Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество
Меня всегда поражало, насколько школьные теоретические знания оторваны от жизни.
Почему детей учат абстрактным задачам вместо того, чтобы, например, обучить, как рассчитать НДФЛ или плату за коммунальные услуги, разобраться в квитанциях? Зачем повторять про Лондон «из зе кэпитал оф грейт британ», а не почитать ежедневные газеты на иностранном языке, перевести этикетку, фильм в конце концов?
Здорово, что сейчас начали делать какие-то шаги в этом направлении и школа хоть немного подтягивается к тому, чтобы учить просто жить.
Как развивать у детей функциональную грамотность? Общаться с ними наравне, как со взрослыми. Объяснять свои действия. Например, почему нельзя дать собаке облизать тарелку и потом пользоваться ею, несмотря на то, что она выглядит чистой. Почему одно пятно проще отстирать горячей водой, другое — холодной, что-то — щелочью, а что-то — кислотой или спиртом. Почему мы кладем в землю семечки, а вырастают помидоры.
Зачем поливать и полоть. Почему выгоднее купить курицу и овощи и приготовить обед самим, а не взять полуфабрикаты. Почему папа раз в месяц переворачивает несезонные покрышки. Нужно просто жить со своими детьми, общаться, отвечать на их вопросы.
- Александра ШмароваУшла гуглить про покрышки9
- виноградная косточкаЯ считаю, что вещам, которые вы перечислили должны обучать родители в семье. Вот вы правильно сказали: "Нужно просто жить со своими детьми, общаться, отвечать на их вопросы." , и этим должны заниматься родители. А то конечно удобно устроились, я ребенка в школу отдам, пусть его там всему научат, а мне готового назад домой вернут. В школе должны дать базовые научные знания, как считать, писать, дать базу для поступления в университет, где человек уже более подробно познает интересующий его предмет и сферу. А базовым "житейским" правилам должны учить в семье, как посадить морковку на даче, как рыбачить, как отверткой открутить болтик, как считать и копить свои деньги, как приготовить макароны чтоб не слипались, да перечислять можно бесконечно Общайтесь со своими детьми, помогайте им комфортно и интересно стать взрослыми, старайтесь отвечать на их миллион вопросов, будьте рядом, и они будут похожи на вас)95
- Александр МаркеловНу какие-то элементарные вещи и родители могут объяснить. А в житейских вопросах жизнь сама научит.11
- Теодорос Загоракисвиноградная, но не в каждой семье родители могут научить этим вещам, к сожалению. И дети из неблагополучных семей, например, могли бы получить новые полезные знания в школе и использовать их во взрослой жизни17
- Системный инженерВ школе должны давать основы. Но не повседневной жизни, а зачатков наук как информации об окружающем мире. Нужной для жизни и базового понимания происходящего вокруг. Зачем поливать и что выгоднее - пусть родители рассказывают. Школа не может нормально учить тому, чему должна, а вы хотите, чтобы житейским вещам обучала, по которым опыт у каждого человека свой. Пример. "Почему выгоднее купить курицу и овощи и приготовить обед самим" А учительница - богатая, питается в ресторанах. И что она будет объяснять, что выгоднее обед самой приготовить? Ну это вообще абстрактный пример. Но вот реальнее. Говорят, что в школе надо преподавать основы финансовой грамотности. А кто будет преподавать, учительница, которая говорит "у меня откладывать нечего, живу от зарплаты до зарплаты"? И чему она научит? "Почему папа раз в месяц переворачивает несезонные покрышки" Таких житейских вещей - миллион, все не припомнишь и не научишь. И не всем надо. Вот моему сыну такая информация тоже без надобности, у него папа ничего не переворачивает. Да и я сам без понятия, про что вы. И живу как-то)40
