Дети
6K

«Воспитывайте себя»: 4 причины не наказывать детей

Аргументы читателей
76
«Воспитывайте себя»: 4 причины не наказывать детей
Аватар автора

Мария Агеева

собрала мнения

Страница автора

Читательница Т⁠—⁠Ж описала день из жизни и рассказала, как забрала у дочери-подростка телефон за провинность.

Дочь отреагировала спокойно, потому что о такой форме наказания они договаривались заранее. Но в комментариях развернулась дискуссия, правильно ли мама поступила. Можно ли в наказание лишать ребенка гаджетов и вообще наказывать? Многие уверены, что достаточно объяснений, почему нельзя поступать так или иначе. А еще можно подождать, когда последствия наступят сами, и благодаря этому ребенок научится соблюдать правила.

Собрали основные аргументы против того, чтобы наказывать детей. Делитесь мнением в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
ПРИЧИНА № 1

Наказания неэффективны и вызывают стресс

Аватар автора

Александра Новоселова

лишалась гаджетов

Страница автора

Когда еще были кнопочные телефоны и плееры, у меня их просто забирали. Наверняка, если бы мама рассказала об этом где-то в публичном пространстве, она бы отметила, что это было «заранее оговорено» и «все довольны».

Вот только есть один момент: согласие по принуждению, данное под эмоциональным давлением, — это не подлинное согласие. Гиперконтроль еще никого никогда до добра не доводил.

Лейбл заголовка
ПРИЧИНА № 2

Чтобы ребенок понял ошибку, хватит и объяснений

Аватар автора

Анастасия П

верит в силу слов

Страница автора

Мой ребенок в коляске не истерил и на дорогу не выбегает, при этом наказаний у нас нет. Я ему сразу несколько раз доступно объяснила, что можно делать, а что — нет и почему, периодически это повторяя. Ребенок даже в три года не безмозглый.

Аватар автора

Сергей Спицын

делится опытом

Страница автора

Любое наказание, которое связано с ограничением прав и свобод, — это насилие. Надо доносить словами, объяснять вербально, что так следует поступать, а вот так — не следует. Иначе ребенок впитает ваши паттерны поведения и решит, что насилием можно добиться любых результатов. А потом будет применять насилие в отношении других людей. Еще бы, родительский импринт, многократно повторенный.

У меня двое детей. Выросли уже. Справился без наказаний.

Лейбл заголовка
ПРИЧИНА № 3

Метод естественных последствий эффективнее

Аватар автора

Soledad

не переживает из-за двоек детей

Страница автора

Объяснения не всегда работают, особенно когда дети проверяют границы. А есть еще ненормотипичные дети, с ними вообще весело. «Доступно объяснить» им бывает невозможно.

Зачем наказывать, когда существует метод естественных последствий? От несделанной домашки еще никто не умирал. Ну, не сделает — получит два. Не будет делать регулярно — вылетит из своего крутого класса. А далее у деточки включаются собственные мозги. Ну или не включаются. Но это в любом случае ее или его жизнь, свои мозги другому не вложишь. Я практик, если что. Пубертат пройден, полет нормальный.

Маленьких детей контролируют и направляют. Не умеешь спокойно ходить по улице — идешь с мамой за ручку или едешь пристегнутый в коляске. Это не наказание, а последствие совершения опасных действий.

Ограничение вовсе не равно наказанию. Мы постоянно детям что-либо запрещаем и как-нибудь их ограничиваем, это нормально. Так они понимают, что можно, а что нельзя.

Важно донести, почему нельзя, а еще необходимо наличие прямой связи между действием ребенка и последствием. Ты выбегаешь на дорогу, там опасно — значит, идешь за руку. Ты кидаешься песком в других детей, они плачут, их мамы злятся — мы уходим из песочницы. Ты сел в лужу в обычных штанах, попа мокрая — прогулка прекращается, идем домой.

Аватар автора

Мария

придумывает активности для дочки

Страница автора

Наказание и ограждение от опасности — принципиально разные вещи. Наказание — это что-то, не связанное с самим проступком, то есть не его естественное последствие. Например, если ребенок не лег спать в десять вечера, он может не выспаться. Это естественное последствие, мама тут вообще ни при чем. А если ребенок не лег в десять и его лишили телефона, это не естественное последствие, а именно наказание. При этом он, скорее всего, обидится на маму, а не поймет, что ему же лучше ложиться вовремя.

Не очень понимаю, зачем правила и ограничения придумывать искусственно. Их и так хватает в реальной жизни. Например, в стране общеобразовательная школа и все должны ее окончить. Если забыть надеть шапку, можно заболеть, а это не очень приятно. Если не выучить урок, можно получить двойку. Дети отлично это понимают и стараются в такие ситуации не попадать — я сейчас о детях от восьми лет.

Иногда требуется создать определенную среду. Например, если ребенку скучно, более вероятно, что он будет сидеть в телефоне. Поэтому в выходные мы часто ездим в аквапарк, зоопарк, кафе или приглашаем подружек в гости. Или просто показываю дочке картонных кукол с платьями, которые мы делали в детстве. И они еще месяц с подругами делают таких кукол.

Аватар автора

Ерёма

готовит детей к будущему

Страница автора

Дети должны понимать, что многие их решения имеют последствия. Некоторые при отсутствии профилактики очень сложно откатить назад. Подобные методы приучают детей думать, прежде чем совершать какое-то действие, а это критически важный навык во взрослой жизни.

Лейбл заголовка
ПРИЧИНА № 4

Если в семье доверие, ребенка не придется наказывать

Аватар автора

Александра Новоселова

советует начать с себя

Страница автора

У меня пока нет детей, но я уже точно знаю, что применять наказания к ним не собираюсь. Имхо, любые отношения, в том числе родителя и ребенка, должны строиться на доверии. Если мне нужно будет добиться чего-то определенного, я собираюсь создавать среду, располагающую к одним паттернам поведения и не располагающую к другим. Как говорится в английской поговорке, не воспитывайте детей — все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя.

Нужно воспитывать ребенка так, чтобы потребности в обмане вообще не возникало. Если ребенок будет знать, что может честно рассказать родителю обо всем, что происходит, он не будет ничего скрывать. И не нужно будет никого наказывать.

Переживаете о том, правильно ли воспитываете ребенка? Поделитесь своими сомнениями и станьте героем следующего материала

Мария АгееваКак вы думаете, возможно ли​ воспитывать без наказаний?
  • Ринат ИдрисовНаказание наказанию рознь. У нас два сына погодка. Всё хорошо, но вот когда начинались разборки... Мать не справлялась, могли разбираться через неё. Я вспомнил армию и соответствующее наказание. Не разбираясь кто прав, а кто виноват "упор лёжа принять, 20 отжиманий". С первого раза не помогло ещё 20 и так до тех пор пока останутся словесные обвинения, а рук уже поднять не могут. 🙂8
  • Ренат ШуморовБить точно не надо, нужно разговаривать7
  • Д.К.Давно уже для себя принял, что: 1. Дети "не слышат родителей - они на них смотрят". 2. "Когда ты кричишь - никто не слышат что ты пытаешься донести, слышат только то, что ты сейчас кричишь." (простите за каламбур) Пункт 2 в целом относится и к наказаниям. Я по себе помню, что если меня в детстве наказывали (особенно когда я был совсем маленький) я почти никогда не понимал за что меня наказывают. Остались в памяти только сами факты наказаний. По-моему, важнее показывать хороший пример, который будет заметен ребенку и строить воспитание на поощрении и партнерстве с самого раннего возраста. Если совсем коротко - то не строить воспитание по принципу "Сделаешь НЕправильно и тебя накажут", а строить его по принципу "Сделаешь ПРАВИЛЬНО и тебя поощрят".23
  • AnnaХорошо теоретизировать, если детей нет или один послушный ребенок, к тому же маленький. Дети разные, подходы нужны разные, кому-то наказания в принципе не нужны, а с другим разговоры и личный пример не прокатят.43
  • ЕрёмаДмитрий, все так. пункт 2 даже взрослыми работает аналогично. потому как в каждом есть внутренний ребенок (реагирующий в моменте эмоционально) да и рептильный мозг воспринимает агрессию как угрозу, а тут уж не до анализа ошибок, главное выжить9
  • ЕрёмаРинат, ну кстати отжиматься тоже хороший вариант, физ.нагрузка на физиологическом уровне снижает агрессию в моменте, гораздо лучше чем орать и бить детей. но поговорить по окончанию все же не будет лишним.10
  • Ринат ИдрисовЕрёма, так они знали за что наказаны. До сих пор спортивные. И своих детей (наших внуков) пытаются так же воспитывать. В этот раз внук приезжал - хвастался как он умеет отжиматься. Приятно. В общем родители должны строжить, а деда с бабой баловать. 🙂3
  • ЕленаСитуации. Первая. Одни первоклассники пытались снять трусы со своего одноклассника. Одни держали, кто-то снимал. Все из нормальных адекватных семей. Все эти пацаны кроме разговоров получили звиздюлей по опе. Заслуженно. Пацаны из более старших классов началки пытались скинуть с лестницы и били голрвой об лестницу пеивоклассника. Тоже милыми беседами этот вопрос разруливать надо?! Это приличная конкурсная школа, приличные семьи. Если ребенок агрессирует на другого-дерется, обзывает, разговоры раз за разом не помогают. Да, говорить надо, но если не доходит и если ситуации выходит за рамки нормального, сколько рвзговаривать и сюсюкать? Пока в тюрьму для подростков не попадет?22
  • Ivan BackulinМозгов у автора сего пассажа точно нет: « От несделанной домашки еще никто не умирал. Ну, не сделает — получит два. Не будет делать регулярно — вылетит из своего крутого класса». С точки зрения гения, написавшего это, у условного школьника 5 класса уже вполне достаточно сформированы умения отказываться от сиюминутных благ ради весьма отдаленных! Для мелкого пятиклашки крутая интересная работа и обеспеченная жизнь через 15 — это примерно также реальность, как «светлое будущее» для советского коммунизма: не факт, что вообще будет. А играть вместо того чтобы трудиться хочется вот прям сейчас. Двойка, если за нее не ругают, вообще не воспринимается как что-то плохое: да, желание социального одобрения, конечно, иногда помогает, если в классе общий социальный климат правильный. Только, увы, почти всегда есть в школе или во дворе компания, в которой как раз учится плохо — это доблесть. Фактически так на ребенка пытаются спихнуть ответственность за собственное воспитание — мол сам должен был понимать, что для успеха в жизни нужно трудиться. А не страшно, что когда он все-таки это поймет, уже нечего не поправить?32
  • Лиса Петровна"У меня пока нет детей, но я уже точно знаю, что применять наказания к ним не собираюсь" Спасибо, орнула 🤣 Ещё советов на детскую тему от бездетных тут не хватало.31
  • juarhala"Мой ребенок в коляске не истерил и на дорогу не выбегает, при этом наказаний у нас нет." Так у вас потому и наказаний нет, что он не истерил никогда и на дорогу не выбегал - за что тут наказывать-то? Когда будете на месте мамы, у которой ребенок истерит в коляске и убегает в любой момент под машину, выдергивая руку, тогда наконец и поймете, что не все дети в этом мире подарочные)) "Я ему сразу несколько раз доступно объяснила, что можно делать, а что — нет и почему, периодически это повторяя. Ребенок даже в три года не безмозглый." Вы может сейчас сильно удивитесь, но у огромного количества детей, особенно ненормотипичных, механизм импринтинга сильно сбоит, и ребенок не может повторить или запомнить с первого раза, или даже с десяти раз повторения. Нейроотличному ребенку в три года вообще до лампочки что вы там ему "доступно объясняете", он вас не слушает и не слышит. И нет, он не безмозглый, у него просто мозг работает совершенно не так как у вас. Но проще надеть белое пальто и решить, что вы гуру воспитания, которую слушаются с полуслова, чем представить себе, что не все дети одинаковы🤷‍♀️41
  • pantrationдети разные и подходы должны быть разные3
  • Рейверский комарПо-моему, наказывают детей те, кого самих наказывали. Либо отыгрываются, либо принимают это как норму.2
  • Александра T-VЕлена, значит семьи не такие уж приличные, значит в семьях есть психологическое насилие, нарушение границ, неуважение и тд. И то что их наказали в этом случае не изменит примерно ничего.3
  • ЗлатеникаAnna, отдельно отмечу "У меня пока нет детей, но я уже точно знаю, что применять наказания к ним не собираюсь" ахахах )))35
  • Кристофер РобинДа-да, я тоже была такая умная, пока у меня был один идеальный ребенок - дочка, которая всегда слушалась. А потом появился сын. С года до 4 лет был просто ад. Он лез везде, где опасно, удирал на улице, я его не один раз буквально в последний момент ловила у края проезжей части. А как научился внятно разговаривать, сразу начал дерзить и препираться на малейшее замечание. Наказывали и наказываем. Как правило, лишением сладкого или игр на приставке. Так человек хотя бы понимает, что был неправ. А в словесной перепалке его не победить - будет гнуть свое, наших слов он просто не слышит.18
  • AnnaЗлатеника, ну какие наказания, несуществующие дети просто ангелы, их не за что наказывать. Только детоненавистники хотят их наказать.9
  • AnnaАнастасия, ого, не истерил + не за что наказывать = я бы наказала?4
  • AnnaЗлатеника, у вас явно не условный среднестатистический ребенок. Бывают талантливые мотивированные дети типа "Ломоносов", но это исключение, а не правило. А еще бывают супер-родители, которые разовьют и замотивируют способного ребенка, даже если до Ломоносова он не дотягивает. Но для среднестатистического пяти- да что там, и девятиклассника причинно-следственная связь становится ясна, когда условные грабли прилетают в лоб. Это нормально.22
  • AnnaАлександра, я вам открою секрет - на детей влияет не только семья, но и много других факторов.10
  • WTFМеня в детстве наказывали. Было не то, что больно или страшно, но стыдно, плюс жо, что довел своих до такого эмоционального накала. "Просто поговорить с ребенком, он все поймет" - я вас умоляю, со мной такой номер бы не прошел, я может быть и понял бы что-то, но сделал все равно по-своему, пришел на пару-тройку часов позже, чем обещал, курил, потому, что в кругу друзей и знакомых это было круто и так далее. А наказания меня хоть немного и ненадолго ставили в какие-то рамки, возможно, эти рамки как раз и позволили мне удержаться и не скатиться в криминал или зависимости, как у многих из того круга общения. Тогда мне бабушка говорила, что мол, ты будешь понимать ситуацию, когда твой ребенок не приходит домой в то время, в которое обещал или в которое сказали, только когда появятся СВОИ дети, вот это святая правда, именно когда свои дети появились, появился жуткий нервяк, когда они не приходили вовремя или не отвечали сразу на телефонные звонки. А тут пишут, что ребенок в три года ВСЕ!!! поймет...10
  • juarhalaАнастасия, я не просто предлагаю - я такого ненормотипичного ребенка и воспитываю. И это очень сложно, тут не только наказания нужны, а миллион килограммов терпения и перекроение всей своей ежедневной рутины, чтобы не приводить его в ситуации и вещи, которые его триггерят, беречь нервную систему одним словом. Потому что смотреть как твой ребенок в приступе бьется головой об асфальт или об ту же коляску, и не потому что он плохой или как вы ласково про детей говорите, "безмозглый" (вряд ли ребенка, который в три года самостоятельно выучил азбуку, не умея при этом разговаривать, можно назвать безмозглым), а потому что не умеет говорить и так выражает свое неудовольствие - намного тяжелее, чем не ходить с ним в магазины и по оживленным дорогам, на которых он норовит под машину убегать. Пришлось хорошо выучить психологию и даже нейропсихологию, чтобы понимать его поступки и реакции. И таких детей очень много, не все с рождения идеальные, многим приходится пройти большой путь. И да, местами без наказаний не обойтись, одними ласковыми уговорами и объяснениями не закрепляется в памяти. Поэтому когда идеальные матери в белом пальто гордо говорят, что мол, "ну че тут сложного, какие наказания, пару раз вежливо и доступно сказать чтоб не выходил на дорогу и всего делов" - сразу смешно становится от того, какими классными воспитателями они себя считают и что бы они интересно делали, если бы вместо подарочного ребенка у них был такой, который ни слова не понимает из их доступных объяснений)) P.S. Мне тут в статье одна мама на полном серьёзе писала, что детям очень легко объяснить что такое горячо - нуачетакова, прикладываешь его руку к кружке, говоришь "го-ря-чо" и все, больше он делать не будет так! Ага, только я ему сто пятьдесят раз прикладывала, и горячо говорила, а он потом все равно уголь из мангала схватил и получил ожог всех пальцев - вот бы наверно удивилась та мамочка, как же так, что, сказать "горячо" не работает, не может быть такого??)5
  • juarhalaЛиса, и правда угар)) это те же мамочки, которые "мой ребенок точно будет спать в своей кроватке, играть только в развивающие игрушки, круглыми сутками лепить и делать поделки, и конечно же, никаких мультиков!"😂😂Их просто потом ожидает более болезненное столкновение с реальностью)9
  • juarhalaЕлена, что у вас за школа такая??? Дети то ли садисты то ли извращенцы - трусы снимать, бить головой об лестницу...какие там конкурсные дети, такое даже в быдло школах в пгт не всегда можно встретить.4
  • juarhalaКристофер, да, когда вижу вот эти все ути пути, да как же можно наказывать, только ласковые разговоры и доступные объяснения - сразу ясно, что пишут мамы подарочных детей.5
  • Ник ЗавадскиДавайте я кратко. > я тоже была такая умная, пока у меня был один идеальный ребенок - дочка, которая всегда слушалась. Вот это правда. > Метод естественных последствий эффективнее Это лукавство. В зависимости от возраста, дети и ближайших, и отдаленных последствий не очень понимают. А разруливать последствия - угадайте, кому? Отвечает Александр Друзь! > По-моему, важнее показывать хороший пример, который будет заметен ребенку Хороший пример подавать надо, но это без гарантий. Можете ходить в качалку и смотреть фильмы на английском, но нет никакой гарантии, что это будет делать ребенок.9
  • juarhalaРинат, у меня отец так в детстве делал, тоже по армейской привычке. Ну не совсем отжимания, а в целом суть, что ему до лампочки кто виноват или прав, важно что никто не в состоянии самостоятельно пойти на компромисс и найти способ прекратить разборку. Очень быстро научились не выносить на люди и не шуметь, а между собой по быстрому разобраться и найти решение.2
  • AnnaАнастасия, что бывают другие дети, которых есть за что наказывать. А как иначе?4
  • Елизавета Ионоваjuarhala, да обычная школа. Подобный случай был примерно 10 лет назад в школе, которая позиционирует себя как гимназия. К виновникам пришел инспектор, погрозил пальчиком, и замяли. А детки продолжили творить непотребство.0
  • Елизавета ИоноваКонечно, возможно. Когда не воспитателю отвечать за последствия своей работы. Это как в очень средней школе: родители спихивают функцию воспитания на учителей, а учителя уверены, что воспитанием должны заниматься родители. По факту часто вижу, что наиболее восприимчивы дети к мнению компании, в которую вписались. И там уж как повезет...3
  • Комок нервовAnna, скорее там вот этот вариант)9
  • AnnaКомок, а я верю. Бывают ого-го какие дети. Как правило у маминых подруг.8
  • Лиса Петровнаjuarhala, а если им в итоге действительно достаётся такой подарочный ребёнок, они свято уверены, что это благодаря их педагогическим талантам, умению договариваться, объяснять и отсутствию наказаний 🫣1
  • Боевой пельменьЗлатеника, он актер или закладки раскидывает?) По законодательству РФ ребенок может работать только на определенных работах и то с 14. Судя по вашему комментарию он сейчас в 7-ом классе и это 13-15 лет, также вы упомянули то что он зарабатывает с 4-ого класса, т.е. получается работать он начал не в 14 лет.3
  • juarhalaЛиса, да, тут в посте несколько таких белопальтовых с детьми засветились)1
  • user6008154Ivan, да у нас именно так. Двойка не конец света. И домашка и её выполнение с 4го класса ответственность детей. Хотя я в сетевом городе могу проверить что задали и прислать сыновьям. И ещё есть у нас в школе интересные учителя, которые могут домашку выложить часов в 20 вечера. Вроде проблем с мотивацией у наших школьников нет. Хотя эти подростки ещё те разгильдяи и ленивые тушки.0
  • user6008154juarhala, точно0
  • user6008154Лиса, а я в таком шоке была с этим подарочным ребёнком, после двух антиподарочных:-) :-) :-)5
  • Ловец СновМеня в детстве наказывала игнором-мама, папа разговаривал и обьяснял, бабушка крапивой по ногам.И крапива была самым легким вариантом.В воспитании на мой взглад, важно быть последовательным , разговаривать с ребенком и выполнять обещания.Жестко пресекаться должны насилие над другими( не важно-люди или животные) и буллинг.5
  • Лиса Петровнаuser6008154, хорошо, когда не наоборот))1
  • user6008154Лиса, это точно:-)0
  • juarhalauser6008154, вы чтоо !! Что значит - в шоке, это же всецело заслуга вашего воспитания!!)) Вы должны были сразу же преисполниться осознанием того, как сильно прокачались на первых двух, освоили гениальную стратегию воспитания, записать пару-тройку обучающих курсов на тему "как воспитать послушного ребенка без наказаний" и продавать их через инстаграм наивным мамочкам, одновременно дыша маткой где-нибудь на Бали!2
  • Александра T-VAnna, это так. Но семья первична. Если там дали стержень и внутреннюю опору, то влияние других факторов сведено к минимуму. На человека с мощной внутренней опорой очень сложно повлиять.1
  • user6008154juarhala, посмеялась. Со первым я была уверена что знаю как воспитывать. Со вторым ну теперь то я точно знаю, да? С третьей да ну нафиг. Пусть она как то сама воспитывается. :-)))3
  • Татьянаjuarhala, еще тихо играть где-то в углу или под столом, не кидаться едой в стены, не подвешивать кошку, а когда станет старше, не играть целыми днями в гаджеты , ну и про учебу уже многие писали. Как же я "люблю" советы бездетных1
  • ТатьянаЛиса, и не факт, что подарок в более старшем возрасте не станет портится. Вот родители удивятся подростковому ничегонехотению2
  • Обычный человекЗлатеника, напоминает Силенд: "у нас нет государства, но мы точно будем свободно устанавливать свои законы" Вот вечно делят шкуру неубитого медведя2
  • МарияIvan, вы неправильно поняли. Автор данного текста говорила про то, что сын хочет учиться именно в этом лицее. У него там друзья и своя компания. Поэтому он старается хорошо учиться не ради "светлого будущего", а потому, что не хочет, чтобы его перевели в другую школу. В целом "двойка, если за нее не ругают - не воспринимается, как что-то плохое" - ненормальная ситуация. И я, и все мои знакомые в детстве, и мои дети - отлично понимают, что двойка - это плохо. Я никогда не ругала детей за оценки. При этом они отличницы. Дети, у которых нет собственной мотивации на учебу, в классе тоже есть. Человек 7 из 30. Для них родители придумывают внешнюю мотивацию.1
  • МарияЕлена, если бы вдруг я узнала, что в нашей школе происходит что-то подобное - ребенок ни под каким предлогом больше туда не пошел! Перевелись бы в другую школу с нормальной атмосферой. Такое даже для исправительных интернатов - просто дичь.1
  • МихаилДмитрий, все относительно. Если ребенок который вел себя плохо не получил на день рождения, тот подарок который хотел, это надо рассматривать как наказание, или отсутствие поощрения?0