Бесит!
3K

Бесит, что новых сотрудников редко обучают

43

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Снежана Иркутова

работала в разных местах

Страница автора

Когда я училась в педагогическом вузе, везде было наставничество.

Мы пробовали проводить уроки, где коллеги играли роль наших студентов. Все друг друга подбадривали, потому что говорить перед аудиторией было сложно. И удачно провести студентов по новому материалу получается не с первого раза — все это понимают.

Коллега в России сейчас работает в библиотеке. У нее сменилась напарница. Моей знакомой поставили одну из задач — помогать новенькой осваиваться. Напарница консервативная, не молодая, с компьютером не ладит. И уже норма, что несколько месяцев коллега ее поддерживает.

Но когда приходишь как самозанятая работать в магазины, отсутствие наставничества или просто даже объяснения, что нужно делать, — нормальная практика. Максимум скажут: «Вот это выставляй».

Когда я работала администратором в фитнес-клубе и не справлялась с очередью, начальник подходил и сам все делал. И сравнивал меня с более опытной коллегой в ее пользу. А я думала: «Как было бы хорошо, если бы мы с ним и с кем-то из тренеров могли для практики разыграть ситуации: злая и спешащая очередь, клиент с неожиданным вопросом и так далее».

Я спрашивала о том, что было непонятно. Иногда получала ответ. Но часто в стиле «ну что, все ясно или ты совсем тупая?». В то время как в педагогическом вузе, если ты интересуешься нюансами работы, значит, ты очень внимательна к мелочам профессии и большая молодец.

Твой вопрос — не сигнал, что ты совсем тупая, а показатель того, что ты хочешь расти.

Думаю, в тех местах, где сотрудников адекватно вводят в курс дела, с радостью отвечают на вопросы, сами начальники получают от работников больше. А вот отношение «или с первого раза покажешь класс, или ты, как все, ленивая и тупая» бесит — оно распространено и не всегда обосновано.

Но не думаю, что проблема решится, если просто добавить наставничество. Важно уважение к новым людям, к тому, что очевидное для тебя не очевидно для них вовсе не потому, что они тупые.

РедакцияБыл ли у вас наставник на работе?
  • ВладимирДумаю, как и в любой сфере, определяющее отношение завистит от руководства и ценностей компании. За двенадцать лет в машиностроении, наставничество наблюдал всего пару раз. Для себя выделил основные причины отсутствия наставничества в производстве: 1. Компании не готовы за это платить. Специалист высокого класса, как правило, всегда загружен, и дать ему в обучение нового сотрудника означает: забрать часть его рабочего времени, дополнительно нагрузить его на обучение (это не просто "дал работу и ушёл по своим делам"). Сами опытные сотрудники тоже не станут заниматься обучением молодых за идею или спасибо. 2. Отсутствие у молодых кадров желания учится. Например, в производстве давно нехватка работников, а представить молодого сотрудника, который захочет получать минимум на период обучения, потом годами нарабатывать опыт до первой хорошей заплаты, трудно. 3. Мало кому интересна работа на будущее. Деньги зарабатывают здесь и сейчас, готовить будущих работников - значит настраивается на игру в долгую, а нынешнее времена не способствуют этому. Как для сотрудников, так и для компаний. Мне повезло поработать с советскими станочниками и инженерами, они настоящая кладезь знаний, специалисты экстра класса (сравнивая с сегодняшними, не хочу никого обидеть, но честно). К сожалению, сейчас им за 70 и мало кто продолжает работать. Эффект от наставничества трудно переоценить, но это отложенный эффект, работа на завтрашний день. Только компании, что думают о завтра, готовы вкладывать ресурсы сегодня.24
  • Снежана ИркутоваВладимир, спасибо за комментарий и подробный опыт. Согласна, что в СССР были крутые специалисты. Они и сейчас есть, но зарплатная мотивация для них слабая. Я все же думаю, что в любые времена важно играть вдолгую. Если почитать "Антихрупкость", станет понятно, что сейчас изменения происходят чаще,из-за этого о них больше говорят. Но есть вещи, которые меняться не будут. Например, всегда будут какие-то потребности, всегда будет спрос и предложение. И всегда будет выигрывать тот, кто делал хоть что-то, чем тот, кто жаловался на нестабильность. Люди из моей сферы в машиностроение уходят разве что переводчиками на производстве. А когда переводчики оказываются не нужны, их спрашивают: "Что ещё умеешь?". То, что всю жизнь надо учиться, сейчас очень понятная тенденция. Правда, не всегда понятны границы - до каких пор учиться. Новички не мотивированы из-за низкой зарплаты и нестабильности работы. Не факт, что через 5 лет они получат квартиру или купят телевизор. Миллениалам телевизор не нужен, а квартира нужна.3
  • ДмитрийСамая дорогая опция в рыночной экономике - это обучение. В фирме, где я работал, операторы обрабатывающих центров набирали программы прикрыв экран ладонью, от взглядов коллег, а уходя после работы домой, скидывали программу на дискету и забирали с собой, объясняя: " Моя интеллектуальная собственность". И ничего с этим нельзя было поделать: программисты фрилансеры и специализированные фирмы могли сделать аналогичную программу, но она была по времени кратно продолжительней... Обучать молодёжь, пробовали - разбегаются едва набивали руку. Не хотят работать за минималку, стервецы!4
  • Снежана ИркутоваДмитрий, ну а смысл им работать за минималку? Человек с низкой зарплатой в любом обществе испытывает больше стресса, мужчины уступают в конкуренции более обеспеченным конкурентам (как женщины - более красивым или молодым конкуренткам) в любом обществе. В общем, поняла для себя, что проблему обучения важно решать системно. Смотреть, куда дальше человек пойдет. Овчинников а "Ветке сакуры" или кто-то после него пишет, что инженеры переезжают из Японии в Китай или наоборот. И вроде подписывают бумаги о неразглашении, но на 100% не разглашать мало у кого получается. Так автор пишет, я со спецификой не знакома. Это навеяло когда прочитала про набивание руки и уход на лучшую зарплату.4
  • НикитаВладимир, добавлю еще одну причину: высокая текучка. Когда обучил, наставил человека, а он уходит через пару месяцев и тебе надо наставлять нового, всякая мотивация пропадает.18
  • ВладимирНикита, в точку, спасибо! Мой первый руководитель так и сказала "Я готова тебя взять и учить, но не хочу, чтобы ты ушёл через год". Отличное дополнение.2
  • Снежана ИркутоваНикита, но это хорошо в целом для отрасли. Ведь на других предприятиях или в других магазинах спрашивают: "Работала когда-нибудь в отрасли? Что умеешь?" А вот для конкретного предприятия плохо. И ещё я слушала, что была директор магазина, которая не хотела обучать амбициозных сотрудников, чтобы они росли в карьере. И из-за этого они уходили туда, где обучают.4