- ObvЯ покрышки никогда не переворачивал, но я их и храню не стопкой на боку, а их "естественном положении". Но, думаю, что это уж совсем из прошлого. По сути сказанного согласен. В т.ч. меня очень поразило, когда я ВУЗе на 3 курсе обучения по специальности "экономист-математик" на предмете "Финансовая математика" изучал, как процентные выплаты по депозиту считать. Мне то казалось, то это задача максимум для 5-го класса школы :) Но в школе ее, действительно, не учили решать :) Я лично считаю, что по крайней мере в РФ ужасающе плохое школьное образование. Полностью противоположное тому, каким оно должно быть в 2025г. И это не только современная проблема. Школьное и высшее образование полностью сломали при Брежневе. Хотя оно и раньше вызывало большие вопросы, но при Брежневе его разломали полностью. Самое что смешное, что это полностью сломанную до полностью противоположного нормальному систему еще и называют "лучшим в мире советским образованием". А РФ только унаследовала полностью сломанную систему и продолжает ее воспроизводить. Принципиальных проблем в школе я вижу две: 1. В средней школе запихивают чрезмерно углубленные знания во всех учеников, без учета их интересов. И делают это в чрезмерно академическом ключе. В результате учеба приобретает характер рабского труда - дети по большей части учат совершенно неинтересные им знания из страха наказания за плохую учебу. Это рабский труд в чистом виде. Что вызывает ненависть к труду. Кстати, о проблемах рабского труда рассказывали в школе же, но как и остальные школьные знания, это пролетело мимо ушей. В итоге средний человек лет 40 ничего не знает из того, что учил в средней школе и часто даже испытывает отвращение к подобным знаниям - это полный провал. 7 лет потрачены на то, чтобы убедить человека, что академическое знание - это абсолютно бесполезная скучная хренота. Кстати, программа младшей школы обычно усвоена куда лучше. Потом человек еще 4-6 лет учится в ВУЗе, после чего обычно полностью неспособен работать по специальности. А если бы он вместо этой учебы шел подмастерьем работать, как в Средние века, то мог бы много чего. Полный провал. Но это уже немного другая история. Главный вызов современной школы - это не заколотить побольше знаний в голову. Это раньше было актуально, когда если ты не получишь знания в школе, ты их не получишь нигде. Сейчас на расстоянии нескольких нажатий кнопок на клавиатуре академического знания столько, что 100 жизней не хватит для их изучения. Конкретные знания как результат общего образования сейчас абсолютно неважны (как профессионального 0- да, но как общего - нет) - важно наличие желания нажать эти кнопки и начать получать знания. 2. В средней школе человека учат быть винтиком. Это социализация, прямо противоположная нормальной. Главный современный социальный навык взрослого человека - умение решать за себя. В школе же учат жить в среде, где за тебя всё решено. Это очень полезный навык для последующей срочной службы в армии рядовым и отчасти для отсидки в тюрьме, но современный взрослый человек должен иметь прямо противоположные навыки для хоть сколько-нибудь удовлетворительной жизни.9
- Системный инженерТеодорос, не в каждой могут - а школа должна? Этих вещей миллион, всем не угодишь.34
- Системный инженерАлиса, и зачем обязательно 3Д, моделирование и проч.? Это специфичные знания, большинству не пригодятся.22
- Илина ГригорьеваА мне бы хотелось, чтобы в школе мне дали общую какую-то картину мира, а не разрозненные факты. Например, сейчас с удавлением изучаю, как гностические идеи оказали влияние на современный мир. Интересно быть не просто обывателем, а смотреть в глубину, на уровне идей. Хотя, может в каких-то школах и дают такое образование6
- Тётушка Повиноградная, да я вобщем-то тоже так считаю... комментарий был под статьёй об обучении "функциональной граммотности". И сейчас, "мнение" вырванное из контекста, выглядит немного странно и противоречиво11
