![Как я съездил в круиз по Северному морю](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/in-out-north-sea-cruise.b058hqk2zu6v..jpg)
Как я съездил в круиз по Северному морю
Впервые я побывал в морском круизе осенью 2022 года.
Это было восьмидневное плавание по Северному морю. Лайнер MSC Preziosa стартовал из Гамбурга и финишировал там же, а по пути заходил в порты Нидерландов, Бельгии, Франции и Англии. Путешествие мне так понравилось, что по возвращении домой я забронировал сначала пять круизов, а затем еще два.
В этой статье я поделюсь впечатлениями от своей первой поездки, расскажу, как устроены морские круизы и где искать выгодные предложения.
![Во время стоянки корабля во французском Гавре я успел попробовать знаменитые багет и эклер](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/01-north-sea-cruise.sa6vyg3whg2f..jpg)
![Кубические дома в Роттердаме](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/03-north-sea-cruise.qvqkhgfjqv8h..jpg)
О чем расскажу
- Какие бывают морские круизы
- Какой у меня был маршрут
- Какие документы нужны для круиза
- Когда лучше ехать в путешествие
- Где искать круизы
- Как я купил путевку
- Как устроен лайнер и чем там заняться
- Какие бывают каюты
- Как добраться до места старта круиза
- Как проходила посадка на корабль и высадка с него
- Как организуют питание на лайнере
- Что посмотреть в Роттердаме
- Что посмотреть в Брюгге
- Что посмотреть в Гавре
- Что посмотреть в Лондоне
- Что посмотреть в Гамбурге
- Есть ли интернет на корабле
- Какие мифы о круизах развеяло мое путешествие
- Что в итоге
Какие бывают морские круизы
Круизы можно разделить по времени: несколько дней, две недели, месяц. Еще есть деление по географии: например, тур по Северному или Адриатическому морю или репозиционный круиз — когда лайнер плывет из одного региона в другой. Есть и кругосветные туры.
Обычно с весны по осень лайнеры европейских круизных компаний плавают вокруг Европы: по Средиземному, Адриатическому, Северному морям. С наступлением зимы уходят в более теплые края: часть — в Южную Америку, часть — в Персидский залив и Азию.
Подробнее о морских круизах и о том, как они проходят, можно прочитать в отдельной статье Т—Ж.
Маршруты круизов по Северному морю начинаются не только в Гамбурге, но и в других немецких городах, например в Киле. Еще корабли отплывают из других стран: Дании, Норвегии, Англии. Я выделяю три основных направления:
- В сторону французского Гавра — я был как раз в таком.
- В сторону Исландии.
- В сторону Дании и Норвегии — с посещением фьордов.
Мой первый круиз был круговым: начинался и заканчивался в Гамбурге. Так бывает не всегда: мой второй круиз в апреле 2023 года стартовал в Генуе, а закончился в Валенсии.
После нашего тура по Северному морю лайнер MSC Preziosa ушел в док на подготовку, а затем уплыл на зиму в Бразилию. Он пробыл в Южной Америке до конца апреля, а затем вернулся в Северную Европу.
Круизы из Северной Европы в Южную Америку или обратно тоже доступны для бронирования, но стоят в два-три раза дороже, чем туры в пределах одного региона. А еще это совсем другие цены на авиабилеты: долететь из Москвы до Рио-де-Жанейро и вернуться оттуда после круиза намного дороже, чем добраться из России до европейского города.
Какой у меня был маршрут
В порты на маршруте лайнер приходит утром и стоит там до вечера. Пассажиры в это время могут сойти на берег и погулять по городу. Время остановки бывает разным — в среднем 8—12 часов. Ночью лайнер плывет к следующей точке.
Маршрут моего круиза выглядел так:
- Гамбург, Германия.
- День в море.
- Роттердам, Нидерланды.
- Зебрюгге, Бельгия — оттуда я поехал в Брюгге.
- Гавр, Франция.
- Саутгемптон, Великобритания — оттуда я отправился в Лондон.
- День в море.
- Гамбург, Германия.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/north-sea-cruise-1desk.yjnjwsd8hz9i..png)
В Гамбурге меня впечатлили исторический центр и современная филармония. Роттердам порадовал солнцем и кубическими домами. Из прибрежного Зебрюгге я поехал в самый популярный бельгийский город Брюгге, известный своими каналами и средневековой застройкой.
Гавр показался мне скучным, а до Парижа ехать не захотелось. Из Саутгемптона я взял автобусный трансфер от круизной компании до Лондона и обратно. За время прогулки успел восхититься Вестминстерским аббатством и Букингемским дворцом.
День в море я посвятил изучению корабля, а после высадки в Гамбурге продолжил исследовать этот город и даже прошелся по подземному тоннелю через Эльбу. Дальше подробнее расскажу, что я увидел в каждом из мест.
![Один из типичных домов в Брюгге](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/04-north-sea-cruise.uizzna64qtlt..jpg)
![Городская ратуша в Роттердаме](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/07-north-sea-cruise.35utneotyncd..jpg)
![Вид из каюты, когда корабль пришел в первый по маршруту порт — Роттердам](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/05-north-sea-cruise.mb7sswpe8kdj..jpg)
![Биг-Бен — одна из самых знаменитых достопримечательностей Лондона](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/06-north-sea-cruise.c9tjnro4cinl..jpg)
![Слева — один из фасадов Вестминстерского аббатства в Лондоне](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/08-north-sea-cruise.42ehvxo9hfah..jpg)
Какие документы нужны для круиза
Список документов для круиза зависит от маршрута. Обязательно нужен действующий загранпаспорт, а на всех маршрутах вдоль европейского побережья — шенгенская виза. Есть туры, для которых россиянам она не требуется, но их мало. Лишь однажды я видел в подборке круиз со стартом в Турции и посещением Израиля.
Я живу в Венгрии, у меня есть ВНЖ этой страны, который позволяет путешествовать по Европе без шенгена. Чтобы решить, у какого государства запрашивать визу, определите страну, где пробудете наибольшее время, — через нее и оформляйте шенген. Подробнее об этом — в отдельной статье.
Часто путешественники запрашивают визу в той стране, откуда начинается круиз. Например, мои друзья осенью 2023 года купили тур со стартом из Барселоны. В маршруте были Марсель, Генуя, Рим, Палермо и Мальта. В Москве они подали документы в визовый центр на испанский шенген. Получили визы под даты поездки, но это было их первое путешествие в Европу.
Одна из причин, по которой я купил круиз именно по Северному морю, — Великобритания на маршруте. Когда я ездил, еще действовала визовая уступка от англичан: они пускали на свою землю пассажиров лайнера, пока тот стоял в порту. С 12 ноября 2022 года, через неделю после моего посещения, ее отменили. Подробнее об этом рассказывали в другой статье Т—Ж. Я очень рад, что успел побывать в Англии и добавить в копилку новую страну. Делать визу и планировать отдельное путешествие в ближайшее время я не собирался.
Когда лучше ехать в путешествие
Круизные компании трудятся круглый год. Понятие «высокий сезон» зависит от региона: в Европе это лето, в Персидском заливе — зима.
Летом круизы по европейским морям стоят дороже всего. Пик приходится на июль и август. Авиабилеты до места старта и для возвращения домой тоже дорогие. К высоким ценам добавляются толпы отдыхающих.
Осенью цены в Европе падают, но и погода уже не такая хорошая. Если в Средиземном море еще более-менее тепло, то в Северном столбик термометра может опускаться ниже +10 °С. И все же мне кажется, что идеальное время для круизов по Европе — с апреля по май и с сентября по октябрь: не слишком холодно, людей не так много, цены ниже.
Я отправился в круиз по Северному морю в ноябре. Погода была переменчивая: чаще облачная, но несколько дней светило солнце.
![Море красиво в любое время года](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/09-north-sea-cruise.kxk8ib1mnlsy..jpg)
Где искать круизы
Сайты круизных компаний. Самые востребованные круизные компании — Costa (сайт недоступен из РФ), MSC Cruises, Royal Caribbean, Celebrity, Norwegian. Первые две до 2022 года были самыми популярными у россиян по следующим причинам:
- Чаще всего русскоязычные туристы выбирают европейские направления, которые широко представлены у Costa и MSC Cruises.
- У этих компаний более доступные цены по сравнению с Royal Caribbean, Celebrity и Norwegian. У Royal Caribbean корабли намного больше и современнее . Norwegian не бронирует круизы гражданам России, а у Celebrity во флоте небольшие корабли.
В 2022 году Costa выпала из списка популярных у россиян компаний, так как больше не продает туры гражданам России, у которых нет резидентства в другой стране.
Круизы MSC Cruises можно забронировать без дополнительных условий и оплатить российской банковской картой. Поэтому в 2024 году это самая удобная компания для россиян.
У каждого оператора есть несколько сайтов, где выкладывают расписание круизов и предложения по ним: для США — один сайт, для Германии — второй, для Италии — третий. Туры в разных странах могут различаться ценами — советую их поизучать. В 2023 году я бронировал круизы на американском и британском сайтах MSC и на французском сайте Costa: я могу пользоваться услугами этой компании, так как живу не в России. Процесс мало чем отличается от покупки билета на самолет или бронирования номера в гостинице, но нужна карта, которую принимают за рубежом.
Российские сайты-агрегаторы предлагают подборки круизов от разных операторов. На их сайтах принимают к оплате карты российских банков. Один из самых популярных агрегаторов — CruClub. На сайте туроператора Pac Group тоже можно оплатить рублями.
![На сайте-агрегаторе можно задать параметры поиска круизов. Источник: cruclub.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/north-sea-cruise-001-1.rwrcr54vcait..png)
На сообщества в соцсетях я советую подписаться: их авторы делятся интересными предложениями. Я читаю два телеграм-канала, где публикуют подборки недорогих круизов, — Cruise Tips и Cruise Panda.
Cruise Tips мне нравится больше: он на русском языке, и в основном там подборки круизов, которые можно оплатить российской картой. Авторы рассказывают, какие нужны документы, и сообщают о других важных моментах: например, может ли гражданин России приобрести круиз на сайте компании определенной страны, если у него нет ВНЖ этого государства. Чаще всего можно, но иногда встречаются ограничения.
На канале Cruise Panda тоже публикуют интересные предложения и подборки круизов для разных стран. Но он на английском языке, про визы для россиян не рассказывают. Круизы, которые там предлагают, не получится оплатить без карты, которая работает за рубежом.
![Одно из выгодных предложений осенью 2023 года. Источник: телеграм-канал Cruise Tips](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/north-sea-cruise-002-1.8nkcbf4myr8h..png)
Как я купил путевку
Я выбираю круизы не по принадлежности к определенной компании, а по цене и тому, что включено в тур. На стоимость влияют продолжительность и регион путешествия, а также много других факторов, например месяц круиза, тип каюты, наличие пакета напитков. Бывалые туристы приобретают круизы за полгода или даже год: на ранние бронирования часто предлагают промоцены. Круизы на MSC Preziosa и другие корабли обычно доступны для бронирования на год-полтора вперед.
Мой друг работает турагентом и давно катается на круизных лайнерах. Он рассказал про выгодное предложение: восьмидневный тур по Северному морю всего за 188 € (19 100 ₽) с человека или 376 € (22 616 ₽) за внутреннюю каюту на двоих. Я путешествовал с другом, поэтому мы делили расходы пополам. В стоимость тура входили размещение, питание на борту и напитки в буфете. Такой же восьмидневный круиз на начало ноября 2024 года в апреле стоил от 65 500 ₽ на человека.
![Такие цены на круиз я увидел в начале апреля 2024 года. Источник: cruclub.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/north-sea-cruise-003.ova60rhn0qzp..png)
На борту корабля надо было уплатить сервисный сбор — чаевые, которые распределяются между всем экипажем. Отказаться от них нельзя. В ноябре 2022 года плата за сервис составляла 10 € (1017 ₽) в день. С июля 2023 сбор уплачивают при бронировании круиза, а не на борту. Для туров по Северному морю его размер — 12 € (1220 ₽) в сутки для взрослого и 6 € (610 ₽) для ребенка от 2 до 11 лет. Остальные тарифы можно посмотреть на сайте компании MSC Cruises.
Я бронировал круиз за месяц до отправления через того же друга-турагента: отправил ему паспортные данные, он в ответ прислал ссылку на оплату на сайте cruclub.ru. Я оплатил картой All Airlines.
Документы, необходимые для посадки на лайнер, друг выслал мне на электронную почту: круизный билет, форму посадки с данными пассажира, маршрут круиза и бирки, которые нужно было распечатать и прикрепить к чемоданам. Еще в пакет документов включили памятки о порядке посадки и высадки, правилах безопасности и поведения на борту. Все было на английском языке.
![Подтверждение моей покупки — круиза по Северному морю](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/north-sea-cruise-004.f4pimiwuvlud..png)
Как устроен лайнер и чем там заняться
После первого круиза я стал лучше разбираться в кораблях. Теперь при поиске предложений обязательно обращаю внимание на год постройки лайнера: чем позже, тем лучше.
Я путешествовал на лайнере MSC Preziosa 2013 года. Его длина — 333 метра, ширина — 38 метров. На таком корабле могут разместиться до 4400 пассажиров. Сейчас есть лайнеры гораздо больше и современнее. Например, MSC World Europa — судно, которое спустили на воду в конце 2022 года. Оно вмещает почти 7000 пассажиров и более 2000 членов экипажа.
Большинство круизных лайнеров устроены примерно одинаково: пассажирские палубы, развлечения — от театра и казино до бассейнов и магазинов, — рестораны, бары. Как правило, на современных кораблях всего больше: театральных залов не один, а три, горок в аквапарке не две, а двенадцать. Многие активности входят в стоимость круиза, но есть и платные, например симулятор «Формулы-1».
На нашем лайнере каждый вечер в щель под дверью каюты просовывали брошюру с подробным описанием развлечений следующего дня. Там было все: что и в какое время работает, где какие скидки и акции, во сколько начнется утренняя йога или вечернее представление. По брошюре легко составить свое расписание.
Программы печатали на четырех языках: итальянском, немецком, испанском и английском. Мне приносили на английском. Не уверен, что можно попросить на русском.
![Главный зал нашего лайнера. По вечерам там играли на рояле или скрипке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/11-north-sea-cruise.26mtfpjyszfl..jpg)
![Ко Дню Всех Святых корабль украсили соответствующим образом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/12-north-sea-cruise.3nnccebphgks..jpg)
В первой половине дня пассажиры, которые не выходили в город, обычно отдыхали на верхних палубах или купались в бассейнах и расслаблялись в джакузи.
Вечером на корабле туристы смотрели представление в театре или шли в один из многочисленных баров с разными программами. В лобби музыканты обычно играли на скрипке, в одном баре выступал дуэт с латиноамериканскими песнями, в другом пели под гитару. В один из дней персонал ресторана исполнил песню во время ужина — это был сюрприз для пассажиров.
Шоу в театре показывали каждый вечер, но я ходил на него лишь однажды. Это было попурри из разных номеров: песен, танцев, выступлений воздушных гимнастов и эквилибристов. Представление показалось мне слабоватым и скучноватым, но зрители в зале громко аплодировали.
В пару вечеров я заглядывал в казино с игровыми автоматами. В итоге остался при своих: сколько проиграл, столько и выиграл, но ставил и получал небольшие деньги — 5—10 € (500—1000 ₽).
Помните о рисках в казино
Редакция Т—Ж предупреждает: казино — это не способ заработка или инвестирования, а просто развлечение. Вы платите постоянно, чтобы иногда иметь шанс выиграть. Параллельно вас развлекают.
Все «системы» и «проверенные методы гарантированного выигрыша» — либо обман, либо вне закона. Тратьте в казино только те деньги, которые не жалко потерять.
Какие бывают каюты
Одно из главных мест на корабле — каюта. Это как номер в гостинице, где есть все удобства, включая ванную комнату с туалетом и душем. Площадь помещения обычно 12—20 м².
Основных типов кают четыре. Расскажу о них на примере восьмидневного круиза по Северному морю на лайнере MSC Preziosa в ноябре. Цены указаны на одного человека по состоянию на начало апреля 2024. Если бронируете каюту, их нужно умножить как минимум на два:
- Внутренняя каюта — маленькая и без окна. Это самый доступный по цене вариант — 65 500 ₽.
- С окном — каюта с иллюминатором, который не открывается. Она обычно чуть больше внутренней. Цена — 71 700 ₽.
- С балконом — больше каюты с окном. Стоит 87 030 ₽.
- Сьют — самый комфортабельный тип каюты. В нем просторно. На каждом лайнере сьюты разные, но это всегда «дорого-богато». Цена соответствующая — 144 400 ₽.
Иногда компания может бесплатно повысить класс каюты. Я оплачивал круиз с размещением во внутренней, а оператор проапгрейдил ее до каюты с балконом. Это был приятный сюрприз за пару недель до отправления.
Мой друг-турагент объяснил, что за этим кроется хитрость круизной компании. Например, самые дешевые внутренние каюты уже распроданы, а с балконом осталось еще много. Компания не может сделать на них скидку: возмутятся те, кто приобрел тур по более высокой цене. Поэтому предлагают купить внутренние каюты, а затем «внезапно» повышают их класс. Апгрейд номера делают не всегда — рассчитывать на этот бонус не стоит.
![Так выглядела моя каюта с балконом. Внутренняя комната обычно меньше](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/13-north-sea-cruise.jhgp7n2dxn0q..jpg)
![На балконе можно любоваться рассветом и закатом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/14-north-sea-cruise.gpayewxtjuoy..jpg)
Каюта с балконом мне понравилась: в ней было все необходимое, в том числе сейф и мини-холодильник. В помещении стояли две односпальные кровати, но по желанию пассажира их могли объединить в одну общую. Еще в каюте были диван, журнальный столик и письменный стол с зеркалом.
Ванная комната небольшая, но оборудована всем необходимым: душевой кабиной, унитазом и умывальником с полочками. На двоих нам дали пять полотенец: одно для ног, два больших и два средних. Не хватало лишь тапочек и халатов, но обычно их предоставляют только в сьютах.
Я удивился, когда обнаружил фен не в ванной, а в письменном столе. Мне объяснили, что так нужно по правилам противопожарной безопасности. Еще одно отличие от обычного отеля — спасательные жилеты в шкафу для одежды. Они не занимают много места и должны быть в каждой каюте.
На письменном столе стояла табличка с именем стюарда — это человек, который делал уборку в каюте на протяжении всего круиза. Обычно он приходил дважды в день. Первый раз — до обеда: заправить кровать, вынести мусор, пропылесосить, убрать в ванной комнате. Второй раз — вечером, чтобы подготовить номер к ночи: расправить кровать, включить приглушенное освещение. В каюте, как и в отелях, была карточка «Не беспокоить», которую можно вывесить за дверь. Со стюардом мы общались на английском языке, базового уровня хватало для понимания.
Как добраться до места старта круиза
Из России в место старта круиза в Гамбурге или другом европейском городе проще всего попасть через Турцию. В Стамбул и на курорты летают самолеты многих российских и турецких авиакомпаний, а оттуда есть рейсы почти в любой европейский город.
По Европе можно летать с лоукостерами WizzAir, Ryanair, EasyJet и другими за 15—20 € (1530—2040 ₽) в одну сторону.
Я планировал свое путешествие из Будапешта. Хотел долететь до Берлина, а затем пересесть на поезд или автобус до Гамбурга. Но старт круиза пришелся на выходные, когда Европа праздновала Хэллоуин. Обычно авиабилеты из Будапешта в Берлин недорогие, но на мои даты они стоили 150 € (12 900 ₽) в одну сторону.
Я стал искать другие варианты и узнал про экспресс «Хунгария» — прямой поезд из Будапешта в Гамбург. Билет купил в приложении Венгерских железных дорог MAV. Место обошлось в 23 200 HUF (6000 ₽), я ехал в вагоне второго класса. В нем были стойки для чемоданов и полки для других вещей, у каждого сиденья — столики и розетки. Ехать 14 часов в сидячем вагоне было сложно: тело затекло уже через несколько часов. Но походы в вагон-ресторан и просто прогулки по составу позволили размяться.
Ночь в капсульном отеле CAB20 рядом с железнодорожным вокзалом Гамбурга обошлась мне в 48 € (4890 ₽). На следующее утро я на электричке добрался до круизного терминала, откуда отходил лайнер.
![Вагон был новый. Столики откидывались, как в самолете, а кресла — нет](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/15-north-sea-cruise.tlqgoapuh9nc..jpg)
![Полок для чемоданов немного, поэтому позже их ставили в проходах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/16-north-sea-cruise.aqyq4xxbp8el..jpg)
![Обслуживание в вагоне-ресторане как в обычном заведении — с приборами и счетом в кожаной папочке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/17-north-sea-cruise.yydeorces5jb..jpg)
Как проходила посадка на корабль и высадка с него
В документах на круиз указано время посадки на лайнер. У меня это был полдень, хотя корабль отправлялся к следующему городу только в девять часов вечера. К круизному терминалу можно было прийти позже указанного времени.
Сначала у меня забрали багаж — позже чемоданы доставили к двери каюты. Перед стойками регистрации туристов угощали водой, соком, чаем или кофе. В очереди я простоял минут сорок.
Во время регистрации проверили мои документы, затем меня сфотографировали и выдали круизную карточку. В путешествии она заменяла почти все: удостоверение личности, ключ от двери каюты, средство оплаты. Деньги на круизной карте — это заранее внесенный депозит или привязка к банковскому счету путешественника. Платить наличными или картой банка на борту не получится: расходы учитывают на круизной карте, которую пассажир дает официанту. Это касается и любых других покупок на корабле.
Накануне дня окончания круиза чемоданы нужно было выставить перед дверью каюты, чтобы их забрали в багаж. Обычно высадка пассажиров с судна начинается в восемь-девять утра и длится до обеда. В моем случае корабль уходил в док и уплывал в другой регион, поэтому уже в десять часов я был на суше.
![Лайнер ждет посадки в порту Гамбурга](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/18-north-sea-cruise.x2o56l2ui8no..jpg)
![Перед регистрацией в круизном терминале сначала сдают багаж](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/19-north-sea-cruise.ss1cftrpqkrh..jpg)
![До выхода на берег нужно пройти контроль — сотрудник службы безопасности сканирует круизную карту. По ней же пассажир попадает обратно на корабль](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/20-north-sea-cruise.bl5q8lb7v6so..jpg)
Как организуют питание на лайнере
На завтрак, обед и ужин пассажиры нашего лайнера ходили в ресторан с меню и официантами или в буфет со шведским столом. Все это было включено в стоимость круиза. Если путешественники не оплатили заранее пакет напитков, вода, кофе и чай были бесплатными только в буфете. В ресторане их нужно было покупать.
Я не брал пакет напитков, поэтому платил. В ноябре 2022 года полтора литра воды стоили 3 € (300 ₽), чашка кофе — от 2 € (200 ₽), бутылка вина — от 20 € (2000 ₽). К этой сумме добавляли сервисный сбор — 15%.
Еды в буфете со шведским столом было много. Ее делили по зонам: в первой — выпечка, во второй — овощи и фрукты, в третьей — горячие блюда, в четвертой — только вегетарианская еда. 80% того, что я пробовал, было вкусным. Самым слабым местом для меня стали десерты: в основном это бисквитные торты с кремом, я такие не ем. Супы тоже не брал: они не вызвали желания их попробовать.
Ресторан с обслуживанием работал по часам, в буфете было чем перекусить с шести утра до часу ночи. В перерывах между завтраком, обедом и ужином выкладывали снеки: сэндвичи, фрукты, овощи. С обеда и до часу ночи пекли четыре-пять видов пиццы.
На корабле были и другие рестораны, посещение которых не входило в стоимость круиза. В заведении, где готовили стейки, и в суши-ресторане цены были выше среднего. К ним тоже добавляли сервисный сбор 15%. В них я не бывал, но слышал мнение других, что там вкусно.
![В ресторане еду приносили официанты](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/21-north-sea-cruise.rfpi7rvbdkaf..jpg)
![На шведском столе мы набирали еду самостоятельно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/22-north-sea-cruise.ahkh3b7fyypq..jpg)
![В буфете были стеклянные стены и красивые виды](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/23-north-sea-cruise.utqflxvw3bvm..jpg)
Что посмотреть в Роттердаме
В порту Роттердама наш лайнер пришвартовался в восемь утра, а отходил в восемь вечера. Времени на изучение города было много, но я сошел на берег только после обеда. Корабль стоял у моста Эразма, который включают во все однодневные маршруты по Роттердаму.
Мост прекрасен — из-за необычного пилона высотой 139 метров его еще называют Лебедем. Во время прогулки я застал его развод: под мостом проходило несколько морских судов. Оказалось, что его разводной пролет считается самым большим и тяжелым в Западной Европе. Выглядит эпично.
От моста Эразма я отправился к кубическим домам — одному из символов Роттердама. Проект реализовали в 1984 году. Его автор — архитектор Пит Блом — установил дома-кубы не на грань, а на вершину. Получился необычный жилой комплекс из 38 зданий. Окна по отношению к полу наклонены под углом в 54,7 градуса. Дома выглядят суперфотогенично, но жить в них, как мне кажется, неудобно. В необычном жилом комплексе работает музей, который позволяет оказаться внутри такого дома. Вход стоит 3 € (300 ₽).
![Мост Эразма и правда похож на лебедя](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/24-north-sea-cruise.oe6jltfhy3ob..jpg)
![В таком доме можно пожить, если забронировать место в хостеле](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/25-north-sea-cruise.izbmpq3rxfvv..jpg)
![Геометрия зданий настолько необычна, что, если смотреть вверх, может закружиться голова](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/26-north-sea-cruise.ahmbxuwey2yf..jpg)
Мимо Морского музея я просто прошел, но при наличии времени обязательно заглянул бы внутрь. В его коллекции — миллион экспонатов, которые посвящены шести векам водной истории Нидерландов и Роттердама в частности.
Еще я видел главную протестантскую церковь города — собор Святого Лаврентия, который назвали в честь покровителя Роттердама. Его построили в 15 веке. Это единственное здание, которое сохранилось в городе со Средневековья.
Затем я посмотрел на Марктхал — современный комплекс, который напоминает огромную подкову из стекла и стали. В 16-этажном здании расположены квартиры, офисы, магазины, рыночный зал и парковка. Я ограничился осмотром снаружи, но при желании там можно выпить кофе или купить что-то в одной из многочисленных лавочек. Там продают разнообразные товары — от сувениров до выпечки.
![На внутренней стороне здания художники Арно Кунен и Ирис Роскам выполнили работу «Рог изобилия» размером с два футбольных поля. Фотография: Nattee Chalermtiragool / Shutterstock / FOTODOM](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/27-1-north-sea-cruise.ltqd8vsg8wor..jpg)
![Собор Святого Лаврентия. Фотография: Ana del Castillo / Shutterstock / FOTODOM](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/27-2-north-sea-cruise.wqvigudimgnb..jpg)
Городская ратуша тоже попала в поле моего зрения. Ее построили в 1920 году. Центр города был фактически уничтожен в ходе бомбардировки 1940 года, но 71-метровое здание не пострадало. На нем установлено множество скульптур, каждая имеет свое значение. Например, четыре из них символизируют главные достоинства жителей Нидерландов: предпринимательский дух, осторожность, надежность и упорство.
На перекус я заглядывал в Eetcafé Penny Pean, ел вкуснейший чечевичный суп за 6,5 € (650 ₽). В 2024 году на его месте работает тапас-бар Pepito, но о нем я не могу ничего сказать. По соседству есть магазин итальянских товаров Little Italy, где пекут пиццу. В обед там выстроилась очередь из местных.
Роттердам произвел на меня приятное впечатление. Вернулся бы туда, чтобы еще погулять по центру, посетить музеи, посидеть на улице за чашкой кофе.
![У ратуши установили памятник погибшим во время Второй мировой войны](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/27-north-sea-cruise.tzjjsrocedew..jpg)
![От ратуши начинается пешеходная улица с магазинами, кафе и барами](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/28-north-sea-cruise.hryzgccizava..jpg)
Что посмотреть в Брюгге
Наш лайнер пришел в Зебрюгге — большой морской порт, важный для Бельгии. Делать там особо нечего, но через него проходит трамвай Kusttram, чей маршрут соединяет приморские города Бельгии. Можно поехать в прекрасный Остенде, знаменитый широкими песчаными пляжами и собором Святых Петра и Павла.
Лайнер стоял в порту 11 часов, и я решил съездить попить пива в Брюгге, несмотря на то что вышел на берег через три часа после швартовки. От Зебрюгге туда ходит поезд, время в пути — 15 минут. От круизного терминала до железнодорожной станции Зебрюгге 20 минут пешком или 5 минут на такси. Билет на поезд можно купить на сайте Бельгийских железных дорог SNCB или в их приложении. Поездка туда-обратно обошлась мне в 6,4 € (640 ₽).
В Брюгге я оказался в третий раз и гулял без маршрута и подготовки.
![Мне не надоедают кукольные дома Брюгге](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/29-north-sea-cruise.76wdhbelmyh0..jpg)
![В городе сохранилось много средневековой архитектуры](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/30-north-sea-cruise.5jfolygqdckr..jpg)
![Во время прогулок по европейским городам стараюсь по возможности заглядывать во внутренние дворы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/31-north-sea-cruise.fufh3tjjrmpj..jpg)
![В Брюгге можно найти места, где нет толп туристов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/32-north-sea-cruise.2ryfiankezsh..jpg)
Вот что я советую сделать, если вы оказались в городе на несколько часов:
- заглянуть в базилику Святой Крови. В церкви 12 века якобы хранится кровь Христа. Ее содержат в специальном сосуде из горного хрусталя, а сосуд — в стеклянном контейнере, который украшен золотом;
- сфотографировать разноцветные домики, которые выстроились в ряд на Рыночной площади. Своими фасадами и ступенчатыми крышами они возвращают в Средневековье. Каждый принадлежал какой-то гильдии — кузнецов, мясников, ткачей;
- погулять в парке королевы Астрид. Он расположен в центре города, но туристов в нем мало. Зато много зелени, красивых беседок и фонтанов. В парке находится церковь Святой Магдалины — советую зайти туда, чтобы удивиться качелям в храме и выпить кофе;
- пройтись от Гентских ворот до Пороховой башни. На ворота можно подняться и посетить экспозицию, посвященную оборонительным сооружениям Брюгге. Возле башни приятно посидеть на скамейке или траве, глядя на воду.
На перекус советую взять бельгийские картошку фри и вафлю с топингом. Конкретное место указывать не буду: везде вкусно. А еще рекомендую попробовать местный эль.
![В католической церкви Святой Магдалины меня удивили качели и маленькая кофейня](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/33-north-sea-cruise.rnouiqacccmn..jpg)
![Картофель фри придумали в Бельгии, но Франция это оспаривает](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/34-north-sea-cruise.7zemenk2qmos..jpg)
Что посмотреть в Гавре
В Гавре наш круизный лайнер стоял 12 часов с девяти утра. Оттуда обычно едут в Париж, путь занимает от двух с половиной до трех часов на поезде или автобусе в одну сторону. Так как я вновь сошел с борта довольно поздно, решил просто погулять по городу.
Гавр — портовый город почти без исторической застройки. Его центр разбомбили в годы Второй мировой войны, и красот архитектуры там не увидеть. Но он все равно умудрился попасть в список всемирного наследия Юнеско за «инновационное использование возможностей бетона».
Речь идет о проекте архитектора Огюста Перре, который застроил городской центр жилыми домами. Они послужили одним из источников проекта советских хрущевок. Французские мне понравились куда больше: они ухоженные, отремонтированы в одном стиле, там много цветов на окнах и балконах.
![В Гавре почти нет исторической застройки, многие здания относятся к 20 веку](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/35-north-sea-cruise.o42snqn1obgi..jpg)
![Панельные дома могут быть и такими](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/36-north-sea-cruise.fsozt90focav..jpg)
Еще меня впечатлил собор Святого Иосифа высотой 107 метров — католический мемориал, посвященный жертвам Второй мировой войны. Он также служит маяком. Рядом находится пекарня Au Fournil de Pascal. Я брал там вкуснейший эклер и свежайший багет, чтобы почувствовать дух Франции. Увы, в 2024 году заведение уже не работает.
Другая необычная постройка — Le Volcan, или Вулкан. В здании характерной формы размещается центр искусств и городской театр. Еще стоит пройтись по авеню Фош — проспекту шириной 80 метров, которой ведет из центра города к морю.
Гавр показался мне симпатичным, но скучным городком — одного посещения на несколько часов вполне достаточно. Во время круиза в апреле 2023 года у меня была стоянка в Гавре и я съездил в Руан — до него около часа на поезде. Это историческая столица Нормандии, город, где в Средние века казнили Жанну д’Арк.
![Символ Гавра — церковь и маяк одновременно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/37-north-sea-cruise.hloqgzyrgcan..jpg)
Что посмотреть в Лондоне
После Гавра лайнер пришел в Саутгемптон — тот самый порт, откуда в 1912 году отплывал «Титаник». Тут наш корабль стоял 12 часов с восьми утра. Из портового города путешественники обычно едут в Лондон, куда ходят поезда, но накануне отправления круиза я прочитал в сети новость о забастовке железнодорожников. Решил взять трансфер от круизной компании.
Забастовка в итоге не случилась, поезда ходили. А я провел почти семь часов в пути туда и обратно в трясущемся автобусе с водителем, который не умел плавно тормозить. Заплатил за это 89 € (9070 ₽). Поезд обошелся бы в 30—40 GBP (3500—4700 ₽) в обе стороны, а в пути провел бы от трех часов. Билеты и расписание я смотрел на сайте Английских железных дорог. По Лондону гулял около трех с половиной часов.
Автобус круизной компании остановился возле колеса обозрения London Eye высотой 135 метров. На покупку билетов очереди не было, а к самому колесу стояли люди. Стандартный билет стоил 30,5 GBP (3700 ₽), а фаст-трек-билет, который позволяет сесть на колесо без очереди, — 53 GBP (6400 ₽). Заранее их можно приобрести на сайте достопримечательности. В хорошую погоду с самой высокой точки колеса открывается вид почти на весь Лондон. Но в момент моего визита шел дождь, к тому же стоимость билетов показалась мне высокой, поэтому я решил просто прогуляться по центру британской столицы.
По Вестминстерскому мосту я дошел до часовой башни Биг-Бен, одного из символов Лондона. У Вестминстерского аббатства, где коронуют британских правителей, стояло много военных: то ли давали присягу, то ли отмечали какой-то праздник. Позже я видел военных в нескольких пабах.
![Именно таким хмурым я и представлял Лондон](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/38-north-sea-cruise.agmr4fvnucav..jpg)
![За время прогулки дождь начинался и заканчивался трижды](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/39-north-sea-cruise.nscospxedgak..jpg)
![Кроме трансфера круизная компания включила в пакет поездки в Лондон карту города и дождевик](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/40-north-sea-cruise.wipdpnh94vix..jpg)
![Вид на Вестминстерское аббатство с другой стороны Темзы — сюда приехал автобус круизной компании](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/41-north-sea-cruise.uiwllz6t4ysw..jpg)
У Букингемского дворца, лондонской резиденции британских монархов, толпилось много туристов. Они фотографировались на фоне здания, хотя за решеткой не стояла знаменитая охрана в медвежьих шапках. Мне очень понравилось в Сент-Джеймсском парке, который примыкает к дворцу: там много зелени, есть озеро в окружении старых деревьев и белки. Хотелось задержаться там подольше.
Затем я прошел по улице Мэлл, которая связывает Букингемский дворец с Трафальгарской площадью — сердцем исторического центра Лондона. Иногда в выходные движение автомобилей по ней закрывают. Так было в день моего посещения. На площади проходил митинг лейбористской партии, поэтому ее красоту я не оценил: собралось много народа, все что-то кричали. Зато я попал на выставку ретроавтомобилей, ее участники были одеты по моде начала 20 века.
![Выставка ретроавтомобилей](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/42-north-sea-cruise.ajl7kwyly1qq..jpg)
![Несмотря на плохую погоду и дождь, приятно было везде ходить пешком](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/43-north-sea-cruise.iiwk1n4rus31..jpg)
![Случайно попал на митинг](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/44-north-sea-cruise.3i5dtwyt0m7q..jpg)
![Одна из ассоциаций с Лондоном — красная телефонная будка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/45-north-sea-cruise.itmtcf7wn7ax..jpg)
Что посмотреть в Гамбурге
По Гамбургу я гулял после окончания круиза. Удивился, когда узнал, что это второй по численности город Германии после Берлина. У меня был целый день, и я посвятил его прогулке по принципу «куда глаза глядят». Больше других мне запомнились две достопримечательности — Эльбская филармония и старый тоннель под Эльбой.
Филармония стоит на берегу реки Эльбы. Ее строили более десяти лет и открыли в 2017 году. На мой взгляд, это самое необычное здание Гамбурга. 110-метровое строение из стекла и бетона имеет волнообразную форму — отсылка к тому, что в Гамбурге находится крупнейший порт Германии. Главное назначение здания — концертный зал, но еще там есть отель и бесплатная смотровая площадка на восьмом этаже.
Тоннель под Эльбой в центре Гамбурга проложили в начале 20 века. Его глубина — 24 метра, длина — более 400 метров. Тоннель связывает исторический центр Гамбурга с районом на другом берегу реки. Он бесплатный, чтобы в него попасть, нужно воспользоваться лифтом. Сейчас внутрь пускают пешеходов и велосипедистов, а раньше лифт перевозил кареты с лошадьми. С другой стороны реки открывается хороший вид на центр Гамбурга, но сам тоннель мне понравился больше. Необычное ощущение, когда идешь пешком по подводному тоннелю столетней давности.
![Тоннель в отличном состоянии, внутри светло и чисто](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/46-north-sea-cruise.hornan2sl7eg..jpg)
![Здание Эльбской филармонии. Фотография: Jonas Tebbe / Unsplash](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/47-north-sea-cruise.qejmgf5kmykp..jpg)
Есть ли интернет на корабле
Бортовой интернет обычно не входит в стоимость круиза. В портах и близко от берега у меня ловил венгерский мобильный оператор «Йеттель». В остальное время я был без связи и не переживал на этот счет: для меня это хороший информационный детокс.
На лайнере был свой вайфай, но подключиться к нему можно только за деньги. Связь на одно устройство стоила примерно 7 € (700 ₽) в сутки. Активировался интернет-пакет через корабельный вайфай. Это спутниковый интернет, который ловил, даже когда лайнер шел далеко от берега. К стоимости пакета добавляли сервисный сбор 15%, если пассажир покупал интернет после старта круиза.
При приобретении пакета до посадки сбор не берут — можно сэкономить. В этом случае услугу оформляют в бронировании на сайте круизной компании, где путешественник покупает путевку, или по запросу через турагента.
Какие мифы о круизах развеяло мое путешествие
До того как я побывал в морском круизе, думал, что такой вид отдыха дорого стоит, на корабле собираются одни пенсионеры, а остановки в порту на восемь-десять часов неудобные. Но мое мнение изменилось.
Миф № 1: это дорого. Мой круиз в ноябре 2022 года стоил 188 € (19 100 ₽) на человека. Несмотря на рост курса евро, недорогие предложения по-прежнему есть. Например, в начале марта 2023 мои друзья купили пятидневный круиз из Генуи в Барселону за 500 € (50 900 ₽) на двоих. Пятидневный круиз в конце октября 2023 года обошелся мне в 264 € (26 910 ₽) на двоих. Правда, у него был необычный маршрут: Валенсия — Марсель — Генуя — Марсель — Барселона.
Миф № 2: это для пенсионеров. На моем круизе по Северному морю было немало пассажиров за 50. Но молодежь я тоже видел. В казино и барах постоянно встречал отдыхающих от 18 до 45 лет, каждый вечер в одном из заведений проходили дискотеки. Больше всего молодежи на летних круизах: в это время у студентов каникулы. А еще, по моим наблюдениям, люди до 35 лет предпочитают южные направления с посещением тусовочных мест, например острова Ибица, который часто включают в маршрут.
Миф № 3: это неудобно. На остановках круизный лайнер проводит 10—12 часов. За это время успеваешь увидеть немногое, но это идеальный формат, чтобы понять, стоит ли возвращаться в это место. Еще это хорошая возможность более прицельно изучить уже знакомый город: увидеть отдаленные от туристического центра достопримечательности, взять тематическую экскурсию, посетить несколько музеев или устроить забег по ресторанам.
Что в итоге
Я стал фанатом круизов после первой поездки на лайнере. Несколько друзей и родственников тоже запланировали путешествия, когда услышали мой рассказ о туре по Северному морю.
Один из главных плюсов круиза для меня — отсутствие необходимости собирать вещи. Никаким другим способом, кроме как на корабле, не получится за неделю увидеть пять-шесть городов в разных странах без сбора и распаковывания чемодана. Пока я сплю в каюте, лайнер преодолевает несколько сотен километров и к завтраку уже пришвартовывается в новом месте.
Заметных минусов морского круиза я для себя найти не смог. Разве что опасность набрать лишние килограммы, потому что кормят много и вкусно.
Траты на круиз по Северному морю на одного в ноябре 2022 года — 718 € (70 504 ₽) и 23 200 HUF (5859 ₽)
Круиз | 188 € (18 460 ₽) |
Траты в городах | 120 € (11 783 ₽) |
Отели до и после круиза | 100 € (9819 ₽) |
Трансфер в Лондон и обратно | 89 € (8739 ₽) |
Покупки на корабле | 80 € (7855 ₽) |
Дорога из Гамбурга в Будапешт | 71 € (6971 ₽) |
Чаевые | 70 € (6873 ₽) |
Дорога из Будапешта в Гамбург | 23 200 HUF (5859 ₽) |
Траты на круиз по Северному морю на одного в ноябре 2022 года — 718 € (70 504 ₽) и 23 200 HUF (5859 ₽)
Круиз | 188 € (18 460 ₽) |
Траты в городах | 120 € (11 783 ₽) |
Отели до и после круиза | 100 € (9819 ₽) |
Трансфер в Лондон и обратно | 89 € (8739 ₽) |
Покупки на корабле | 80 € (7855 ₽) |
Дорога из Гамбурга в Будапешт | 71 € (6971 ₽) |
Чаевые | 70 € (6873 ₽) |
Дорога из Будапешта в Гамбург | 23 200 HUF (5859 ₽) |