
«Красная дверь, желтая дверь»: что это за детская игра и действительно ли она опасна
В апреле 2025 года интернет узнал о новой детской страшилке из «Тиктока» — игре «Красная дверь, желтая дверь».
Дети пугают друг друга тем, что безобидная, на первый взгляд, забава якобы может серьезно навредить или даже привести к летальному исходу. Игрой уже заинтересовались общественные деятели вроде Екатерины Мизулиной, а телеграм-каналы и СМИ бьют тревогу и призывают родителей внимательнее следить за детьми. Расскажу подробнее, что это за игра, в чем ее суть и стоит ли бояться нового увлечения подростков.
Что вы узнаете
Некоторые ссылки в статье недоступны из РФ
Как играют в «Красную дверь, желтую дверь»
Впервые об этой игре стало известно примерно в 2020 году: именно тогда пользователи Reddit и других соцсетей начали рассказывать о «Красной двери, желтой двери». Кто первым ее придумал, неизвестно. Довольно быстро «Красная дверь, желтая дверь» превратилась в типичную страшилку, а в подростковых хоррор-сообществах ее иногда называли самой страшной психологической игрой в истории — правда, доказательств этого никто не приводил.
Суть — в гипнозе и временном погружении в другую реальность. В игре участвуют минимум два человека: один вводит другого в состояние транса, в одиночку ничего не выйдет.
Вот как устроена игра:
- Двое людей выбирают, кто погрузится в сон, а кто станет проводником. Первый ложится, а второй садится сзади у его головы.
- Ведущий плавными движениями массирует виски игрока и одновременно задает произвольные вопросы, например «Какого цвета дверь перед тобой?» или «Можешь ли ты описать комнату, которую видишь?».
- Лежащий игрок постепенно погружается в полусонное состояние и с закрытыми глазами отвечает на все вопросы. По задумке, он должен видеть отчетливые сцены со своим участием.
- Игру можно прекратить в любой момент — для этого ведущий перестает массировать виски и задавать вопросы.
- Если второй игрок уснул и не просыпается, его нужно разбудить любым удобным способом, например хлопнуть в ладоши, слегка постучать ему по шее или даже плеснуть воды в лицо.
За пять лет общие правила не изменились, но участники могут добавлять дополнительные действия. Так, в каких-то видео ведущий сначала повторяет: «Красная дверь, желтая дверь, дверь любого цвета». А второй игрок поднимает руки до тех пор, пока не увидит перед собой двери.
У «Красной двери, желтой двери» нет строгих ограничений, скажем какого-либо временного лимита или обязательного инвентаря. Сыграть можно в любой момент в любом тихом месте, а специальная подготовка не требуется. Единственный нюанс в том, что засыпающему игроку для погружения нужно полностью расслабиться и довериться ведущему, иначе ничего не выйдет.
Какого эффекта школьники ждут от игры
«Красная дверь, желтая дверь» во многом напоминает детские страшилки прошлого вроде «Пиковой дамы». Как и тогда, дети ищут острых ощущений и проверяют друг друга на ментальную прочность. Для них это своего рода психологическое испытание, которое под силу пройти только самым стойким.
За годы игра обросла большим количеством мистификаций, которыми пугают новичков. Например, считается, что, если ведущий вовремя не остановит игру, второй игрок может впасть в кому или даже умереть.
Еще в тематических сообществах и видео предупреждают, что игру нужно заканчивать, если погруженный в сон вдруг начнет описывать лестницу на нижний этаж, комнату с часами или человека. Самым опасным называют человека в костюме: он якобы представляет смертельную угрозу и неизбежно встречается любому, кто решит сыграть в «Красную дверь, желтую дверь».

«Красная дверь, желтая дверь» давно вышла за пределы соцсетей и стала очередной модной крипипастой. Например, находчивые писатели уже продают на Amazon электронные книги о ней с подозрительными обложками, напоминающими нейросетевые. Тематический хоррор-режим уже создали внутри популярного конструктора Roblox. А в Steam продается Red Door Ylw Door, которую можно пройти всего за час с небольшим.
Игра постепенно становится все более популярной, а дети охотно кликают на все ролики, в которых участники якобы не могут выйти из транса. Этим пользуются взрослые блогеры, которые снимают ролики с кликбейтными названиями вроде «Никогда не играйте в эту игру!» и делают вид, что пугаются во время сеанса гипноза. Такие постановочные видео выглядят максимально нереалистично, но в комментариях школьники либо не замечают подвоха, либо подыгрывают.
Что об игре говорят дети и взрослые
Школьники старательно запугивают друг друга страшными историями. Например, бездоказательно утверждают, что кто-то умер из-за игры или попал в больницу. В качестве аргументов они показывают только нарезки из очевидно постановочных роликов или ссылаются на популярных блогеров.
Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина не видит в самой игре чего-то опасного и считает, что подростки просто подхватили очередной тренд. Но предупреждает, что сильное массирование висков приводит к тошноте и головокружениям.
Телеканал «Москва-24» приводит мнения взволнованных родителей, которые сравнивают эффект от игры с наркотическим опьянением и запрещают детям принимать в ней участие. В сюжете уточняют, что «Красная дверь, желтая дверь» наносит вред, скорее, из-за самовнушения.
Видео с громкими заголовками привлекают внимание и собирают сотни тысяч просмотров. Но встречаются и противоположные мнения. Некоторые пользователи соцсетей якобы видят в своем сознании не страшные, а абсурдно смешные образы — скажем, знаменитостей из мемов. Другие же разоблачают игру и воспринимают ее как осознанное сновидение или самогипноз. Третьи не видят перед собой никаких дверей, несмотря на все усилия ведущего.
Редактор издания для родителей «Нет, это нормально» Анна Кухарева и вовсе считает, что «Красная дверь, желтая дверь» скорее расслабляет участников и стимулирует их воображение. В пример она привела детскую игру, которую придумала сама в 2001 году. В ней она тоже вела игроков по воображаемым дверям и задавала наводящие вопросы во время «гипноза». Поэтому в «Красной двери, желтой двери» она видит развитие старых игр из прошлого вроде «Кровавой Мэри».
Что об игре говорят эксперты
Ученые еще не проводили исследования «Красной двери, желтой двери», поэтому делать выводы о каких-либо однозначных эффектах нельзя. Есть только комментарии отдельных врачей и психологов, которые поделились своим мнением по запросам разных новостных изданий.
Например, невролог Рустем Гайфутдинов считает игру безопасной, но предупреждает, что у людей с психическими заболеваниями во время процесса может произойти обострение. Детский психолог Дарья Дугенцова заявляет, что подростки из-за самовнушения могут начать испытывать тревогу, страх и панические атаки. Невролог Владимир Белаш указывает на рискованность резкого выхода из транса: он может сопровождаться головными болями и проблемами с концентрацией.
Ни один из опрошенных экспертов не назвал саму игру опасной. Также нет еще ни одного подтвержденного случая, когда какой-либо человек попал в больницу из-за «Красной двери, желтой двери».
Это просто игра, которая может подарить сильные впечатления
Я подозреваю, что родителей — и, возможно, некоторых детей — пугают сами слова «гипноз» и «транс». По фильмам и книгам может сложиться впечатление, что это какое-то особое состояние, когда гипнотизер может приказать жертве сделать все что угодно, например что-нибудь украсть или даже покончить с собой. Но ни на что подобное гипноз не способен.
Гипноз можно рассматривать как состояние, в котором внимание человека отвлечено от непосредственного окружения и поглощено внутренними переживаниями, такими как чувства, познание и образы. Примерно в такое же состояние мы впадаем, когда нас по-настоящему увлекает хорошая книга или мы долго едем на электричке и смотрим в окно на знакомый пейзаж. Но никому не приходит в голову запрещать подросткам читать книги, даже страшные.
Мне кажется, «Красную дверь, желтую дверь» имеет смысл рассматривать просто как игру, которая помогает получить сильные впечатления. И относиться к ней стоит так же. Почти у каждого из нас в детстве был опыт, когда нас сильно напугала какая-то история — так сильно, что мы даже не могли уснуть. Но в конечном счете нашему развитию это не навредило. Просто теперь некоторые точно знают, что читать страшные истории им не нравится.
Почему игра стала популярной у детей и как реагировать родителям: объясняет психолог
Игры с элементами транса, внушения, вызова каких-то образов — не новое явление. У них есть аналоги в разных эпохах и традициях — и в русской культуре тоже. Все эти попытки увидеть суженого, гадания с зеркалами и свечами — из той же серии.
Мы, например, играли в Акулину и вызывали пиковую даму. Были и более опасные игры. Например, когда нужно имитировать удушье, чтобы создать легкое кислородное голодание и увидеть некоторые образы, как будто ты попал в другой мир.
В основе всех подобных игр лежит обряд инициации, то есть переход из детского состояния во взрослое.