- Кукушкины байкиУ меня ребенок школьник. В том году у них была проверка функциональной грамотности, где им давали расписание работы трех выставок, состав семьи и надо было все эти выставки посетить заинтересованным людям за отведенное время и минимальные деньги - вполне себе функционально. Откуда я это знаю? Дитя болело и классрук выложил это в чат, чтобы можно было подготовиться. В этом году у них есть предмет "Финансовая грамотность", где на прошлой неделе они проходили Центробанк и его функции. И мое дитя учится в обычной школе г. Москвы по стандартной программе ФГОСа. Конечно, я грущу, что у ребеночка пропали труды, где учили резать и термообрабатывать овощи, а вместо этого они постигают основы 3д рисования. Но всем не угодишь. Что касается английского языка, к сожалению, многие коллеги моего детеныша с зе кэпитал оф грейт британ не справляются, а тут газеты читать предлагаете. И математика тоже не скакнет вперед, потому что некоторые навыки нужно отрабатывать долго-долго. Программа сейчас насыщенная, и прежде чем быть недовольным школой, надо туда сходить поучиться ребенком. Потому что ваше обучение никакие современные веяния не исправят, так как оно уже закончилось.21
- ЕсенинаШкольная программа, конечно так себе. Министерство образования приложило свою руку, чтобы сделать ее максимально скучной и не интересной. Но далеко не бесполезной. - "обучить, как рассчитать НДФЛ или плату за коммунальные услуги, разобраться в квитанциях?" - НДФЛ рассчитать можно с помощью любого онлайн калькулятора, потратив на это секунд 30. Квитанции приносят уже готовые со всеми рассчетами, чтобы сравнить показания особых знаний и навыков не требуется. Да и зачем школьникам эта информация? Мне она в 35, но особо то и нужна... - "Зачем повторять про Лондон «из зе кэпитал оф грейт британ», а не почитать ежедневные газеты на иностранном языке, перевести этикетку, фильм в конце концов?" - потому что это как минимум уровень B2 и выше, школьная программа до него не доходит. И опять же у всех разные интересы, если все будут смотреть один и тот же фильм и читать одну и туже газету, то подавляющему большинству это будет точно так же не интересно, а соответственно неэффективно. - "почему нельзя дать собаке облизать тарелку и потом пользоваться ею, несмотря на то, что она выглядит чистой." - это проходят на уроках естествознания или биологии в разделе о бактериях. - "Почему мы кладем в землю семечки, а вырастают помидоры." - это тоже изучают на уроках биологии в разделе растения и семена. - "Почему одно пятно проще отстирать горячей водой, другое — холодной, что-то — щелочью, а что-то — кислотой или спиртом." - а эта информация содержится в учебниках по химии. - "Почему папа раз в месяц переворачивает несезонные покрышки." - это из физики, там 100% было про деформацию предметов под воздействием внешних факторов и атмосферное давление. - "Почему выгоднее купить курицу и овощи и приготовить обед самим, а не взять полуфабрикаты." - ну тут я не знаю почему, и кому это выгоднее. Людям, которые много работают и хорошо зарабатывают, гораздо выгоднее заказать готовую еду или нанять повара. Потому что это непозволительная роскошь тратить 1,5 часа своего времени на приготовление курицы с овощами, если за эти полтора часа занимаясь своей работой, они могут заработать в 30 раз больше, чем стоимость этой курицы. Нас в школе на уроках технологии, учили штопать носки потому что это "выгодно и экономно". Но у нас в семье их никогда не штопали, потому это время лучше потратить на работу и купить новую одежду, чем тратить время и силы, на то чтобы ходить в рванье.18
- ТилоКонкретным жизненным навыкам должны обучать родители и другие значимые взрослые. Иначе зачем они нужны? Смысл школьного образования - развить высшие психические функции и дать минимальную научную картину мира. Да и человек, усвоивший базовую школьную программу, легко разберется с квитанциями и НДФЛ в отличие от тех, кому она не далась. К слову, насколько я помню, в нашей дворовой школе мы читали статьи на английском.14
- ТилоАлиса, зд-моделирование, фотошоп и прочая психология прекрасно изучаются всеми желающими в кружках по интересам.10
- МирославаЧему-то должны учить родители, мне кажется...8
- МирославаТеодорос, просто все обязанности невозможно перекинуть на школу16
- МирославаАлександр, а жизнь - самый строгий учитель4
- Jjjj"Зачем повторять Ландон ис...".. Ну как бы без базы понимать сериалы в оригинале не получится . Квитанции считать не учат, но таблицы понимать учат . про налоги и вклады на общаге рассказывают Изходя из моего окружения, подобное мнение декларируют люди, что саме в школе только не учились. Самый ярый адепт того, что в школе надо учить готовить и розетки чинить , считает, что нижний Новгород место, куда прибыли варяги Русью править. Про великий Новгород и Новгородскую область человек не знает ничего . Ну и по мелочи там приколов выше крыши10
- Александр МаркеловМирослава, это точно. Так ни школа, ни родители не научат.1
- А.M.Какая школа, в институте часто не учат многому, что пригодится в профессии и в жизни! Если школа даст базовое образование, то уже хорошо)8
- Системный инженерАлиса, "а зачем все остальные предметы?" Потому что что-то надо) "3д-моделирование - всем техническим специальностям" Я технический специалист, мне оно на фиг не надо.11
- KateДумаю, кто в школе хорошо учится, приучен к дисциплине и ответственности, без проблем разберётся к квитанциях. Всё стараются переложить на школу, вот только работать в ней никто не хочет)))8
- Victor LosevСистемный, это звучит так же, как: грамотен в правописании -- пишешь сложные романы мирового уровня; грамотен в биохимии клетки -- бегаешь ультрамарфоны; грамотен в распознавании запахов -- ты парфюмер создающий композиции высокого уровня и т. д. и т. п. :) Это так не работает, финансовая грамотность лишь повышает число клиентов у банков и брокеров (ТЖ это хорошо экслпуатирует), а не даёт долосрочный финансовый результат как таковой. Люди заканчивающие курсы по финансовой грамотности, если у них нет генетической предрасположенности и навыков управления собой, будут испытывают те же трудности, которые испытывают люди не закначивающие никаких курсов. Равно как и люди которые не заканчивали никаких курсов по финграму могут быть финансово эффективными, достаточно вспомнить всяких бабуль-куркуль :)6
- Нежный НоябрьЗнания вторичны. Главное - развить способности мозга. Это в целом про образование. При чем даже в университете. Это слова уважаемого д.х.н с химфака МГУ, который приходил читать лекции к нам на физфак. Информацию, как он говорил, сейчас несложно найти. Надо только знать в каком направлении искать и, найдя, как ею пользоваться.8
- ДмитрийПотому что описанные знания даёт либо семья, либо ответ с подробным описанием и шагами гуглится за 5 минут. А абстрактные задачи дают фундаментальные знания, помогающие самостоятельно разобраться в предмете, и учат учиться.7
- user615603811 лет объяснять , как заполнять квитанции и как отличить щелочь от кислоты? Будьте добры расписать 5 уроков в день (хотя бы) на 34 недели учебных недели в год и на 11 лет по темам. Буду признательна. Урок , напоминаю, идет 45 минут. Представьте картину: 45 минут учимся заполнять квитанции-дети на 20-й минуте начнут выть.Может вам не стоит отправлять своих детей в школу, а заниматься с ними самостоятельно? И все-таки напоминаю о своей просьбе:распишите на 11 лет...5
- ТаУвиноградная, ну, да. Арифметику изучили, таблицу умножения зазубрили, какая теперь печаль, из нового показания счетчика вычесть предыдущее и разницу умножить на тариф? Откуда вот этот вселенский плач о том, что этому в школе надо отдельный предмет посвятить?9
- Ник Завадски> Сейчас на расстоянии нескольких нажатий кнопок на клавиатуре академического знания столько, что 100 жизней не хватит для их изучения "Через минуту сын возвращается и говорит: "Обе сказали ДА!!!" Папа: "Ну вот тебе и пример: теоретически мы с тобой миллионеры, а практически..." То, что информация стало доступнее, не увеличило процент всесторонне образованных людей. На деле мы имеем огромную информационную лужу, от валяния в которой получаются прокрастинаторы, деграданты и просто люди, перегруженные бесполезной и несистематзированной информацией (и, кстати, дезинформацией).3
- Ник ЗавадскиАлексей, )))3
- АлексейШкола изначально создавалась не как способ повышения образованности масс и улучшения их шансов социальной мобильности. Вопреки этому наивному мнению школьное образование преследовало совсем иные цели. И она таковой остается и по сей день. Внешнее сходство современных школ с местами лишения свободы отражает новую социальную функцию учебных заведений, становящихся организациями, которые наряду с обучением и социализацией якобы защищают молодых людей от опасностей алкоголизации, наркотизации и прочих феноменов современного общественного устройства. Те, кто критикуют усилия государства по идеологической индоктринации школьников, совершенно не понимают смысл школьного образования. Критикуя пропаганду, они критикуют и главную функцию школы. Они требуют от государства того, чего оно никогда не обещало и никогда не будет выполнять. Долгое время государство предпочитало не заниматься образованием. Это была прерогатива семьи и церкви. Но с XIX и XX века все резко изменилось. Причиной тому стала необходимость контролировать огромные массы людей, которые в больших количествах скапливались в городах. Этот контроль осуществлялся через индоктринацию. Основной целью правящих элит, задумавших отправить детей бедняков в школы, было желание избежать необходимости прибегать к насилию для подавления недовольства, когда эти дети вырастут. Проще через учителя воспитать смирение перед жизненными обстоятельствами и повиновение властям. Государства прибегают к открытым репрессиям, когда у них не хватает сил и ресурсов на скрытые: слежка, политическое давление и т.д. В эту категорию можно отнести и деятельность школ, которые в то время организовывались по армейскому принципу, где в классе главенствовал учитель с полномочиями диктатора. Его задача была воспитать детей и снизить необходимость прибегать к насильственным репрессиям для подавления недовольства в будущем.5
- ДианаВсему, что вы описали, можно научиться за пять минут в гугле, а главное, для этого уже есть мотивация. А для получения фундаментальных знаний, которые пригодятся в лучшем случае через 11 лет, никакой мотивации у ребенка нет, и без поощрения в виде оценок в школе у него вообще не будет ни единой причины этим заниматься, т.к. настолько долгосрочных последствий в 7 лет осознать просто невозможно. К слову, некоторым упомянутым вами вещам уже учат в школе - например, проходят НДФЛ на обществе, учат рассчитывать проценты по кредиту на математике и так далее. Часть вещей в обычной МБОУ СОШ выполнить невозможно - как вы себе представляете идею с переводами фильмов? Это имеет смысл только когда у всех в классе хотя бы б1, а до этого уровня по программе доходят только к выпуску (в реальности вообще не доходят)4
- ДианаАлиса, сначала ноют, что у выпускников нет логического мышления, потом предлагают превратить всю математику в бездумный счет процентов типа экономической задачи. Гениально3
- Алиса СелезнёваJjjj, давайте в другую крайность Про великий и нижний Новгород мы разобрались. А сможете ли поменять розетку и приготовить обед?1
- JjjjАлиса, на ваш коммент можно с двух сторон подойти Формально, родители тоже должны участвовать в воспитании и тоже что-то давать детям Второе, за качество обучения, если кого-то убьет током кто будет отвечать?1
- JjjjАлиса, и уж приготовить обед это фигня1
- el_oso_koalaМеня в школе учили вполне себе на обществознании и считать НДФЛ и тому, что имущество супругов общее, а наследство одного из них - нет, и много чему ещё. Тем не менее, первично ребенка социализирует семья, а не школа. Смысл детей заводить, если их не воспитывать?3
- Анастасия ОваЯ за более подробные разборы нужных предметов и учебу без спешки с минимумом домашних заданий!!!! Пусть на каждую букву к примеру отводится по 3-5уроков у первоклассников, а вот всякие логарифмы прочий бред старшей школы либо сильно упразднён, либо вообще перенесен в институт. И вот, если у ребенка есть желание это учить, и в этом копаться, то пожалуйста, поступай - учи. Если нет, то нефиг этим бредом захламлять голову. А то в начальной школе всё бегом, бегом, "галопом по Европам", чтобы на ненужные знания время осталось?! За 17 лет, прошедшие с окончания школы, мне пригодились знания таблицы умножения, чтения, счета столбиком, пропорции и т.д. И мне абсолютно не пригодились знания логарифмов, всяких синусов, косинусов и прочего бреда! Школьную программу давно пора менять для действительно нужных знаний, а всякую высшую математику и т.п. лучше перенести в универ.4
- ЕленаТеодорос, а вы уверены, что школа должна подстраиваться под неблагополучные семьи? Итак в первом классе полгода счет до 20 изучают. Пусть для неблагополучных отдельные классы создают и учат их житейским премудростям , это разве роль школы ?0
- Мариявиноградная, вы работаете? Вот я работаю с детьми, в итоге они этого не умеют.0
- Александр ПШкола должна дать базу. Дальше если не хочешь учиться - пту или армейка. Если хочешь - в техникум, если не охото изучать абстрактные вещи(не всем дано), если хочешь - в ВУЗ.3
- Тамара САлександр, насколько я поняла, идея автора в том, чтобы научные знания, которые даёт школа, иллюстрировать обвчными житейскими примерами. Полностью поддерживаю. Так детям будет понятно, для чего они всё это учат.7
- Александр МаркеловТамара, не всё из науки можно объяснить на житейском примере.1
- виноградная косточкаМария, я работаю, и долгое время работала с детьми, с удовольствием делилась с ними своими житейскими советами и лайфхаками, но не считаю, что это обязанность педагога)2
- Катя_24Теодорос, я вас разочарую, есть весьма благополучные и обеспеченные семьи, а дети вырастают инфантильными и ни к чему не приспособленными. Потому что за них всегда все решали. Даже самостоятельно записаться к врачу не могут. Последствия гиперопеки3
- Людмила КизимоваАлиса, а зачем?0
- Андрейвиноградная, уж за 10 лет можно успеть и академические знания подтянуть, и практические.0
- ЭмиWTF, Ну, вот я такая "идеальная заготовка", выращенная на закате СССР маленькой сельской школой, у которой из ресурсов был только коллектив учителей советской закалки. Училась в вузе на журналиста, работала по профессии. Когда экономический кризизис выкосил большинство изданий в нашем городе, за пару месяцев переквалифицировалась в пресс-секретаря строительной организации (до этого о строительстве не знала примерно ничего). В процессе работы на этой должности сама научилась составлять сложные информационные базы и стала аналитиком. Когда из-за здоровья ребенка потеряла возможность работать полный день - устроилась в вуз методистом, четыре года писала учебные программы по истории и теологии. Когда муж скоропостижно ушел и я осталась без денег с новорожденной младшей на руках - стала дома делать на продажу пряничные домики и шкатулки (вспоминая добрым словом своего учителя черчения). Сейчас работаю в хорошей частной школе учителем литературы, в т.ч. преподаю словесность древнего мира. Понятно, что моя личность недостаточно всесторонне развита, чтобы пойти в автомеханики или хотя бы преподаватели математики. Но таки достаточно разносторонне, чтобы не пропасть в этой жизни. Если бы современная школа давала моим детям хотя бы половину тех знаний, которые когда-то дала мне моя - была бы безмерно счастлива.5
- виноградная косточкаАндрей, Вы о чем? Какие 10 лет?0
- Андрейвиноградная, в школе ещё 10 лет учатся или этот срок изменили?0
- МариЕсенина, "НДФЛ рассчитать можно с помощью любого онлайн калькулятора, потратив на это секунд 30" с этого года все стало существенно сложнее. "Квитанции приносят уже готовые со всеми рассчетами, чтобы сравнить показания особых знаний и навыков не требуется" зря вы верите всему, что вам выставили в квитанциях.0