Читательница Т—Ж описала день из жизни и рассказала, как забрала у дочери-подростка телефон за провинность.
Дочь отреагировала спокойно, потому что о такой форме наказания они договаривались заранее. Но в комментариях развернулась дискуссия, правильно ли мама поступила. Можно ли в наказание лишать ребенка гаджетов и вообще наказывать? Многие уверены, что достаточно объяснений, почему нельзя поступать так или иначе. А еще можно подождать, когда последствия наступят сами, и благодаря этому ребенок научится соблюдать правила.
Собрали основные аргументы против того, чтобы наказывать детей. Делитесь мнением в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Наказания неэффективны и вызывают стресс
Когда еще были кнопочные телефоны и плееры, у меня их просто забирали. Наверняка, если бы мама рассказала об этом где-то в публичном пространстве, она бы отметила, что это было «заранее оговорено» и «все довольны».
Вот только есть один момент: согласие по принуждению, данное под эмоциональным давлением, — это не подлинное согласие. Гиперконтроль еще никого никогда до добра не доводил.
Чтобы ребенок понял ошибку, хватит и объяснений
Мой ребенок в коляске не истерил и на дорогу не выбегает, при этом наказаний у нас нет. Я ему сразу несколько раз доступно объяснила, что можно делать, а что — нет и почему, периодически это повторяя. Ребенок даже в три года не безмозглый.
Любое наказание, которое связано с ограничением прав и свобод, — это насилие. Надо доносить словами, объяснять вербально, что так следует поступать, а вот так — не следует. Иначе ребенок впитает ваши паттерны поведения и решит, что насилием можно добиться любых результатов. А потом будет применять насилие в отношении других людей. Еще бы, родительский импринт, многократно повторенный.
У меня двое детей. Выросли уже. Справился без наказаний.
Метод естественных последствий эффективнее
Объяснения не всегда работают, особенно когда дети проверяют границы. А есть еще ненормотипичные дети, с ними вообще весело. «Доступно объяснить» им бывает невозможно.
Зачем наказывать, когда существует метод естественных последствий? От несделанной домашки еще никто не умирал. Ну, не сделает — получит два. Не будет делать регулярно — вылетит из своего крутого класса. А далее у деточки включаются собственные мозги. Ну или не включаются. Но это в любом случае ее или его жизнь, свои мозги другому не вложишь. Я практик, если что. Пубертат пройден, полет нормальный.
Маленьких детей контролируют и направляют. Не умеешь спокойно ходить по улице — идешь с мамой за ручку или едешь пристегнутый в коляске. Это не наказание, а последствие совершения опасных действий.
Ограничение вовсе не равно наказанию. Мы постоянно детям что-либо запрещаем и как-нибудь их ограничиваем, это нормально. Так они понимают, что можно, а что нельзя.
Важно донести, почему нельзя, а еще необходимо наличие прямой связи между действием ребенка и последствием. Ты выбегаешь на дорогу, там опасно — значит, идешь за руку. Ты кидаешься песком в других детей, они плачут, их мамы злятся — мы уходим из песочницы. Ты сел в лужу в обычных штанах, попа мокрая — прогулка прекращается, идем домой.
Наказание и ограждение от опасности — принципиально разные вещи. Наказание — это что-то, не связанное с самим проступком, то есть не его естественное последствие. Например, если ребенок не лег спать в десять вечера, он может не выспаться. Это естественное последствие, мама тут вообще ни при чем. А если ребенок не лег в десять и его лишили телефона, это не естественное последствие, а именно наказание. При этом он, скорее всего, обидится на маму, а не поймет, что ему же лучше ложиться вовремя.
Не очень понимаю, зачем правила и ограничения придумывать искусственно. Их и так хватает в реальной жизни. Например, в стране общеобразовательная школа и все должны ее окончить. Если забыть надеть шапку, можно заболеть, а это не очень приятно. Если не выучить урок, можно получить двойку. Дети отлично это понимают и стараются в такие ситуации не попадать — я сейчас о детях от восьми лет.
Иногда требуется создать определенную среду. Например, если ребенку скучно, более вероятно, что он будет сидеть в телефоне. Поэтому в выходные мы часто ездим в аквапарк, зоопарк, кафе или приглашаем подружек в гости. Или просто показываю дочке картонных кукол с платьями, которые мы делали в детстве. И они еще месяц с подругами делают таких кукол.
Дети должны понимать, что многие их решения имеют последствия. Некоторые при отсутствии профилактики очень сложно откатить назад. Подобные методы приучают детей думать, прежде чем совершать какое-то действие, а это критически важный навык во взрослой жизни.
Если в семье доверие, ребенка не придется наказывать
У меня пока нет детей, но я уже точно знаю, что применять наказания к ним не собираюсь. Имхо, любые отношения, в том числе родителя и ребенка, должны строиться на доверии. Если мне нужно будет добиться чего-то определенного, я собираюсь создавать среду, располагающую к одним паттернам поведения и не располагающую к другим. Как говорится в английской поговорке, не воспитывайте детей — все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя.
Нужно воспитывать ребенка так, чтобы потребности в обмане вообще не возникало. Если ребенок будет знать, что может честно рассказать родителю обо всем, что происходит, он не будет ничего скрывать. И не нужно будет никого наказывать.
Переживаете о том, правильно ли воспитываете ребенка? Поделитесь своими сомнениями и станьте героем следующего материала