Чартерная школа в США: опыт моей семьи
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В нашей семье трое детей, двое из которых родились в США. Мы живем в пригороде Финикса, и здесь дети посещали разные дошкольные учреждения: сетевые частные сады, садик на дому у соседки, дошкольный центр с маленькими группами, русский культурный центр. Старшие дети уже школьники, и сейчас они учатся в чартерной школе в Аризоне — об этом и будет статья. Заранее хочу подчеркнуть, что каждый опыт индивидуален, и далеко не всегда распространяется на другие школы, и тем более на другие штаты.
Чаще всего дети идут в школу в пять лет, причем определяющим служит не год рождения, а факт того, исполнилось ли ребенку пять лет к определенной дате. В разных штатах эти даты отличаются: разброс от 31 июля до 15 октября, но как правило водоразделом служит конец августа-начало сентября.





Эта формальность соблюдается не всегда. Иногда родители отправляют ребенка в школу позже, если он еще не готов. Например, в детском саду, где я работала, был пятилетний мальчик, испытывающий трудности с посещением туалета. Или могут зачислить ребенка в школу немного раньше срока, но для этого может потребоваться пройти тестирование.
Очевидно, больше всего колеблются родители тех детей, у кого день рождения в августе-октябре. С одной стороны, нужно платить еще целый год за садик и потерять пул друзей-выпускников. А с другой стороны, жалко бедных четырехлеток: ведь их ждет дисциплина, домашка и отсутствие дневного сна. По большей части, от других мам и учителей я слышала мнение, что лучше быть самым старшим в классе, чем самым младшим.
Начинается учебный год тоже везде в разное время. Даже внутри нашего — не то что штата — одного города какие-то школы открывают свои двери в середине июля, а какие-то — ближе к середине августа. Количество учебных дней выравнивается в течение года, потому что положение и продолжительность каникул в школах тоже отличаются. Внутри семьи мы с мужем по привычке продолжаем называть начало школы первым сентября — так и говорим, например: «В этом году первое сентября будет третьего августа».
Первый учебный год называется Kindergarten. В зависимости от штата, он может быть необязательным к посещению. В Kindergarten можно ходить на полдня, до 12:30. Или на полный день, до 15:00, обычно за дополнительную плату (опять-таки зависит от штата) — в нашей школе это $300 в месяц.
Существует несколько типов школьного обучения в Штатах: обычные государственные школы, так называемые школы-магниты, чартерные школы и частные школы (в том числе с религиозным уклоном), онлайн-школы и домашнее обучение (в том числе в формате микроскулинга), школы-интернаты, школы для детей с особенностями.
Основные из них следующие: государственные (public), чартерные (charter) и частные (private). Обучение на дому тоже довольно популярно. Среди моих знакомых к нему прибегают по различным причинам: проблемы с общением со сверстниками (травля и т.п.), недовольство школьной программой и уровнем преподавания, желание сохранить родной язык (в среде мигрантов).
Государственные школы бывают очень разными, встречаются и откровенно плохие. Школы Аризоны в целом считаются хорошими, в некоторые непросто попасть. Там организовано питание, есть бесплатные кружки — порой весьма нетривиальные, например, игра на саксофоне. Часто отсутствует не только форма, но и требования по одежде в принципе, поэтому я вижу школьниц то в пижамах, то в ультракоротких шортах.
От дома до школы и обратно детей развозит желтый автобус. Кого-то могут подвозить родители, а ребята, живущие рядом, часто ездят на велосипеде или ходят пешком. В общем, все как в американских фильмах. Кстати на всех дорогах, окружающих территорию школы, во время уроков прямо на дороге выставлены знаки, чтобы водители снижали скорость. Утром и по окончании занятий на переходах дежурит сотрудник, который помогает детям переходить через дорогу.
Частные школы — место для состоятельных людей. Для интереса я смотрела цены в одной: стартовая цена $20 000 в год, плюс всякие дополнительные расходы. Конечно, школа заинтересована не только в богатых родителях, но и в успешных учениках. Поэтому одаренных детей могут принимать на стипендию. У меня нет близких знакомых из частных школ.
Чартерные школы финансируются и государством, и пожертвованиями, спонсорскими и/или родительскими. Благодаря этому, школы получают некоторую независимость от государственных стандартов — в отношении образовательной программы и внедряемых ценностей. Несмотря на частичное финансирование государством, в чартерных школах, как правило, нет бесплатного питания, кружков и транспорта.
Мой сын ходит в довольно популярную в Аризоне чартерную школу, у которой есть несколько филиалов, в том числе отделение с христианским уклоном. Наш выбор был обусловлен следующим:
- В школе работает наша подруга, русская американка, и мы надеялись, что в случае потенциальных проблем, она сможет прийти на помощь. К счастью, в этом не возникало необходимости.
- В классах всегда находятся два педагога: как правило, один преподает материал, а другой контролирует, как ученики его усвоили. Дети получают больше внимания от учителей.
- В школе есть программа Exceptional Student Services для детей с особенными нуждами. В нее входит, в том числе, работа с учениками, которые дома говорят на другом языке, что для нас было очень важно. Специалисты по английскому языку ведут ежедневные отдельные занятия в маленьких группах. Например, у сына в группе были мальчик из Перу, девочка из Китая, мальчик из Марокко.
На каждый год обучения наша начальная школа принимает 90 учеников: по 30 детей в каждом классе. Поступление в школу происходит на основе лотереи с преимуществом тех, у кого старшие сиблинги уже посещают учебное заведение — за тем, как проходит лотерея, можно наблюдать онлайн.
Для тех детей, кто идет в Kindergarten, предусмотрен список необходимых умений. В него входят и академические требования: например, знание алфавита и букв в обоих регистрах, умение считать до 20, знание основных геометрических форм. И общие навыки: например, самостоятельное посещение туалета, отсутствие дневного сна, умение пользоваться ножницами. По факту мало кто из детей отвечает абсолютно всем пунктам этого списка, но это и не служит основанием для отказа в приеме. Школа предлагает летний лагерь для тех, кто не получил «плюсик» по каждому пункту, но это больше похоже на очередную статью, пополняющую бюджет.
Форменную одежду какие-то чартерные школы требуют, какие-то — нет. В хороших школах, расположенных в дорогих районах, отсутствие формы может привести к ярмарке тщеславия. Некоторые наши знакомые, родители детей-подростков, от этого страдают.
В нашей школе обязательна форма: не просто крой и цвет, но и присутствие школьного герба на поло и жакетах. Регулируются, в том числе, цвет носков и украшения для волос у девочек. На одежде и других личных вещах (ланчбоксе, рюкзаке, бутылке и т.д.) запрещены изображения, имеющие отношение к современной поп-культуре. Обувь должна быть целиком белая или черная с немаркой подошвой.
Необходимая канцелярия тоже закупается одинаковая на весь класс, чтобы избежать проблем с хвастовством и завистью.
Я посчитала, сколько стоит собрать ребенка для первого года обучения. Канцелярия (можно заказать готовый комплект, который привезут прямо в класс, — он стоит дороже, или самостоятельно купить все по списку) — $55. Учебники, художественные книги, материалы для творчества и разовый взнос в фонд поездок — $120. Одежда (три поло, двое шорт и двое брюк, одна кофта с длинным рукавом, комплект носков, две пары обуви) — около $160. Личные вещи (рюкзак, ланч-бокс и поильник) — $65. Все вместе выходит примерно на $400. Дальше можно немного сэкономить, потому что личные вещи служат не один год, а одежда и художественные книги переходит младшим детям. Хорошо, что у нас их не так много, как в семье Уизли.
Централизованное питание в нашей школе организовано в виде кейтеринга. Его обеспечивают сети фаст-фуда, но хотя бы не самые плохие. Стоимость $10-15 в день, и, как правило, это кусок пиццы, или наггетсы, или сэндвич с салатом из пресловутого айсберга. Но в младших классах почти все дети берут перекус и обед из дома с собой.