Экзистенциальная психология говорит о фундаментальных человеческих страхах: страхе неопределенности, смерти, одиночества.
Мы с этими страхами живем, и смысл взросления заключается не в том, чтобы от них избавиться или дистанцироваться, а в том, чтобы научиться с ними жить, научиться про это думать. И обряд инициации направлен на то, чтобы в эту бездну заглянуть, соприкоснуться с неведомым, абсолютно пугающим и страшным.
У каждого ритуала жесткая структура, и у игры «Красная дверь, желтая дверь» тоже. Тут есть проводник — и это очень важно, потому что группа усиливает эмоции, аккумулирует энергию участников. Есть этапы.
Во-первых, нужно найти особое место, совершить определенные действия, то есть выйти за границы реальности. Во-вторых, это пороговое переживание, то есть ощущение сильного страха или боли, встреча с другим, с тьмой, тайной. И в-третьих, возвращение. Но возвращение уже в другом качестве, не тем, кем ты был раньше.
Поэтому подростки рассказывают истории про то, где они побывали, какие двери увидели, что с ними случилось. Им важно этим поделиться, рассказать, что они прожили какой-то меняющий, перестраивающий опыт.
Так что эта игра — такая инициация в миниатюре, без взрослых, без кураторов, с уходом в себя, в другой мир. И она действует по классическим архетипическим законам: я иду туда, где страшно, я вижу там то, чего нет, я учусь с ним договариваться и затем возвращаюсь обратно.
Из современной культуры, особенно городской, обряды инициации, перехода почти ушли. Можно, конечно, сказать, что это экзамены или момент, когда у ребенка появляется банковская карта, но все эти способы выхолощенные, социально одобряемые и не дают прямого контакта со своей личностью, своими эмоциями, а подростку очень важно их переосмыслить и осознать. Поэтому они ищут способы, как это сделать по-другому.
Подобные игры — потребность возраста: прожить сложные состояния, перестроить свою моральную иерархию, встроиться в социальную структуру, понять свое место в группе.
С их помощью дети ищут ответы на жизненные вопросы: кто я такой, на что способен, как далеко я готов зайти? Насколько готов расстаться со своими старыми формами: детскостью, инфантильностью, зависимостью? Могу ли я взять на себя новые формы: ответственность, самостоятельность, автономию? Такой опыт не приходит сам собой, для этого нужно некое психологическое усилие, некая энергия. И игра помогает эту энергию создать.
Ключевая характеристика всех обрядов инициации — опасность. В этой игре она тоже есть, хотя и в очень малой степени. Возможно, у особо впечатлительных подростков или детей с тревожными расстройствами игра может вызвать панические атаки, нарушения сна, диссоциации, активацию некоторых страхов. Но тут важно понимать, что абсолютно безопасных игр и безопасных дел для ранимой и переходной психики подростка практически не существует.
Родителям надо осознавать, что подростку нужны ответы на экзистенциальные вопросы и он так или иначе будет искать способы эти ответы получить. И если мы очень жестко на эти способы реагируем, пугаем, запрещаем, ограничиваем, не говорим с ребенком, не смотрим с ним сложные фильмы, не читаем интересные, сложные книжки, попытки найти ответы становятся для него более опасными, потому что он растерян, хуже понимает, зачем это нужно, что происходит, и в результате становится более ведомым.
Слишком жесткие ограничения создают препятствия для развития, задерживают ребенка в его прошлом возрасте, инфантилизируют его. К сожалению, мы сейчас часто видим двадцатилетних детей, которые не могут сами сделать домашнее задание, понять, как устроено расписание в университете. Что же говорить про такие сложные внутренние процессы, как ответственность. Ведь ответственность всегда сопряжена с выбором, риском, и в какой-то момент психику этому риску нужно научить.
Подобные игры — нужная психике подростка обрядовая вещь, связанная с инициацией, переходом во взрослость. И так или иначе ребенок будет искать возможность этот переход совершить. Нужно отнестись к этому как к важной задаче возраста: не запрещать, не транслировать собственную тревогу подростку.
Можно поискать культурные способы пережить инициацию: отправить ребенка в лагерь, в долгий поход с незнакомой компанией, найти еще какие-то способы. Главное — инвестируйте в контакт со своим подростком, не игнорируйте, не обесценивайте, не вините, не запугивайте, а просто разговаривайте с ним, помогайте ему переосмыслить себя и пережить этот сложный период.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety