Бесит!
69

Бесит отсутствие наставничества в рабочих профессиях

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Снежана Иркутова

Страница автора

Когда я училась в пед вузе, везде было наставничество. Мы пробовали проводить уроки, где коллеги играли роль наших студентов. Так было в каждой стране, где я училась. Все друг друга подбадривали, потому что да, сложно это, перед аудиторией говорить. И удачно провести студентов по новому материалу получается не с первого раза, все это понимают.

Коллега в России сейчас работает в библиотеке. У нее сменилась напарница. Ей поставили одну из задач — помогать напарнице осваиваться. Напарница не молодая, консервативная, с компьютером не ладит. И уже норма, что несколько месяцев коллега ее поддерживает.

Но когда ходишь как самозанятая работать в магазины, отсутствие наставничества или просто даже объяснения, что нужно делать — нормальная практика. Максимум скажут "Вот это выставляй".

Когда работала администратором в фитнес клубе и не справлялась с очередью, начальник подходил и сам все делал. И сравнивал меня с более опытной коллегой в ее пользу. А я думала: "Как было бы хорошо, если бы мы с ним и с кем-то из тренеров могли для практики разыграть ситуации: злая и спешащая очередь, клиент с неожиданным вопросом и так далее".

Также, как мы практиковались в проведении уроков,, можно было бы практиковаться в навыках работы администратора. Разумеется, все заняты, вряд ли захотят настолько обучать. Хотя зависит от человека.

Я спрашивала, что было не понятно. Иногда получала ответ. Но ответ часто в стиле "Ну что, все понятно, или ты совсем тупая?" В то время как в пед вузе если ты спрашиваешь про нюанс работы, значит, ты очень внимательна к мелочам профессии и большая молодец. Твой вопрос — не сигнал, что ты совсем тупая, а показатель, что ты хочешь расти.

Думаю, в тех местах, где сотрудников адекватно вводят в курс дела, с радостью отвечают на вопросы, сами начальники получают больше от сотрудников.

А вот отношение 'Или с первого раза покажешь класс, или ты, как все, ленивая и тупая" бесит тем, насколько оно распространено и не всегда обосновано.

Не думаю, что проблема решится, если просто добавить наставничество.

Важно уважение к новым людям, к тому, что очевидное для тебя не очевидно для них вовсе не потому, что они тупые.

  • ВладимирДумаю, как и в любой сфере, определяющее отношение завистит от руководства и ценностей компании. За двенадцать лет в машиностроении, наставничество наблюдал всего пару раз. Для себя выделил основные причины отсутствия наставничества в производстве: 1. Компании не готовы за это платить. Специалист высокого класса, как правило, всегда загружен, и дать ему в обучение нового сотрудника означает: забрать часть его рабочего времени, дополнительно нагрузить его на обучение (это не просто "дал работу и ушёл по своим делам"). Сами опытные сотрудники тоже не станут заниматься обучением молодых за идею или спасибо. 2. Отсутствие у молодых кадров желания учится. Например, в производстве давно нехватка работников, а представить молодого сотрудника, который захочет получать минимум на период обучения, потом годами нарабатывать опыт до первой хорошей заплаты, трудно. 3. Мало кому интересна работа на будущее. Деньги зарабатывают здесь и сейчас, готовить будущих работников - значит настраивается на игру в долгую, а нынешнее времена не способствуют этому. Как для сотрудников, так и для компаний. Мне повезло поработать с советскими станочниками и инженерами, они настоящая кладезь знаний, специалисты экстра класса (сравнивая с сегодняшними, не хочу никого обидеть, но честно). К сожалению, сейчас им за 70 и мало кто продолжает работать. Эффект от наставничества трудно переоценить, но это отложенный эффект, работа на завтрашний день. Только компании, что думают о завтра, готовы вкладывать ресурсы сегодня.2
  • Снежана ИркутоваВладимир, спасибо за комментарий и подробный опыт. Согласна, что в СССР были крутые специалисты. Они и сейчас есть, но зарплатная мотивация для них слабая. Я все же думаю, что в любые времена важно играть вдолгую. Если почитать "Антихрупкость", станет понятно, что сейчас изменения происходят чаще,из-за этого о них больше говорят. Но есть вещи, которые меняться не будут. Например, всегда будут какие-то потребности, всегда будет спрос и предложение. И всегда будет выигрывать тот, кто делал хоть что-то, чем тот, кто жаловался на нестабильность. Люди из моей сферы в машиностроение уходят разве что переводчиками на производстве. А когда переводчики оказываются не нужны, их спрашивают: "Что ещё умеешь?". То, что всю жизнь надо учиться, сейчас очень понятная тенденция. Правда, не всегда понятны границы - до каких пор учиться. Новички не мотивированы из-за низкой зарплаты и нестабильности работы. Не факт, что через 5 лет они получат квартиру или купят телевизор. Миллениалам телевизор не нужен, а квартира нужна.1
  • ДмитрийСамая дорогая опция в рыночной экономике - это обучение. В фирме, где я работал, операторы обрабатывающих центров набирали программы прикрыв экран ладонью, от взглядов коллег, а уходя после работы домой, скидывали программу на дискету и забирали с собой, объясняя: " Моя интеллектуальная собственность". И ничего с этим нельзя было поделать: программисты фрилансеры и специализированные фирмы могли сделать аналогичную программу, но она была по времени кратно продолжительней... Обучать молодёжь, пробовали - разбегаются едва набивали руку. Не хотят работать за минималку, стервецы!1
  • Снежана ИркутоваДмитрий, ну а смысл им работать за минималку? Человек с низкой зарплатой в любом обществе испытывает больше стресса, мужчины уступают в конкуренции более обеспеченным конкурентам (как женщины - более красивым или молодым конкуренткам) в любом обществе. В общем, поняла для себя, что проблему обучения важно решать системно. Смотреть, куда дальше человек пойдет. Овчинников а "Ветке сакуры" или кто-то после него пишет, что инженеры переезжают из Японии в Китай или наоборот. И вроде подписывают бумаги о неразглашении, но на 100% не разглашать мало у кого получается. Так автор пишет, я со спецификой не знакома. Это навеяло когда прочитала про набивание руки и уход на лучшую зарплату.0
  • НикитаВладимир, добавлю еще одну причину: высокая текучка. Когда обучил, наставил человека, а он уходит через пару месяцев и тебе надо наставлять нового, всякая мотивация пропадает.2
  • ВладимирНикита, в точку, спасибо! Мой первый руководитель так и сказала "Я готова тебя взять и учить, но не хочу, чтобы ты ушёл через год". Отличное дополнение.1
  • Снежана ИркутоваНикита, но это хорошо в целом для отрасли. Ведь на других предприятиях или в других магазинах спрашивают: "Работала когда-нибудь в отрасли? Что умеешь?" А вот для конкретного предприятия плохо. И ещё я слушала, что была директор магазина, которая не хотела обучать амбициозных сотрудников, чтобы они росли в карьере. И из-за этого они уходили туда, где обучают.0