По средам в нашей школе всегда короткий день — до 12:30. Эта маленькая передышка посреди недели радует школьников. А родители на вечер могут предложить ребенку какие-нибудь дополнительные занятия. Например, в прошлом году мы водили детей на занятия по футболу и теннису. В этом — тоже, скорее всего, будем, но пока очень жарко. Родители, которые не могут забирать детей так рано, обычно оставляют их на школьные кружки или продленку сразу после уроков — за дополнительную плату.
Как я упоминала, в чартерных школах есть определенная свобода в выборе ценностей, поэтому многое зависит от руководства. Настоящий директор нашей школы ратует за всякие традиционные ценности. Например, туалеты есть только для двух полов, и никаких they в отношении детей.
Помимо стандартной американской клятвы Pledge of Allegiance, каждое утро дети проговаривают мантру нашей школы: мол, честное благородное, что буду хорошим учеником, добрым товарищем и если что-то не срослось сегодня, буду стараться, чтобы добиться этого завтра. В кабинетах часто можно встретить плакаты с мотивационными надписями, формирующие позитивное мышление. Помимо этого есть постеры с условными обозначениями для тех, кто тянет руку, — мне кажется, очень удобно, когда учитель без слов может понять, что нужно ученику.
Школа позиционирует себя как заведение с классическим образованием. Там увеличено количество уроков по музыке и рисованию. Мне очень нравятся уроки рисования: дети изучают известные картины разных художников, их технику и особенности стиля, пытаются повторить какие-то приемы, используют для рисования краски, карандаши, пастель, маркеры.
В качестве иностранного языка в Аризоне, очевидно, чаще всего преподают испанский, но есть школы где учат китайский, французский или немецкий языки. В средней школе также начинают учить латынь.
Оценок в привычном смысле в начальной школе нет. В конце каждой четверти родителям рассылают результаты аттестации, где учителя оценивают разнообразные показатели успеваемости по уровням: ниже ожидаемого, ожидаемый, выше ожидаемого.
И есть баллы, которые выставляются в конце еженедельных работ по математике и английскому: сколько заданий из всех ребенок выполнил правильно. Интересно, что в другой чартерной школе ученики не имеют права обсуждать между собой свои оценки: никто не должен знать об успеваемости других. В нашей школе учителя тоже не объявляют оценки вслух, но дети могут делиться этой информацией.
Для укрепления вертикальных социальных связей и мотивации учеников существует система внутришкольных объединений. В начальной школе они называются Королевства — у каждого свой цвет и название: Камелот, Нарния, Шир и т.д. По сути дети разного возраста из разных классов периодически собираются вместе и проводят что-то типа тимбилдингов, учатся работать в командах, младшие перенимают опыт у старших друзей. В день королевств все дети приходят в школу в цветных футболках, соответствующих своим Королевствам. За личные и командные достижения ученики получают очки, а в конце года объявляется Королевство, выигравшее гонку по очкам. Да, я тоже все время вспоминаю про «десять очков Гриффиндору!»
Для горизонтальных связей и профилактики травли, детей после каждого учебного года перемешивают между классами. При этом в начальной школе классные руководители меняются каждый год, то есть один учитель специализируется на одном этапе обучения. А дети каждый год переезжают в новый класс. Также детей пересаживают внутри класса каждую четверть, таким образом все успевают посидеть и на первой, и на последней парте, и рядом друг с другом.
Мне нравится, что учителя всегда открыты к родителям и ученикам: в начале года они передают каждой семье буклет, где рассказывают о себе в свободной форме. Обычно пишут, где и когда родились, о своей семье и увлечениях, о том, когда начали работать учителем вообще и конкретно в этой школе. О том, что ценят в работе и детях, об особенностях учебного процесса, если они есть. Могут приложить какой-нибудь небольшой подарок (например, пакет цветочных семян) или угощение.
Педагоги оперативно реагируют на сообщения даже о подозрении на буллинг — у них есть протокол действий на такой случай. Учителя стараются пресекать любые возможные конфликты и травмы, вплоть до вещей, которые могут показаться абсурдными: например, детям на перемене нельзя играть в салки, чтобы они не могли толкнуть друг друга даже случайно. И даже перемены у разных классов происходят в разное время, чтобы во время активных игр на площадке были дети только одного года обучения.
