
«Много усилий всех участников процесса»: как моя дочь с СДВГ прошла бесплатную реабилитацию
Алиса и пять минут не может посидеть спокойно: встает, подпрыгивает, убегает. Я называю ее шилопопым ребенком. А у врачей это считается легкой степенью СДВГ.
Дочка была очень беспокойной с младенчества. Чем старше становилась, тем сильнее отличалась от сверстников — настолько, что в какой-то момент с нами почти никто не общался.
Сейчас Алисе четыре года и восемь месяцев. Недавно ей поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» и она прошла первую реабилитационную программу, которая немного стабилизировала поведение.
О чем расскажу
- Что беспокоило в поведении ребенка
- Какие проблемы появились со здоровьем и развитием
- Как дочке поставили диагноз и отправили на реабилитацию
- Какие документы понадобились
- Как прошла первая неделя реабилитации
- Что изменилось на второй неделе
- Чем я осталась недовольна
- Какие улучшения стали заметны
- Что в планах
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам
Что беспокоило в поведении ребенка
Беременность в целом протекала без серьезных проблем вроде угрозы выкидыша, но далась тяжело: были ужасные отеки, я набрала 30 килограммов, мне поставили гестационный сахарный диабет. Родила на 42-й неделе после стимуляции.
С дочкой все было хорошо, она развивалась в соответствии с нормами. Местами даже их опережала, например села в пять с половиной месяцев, встала в семь, а в десять пошла. Врачи меня ругали, что я специально ставлю дочку, но я ничего не делала — она научилась сама.
В то же время были серьезные трудности, которые выматывали. Алиса — мой первый ребенок, у меня не было младших братьев или сестер в детстве, поэтому мне не с чем было сравнить свой опыт. Вот что особенно тревожило.
Тяжелые засыпания. С первых месяцев жизни Алиса была очень беспокойной, мало спала, а перед сном могла кричать несколько часов. Уложить ее на ночной сон было особенно трудно: ни разу не обошлось без плача. При этом она рано просыпалась, уже в 5—6 утра, и сразу со слезами. Уложить ее поспать еще было нереально — я пробовала.
Прекрасно понимаю, что плачущий и неспящий младенец совсем не редкость, но чувствовала, что это нестандартный случай. Несколько раз до дочкиных полутора лет обращалась к врачам с жалобами на частый плач и ужасное засыпание. Они удивлялись — мол, чего вы хотите от такого маленького ребенка — и рекомендовали давать капли от колик. Утверждали, что причина беспокойства, скорее всего, в них.
Беспокойство в коляске и стуле для кормления. Дочку было сверхпроблематично одевать: приходилось фиксировать и какое-то время не давать двигаться — а ей, видимо, это крайне не нравилось. Еще Алиса плохо сидела в стуле для кормления. Подруги предположили, что он просто неудобный. В итоге я попробовала три разных модели, и ни одна не подошла.
Когда мы гуляли, она совсем не сидела спокойно: вылезала из коляски, выгибалась, вставала на ноги или просто плакала. Я удивленно наблюдала за другими детьми, которые во время прогулки сидели и смотрели по сторонам. Пытаясь чем-то увлечь дочку, я докладывала в коляску игрушки, да и саму коляску тоже сменила. Но это не решило проблему и не помогло понять, в чем дело.
В итоге мы стали пользоваться коляской только при крайней необходимости, когда нужно было преодолеть большое расстояние. Например, добраться до поликлиники. А просто прогуляться, сходить в магазин или парк старались пешком.


Истерики в общественных местах. Со временем я заметила, что с дочкой невозможно находиться там, где много народу: 20 минут пребывания в многолюдном месте грозили ужасной истерикой. Алиса долго и истошно кричала, каталась по асфальту и даже билась об него головой. Дома истерика продолжалась, пока дочка не засыпала от усталости. Мы стали избегать скопления людей, даже игнорировали праздники во дворе нашего дома.
Я снова обратилась к неврологам по ОМС. Тогда дочери было полтора года. Врачи спрашивали, смотрит ли она в глаза, реагирует ли на имя, использует ли указательный жест. В конце концов отметали аутизм и заключали, что «девочка подрастет — и все пройдет».
Протестные реакции начались где-то с полутора-двух лет. Когда Алисе что-то не нравилось — допустим, я запрещала ей убегать с детской площадки на проезжую часть, — она ложилась прямо на улице. Если я пыталась ее поднять, она начинала кричать и отбиваться. Если не трогала, она просто молча лежала.
Алиса никогда не выбирала, где ей приземлиться. Падала прямо там, где ее врасплох застиг мой запрет, — и на пол, и на мокрый асфальт.
Сколько я поймала косых взглядов и комментариев прохожих!
Когда Алисе было два года, я по ОМС обратилась к детскому психиатру. Доктор сказала, что возраст ребенка не позволяет ставить диагнозы и пока можно только говорить о протестных реакциях. Чтобы нормализовать поведение, предложила четко соблюдать режим сна и бодрствования, активно и долго гулять — по 2—3 часа в день. Естественно, выстроить более-менее упорядоченный график у нас не получилось.
Также психиатр сказала, что, если попытки поднять ребенка из лежачего положения провоцируют длительную и неконтролируемую истерику, лучше какое-то время не трогать дочку. Конечно, если это лежание не опасно, например нет угрозы попасть под машину или получить переохлаждение.
Я послушала врача и больше не пыталась поднять Алису. Полежав минут 5—10 и выразив свой протест, она вставала — конфликт был полностью исчерпан. Если же ей приспичивало улечься на оживленном тротуаре или в другом опасном месте, приходилось ее поднимать и уносить, сопротивляющуюся и кричащую. В итоге истерика могла длиться несколько часов и доводила ребенка до рвоты.


Чрезмерная активность. Особенности поведения не уходили, но и не усугублялись. При всех неудобствах мы к ним адаптировались и жили так почти четыре года. А вот окружающим привыкнуть было трудно.
Большинство знакомых и друзей постепенно перестали звать нас гулять и в гости, и я понимала почему. Нормотипичные дети уставали от активности Алисы. После подвижных игр они хотели передохнуть, посидеть, поиграть во что-то спокойное, а моя продолжала тянуть и зазывать в очередную активную игру. Доходило до слез, и мы уходили.
У меня осталась только одна подруга, которая с пониманием относилась к особенностям Алисы. Как выяснилось позже, у сына подруги тоже СДВГ.
Почему при СДВГ могут быть трудности с поведением
У детей с СДВГ случаются истерики, в том числе в общественных местах. Причин несколько.
Недостаточно развиты навыки саморегуляции. Такие дети не могут в полной мере контролировать свои эмоции и реакции, особенно если дело касается чего-то важного для них. Поэтому простое «нет» в ответ на просьбу дать десятый десерт за день они ощущают как глобальную катастрофу.
Чтобы с этим справиться, важно помогать ребенку распознавать свои эмоции, чтобы он мог лучше ими управлять. Так, двухлетние дети уже способны справляться со сложными эмоциями. Например, могут держаться подальше от того, что их расстраивает.
Ребенок действует импульсивно. Импульсивность — один из основных симптомов СДВГ. Поэтому в стрессовой ситуации реакции могут быть из примитивного набора «бей, беги, замри». Упасть на пол или закричать — самый простой способ показать свое недовольство чем угодно.
Конечно, хотелось бы чего-то более конструктивного, например: «Мама, я крайне фрустрирован твоим нежеланием пойти на компромисс в вопросе сегодняшнего семейного ужина». Но ребенок с СДВГ, вероятнее всего, выразит ту же мысль мощным воплем. Чтобы решить проблему, надо учить не только управлять эмоциями, но и объяснять их другим людям, обсуждать договоренности социально приемлемыми способами.
Случилась сенсорная перегрузка. В общественных местах много отвлекающих факторов: шум, свет, запахи, люди, животные. Мозг человека с СДВГ быстрее перегружается лишней информацией — это снижает и без того низкую возможность к самоконтролю.
Если замечаете истерики после таких посещений, лучше планировать время так, чтобы ребенок оказывался в общественных местах, когда у него все хорошо: он поел, поспал и в целом доволен жизнью. Тогда вероятность срыва будет меньше. Некоторым также могут быть полезны шумоподавляющие наушники или любимая игрушка, которая поможет «заземлиться».
📌 Истерики становятся проявлением ключевой проблемы СДВГ — недостаточно развитых навыков самоконтроля, которые нужно тренировать. Обычно этим с ребенком занимаются психологи.