  • Нежный НоябрьНикита, поэтому нужна денежная мотивация как для обучающего, чтобы учил, и для обучающегося, чтобы после остался 🫣17
  • ДмитрийМолодым хочется всё и сразу, то, что они, в данный момент, не полноценные специалисты, до них дойтёт спустя годы, когда ими станут. Работодателю же нужны специалисты, которым молча протягиваешь чертёж и они так же молча, спустя короткий промежуток времени, приносят готовую деталь по качеству превосходящую исходные данные. Желательно, что бы сразу вытаскивали её из за пазухи, со словами "О-оп ля!"))) На производстве по этому поводу много шуток.1
  • Не Скажуя никого на наставничество к себе не беру ибо с какой стати еще и бесплатно. и за маленькую доп плюшку мне неинтересно. лучше я посвящу это время непосредственной работе3
  • bluelightБесит, когда ты - «старый» сотрудник и ни разу не начальник, но начальник спихивает тебе новенького и ты должен его обучить и отвечать за его работу эти 3 месяца. Заплатят за наставничество в лучшем случае 3 копейки..6
  • bluelight23
  • Их бляйбе зер гут«ну что, все ясно или ты совсем тупая?» - я на этой фразе аж расплакалась...., вспомнив свой опыт работы в розничных сетях, когда попадались руководители без пяти минут 19 лет, ужас... Столько пантов, столько "облизывания" вышестоящего руководства, а к обычным работникам, которые пришли на подработку, как студенты, относились пренебрежительно. Особенно когда дело касалось учебного отпуска - эти глаза... которые закатывались на орбиту марса, не передать словами) Просто держите в голове мысль, что умный, сообразительный, толковый человек (коллега/руководитель/сменщик/напарник) введет вас в курс дела, а ещё даже с юморком - без такого подхода на такой нервной работе далеко не уедешь (только в дурку ахах)15
  • The MarkestЗависит от сферы. Если вы приходите с учебного заведения по профессии работать, то в большинстве случаев вам особо никто и не должен ничего объяснять, максимум ответить на вопросы, по типу где взять то-то или как сделать это. Если же это сфера где берут с улицы, по типу торговли или обслуживания, то да, нужно обучать, потому что везде разные процедуры, разное программное обеспечение. Вот я работал в Маке в студенчестве. У них свое проприетарное ПО для кассовой системы, поэтому даже придя после другого общепита, где был условный Rkeeper, все равно понадобится переучиваться. Если в таком месте не обучают, то просто компания говно, идите в другую. Опять же, мак в этом плане эталон, у гих очень здорово выстроена система обучения вплоть до руководящего состава ресторана.1
  • ТуристИмхо, всё упирается в деньги. Если бы доплачивали, то без проблем. Ко мне привели человека без соответствующего образования, хотя профиль предыдущих работ вроде предполагал первичные бухгалтерские навыки. Мне приходилось объяснять элементарные вещи, типа, зачем нужно делать несколько экземпляров договоров, как работать с 1с, продуктами Майкрософт Офис. Девушка сбежала через полгода на более простую должность (заполнять только договоры и обзвон клиентов). Я вздохнула с облегчением. Для себя сделала вывод, что нужен сотрудник с навыками бухгалтера, достаточно техникума, лишь бы знали основы документооборота. Меня не учили, я сама вникала, спрашивала людей, в помощи не отказывали. Упд. В тендерный отдел взяли дочку знакомых руководства. Недавно закончила вуз, не умеет работать с Майкрософт офис, плохо ориентируется в технике. Мы в недоумении как она закончила вуз.6
  • НиколайВезде где работал новичкам всегда помогали и обучали. Это в конце-концов в интересах не только руководства, но и коллектива. Адаптация, даже если организация на нее кладет с прибором, важный фактор и даже в чем-то сам собой разумеющийся.1
  • АртиДмитрий, дефолтные работодатели - "канарейку за копейку и чтоб пела басом"10
  • Заводной АпельсинДмитрий, не у всех есть возможность работать за минималку. Хорошо, когда можно жить с родителями неограниченное кол-во времени или пока она на карточку присылают сумму, достаточную для закрытия базовых потребностей. В остальных случаях специалисту нужно обеспечивать свои потребности самостоятельно. Ну а по поводу молодёжи -- почему бы вам не поднимать зарплату? Всё равно ведь компания выигрывает, повышая человека, а не нанимая нового спеца.14
  • Заводной АпельсинНе знаю, может это локальный тренд, но вот, что я заметил: в СНГ сейчас активно выходит на работу второе поколение, т.е те, кто родился в нулевые. Чьи-то родители хорошо устроились в жизни и посадили своих детей на тёплые места. Остальным же приходится бороться за место под солнцем, а после 2022 года этих мест значительно поубавилось (для начинающих сотрудников). Отсюда работодатель диктует свои условия, а выбора особо нет.5
  • angry.cupИз всех моих работ прямо наставник наставник был, наверное, на 2х всего: когда работала кредитным специалистом я 2 недели ходила в магазине за старшей коллегой, но такое обучение было, скорее, из цикла "как выжить в конкурентной среде и не получить уголовку" и второй раз на нынешней работе, когда меня обучал сам начальник отдела лично, первый месяц у меня половина рабочего дня были "лекции" по нормативным актам, а вторая половина дня объясняли саму специфику работы. 1 выезд вместе с начальником, где я сидела и наблюдала за работой, порядок действий и т.д., второй выезд парный с опытным коллегой, где я уже действовала самостоятельно, но при появлении вопросов он присоединялся ко мне и мы вместе решали задачу. Самое продуктивное обучение, я считаю, после этого не страшно было действовать самостоятельно.2
  • Vladislav BasharovЯ много работ менял и везде нормально всему обучали, всегда можно было к кому-нибудь обратиться, если что-то непонятно.2
  • Фёдор КоноваловБыл опыт с улицы пришел заниматься оформлением сопроводительных документов в мясную компанию. Обучали наверное недели 2, потом сам довел систему чуть ее автоматизировав.2
  • Андрей Назинмумитроль, а предприятию интересно чтобы сотрудник как можно быстрее начал приносить пользу, или интереснее перебирать кандидатов, когда наконец-то не найдется тот, кто уже умеет?(спойлер: не найдется, обучать придется все равно)3
  • Анна ПономарёваА меня больше бесит, что у нас раздут штат в отделе кадров до небес. Тут тебе и обычные труженники, и отдел обучения и развития и куча руководителей, в соц сетях вечно они на каких-то форумах, что-то выступают, что-то все дискутируют. А в компании с кадрами жопа полная, текучка, новый сотрудник приходит, проходит стандартный кейс обучения, нифига не понимает и вперёд. Смог адаптироваться - остался, не смог- смылся через месяц. Вопрос в том, что куча нюансов по работе, плюс бесит, что обратиться к отделу обучения с вопросом нет возможности, потому что они только составляют графики, тесты и т.п. Вот и везут 'Старики' все на себе - и план, за себя и за того, кто пока в адаптации, да ещё и адаптируемого, потому что ему больше м обратиться-то некуда6
  • на дальней станции сойдуЗаводной, зависит от сферы. В машиностроении стало больше вакансий после 2022 года, особенно на рабочие позиции. В 2021 меня даже по знакомству не взяли на практику, даже тупо в кабинете сидеть чертежи разглядывать. А перед выпуском из вуза был выбор: на "родной завод" идти или в закрытый город ехать. Сейчас перспектив куда больше.3
  • Заводной Апельсинна, ну на рабочие позиции понятно, сейчас везде спрос. А что делать людям с высшим образованием? Ну и я не из РФ, поэтому у нас просто ушли практически все крупные компании, а фабрик, где можно сидеть и собирать дроны, не открылось практически(2
  • ЭмммИ уже норма, что коллега несколько месяцев ее поддерживает. Почему несколько месяцев считается нормой?1
  • Веленамумитроль, в вузе учат по стандартам 80-х годов. С оборудованием работать не учат вообще. Никак. И нисколько. После вуза ты можешь быть оператором швабры. Ну так и после 9 класса с тем же успехом, а раньше дети в 3-4 года это могли делать с таким же точно успехом, сейчас просто запрещен такой труд. Так может, ну его, столько времени терять?3
  • Петр ИзраилевичЯ сам был неоднократно учеником, ну и естественно, после нескольких лет работы - сам был наставником. Но у меня есть существенный минус - я сложно чему-то обучаюсь, а когда психуют «учителя», я начинаю спешить и делать всё ещё хуже, поэтому обучая других я вообще «на транквилизаторах». Обучившись, я обычно становлюсь одним из лучших в профессии и меня всегда ставят в пример. Особенно запомнилось, как я обучал азам проведения сантехнических работ человека, который всю жизнь стучал молотком по колёсам посменно, а в остальное время накатывал. Дело было в ОАО РЖД, и у этого мужичка уже в голове ничего не было. Так же работая на алюминиевом комбинате обучал зумеров и я бы не сказал, что они поголовно лодыри, разные они как и мы. Детишки. Опекал хороших, куда деваться, у меня у самого ребёнок и я бы не хотел, чтобы он работал на заводе когда-нибудь. Ещё на заводах/комбинатах есть такая вещь, что разные старпёры и нужная начальникам алкашня, которые не хотят никого обучать по причине - боятся что подсидят и хотят быть незаменимыми, чтобы начальство закрывало глаза на их загулы.4
  • Антон НадеевПроблема решается очень просто, выбирая нормальные места работы.1
  • АртемидаТема вечная как мир. Но ноги растут из головы. Отношение к людям молодым, старым... Уважение, терпение, доброта.Они или есть или нет. С кого брать пример молодым. Конкуренция нездоровая, блат, лень. Адаптироваться приходится каждому,ну невозможно с первого дня знать все ходы и выходы!!))) А где тут выход???)))Подскажите, научите, даже если вам не заплатят. Будьте людьми, а не своло...Уважайте себя и других. Поверьте, зачтется.2
  • Julia_JНе смогла пройти мимо этого заголовка, потому что ох какая для меня это больная тема! Полгода назад устроилась в новую компанию - очень_большая_российская_компания, с огромным количеством сотрудников в целом, и в отделе ИТ в частности (человек 300 минимум). Позиция для меня относительно новая, и сколько я получила обучения на старте? Ноль 😂 Да, тут все постигается путем задавания вопросов, и задавания вопросов о том, кому можно задавать вопросы. Здесь просто гигантский стек различных инфосистем и сервисов, и по ним нет ни малейшего гайда - даже по общему устройству ИТ-системы в целом. Нет гайдов вообще ни о чем. Нет менторов. Нет поддержки для новичков. Даже обратной связи нет - если начальницу не устроило качество выполняемой работы (по ей одной известным причинам), она просто передаст это начальнице департамента, и все. С моим предыдущим опытом работы это диссонирует максимально - тогда нового человека сажали рядом с коллегой, и он просто постигал новые процессы в сотрудничестве + старшие коллеги менторили новых сотрудников (и даже без доплаты). Моя коллега, которая пришла работать аналитиком 1С (также джун) по несколько дней тратит на то, чтобы для очередного запроса разобраться что к чему, и помучать кого можно вопросами - вместо того чтобы первые пару недель получить обучение, и тратить время впоследствии куда рациональнее...3
  • на дальней станции сойдуЗаводной, если не из РФ, то да, сложновато( у нас хотя бы на инженеров спрос есть, жить можно. И на хх удаленку видел, но там специфика может не подойти конкретно Вам..0
  • Ерёма-приходишь как самозанятая работать в магазины Самозанятым работать в магазины - это как? Звучит как мусорная вакансия аутстаф на день, где высокая ротация и отношение соответствующее. -Но часто в стиле «ну что, все ясно или ты совсем тупая?» -Твой вопрос — не сигнал, что ты совсем тупая, а показатель того, что ты хочешь расти. Как на такое отвечать, как мы видим, вы знаете. Осталось набраться смелости говорить это таким людям в лицо. Тут два момента. 1. Уровень вакансий. Чем ниже экспертность, зарплата, требования - тем хуже условия. Есть исключения, но в большинстве это так. Исправляется перебором работ и/или работой над собственной квалификацией. 2. Культура в обществе/компании и ее отдельных единицах. Люди которых собаки воспитали. Даже в целом организация может быть норм, но отдельным хамам все прощается по тем или иным причинам. Исправляется обучением себя выстраивать и защищать свои границы в общении с такими людьми.2
  • Ерёмаbluelight, что мешает сказать нет?3
  • Sergey AveryanovНачальник выдаёт стажёра Я0
  • SoledadВ нашей сфере просто невозможно прийти после вуза и сразу начать работать. Максимум в вузе дадут общую теорию, работать руками учим сами, параллельно подкидывая статьи для ознакомления именно по нашей тематике. Даже людей, которые приходят из смежных сфер, всё равно приходится обучать, т.к. протоколы везде разные, специфика разная, нюансы всякие. Естессно, никакой доплаты за наставничество не предусмотрено. Относимся философски. Нас в своё время всему научили, когда пришли в свою первую лабораторию - теперь наша очередь. А не научим, так самим же придётся всю работу выполнять. Хотя есть возрастные коллеги, категорически отказывающиеся обучать молодняк. Я их понимаю, но не считаю, что это правильно1
  • Александр КубинцевНадо искать нормальную компанию. Где есть как минимум нормальный онбординг процесс. И желательно наставничество0
  • Задействован, Гусь!Заводной, ну зумеры... Мне что бы как-то выбиться в gamedev, для начало пришлось работать бесплатно.0
  • Заводной АпельсинЗадействован,, ха-ха-ха, сейчас другой опции попадания в IT, кроме работы бесплатно, нет Причем работа от 3 до 6 месяцев1