![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/news-icon.jpg)
Детям, зачатым с помощью ЭКО после смерти отца, положена пенсия по потере кормильца: так решил КС
![Детям, зачатым с помощью ЭКО после смерти отца, положена пенсия по потере кормильца: так решил КС](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/0lv43XNVPu.out-pensiya-posmertno-zachatym-detyam-GettyImages-168849894.jpg)
Конституционный суд постановил, что дети, рожденные с помощью ЭКО после смерти родителя, могут получать пенсию по потере кормильца.
Сейчас суды толкуют закон не в пользу детей, отец которых умер задолго до их рождения. Решение Конституционного суда может изменить законодательство, касающееся прав детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Расскажу подробнее.
Что произошло
Жительница Петербурга прошла процедуру ЭКО, использовав для зачатия замороженный биоматериал мужа. Пара сдала клетки на хранение в феврале 2016 года, а в ноябре того же года мужчина умер. После рождения двойни в 2018 году и подтверждения отцовства через суд женщина попыталась оформить пенсию по потере кормильца. Но пенсионный фонд отказал .
Ведомство поддержали суды четырех инстанций и председатель Верховного суда, сославшись на части 1 и 3 статьи 10 закона «О страховых пенсиях». Согласно этим нормам, выплаты положены членам семьи, которые находились на содержании кормильца или были рождены в течение 300 дней после его смерти — что примерно соответствует физиологическому сроку беременности. По мнению судов, эти условия не были выполнены. Муж истицы умер задолго до зачатия двойни, поэтому женщина не учитывала доходы супруга, когда принимала решение завести детей. А значит, понимала, что содержать их ей придется в одиночку.
Что сказал Конституционный суд
Женщина обратилась в Конституционный суд. Она утверждала, что статьи закона о страховых пенсиях противоречат Конституции, поскольку различают получателей пенсии по потере кормильца в зависимости от способа зачатия. По закону иждивение детей умершего кормильца не требует доказательств, в том числе когда они рождены в течение 300 дней после его смерти .
Истица настаивала, что дети, зачатые с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, не должны отличаться в правах от детей, рожденных до истечения 300 дней после смерти родителя, потому что ни те ни другие не были на иждивении умершего при его жизни.
Конституционный суд рассмотрел жалобу и указал, что нормативные акты отстают от современных вспомогательных репродуктивных технологий. Из-за этого судам сложно принимать решения в ситуациях, когда ребенок зачат спустя продолжительное время после смерти отца, матери или даже обоих родителей. Автоматически наделить его всеми правами детей, зачатых при жизни родителя, невозможно.
Постмортальная репродукция в российских законах не урегулирована. Но финансовая поддержка ребенка, оставшегося без полноценного родительского попечения, важна для его содержания и формирования как личности. А значит, дети заявительницы должны иметь право на социальное обеспечение.
В итоге Конституционный суд постановил, что положение статьи 10 закона «О страховых пенсиях» — в той части, в которой оно не позволяет получить социальное обеспечение ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий спустя 300 дней после смерти родителя, — не соответствует Конституции.
Что дальше
Дело петербурженки пересмотрят. Юристы предполагают, что постановление КС повлечет изменения законодательства, касающиеся прав посмертно зачатых детей — от гражданско-правовых до наследственных.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety