexander SchnurrbartYellow-rumped, о, да. несколько лет назад схоронили близкого родственника. 80+ окончил техникум, всю жизнь проработал на одном из субпоставщиков для авиазавода. конструктор-технолог, что-то такое. видел фотку его техбюро: там все в таком возрасте. не идёт молодёжь на завод, увы.23
  • Alexander SchnurrbartSlavdmi, на это и рассчитано. его, скорее всего снимут, а новый за обещания предыдущего не отвечает. 2006—2011 — Алексей Иннокентьевич Фёдоров 2011—2015 — Михаил Асланович Погосян 2015—2024 — Юрий Борисович Слюсарь с 2024 — Вадим Александрович Бадеха44
  • JjjjAlexander, где более менее платят народ идет. Я, работал какое-то время. Зарплаты были скромными, но не нищенскими . Важный аспект это условия труда . в контроле качества попроще, там в основном 30-40 контингент, а вот на производстве, где шумно, работа в три смены и в туалет не отойдешь, там да Там людей катастрофически не хватает, и значительная часть рабочих там династиями сидит от ПТУ до пенсии10
  • Фёдор КоноваловТак, окей. А самолёты времен СССР были норм по сравнению с иномарками? Кто в курсе? Я считаю, что самолет должен быть А. Безопасен Б. Коммерчески выгоден компаниям Если так будет, то окей, если нет - то давай закупать иномарки9
  • НиколайПариться, на мой взгляд, надо не на будущих возможных достижениях, а на текущих и осуществлённых заслугах. Они же есть?19
  • Alexander SchnurrbartJjjj, так нету больше ПТУ... имхо, отсутствие людей - и есть основная проблема. самолёт ж руками собирают и не механизируешь при сборке нихрена... только в Гамбурге на Airbus-е под 18 тыс. человек работает. в РФ, наверное, раза в 1,5-2 больше надо было а откуда их взять? немецкой системы 3-летнего производственного профтехобразования, в которой человек уже с первых дней часть времени проводит на производстве, в РФ тоже нет.23
  • Дмитрий ОсинскийSlavdmi, а через 5 лет наш любимый 2030 год16
  • Дмитрий ОсинскийArtem, "Пристегните ремни, сейчас будем доказывать состоятельность!"45
  • Мама ПапаФёдор, полностью импортозамещённый самолёт, даже если представить, что каким-то невероятным чудом они его построят (во что я лично очень слабо верю) коммерчески выгодным уж точно не будет Как минимум потому, что крупные производители суммарно тысячи крупных самолётов строят из оптимального, а не того, что может предложить довольно крохотный рынок. Плюс кроме России он будет нужен узкому кругу стран, не имеющих доступа к нормальному. Даже если он полетит, малый спрос выльется в большую цену31
  • Фёдор КоноваловМама, ну тогда получается второй автоваз и освоение бюджета17
  • WTFYellow-rumped, космические корабли бороздят Большой театр?13
  • WTFФёдор, я только вчера читал про Конкорд и Ту-144, Конкорды выполняли коммерческие рейсы более 20 лет, и единственная катастрофа произошла из за постороннего предмета на взлетной полосе. Ту-144 упал на авиашоу, потом лет 5 были попытки вести коммерческую эксплуатацию, но повторная катастрофа в начале 80х заставила отказаться от этой программы. А так - как только у российских авиакомпаний появилась возможность закупать Боинги и Айрбасы, так они сразу ей и воспользовались.11
  • Забаненый за правдуВот через 5 лет тогда интервью и давай41
  • WTFConstantine, "больше цинизма, Киса, людям это нравится"25
  • Мама ПапаФёдор, я даже не уверен, что второй. Они его десятилетиями осваивают, особенно с 201414
  • Grigoriyчерез пять лет боинг и аэрбас не будут конкурентами ОАК только в одном случае- если ОАК прекратит существование свое как банкрот18
  • Дама с собачкойWTF, ну хотя бы в области балета мы впереди планеты всей. Хотя...судя по выступлению в Большом театре дочки Шувалова в главной партии, уже и не очень. Но балет все-таки не авиация, тут не страшно))17
  • Артем Степанов"Крым мог бы обеспечить шпротами половину России, но нет сырья и кадров"38
  • Рубиновый шурупВсе, что сейчас есть - экономически невыгодные. Тоже самое, что наш автопром. Будут использовать только в том случае, пока заставляют. Конечно, будем надеяться, что все изменится и мы сможем составить конкуренцию западным авиаторам, но на данный момент стоимость летного часа никак даже рядом не стоит.10
  • Артем СтепановХарри, просто напрашивается вопрос - за чей счёт банкет? Для окупаемости нужно поднять цену билета в разы или оплачивать праздник из бюджета.8
  • IgorЗа годы работы в промышленности я понял, в чем ключевая проблема верхушки - они абсолютно искренне уверены, что любую проблему можно закидать деньгами, и она решится. А если не решается, то надо просто еще добавить денег. Я общался с некоторыми сотрудниками из минпрома - понимание, за что они отвечают, нет абсолютно, но есть вот эта чиновничья спесь и говор. Объяснить, что даже если женщину озолотить миллиардами, она не родит ребенка за месяц вместо положенных девяти, не получилось ни разу.38
  • Сирожа МыколкинIgor, именно так Отсюда все проблемы. Там работают люди, которые ни бизнесом, ни производством никогда не занимались. Они не понимают сути происходящего 🤷16
  • Дама с собачкойArtem, я абсолютно ничего не понимаю в самолетостроении, но эта фраза заставила меня напрячься)12
  • Артем СтепановЧитал людей близких к авиационной тематике. Они говорят что западные компании сейчас не проектируют новые модели самолётов, так как находятся на низком старте в ожидании окончания испытаний инновационных двигателей, в том числе с открытым ротором, которые обеспечат существенную топливную эффективность. А мы всё пробуем догнать прошлое поколение. 🤷‍♂️10
  • Роман МурникДа, да. На словах у нас все лучше всех, будет. Слова без результатов называется - выпендрёж и балаболбство. Ну и как говорят что все свое будет... Если мастер умеет все, то он умеет это намного хуже, чем специалист узкого профиля. Поэтому самые крутые и не дорогие вещи делаются объединившись.8
  • Direct MailСудя по интервью, гражданин Бадеха вообще не понимает проблематики. <i>главными вызовами для ОАК называет снижение себестоимости и работу с поставщиками.</i> Этот вызов вообще- номер 16. Очередной "эффективный менеджер", ничерта не смыслящий в авиастроении, пришел оптимизировать финансы и "зарабатывать".12
  • ВладимирПослушал я сегодня спикеров на ПМЭФ... Короче, Не будет у нас через пять лет никаких самолётов. А через 10 тем более. Не в ту сторону идём. Грустно.15
  • дырка от бубликагриша, слава богу на производстве суперджетов все отлично и ими можно смело летать8
  • СтранникЗатем Остап Бендер стал говорить о межпланетном шахматном турнире и становлением Васюков центром цивилизации. Потом он сказал, что от шахматистов требуется только 100 рублей для того, что он всё это устроил. У васюкинцев в кассе оказался только 21 рубль 16 копеек, но Остап был доволен и тем, что удалось взять и эти деньги. Через некоторое время начался турнир, в ходе которого Бендер проигрывал одну партию за другой, после чего ему пришлось экстренно ретироваться. Рогозин- уже построил космическую базу на Луне?))) Очередной Остап Бендер нарисовался14
  • Николай ФефеловСирожа, а где умных взять? Вся система устроена на деградацию нации. Вот возьми автопром,кроме лады ничего на протяжении 25 лет,а он пургу несёт про авиацию. Ведь врут и не крестятся на всех уровнях. Через пять лет будет тажа лада,а его точно уберут,чтобы новый опять на пять лет продлил их мечты.8
  • Кабина БелазаСирожа, пожалуйста, пример. Замминистра, курирующий химию всю жизнь работал в химии.0
  • Мама ПапаСергей, автоваз - контора, которая автомобили делать не способна, зато на бюджетной кормушке сидит надёжно и давно. Раз в три года идёт ныть, что их поделия никто не покупает, тогда иностранцам дополнительно создают проблемы поставок. Освоение бюджета - в контексте освоения ради освоения, без толка. Вы точно Сергей, а не Джон?8
  • IgorНиколай, Я думаю проблема чуть в другой плоскости. Ключевые сферы промышленности непотопляемые. Нет такого варианта, когда условный автоваз становится банкротом - его всегда спасут вливаниями. А если ты знаешь, что ты бессмертен, то у тебя индульгенция на любую деятельность. С такой ситуацией я сталкивался несколько лет подряд, пока работал в одним концерном - каждый год они были на грани банкротства и каждый год получали миллиардный транш от государства на спасение. После этого какую-то продукцию из себя выталкивали, дальше транш проедался и так до следующего года. Но на выставках неизменно у них самый большой стенд с кучей девочек и шоу. Неконкуретная фактически нерыночная экономика в случае подобных компаний является иглой, с которой слезть невозможно - они не могут умереть, а функционировать могут только в условно плановой закрытой экономике, когда конкуренции нет и в меню только одно блюдо "жричедали".9
  • Николай ФефеловIgor, а у нас,что плановая экономика? Просто,те люди,которые рулят страной около 30 лет,поняли,что проще стать миллиардерами на природных богатствах без всяких вложений и посей день этим и занимаются,а развивать не их забота. Как говорят,не царское это дело.3
  • IgorНиколай, Вы сильно упрощаете. В малом и среднем бизнесе у нас исключительно рыночная экономика с балансом спроса и предложения, тендерами, конкуренцией и т.д. В крупном бизнесе (машиностроение, добыча ископаемых, некоторые компании непроизводственной отрасли и услуг) - вот там уже этих саморегулируемых механизмов нет. Даже если самолет неконкурентен и потяжелел на несколько тонн из-за замещения иностранный авионики, мы все равно его сделаем потому что есть указ свыше делать так. Если какая-то продукция (например автомобили типа китайский москвич или продукция автоваза) не востребованы на рынке, то мы насильно заставим их покупать операторов такси и каршеринга. Станок с российской системой управления не может соблюсти требуемые характеристики детали? Ну и что, что его срок доводки будет исчисляться годами, когда мы отчитались о нормах локализации как от нас требуют постановление правительства - оно имеет больший приоритет. Аргумент со стороны верхушек таких компаний простой - если мы потонем, то утянем за собой несколько сотен тысяч человек безработицей, банкротством предприятий внутри моногородов со всеми вытекающими. Поэтому да, мы делаем ненужную дорогую ерунду, но нам нужны гос.дотации иначе будет как описал ранее. И государство платит. Если убрать такой механизм, то компании вроде условного автоваза обанкротятся в течение года-двух, но все остальные последствия неизбежно тоже наступят, в том числе рост социальной напряженности, которую дальше можно экстраполировать на рост преступности, повышение уровня смертности и т.д. И отсюда возникает, что простого ответа на "что с этим делать" нет. Есть только очень долгие процессы восрешения инвестклимата, привлечения инвестиций (обязательно от международных игроков), налаживание коопераций и связей с ведущими производителями, борьба на открытых конкурентных условиях и много-много-много стратегического планирования в очень долгосрок. Но это на десятилетия, противоречит "доктрине партии", не позволяет "снимать сливки" прямо сейчас. Кто-то на полном серьезе думает, что можно просто построить второй эпл, вторую теслу, второй майкософт просто скопировав то, что эти компании представляют из себя сейчас, начисто забыв о десятилетиях накопленного опыта успехов, неудач и кризисов. А быстрые решения про "отобрать и поделить" мы уже проходили сто лет назад, последствия до сих пор ощущаем.5
  • Петр ХаритоновAlexander, да да,с Погосяна надо бы ещё спросить за Супер Джет и кто придумал оснащать его этими самыми французскими двигателями Сафран...0
  • Артем СтепановНиколай, так там умные и не нужны, нужны лояльные. А что с придурью, так даже лучше.2
  • Igor, а ведь уже и закидывать нечем. Об этом прямым текстом на днях сказали чиновники ГД и министерств на ПВЭФ, сам Орешкин нехотя признался, что экономика России вступила в рецессию. Рецессия - это спад.0
  • Igoruser6201647, за прошедшие три с лишним года я очень осторожно отношусь к негативным прогнозам. Слишком много уже было сказано речей про "все рушится", "еще немного и начнется крах", "кризис неизбежен". Но сколько бы не пророчили шторм, пока мы не может ощутить его в полной мере. На форуме они очень осторожно заявляли о возросших рисках, но это еще не случившееся событие, поэтому я пока поостерегусь от выводов что "похоже началось".1
  • Igor, вы относитесь негативно потому, что вам об этом говорили экономисты Липсиц, Милов, Ицхоки, Миронов, Гуриев и им подобные, носящие гордое звание иноагентов и врагов народа. Но на ПВЭФ о рецессии открытым текстом сказали депутат-единоросс Марков, министр экономики Решетников, глава Сбера Греф и прочие. Я не поленилась и внимательно прослушала все выступления на этом форуме. Последние подтвердили то, о чём ещё три года назад говорили "враги". Просто фундамент начал рушиться не в 2022-м, а три года спустя. Но ведь разрушается.0
  • Ерофей ДорогинIgor, >Я общался с некоторыми сотрудниками из минпрома - понимание, за что они отвечают, нет абсолютно, но есть вот эта чиновничья спесь и говор.> А с чего бы им (спеси и говору) не быть, если сотрудники уровня зам. министра практически любого министерства - долларовые мультимиллионеры, уровня директора департамента (-1 от замминистра) - долларовые просто миллионеры, уровня начальника управления - хорошо обеспеченные люди. И все с секретарями и пр раздутыми штатами, служебными автомобилями и пр благами. У них всё очень хорошо !0
  • Алексей МасловскийАртем, ахаха, погуглил, это реальная цитата, оказывается.3
  • AndyneusIgor, Ну у Китая ведь получается0
  • Йожег Без ГоловыAlexander, и новый снова скажет - еще 5 лет, еще вот-вот. Заело пластинку...1
Вот что еще мы писали по этой теме