Что касается перемен в целом: в полном учебном дне три перерыва по 15-20 минут, когда дети выходят на улицу играть на площадке. Утром есть 10-минутный перекус в классе. Перерыв на обед длится 20 минут, и после него учитель еще около получаса читает вслух — дети могут слушать, сидя на ковре.
В первые годы обучения один педагог с помощью родителей-волонтеров каждый день по очереди проверяет, как читают сами дети. Отметки о чтении ставятся в специальный дневник. Ребенку выдается книжка соответствующего уровня сложности. Когда ребенок переходит на следующий уровень, его обязательно хвалят, отмечают это в дневнике и в следующий раз выдают книгу уже из новой категории.
Со второго класса есть еще дневник-календарь, более привычный для нас: там ребенок записывает домашнее задание, а родители и учителя ставят отметки.

В течение года в начальной школе проходит несколько мероприятий. Два концерта, которые готовит учитель музыки, — дети там только поют под аккомпанемент. Причем классы выступают по очереди, чтобы родители в зале находились порционно. В день концерта также проходит выставка работ, выполненных на уроках ИЗО.
Осенью проходит День персонажей — альтернатива Хэллоуину. Допустить страшные костюмы классическая школа не может, но желание детей нарядиться надо принимать в расчет. Поэтому дети выбирают костюмы классических книжных героев для перевоплощения. Я, признаться, неравнодушна к Дню персонажей — с большим воодушевлением готовлю костюмы! Пока их было только два: Петсон из серии книг про Петсона и Финдуса Свена Нурдквиста и Страшила из «Волшебника изумрудного города», или «Волшебника страны Оз», если говорить о США.
Еще осенью устраивают Средневековую ярмарку с батутами, аквагримом и конкурсами. Билеты на нее платные, но посещение необязательное, вырученные суммы идут на нужды школы. Весной проходят «веселые старты»: игры и соревнования на большом школьном поле. На эти два мероприятия родителей также приглашают волонтерить.
Тема, которая заставляет особенно полыхать в России: взаимодействие родителей со школой и друг с другом. Здесь, пожалуй, мне нечего подкинуть в топку: живое общение сведено к минимуму, а электронное — существует в одностороннем формате.
Есть еженедельная рассылка от школы и от классного руководителя. В общешкольном дайджесте содержатся: послание от директора на разные околовоспитательные темы, отчеты и напоминалки о прошедших и будущих мероприятиях, расписания кружков и выходных дней, заметки про всякие школьные дела и важность донатов. Письма же классного руководителя посвящают в академические и организационные подробности конкретного класса.
В школе существует главный родительский комитет, который устраивает мероприятия для всего школьного комьюнити. Они необязательны, это что-то вроде тимбилдинга. Например, чаепития в арендованном кафе, встречи в аквапарке, вечернее уличное чтение для детей вслух, спортивные мероприятия, выезды с палатками.
Внутри каждого класса есть один-два активных родителя: они общаются непосредственно с учителем и делают рассылку родителям, информационную или с запросом на помощь. Во втором случае можно зайти в расшаренный список и отметить, какую пользу ты можешь принести классу: от упаковки влажных салфеток или печенья для чаепития до сопровождения детей на экскурсию.
Также родителей просят волонтерить — приходить в школу, чтобы помогать слушать, как дети по очереди читают вслух.
В начальных классах родители должны контролировать выполнение домашней работы: проверять математику, слушать чтение вслух и поправлять произношение при необходимости, диктовать словарные слова для записи.
В Kindergarten «понаехавших» родителей приглашают прийти с рассказом об их родной стране на урок географии, когда изучается тот или иной регион. Конечно, решились немногие: сын сказал, что за весь год было трое человек, включая меня. Но я посчитала, что это неплохой вызов — за 15 минут рассказать о России, не скатываясь в стереотипы (кремлин из зе харт оф москоу), но в то же время и не копая глубоко, ведь средний возраст пытливой аудитории составлял 5,5 лет.
