Новости
9K

Автомобилей на рынке вдвое больше, чем нужно: главное из интервью гендиректора «Рольфа»

64
Автомобилей на рынке вдвое больше, чем нужно: главное из интервью гендиректора «Рольфа»
Аватар автора

Яна Ломакина

следит за новостями

Страница автора

Генеральный директор автодилера «Рольф» Светлана Виноградова дала интервью «Коммерсанту».

Она рассказала о череде возможных банкротств автодилеров, способах справиться с кризисом на авторынке и проблемах при продаже новых машин.

Мы выбрали главное.

О затоваривании авторынка

В России избыток автодилеров, их количество сокращается, а впереди будет еще череда банкротств и сделок по слиянию и поглощению. Это связано с ожиданиями, что в 2025 году в России продадут 2,4 млн новых машин, но спрос снизился до максимум 1,15 млн.

По оценке Виноградовой, сейчас российский авторынок затоварен. На складах скопилось 700 тысяч машин и еще 1,6 млн планируют поставить автопроизводители, которые официально представлены в России  . Это в два с половиной раза больше, чем нужно рынку. Она называет такую ситуацию «не совсем правильной моделью бизнеса», которая не сможет долго существовать. И добавляет, что избыток предложения автомобилей на рынке сохранится и в следующем году.

В самом «Рольфе» «из-за сильного снижения рынка машин» сократили часть персонала.

О влиянии ключевой ставки

В «нормальный период», когда ключевая ставка 5%, маржинальность бизнеса автодилера составляет 2%. А когда ставка поднимается до 18—20% и больше, компания терпит убыток.

Высокий уровень ставки не позволяет запускать капиталоемкие проекты. Например, у автодилера есть план начать производить шины: он от него не отказывается, но пока приостановил этот проект, так как в нем нет «экономической целесообразности».

В то же время на объем автокредитования высокая ставка почти не влияет, потому что такие кредиты субсидируют производители. Правда, в сегменте подержанных автомобилей такого субсидирования нет и там продажи падают заметней.

О смене бизнес-модели

Классическая модель бизнеса автодилеров: купить автомобили, вложить в них свои деньги, а потом продать. Этот формат уходит в прошлое, ведь непонятно, какими будут курс и ставка, и из-за этого «всегда есть риск потерять деньги».

Автодилер, если не хочет работать в убыток, должен переформатироваться. Это же делает и «Рольф»: у него есть два бизнес-направления, которые позволяют компании чувствовать себя устойчиво — сервисные услуги и продажа автомобилей с пробегом. Сервисное направление сейчас самое маржинальное в структуре бизнеса компании: в прошлом году оно обеспечило 60% ее дохода.

Кроме того, автодилер подписал с «Газпром-нефтью» соглашение о запуске сети СТО.

О том, почему невыгодно продавать новые автомобили

Рынок новых автомобилей очень волатилен. Дилерский контракт с производителем обязывает много инвестировать в инфраструктуру. Дистрибуторы формируют жесткие планы, и дилеру приходится либо выкупать неликвидные автомобили, либо нести расходы на хранение и обслуживание стоков.

Из-за санкционных рисков появились затраты в связи с тем, что автопроизводитель может поменять один бренд на другой. После этого дилеру надо снять старую вывеску, повесить новую — а это десятки миллионов рублей инвестиций, утверждает Виноградова.

Кроме того, продажа новых авто — сложный бизнес с точки зрения логистики. И так было всегда: дистрибьютор может прислать не ту машину, задержать поставку. А с китайскими производителями эта ситуация усугубилась.

Несмотря на все сложности, «Рольф» не планирует отказываться от бизнеса по продаже новых машин.

О продажах подержанных машин

По оценке Виноградовой, объем вторичного авторынка — 6 млн автомобилей, из которых примерно 25% продаются через официальных дилеров, а 75% — от «физика» к «физику». «Рольф» тут выступает посредником между двумя клиентами — проверяет техническое состояние автомобиля и его юридическую чистоту и дает покупателю двухгодичную гарантию.

При таком подходе и продавец, и покупатель становятся потенциальными клиентами «Рольфа». Покупатель позже, пользуясь гарантией, приедет на обслуживание. А продавец попадает в базу компании, и она потом может предложить ему какую-либо услугу.

Виноградова считает, что в этом проекте есть социальная составляющая: рынок становится более цивилизованным, так как сделки по купле-продаже подержанных автомобилей с участием дилеров прозрачны.

О параллельном импорте

«Рольф» продавал «довольно много» автомобилей, привезенных по параллельному импорту, — выкупал их и предлагал клиентам. В 2024 году доля таких машин была 10%, сейчас — 7% всего рынка.

У компании также есть платформа, где любой может разместить машину, привезенную параллельным импортом. Когда на нее находится покупатель, «Рольф» ее выкупает.

Но компания не собирается самостоятельно импортировать автомобили. Риски очень высокие: пока привезешь автомобиль, рынок может поменяться. «Если ты хочешь привезти машину из-за границы, то маржинальность должна быть около 20%, чтобы за период, пока автомобиль будет ехать, не съелось финансирование», — утверждает Виноградова.

О возвращении иностранных автобрендов

В первой половине 2025 года были разговоры о возвращении в Россию иностранных брендов, но это не соответствует действительности. Виноградова уверена, что в ближайшие два-три года они не вернутся.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • инвесткопилкаНу потому что никто за такие цены не берет..42
  • Энтони ЛавджойАвто по цене квартиры. Хе-хе35
  • Сергей КарповТуда вам всем и дорога, рольфы...)17
  • Денис ОболоньА может цена за кредитные повозки в двое больше, чем нужно?33
  • DombeyОт Рольфа одно название осталось как видно. Вывески очень накладно перевешивать (вот ведь незадача) и логистика для новых автомобилей оказывается весьма непростая штука.... Но так было всегда!! - тут же оговаривается директор. "Так было всегда", и мы конечно верим.13
  • ЧёрноКотовый КоточёрновичТак это, вы ценник ещё x2 сделайте, ясно вижу, попруться сразу скупать ваши авто 😀😀😀13
  • АксютаНе, ну надо выручать народ, сколько им уже мучиться с этими вывесками) Готовы принять в дар парочку новых.2
  • Boris DonutСейчас все начнут гоготать и улюлюкать, что так им дилерам и надо. А я хочу напомнить, что виноваты в нынешних ценах совсем не дилеры.30
  • СтранникПокупать за оверпрайс тазы или китаез, ну пусть и дальше пылятся.9
  • Boris DonutДенис, так благодарить за это надо родное правительство а не дилера. Кто утильсбор до небес взвинтил?32
  • sn1pejkeeeBoris, согласен. Даже в самом интервью написано, что работают сейчас в убыток по этому направлению.8
  • sn1pejkeeeинвесткопилка, дело не в ценах, а в ставках. Даже у субсидий серьезные условия на первоначалку. Были бы кредиты под 5% без особых условий, брали бы как обычно плюс минус.8
  • ЛойерИ че они не дешевеют,если предложение больше, чем спрос, спрашивается в задачнике?16
  • Юрий Ш.Рубиновый, всегда - это в эпоху СССР? Мы в 2014 купили в салоне Suzuki SX4 Rhino Edition лимитированная серия, Венгрия, за 775 тыс. руб. Однушка в Москве тогда стартовала от 7 млн. руб. В 10 раз - это "столько же стоила" ? Смешно.30
  • СашаЮрий, в 2014 на окраине Москвы студию можно было за 2-3 млн взять на этапе котлована3
  • Юрий Ш.Саша, а Лада стоила 260 тыс. Все равно в 10 раз.13
  • СашаBoris, но большинство дилеров, только за то, что ты не можешь прийти и купить авто за цену указанную на сайте, вполне заслуживают это15
  • Благоустройство со сносомBoris, но все таки туда дилерам и дорога4
  • Рубиновый шурупЮрий, я покупал Прадо в 2014 за 3,5 млн. Квартира стоила 3 млн. Сейчас +/- тоже самое цена Прадо = стоимости недорогой квартиры.4
  • Boris BaristaЛойер, ответ на задачу по экономике - налоговое бремя. Садитесь, пять0
  • Рубиновый шурупЛойер, физически не могут: курс рубля, утиль сборы, таксы и пр. Дилер вообще на машине не зарабатывает. Он зарабатывает на допниках и постпродажном обслуживании.1
  • Забаненый за правдуМожет просто лохов готовых брать оверпрайснутое ведро вдвое меньше чем нужно автодилерам?)11
  • Забаненый за правдуЛойер, потому про экономику они говорят только когда выгодно) Понятно что адекватный продаст дешевле только чтобы замороженные в стареющем хламе деньги вернуть, но у нас за копейку удавятся, подогреваемые горе-экономистами, рассуждающими о естественности и пользе инфляции0
  • v2.0legРубиновый, Это вам приснилось... Вы десять лет назад в Мск квартиру за 2 млн не купили бы, а вот достойную машину легко.4
  • ObvСаша, в 2014 мне на работе купили новую рено сандеро. За 360т.р., если правильно помню.2
  • Сюрреалист"В России избыток автодилеров, их количество сокращается" Так это плохая новость или хорошая? С учётом того как автобарыги пытаются навариваются на клиентах я скорее думаю, что хорошая. Не жалко ни владельцев, ни руководителей, ни рядовых продавцов.11
  • Александр КорнеевЛогично, что упор делают на сервис и б/у авто. Новые сейчас продавать геморрой да и невыгодно1
  • Александр Корнеевинвесткопилка, вот именно. Машин завезли под завышенные ожидания, а платить по 3 миллиона за базовую комплектацию никто не готов11
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовЛойер, рыночек опять не работает в неидеальных условиях1
  • Ленивый ленивецПочему в интервью не говорится о банальном снижении покупательной способности?12
  • Лукьянов ТимурЛенивый, потому, что снижение покупательской способности - это про тех, кто не пришёл к лиллеру, там нужно соцопросы проводить, что бы узнать, а действительно ли она снизилась и нет ли каких-то причин других. Просто посмотреть на продажи и сказать что-то про тех, кто не купил - не выйдет. В этом плане всё правильно сделано в интервью. Не нужно говорить о том, о чём не знаешь – она и не говорит. Дилеры видят только уровень спроса, но не причину. Причина, какой бы очевидной она не была, для них может быть только на уровне догадок.9
  • Karl Hungussn1pejkeee, в убыток никто не работает. Совсем. Или вы ходите на работу, уплачивая за вход?2
  • Обычный человекKarl, кто-то работает. Ради некоего опыта0
  • Сергей Николаевsn1pejkeee, именно в ценах. Были бы они ниже, то и с высокой ставкой народ бы покупал. Ниже цена - кредит можно растянуть на больший срок. Платить по 3 млн, за то, что 5 лет назад стоило 1,2. Ребята ну куда.12
  • Сергей НиколаевBoris, значит виноват жадный АвтоВАЗ, ради которого утильсбор и подняли. Интересный круг получается: никто не покупает АвтоВАЗ ->надо поддерживать отечественных производителей -> поднимаем утильсбор -> поднимаются цены АвтоВАЗ - никто не покупает - нужно поддерживать отечественных производителей - поднимаем утильсбор.15
  • Сергей НиколаевРубиновый, а кто тогда на машине зарабатывает? Их послушай, так диллеры не зарабатывают, автопроизводители не зарабатывают.7
  • Сирожа МыколкинОбычный, скорее ради сохранения доли рынка в будущем0
  • Sergey AveryanovСергей, налоговая со своими пошлинами и утильсборами точно зарабатывает.0
  • ObvKarl, я вышел на ту работу в 2013г. Так что цена точно не ранее 2013г.1
  • Рубиновый шурупСергей, точно не дилеры. Они зарабатывают на другом.0
  • VasilivasiliО самом главном Рольф умолчал!!! Машины покупают у производителя по квотам, делают предоплату и на эти деньги завод работает. А какая разница между ценой по "квоте" ,И ценой в ронице?! Я думаю накрутка 30--50%. Рынок затаварился машинами?. И ни кто не снизил цены?2
  • Йцукен"Автомобилей на рынке вдвое больше, чем нужно: главное из интервью гендиректора «Рольфа»" А я скажу, что цена на автомобили в 2 раза выше чем нужно. У дилеров же есть экономисты, должны были просчитывать, что покупательная способность не увеличится, а скорее даже уменьшиться, почему они были уверенны что народ будет покупать столько машин. Ну и, я так думаю дилеры одни из первых почувствуют все "плюсы" повышения утильсбора и т.д. А там и автопроизводители следом за ними. Как там сейчас автоваз и прочие поживают, помогло им повышение утильсбора? Все вместо китайцев пошли покупать ладу искру? Да и тем же китайцам думаю не очень хорошо, какие-нибудь kaiyi и иже с ними не собираются еще уходить?1
  • Алексей Ивановинвесткопилка, особенно китайщину и отечественное1
  • sn1pejkeeeKarl, вы будете удивлены, но периодически бизнесы работают в минус по направлению. Например, у Яндекса в минусе маркет, у озона ритейл, у дилеров непосредственно продажа. Они даже пишут, что их основной доход идет от сервиса.1
  • PetrЭкономисты рекомендуют покупать на падении и продавать при росте. Так я и поступил. Месяц назад купил новую машину у Рольфа. Прайс-лист был 3,5 млн, договорились на 3,1 млн. Машина без допов. 60% внес наличными, остальное взял по ставке 1,4% на 3 года у Тинькова. Производители видят, что рынок падает, и субсидируют банки, несмотря на тогдашнюю ставку ЦБ 20%. Не пожалел, что откладывал покупку, пока все в 2022 и 2023 скупали машины с допами на 500 тыс. Теперь рынок покупателя и этим нужно пользоваться.1
  • Bel'chikha PushistayaSergey, тем более, что эти штуки повышаются каждый год. Без них стоимость любого китайского ведра была бы 1-2 млн. макс. Понятно, ради кого это делается.0
  • kot205Цены поставьте адекватные и авто будут улетать! А то желание сразу заработать и трава не расти!1
  • kot205Рубиновый, этов 90-е0
  • Рубиновый шурупkot205, нет, это в 2014-м, когда доллар стоил 27-30 р. Я хотел купить либо машину, либо квартиру. Т.к. за квартиру мне итак оплачивали, я купил машину. На тот момент мне она была нужнее и важнее, хотя у меня также была служебная, но она меня не устраивала. А квартира - устраивала.0
  • Karl Hungussn1pejkeee, зачем сравнивать одну из веток Яндекса (маркет) с автомобильными дилерами? Если б они продавали с расчетом на сервис, маржа в 1 млн с хорошей машины ими никак бы не закладывалась0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество