
Как наличие вузовского диплома у родителей влияет на уровень образования у детей

По данным последней переписи населения, у 39% россиян 25—40 лет есть высшее образование. Среди людей 70 лет и старше его имеют лишь 18%.
В новом опросе мы поинтересовались у читателей Т—Ж, какое образование получили они, какое — их родители и старшие родственники, и вычислили, как образование респондентов зависит от образования родителей. А также выяснили, как родители помогали с учебой, выбором уровня и направления образования.
Что вы узнаете
Какое образование у читателей, их родителей, а также бабушек и дедушек
93% респондентов старше 25 лет получили или получают высшее образование. В том числе 82% — остановились на специалитете, бакалавриате или магистратуре, 11% — пошли в аспирантуру или ординатуру, а 0,6% дошли до написания докторской. Среднее специальное образование имеют 4,1% ответивших, еще 2,4% не получили формального образования после школы. При этом от возраста уровень образования практически не зависит.
По сравнению с населением в целом, среди читателей Т—Ж доля людей с высшим образованием минимум в два раза выше. Во всех возрастных группах — не меньше 90%, в том числе как минимум 9% в каждой возрастной группе продолжили обучение и после окончания вуза.

Больше чем у половины опрошенных хотя бы один из родителей получил высшее образование — вузовский диплом есть у 50% отцов и 55% матерей. Причем если у матери есть высшее образование, то у отца оно есть в 70% случаев, а если нет — то в 23% случаев. Среди отцов больше тех, кто получил только среднее или среднее специальное образование, но больше и тех, кто пошел писать кандидатскую или докторскую.
У 56% прошедших опрос ни у кого из дедушек и бабушек высшего образования нет. У 18% вуз окончил только кто-то один из старшего поколения, у 15% — двое, у 4% — трое, у 7% — все.

Как уровень образования родителей влияет на образование детей
Оценить влияние образования родителей на образовательную траекторию детей на этих данных можно только очень приблизительно. Ответы показывают, что некоторая связь есть: у женщин с высшим образованием дети получили высшее в 96% случаев, у женщин без высшего — в 90%. Похожая ситуация с образованием отца — 97 и 91% соответственно.
На уровне поствузовского образования зависимость проявляется ярче: например, если мать училась в аспирантуре, то ее дети продолжают обучение после вуза в 42% случаев, а если мать вовсе не получила высшего образования — только в 8% случаев.
Проследить связь с образованием бабушек и дедушек еще сложнее. Она заметна только для людей, продолживших обучение после вуза: в семьях, где высшее образование есть у всех в старшем поколении, внуков, продолживших обучение в аспирантуре или ординатуре, 21%, а там, где высшего нет ни у кого, — 11%.
То есть шансы на получение высшего образования у всех более или менее равны: высшее образование родителей дает небольшое преимущество. Шансы на поствузовское образование намного выше у тех, у кого родители или даже дедушки и бабушки также продолжали обучение после вуза.
У меня и двоюродных братьев и сестры высшее образование. У родителей тоже высшее, школа с отличием. У бабушки и дедушки — среднее специальное. У прабабушек и прадедушек у кого-то есть среднее специальное, у кого-то школа.
Корреляции прямой нет. Мои бабушка и дедушка по отцовской линии оба с высшим образованием, инженеры, папа же лишь ПТУ смог окончить. У мамы же все наоборот: ее родители лишь школу окончили, а она сумела окончить университет на специалитете.

Как родители влияют на уровень образования детей
Чем ниже уровень образования родителей, тем чаще они никак не участвуют в обучении детей: о таком поведении родителей рассказали 5% детей женщин с послевузовским образованием и 28% детей женщин со школьным или средним специальным. Люди с послевузовским образованием чаще других помогают детям с домашними заданиями, находят репетиторов и дополнительные занятия, направляют при выборе вуза и специальности, переводят в школу или класс получше.
Участие родителей в образовании детей может мотивировать их добиваться большего. Например, вот как различается доля детей, которые пошли в вузы, в зависимости от того, что делали родители:
- организовывали дополнительные занятия — 98,2%;
- мягко помогали выбрать вуз или специальность — 97,5%;
- родители никак не участвовали в процессе — 84,7%.
Однако нужно помнить, что на траекторию обучения ребенка может влиять множество других обстоятельств: общая атмосфера в семье, пример сверстников, поддержка учителей и так далее.

Как связаны образование и успех в жизни? Отвечает статистика:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata