Бесит!
75

Бесит, что работодатели требуют опыт работы и не хотят обучать новых сотрудников

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Аглая Воронова

Страница автора

Надо сказать, что есть несколько "классических" способов зайти в профессию.

1. Получить профильное образование. Найти стажировку по специальности. Начать работать за плошку риса, потом через время начать получать хорошую зарплату. Вообще хорошая модель, но:

  • Далеко не каждый универ и не каждая специальность дает возможность найти такую вот стажировку. Серьезная часть профессий про то, что нужно самим, "с нуля" искать работу — и на всех вакансиях ТРЕБУЮТ ОПЫТ РАБОТЫ. Я лично сама через это проходила. Для менеджеров по персоналу было ну очень мало вакансий "начинающих спецов", лично меня ни разу даже не приглашали на собеседование, хоть профильное образование было и молодой возраст. "Нет времени обучать" — говорят сейчас мне все начальники.
  • Это супер, если человек заходит на такую "бесплатную стажировку" (или с символической з.п.), когда у него еще молодые родители, которые готовы обеспечить хотя бы тарелкой супа и проездным до этой самой стажировки. А если нет?
  • На такие стажировки даже с профильным высшим, даже с готовностью работать "за плошку супа" редко когда берут людей старше 25.

2. Войти в компанию, где можно получить перевод на начинающую должность. Классика жанра: Эдуард хотел стать системным аналитиком или разработчиком. Но его не брали. В итоге он нашел работу специалистом тех. поддержки. Там отработал года 2, когда в компании открылась ставка "стажера-разработчика", он подал заявку. Его перевели.

Лично я, не получив предложения "стажера менеджера по персоналу" устроилась на работу в компанию на должность секретаря. Специально искала ту, где можно получить перевод на желаемую должность… Ну в итоге этот перевод я получила. Однако:

  • Даже в тех компаниях, где ВОЗМОЖЕН ТАКОЙ ПЕРЕВОД, ГАРАНТИЙ ПЕРЕВОДА нет никаких. Особенно на ЖЕЛАЕМУЮ ДОЛЖНОСТЬ.
  • Очень часто на таких вот "начальных должностях" держат слишком долго. А они скучные, не интересные. Лично я работала секретарем слишком долго — и без гарантий.

3. Наврать в резюме и так получать опыт работы. Способ "наврать, что есть опыт в резюме, все равно никто не будет смотреть в трудовую книжку" придуман не вчера. Раньше только этот способ так активно не рекламировали и уж точно он не был как бы настолько поставлен на коммерческие рельсы.

Я как менеджер по персоналу резко и категорически против, однако… Количество людей, которые реально заходили вот так вот в свою специальность лично меня очень удивляет. Таких слишком много. И я не могу не думать про себя: "Начальники, вы так резко и категорически против ОБУЧАТЬ, да? А ничего, что ваша роль и не требует глубоких знаний и серьезного опыта? Ничего, что человек может вообще-то что-то быстро, очень быстро САМ ОБУЧИТЬСЯ?"

И точно так делают в первую очередь потому что зайти через стажировку за плошку риса слишком часто просто не реально. Однако тут такое:

  • Быть честным и открытым очень приятно. Врать — дикий стресс. Жаль, что быть честным могут позволить себе не все…
  • Специальность вполне может разочаровать на практике.
  • У меня была толпа знакомых, которые уходили из ИТ после нескольких месяцев работы: "И за миллион не буду делать эту фигню" — говорили они.

Отступ. Я лично ни раз и ни два обучала начинающих специалистов 11 раз в общей сложности. Я знаю все-все минусы этого — и на своей шкуре. Да, и ни разу мне за "наставничество" даже не говорили "спасибо" — не то что "платили". Меня просто ставили перед фактом, мол, Аглая, вот тебе в помощь новый сотрудник.

При этом моя работа становилась сложнее на месяц-два минимум. Иногда на 3-ий месяц реально становилась легче, но не всегда. 2 раза я обучала специалистов, и они уходили тут же на повышение в другой отдел. 2 раза после 1-2 месяцев мои падаваны уходили в другие компании или специальности.

Ну и что? Это жизнь. Меня так же обучали 3 раза на трех разных работах (на вакансии секретаря, на вакансии менеджера по персоналу и на вакансии ИТ-рекрутера). Плюс мне наставничество дает серьезные бонусы — начиная с того, что все мои падаваны мои хорошие приятели, заканчивая тем, что в том числе через ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ ЧЕЛОВЕК УЧИТЬСЯ САМ (как это происходит, я не знаю, но вот это факт.)

Ну и компании это тоже бонус — компания получала специалистов. Я вот как менеджер по персоналу вижу из раза в раз то, что: "Аглая, нам нужен такой-то спец. строго с опытом от полугода за такую-то сумму, времени обучать нет". Ну ок. И сидят они 2 года без этого самого спеца. Если бы обучили, а потом даже (вот конец света!) он ушел бы, хотя бы на одного спеца было бы МЕНЬШЕ КОНКУРС В КОМПАНИИ — КОНКУРЕНТА. И если бы взяли человека с каким-то похожим опытом… Обучение не было бы таким долгим и мучительным, согласитесь.

Я лично думаю, что компании (да и сами специалисты) просто ленятся, и точка. Что-то там рассказывают про "нет времени" и про "ресурсы компании тратить", а по факту — лень.

P. S. Работала я в компании, которая работала в сфере ИБ. Был там один специалист Вова, который "выбивал" ставки джуниоров и взял к себе падаванов в количестве трех штук. Сейчас он Тим Лид с 3 падаванами. Работа идет хорошо. Вова развивает свой отдел и получает очень хорошо.

И был еще один специалист в этой компании, Миша. Этот специалист весь из себя такой незаменимый, с уникальной квалификацией. И все дуют ему в одно место. Он очень, очень хочет себе команду, но: "Времени обучать нету, давай опытных спецов". Спецы, которые подходят по уровню, очень дорого для компании стоят. Да и очень их мало. За 2 года не нашли ему коллег. На мои призывы взять к себе паванов Миша отрезал: "Я великий и очень занят. На мне вся компания висит. Времени обучать нет".

И вот ухожу я из компании, пью свою за новую работу с Мишей. Я говорю, что на новом месте я наберу себе стажеров, а он мне: "Аглая, ну ты дура! На фиг ты берешь себе начинающих спецов? Тебе что, конкуренция нужна? Не лучше ли быть незаменимой в узкой специализации? Все попу тебе будут дуть и деньгами заваливать… Да, это мой выбор". Вот так иногда бывает, дело не всегда в "нет времени обучать".

  • Boris Köln"вот тебе в помощь новый сотрудник. При этом моя работа становилась сложнее на месяц-два минимум... после 1-2 месяцев мои падаваны уходили в другие компании или специальности" Действительно, странно, чего это вдруг "работодатели требуют опыт работы и не хотят обучать новых сотрудников"1