Классные собрания не проводятся, но после первой четверти есть одна обязательная индивидуальная встреча с учителем. Конечно, всегда можно попросить о личной встрече или написать письмо, если возник какой-то вопрос. Родительских чатов в Вотсапе нет! Еще классные учителя иногда передают родителям Glow или Grow Notes касательно их детей: в Glow note детей хвалят и выделяют их сильные стороны, а в Grow note пишут, чему надо уделить внимание, так сказать, выделяют зону роста.
Когда нужно сделать подарок учителю на новый год или день рождения, каждый может сделать это индивидуально, если хочет. Также в конце учебного года в садах и школах идут так называемые недели признательности учителям, teachers appreciation week. Предполагается дарить им небольшие подарки и проявлять внимание. Удобно, что на каждого педагога есть открытое досье о том, что он любит: еда, хобби, магазины, кафе, сладости, цветы и цвета… И к праздникам родитель выбирает подарок по карману. Это может быть что-то конкретное или карточка на онлайн-шопинг, в ресторан, супермаркет. Можно купить цветы или ограничиться запиской с благодарностью. Мы обычно делаем разовые подарки на сумму $15 — то есть в год выходит около $50 каждому из двух учителей одного класса. Мы с другими русскими мамами не перестаем удивляться, что на любой подарок учителя пишут открытку с благодарностью. Причем не отписку, типа «спасибо, дарите ещё», а прямо расписывают, чем хорош подарок и «как нам повезло, что вы у нас есть». Вот в этом году я передала только букеты — а какой фидбэк! И это ж надо каждому, кто принес подарок, успеть написать!
Еще один немаловажный вопрос — денежный. Как я говорила, чартерные школы нуждаются в дополнительном финансировании: иногда это осуществляют спонсоры, и тогда с родителей в принципе никаких денег не просят. Но в нашей школе просят донатить, и рекомендованная сумма $125 в месяц с ребенка. Есть даже специальная должность — менеджер по общению с родителями, который старается лично знакомиться и периодически общаться со всеми родителями, объясняет, куда направляются полученные деньги, рассказывает, как можно донатить так, чтобы часть денег возвращалась в качестве tax credit. Переводить школе можно любую сумму, но если не платить, то из школы не выгонят.
Средства, полученные от семей учеников, идут на прибавки учителям, чтобы школа была конкурентна на рынке труда. А также на благоустройство, найм дополнительных специалистов, поездки в музей, театр или зоопарк — так называемые field trips.
Непривычной для меня практикой оказались «сдача и получение» детей. Желтые автобусы работают при государственных школах, поэтому в чартерных — родители сами развозят своих чад. Но очевидно, если бы все приезжали, парковались и уезжали в любое время, это превратилось бы в столпотворение. Поэтому организуется автомобильная очередь.
В начале года для родителей делается рассылка с подробными инструкциями и схемой. Машины подъезжают к воротам и выстраиваются друг за другом в очередь, занимая правую полосу на прилегающей улице. Далее, при заезде на территорию школы, очередь делится на несколько рядов. В определенном месте машины порциями останавливаются, там сотрудники школы подходят к каждой машине, сами открывают ее и провожают ребенка до входа в школу. Машины — продолжая движение, но уже без детей — выезжают с территории школы, на их места заезжает следующая партия и так далее.
Забор осуществляется в целом так же, только у каждого ребенка есть свой номер, и родитель должен выставить его под стекло. Сотрудник стоит на въезде и вводит прибывающие номера в приложение: учитель в классе получает сигнал, что за конкретным ребенком приехали. Ребенок выходит на улицу, и там опять же сотрудники сажают его в машину к родителям. Выглядит сложно, и первый раз было очень страшно, но когда привыкаешь, то понимаешь, насколько это удобно.

Высадка и посадка создают, конечно, заторы на улицах, хоть они в Аризоне очень широкие. Некоторые водители не сразу понимают, что встали в очередь из родителей школьников, и потом выезжают оттуда. А если блокируется линия для поворота, водителям приходится осуществлять поворот из полосы, не предназначенной для этого.
В автомобильной очереди люди иногда ведут себя также, как в обычной: кто-то тупит, кто-то норовит пролезть в середину, кто-то паркуется на маленькой школьной парковке в часы пик несмотря на просьбы администрации так не делать, кто-то пропускает в основную очередь тех, кто приезжает с боковой соседней улицы — так что не обходится без грубостей. В начале прошлого года даже была рассылка от директора с просьбой воздержаться от неприличных жестов и криков на территории школы.
Приводить и забирать детей пешком тоже можно, правда, в Аризоне из-за климата и расстояний этим мало кто пользуется.
Добавлю пару слов о том, как школа устроена физически. Это одноэтажное здание, с двумя входами: один — для младшей школы, другой — для средней и старшей. Два крыла соединены коридором, в котором располагаются шкафчики старшеклассников. Соответственно есть два спортзала, они же актовые залы: поменьше и побольше.
Внутри классов нет окон на улицу: вероятно, это сделано из соображений безопасности и климатических условий. Все помещения с окнами заняты административными кабинетами, а классы находятся во внутренней части здания. Зато в каждом классе есть окно, выходящее в коридор — так что, любой, кто идет по школе, может видеть, что происходит внутри. В коридорах всегда есть свободные стулья и столы и развешены работы учеников. Кстати, очень удобно, что у пятилеток в Kindergarten есть туалеты прямо в учебных кабинетах.
Рекреаций, чтобы проводить перемены внутри школы, нет. Дети выходят на уличную огороженную площадку, покрытую тентом, который защищает в жару. Если идет дождь, что в Аризоне редко, но бывает, дети ходят в спортзал или остаются в классе.
Классы оснащены проекторами, которые позволяют учителям работать с книгами и бумагами так, чтобы это хорошо видели все дети. Парты у детей индивидуальные, но обычно сдвинуты. В каждом классе есть библиотечный уголок, шкафчик для ланчбоксов и длинная полка, на верх которой ставятся поильники, а внизу на крючках висят рюкзаки и одежда.

В целом, наши ожидания от школы оправдались: пожаловаться особо не на что, ни один из учителей не вызвал вопросов и все возникающие проблемы решались в адекватном ключе. Сыну очень помогли дополнительные занятия английским в малых группах. И с точки зрения языка: учительница в следующем классе и не догадывалась, что у сына английский — второй язык, и с социальной точки зрения: его первые друзья были именно оттуда.
Академические успехи тоже очевидны — иногда даже слишком. Например, используя систему фонограмм, дети очень технично и быстро учатся читать уже в пять лет, уделяя этому много времени. Мне даже пришлось пойти против системы, и пропускать домашнее задание по чтению на английском, заменяя его чтением на русском. Иначе был большой риск, что ребенок потом вообще не будет читать на русском языке, потому что «на английском легче» — я наблюдала такие случаи в среде наших знакомых.
Мне нравится, что требования к родителям сведены к минимуму, но при этом всегда есть пространство для того, чтобы глубже погрузиться в среду, если кто-то хочет более активного участия в школьной жизни своего ребенка.
Для работающих родителей реальной проблемой становится то, что школа заканчивается в три часа дня (а по средам в 12:30), и ребенок не может сам покинуть школу и пойти домой. Нужно либо жертвовать частью рабочего времени, либо решать этот вопрос: продленка в школе, няня или т.н. afterschool care в детских садах — а это дополнительные траты и лишняя нагрузка на ребенка.
Сложно было оценить свое отношение к форме до того, как началась учеба: теперь же я понимаю, насколько это удобно и для ученика, и для родителя. А покупка подержанной формы, организованная родительским комитетом, при желании позволяет сэкономить.
Но меня не оставляет ощущение, что пять лет — это слишком рано для того, чтобы начинать учиться в школе. И делать домашнюю работу вместо того, чтобы после семи часов, проведенных в классе, вечером беззаботно играть, гулять и смотреть мультики.