Наиболее изучена когнитивно-поведенческая терапия — КПТ. На ее основе создают программы для тренинга навыков. Еще используют направления третьей волны КПТ, такие как терапия принятия и ответственности. Если это не дает нужного эффекта, можно добавить фармакотерапию — для коррекции основных симптомов СДВГ или решения конкретных проблем, например со сном. Препараты назначает врач-психиатр.
Какие проблемы появились со здоровьем и развитием
В год и восемь месяцев Алиса пошла в сад и очень его любила. Вела себя там сносно, но плохо спала днем. И кроме особенностей поведения появились другие проблемы.
Отставание в речи. По сравнению со сверстниками Алиса запаздывала в речевом развитии: дети уже произносили слова и могли обратиться к воспитателю по имени-отчеству, а у дочки не без труда получалось единственное слово «мама». Плюс она составляла какие-то слоги. Когда пыталась что-то выговорить, во рту появлялось много слюны. Прежде чем сказать, Алиса ее сглатывала — из-за этого делала много пауз.
В два года невролог поставил сильную задержку речи, а потом и расстройство экспрессивной речи , то есть дочка все понимала, но не могла выразить свои мысли словами. Диагноз подтвердили логопед и психолого-медико-педагогическая комиссия — ПМПК. После комиссии Алиса начала ходить к логопеду в саду, параллельно занималась с платным специалистом. Через год, когда появилось место, я перевела ее в логопедический сад.
Кроме того, каждые полгода Алиса проходила в больнице медицинскую реабилитацию, способствующую развитию речи. Я водила ее к психологу, на логопедический массаж, физиопроцедуры и ЛФК. Мы прилагали большие усилия, и речь хотя и медленно, но развивалась: стали получаться новые слова, произношение немного улучшилось.
Аденоиды. Алису мучили частые болезни: после трех дней в саду она по две недели сидела на больничном. У нее обнаружили скрытые инфекции — цитомегаловирус и вирус Эпштейна — Барр . Они спровоцировали сильное увеличение аденоидов — лимфоидной ткани в задней части носовой полости. Это привело практически к полной закупорке носового дыхания.
Как бы мы ни пытались бороться с аденоидами, каждое очередное ОРВИ приводило к тому, что они снова раздувались до максимальной третьей степени. Врачи намекнули на кислородное голодание мозга и на то, что речь может отсутствовать из-за этого. Так я решилась на удаление аденоидов.
Когда Алисе было три года и семь месяцев, мы планово легли в больницу на операцию. С нами в палате были три ребенка аналогичного возраста. А во всем отделении было, наверное, штук двадцать палат и в каждой по три-пять маленьких пациентов. Я наблюдала за детьми и видела, что они в состоянии спокойно сидеть и играть, в целом управляемы, засыпают за 15—20 минут максимум. Конечно, могут повредничать и пошалить, но не как дочка.

Тогда я тратила на укладывание Алисы по вечерам 2—2,5 часа. За это время случались истерики, слезы, побеги из кровати. Я пыталась подготовить дочку к засыпанию ритуалами: гладила ее, читала книги, делала успокаивающий массаж с маслом лаванды и обещала достать луну с неба, включала классическую музыку и колыбельные — но ничего не помогало.
Такого крика перед сном, как у нас, не было нигде во всем отделении. Соседки по палате были шокированы, но отнеслись с пониманием, помогали мне и постоянно беспокоились: «А у вас дочка всегда такая? Тут точно что-то неладно». Я и сама уже была в этом уверена.
Операция прошла хорошо. Как только мы выписались из больницы, я начала поиски доктора и диагноза.
Что мешает уснуть ребенку с СДВГ и как помочь
У детей с СДВГ зачастую есть проблемы со сном — как с ночным, так и с дневным. Это происходит по ряду причин.
Гиперактивность и повышенная возбудимость. Нарушения регуляции нейромедиаторов, норадреналина и дофамина, отвечающих за переключение, расслабление, торможение и мотивацию, приводят к тому, что ребенок не может перейти в режим отдыха. Это как с поездом, у которого отказали тормоза. При этом к вечеру ребенок устает, но может этого не чувствовать, а вот сил на самоконтроль уже не остается.
Эмоциональная лабильность. Дети с СДВГ обычно нестабильны, эмоции берут над ними верх, и особенно часто это происходит вечером на фоне усталости. Перед засыпанием ребенок может вспомнить какие-то события, в том числе негативные, и начать испытывать сильные эмоции: раздражение, злость, грусть, тоску. Как следствие, не получается расслабиться и отдохнуть.
Повышенная отвлекаемость и поиск внешних стимулов. Дети с СДВГ постоянно ищут новые эмоции и придумывают себе интересные занятия. Объективно сон — занятие не самое веселое, поэтому, когда приходит время ложиться в кровать, у ребенка появляется сотня важных дел. Он хочет разобрать игрушки, почитать книгу, сходить в туалет, попить воды, съесть второй ужин. Можно придумать что угодно, лишь бы не ложиться спать.
Нарушения выработки мелатонина. Согласно исследованиям, их часто отмечают у людей с СДВГ. Это приводит к нарушению циркадных ритмов, то есть циклов «день — ночь», «сон — бодрствование». Из-за этого ребенку бывает крайне сложно уснуть, даже если он уже лежит в кровати.
📌 Чтобы улучшить засыпание, стоит выработать предсказуемый режим и минимизировать стимуляцию: хотя бы за час до сна не пользоваться гаджетами, играть в спокойные, а не активные игры, не включать громкую музыку.
Хорошо помогает создание спокойной атмосферы с приглушенным светом, прохладная температура в комнате и предсказуемые ритуалы, чтобы засыпание ассоциировалось с приятным времяпрепровождением. Например, с теплой ванной с пеной, любимой сказкой, игрушкой, объятиями родителей. Утяжеленное одеяло, шторы блэкаут и белый шум тоже могут способствовать более легкому засыпанию.
Как дочке поставили диагноз и отправили на реабилитацию
Пока Алиса восстанавливалась после операции, я искала информацию самостоятельно. Проштудировав несколько форумов мам особенных детей и списки медицинских диагнозов с описанием поведения, заподозрила у дочки синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Налицо были все признаки:
- Дочка совсем не могла находиться в состоянии покоя — постоянно куда-то бежала, крутилась, скакала и вертелась. Если я настоятельно просила ее хоть немного успокоиться в общественном месте, она ненадолго садилась, но при этом активно болтала ногами, что-то трогала и вертелась.
- Проблема с отвратительным засыпанием сохранилась. Алиса засыпала только после длительного рева и истерик. Укладывания в лучшем случае занимали часа полтора. В худшем — до двух с половиной часов. Сколько я ни старалась, так и не смогла понять, что способствовало более легкому засыпанию в удачные дни.
- Алиса была невнимательной, не могла сконцентрироваться на каком-то определенном деле. Эта проблема в то время волновала меня меньше остальных.
Я решила еще раз сходить в поликлинику к неврологу, но ближайшая запись была только через две с половиной недели. Мне предложили обратиться к психологу, который мог принять нас быстрее. Я согласилась. На тот момент Алисе было чуть больше четырех лет.
Психолог побеседовала с ребенком и дала несколько несложных заданий. Например, нужно было показать и назвать предметы, изображенные на картинках: мяч, яблоко, стул и другое. Также специалист предложила Алисе составить картинки из четырех частей и исключить лишний предмет из нескольких — на листе были нарисованы куртка, носки, шарф и виноград. Дочка справилась со всеми заданиями, хотя и не смогла внятно объяснить, почему виноград лишний. Не хватило словарного запаса, но было понятно, что ход мыслей правильный.
Психолог меня одновременно и обнадежила, и расстроила. Она отметила, что интеллект у ребенка полностью сохранен, но внимание рассеянно и есть гиперактивность. Последнее было сложно не заметить: пока дочка выполняла задания, несколько раз вскакивала, постоянно теребила волосы, поднимала ноги и норовила поставить их на стул.
Я решила сразу спросить, похоже ли это на СДВГ. Психолог сообщила, что с огромной вероятностью это он и есть, но она такие диагнозы не ставит. Посоветовала ждать приема невролога. Так мы и поступили: неделя-другая в нашей ситуации ничего не решала.

Невролог тоже дал Алисе несколько заданий. Она справилась, но с самого начала была крайне неусидчивой и несосредоточенной. Врач сказал, что для нормализации поведения, внимания и ночного сна нужно принимать меры, и начал выписывать медикаменты.
Я предупредила, что дочка склонна к аллергии: с раннего возраста у нее высыпания на многие продукты и лекарства. Тогда невролог предложил попробовать медицинскую реабилитацию . Этот термин и сама процедура были мне знакомы: Алиса прошла несколько реабилитаций в областной больнице из-за проблем с речью.
На этот раз дочку на две недели направили в реабилитационный центр с основным диагнозом «СДВГ», а дизартрию поставили сопутствующим. Все по ОМС.
Знаю, что получить направление на реабилитацию бывает сложно. Например, врач может сказать, что закончились квоты. В таких случаях советую лично позвонить в нужное отделение и уточнить, есть ли свободные места в стационаре. Если есть, сообщите об этом лечащему врачу. Обычно после этого он выдает направление без проблем.
Почему лечащим врачом ребенка с СДВГ должен быть психиатр
Ребенок с СДВГ проявляет повышенную импульсивность, может быть очень подвижным, неусидчивым. В школе ему сложно высиживать уроки, он может плохо отвечать на вопросы и усваивать материал. Из-за этого кажется, что интеллект снижен, но это не так.
Если сделать такому ребенку МРТ, мы не увидим никаких структурных изменений головного мозга. Но функционально зоны, которые отвечают за концентрацию внимания и усидчивость, будут менее активны, чем должны быть в норме. То есть это функциональное расстройство.
Врач-невролог — это всегда первичный форпост по дифференциальной диагностике различных расстройств неврологического развития. Его задача — оценить, не указывает ли такая поведенческая картина на серьезное неврологическое заболевание. Например, он смотрит, не была ли часть мозга повреждена внутриутробно или при рождении, имеет ли место аномалия развития, прогрессирующее заболевание нервной системы, генетические заболевания.
Если ничего из вышеперечисленного невролог не установил, а особенности поведения у ребенка есть, следующим этапом должна быть консультация врача-психиатра. Расстройств неврологического развития, которые проявляются особенностями поведения, много. Психиатр может диагностировать их, отдифференцировать и, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, разработать план коррекции.
Часто бывает, что с СДВГ сочетается, например, легкое расстройство аутистического спектра. Также в клинической картине может присутствовать расстройство речевого развития. Именно психиатр должен оценить наличие сочетаний различных видов расстройств, при необходимости назначить медикаментозную терапию, а также решить, как будет проходить дальнейшая коррекция. Методов много, и важен не только их набор, но и последовательность.
По мере взросления дети с плохо регулируемым поведением могут стать гораздо более послушными, потому что зоны мозга, которые отвечают за процессы регуляции, торможения и возбуждения, тоже меняются. В то же время ситуация может и усугубиться. Это зависит от того, в каких условиях растет ребенок и получает ли он необходимую помощь.
Какие документы понадобились для поступления в реабилитационный центр
За неделю до начала реабилитации мы сдали анализы в своей поликлинике по прописке и собрали такой пакет документов:
- Клинический анализ крови.
- Анализ мочи.
- Анализ кала на яйца глистов.
- Соскоб на энтеробиоз.
- Результаты реакции на пробу Манту.
- Справку об отсутствии контактов с инфекционными больными, или справку 291.
- Заключение педиатра о состоянии здоровья.
- Направление на госпитализацию в реабилитационный центр — его выдал невролог.
- Медицинскую карту.
- Свидетельство о рождении.
- СНИЛС.
- Полис ОМС.
Я поступала в отделение вместе с Алисой как сопровождающий взрослый. От меня помимо паспорта также понадобились несколько исследований:
- Анализ кала на яйца глистов.
- Анализ кала на дизгруппу .
- Анализ на сифилис.
- Флюорография.
Пакет документов может отличаться в зависимости от того, в какой реабилитационный центр и с каким диагнозом поступает ребенок. Например, иногда просят представить справку о сделанных прививках и результаты ЭКГ. А когда Алиса проходила реабилитацию в связи с дизартрией, мы предъявляли характеристику от логопеда.
Если ребенок поступает на реабилитацию в определенное отделение повторно, там уже есть его карта, поэтому список документов обычно сокращается — требуют принести только свежие результаты анализов.
На всякий случай я взяла с собой свидетельство о разводе: у нас с дочерью разные фамилии, поэтому мне показалось, что документ не будет лишним. Так и вышло: когда нас зачисляли в стационар, попросили и его.

Как прошла первая неделя реабилитации
Внимательная невролог на приеме выслушала жалобы и провела осмотр: отметила гипертонус в мышцах ног и слабое развитие мышц в зоне шеи, плеч и артикуляционной мускулатуры — той, что помогает говорить. Сообщила, что для успокоения нервной системы понадобятся и процедуры, и медикаментозная терапия.
После нас направили к физиотерапевту — он назначил несколько процедур. В итоге назначения на первую неделю были такие:
- Озокерит на ноги.
- Электрофорез .
- БОС-терапия, или биологическая обратная связь .
- Лечебная физкультура.
- Ванны с хвойным экстрактом .
- Медикаментозная терапия препаратами «Сонапакс» и «Пикамилон» .
- Посещение логопеда и психолога.
Я давно читаю чаты и форумы родителей, которые воспитывают детей с расстройствами развития, и понимаю, что не все из назначенного Алисе имеет доказанную эффективность, а выписанные препараты не корректируют симптомы СДВГ. Тем не менее решила последовать рекомендациям. Медики пояснили, что часть процедур снимет тонус ног, а остальное из списка поможет ребенку стать спокойнее. Меня это устроило, и мы начали реабилитацию.
Для удобства нам выделили место в палате, где можно передохнуть и дождаться нужной процедуры. Палата была хорошая, с ремонтом и удобными кроватями, но она нам не понадобилась. Мы зашли, осмотрелись и решили, что лучше будем занимать очередь у кабинетов и ждать там. Некоторые мамы оставляли в палате телефоны на зарядке. Мне это было не нужно: я носила с собой внешний аккумулятор.




Уже в первый день реабилитации дочке успели сделать электрофорез и БОС. Подробнее расскажу о каждом назначении и как Алиса перенесла процедуры.
Озокеритотерапия — это так называемое прогревание с помощью озокерита, относится к физиопроцедурам. С собой нужно взять простыню, пеленку и клеенку.
Первый сеанс занял 10 минут, все последующие — 15 минут. Алисе клали пластину озокерита под ножки, закручивали вокруг них, укрывали клеенкой и простыней, а сверху фиксировали все специальной толстой утепленной клеенкой из процедурного кабинета. На коричневую пластину озокерита дочка фукала и даже смеялась из-за ее схожести по цвету сами понимаете с чем.
Во время процедуры нет никакого дискомфорта, ощущается только приятное тепло. Но дочке сложно просто сидеть 15 минут. Она без конца спрашивала, сколько еще осталось, ерзала и шевелила ногами.


Электрофорез, наверное, всем известная физиопроцедура. На определенную часть тела — в нашем случае на спину — устанавливают специальные датчики, помещенные во вкладки, которые замочены в растворе с необходимыми ребенку веществами. Через кожу под воздействием электрических импульсов они доставляются в организм. Алисе назначили электрофорез с кальцием и бромом.
Пожалуй, дочка переносила электрофорез хуже всего. Эти 10 минут, которые нужно было просто лежать на животе, казались вечностью: Алиса поднимала и запрокидывала голову, придерживающая датчики подушечка съезжала, само собой, съезжали и датчики.

БОС-терапия проходила так. К ногам дочери подключали специальные датчики и провода, которые фиксировали работу ее мышц. В это время на экране монитора транслировался мультфильм с простым сюжетом: лисенок бежит по дорожке или бродит по замку и должен преодолевать препятствия. Когда он прыгает, дочке нужно отрывать ноги от пола и ставить на носочки. Это развивает самоконтроль, способность управлять своим телом.
Алиса не воспринимала все как процедуру, для нее это были мультики и игра. Конечно, такое детям нравится.


ЛФК, или лечебная физкультура, — это физические упражнения, которые подбирают с учетом заболевания пациента и которые помогают укрепить организм. Эффективны при СДВГ.
Занятия проходили в группах по возрастам. Не могу сказать, что именно делали дети, так как родители не присутствовали, но дочка бежала туда с удовольствием, явно очень энергично занималась и сбрасывала излишки энергии.
Ванны с хвойным экстрактом, как нам сказали, обладают успокаивающим и расслабляющим эффектом. Хотя это и не доказано.
Увидев это назначение, я испугалась: сразу представила, как мы будем перед уходом домой сушить волосы, ведь Алиса их обязательно намочит во время процедуры, а на улице было уже холодно. Но оказалось, ванны можно делать и дома. Этот курс мы по-честному, без пропусков прошли — делали по рекомендации врачей через день.

Медикаментозная терапия. От «Сонапакса», который должен был затормозить и расслабить, способствовать более легкому засыпанию, Алиса стала вялая. Или же спокойная, но это было непривычно после ее дикой активности. Под вечер второго дня приема я заметила побочку: у дочки появились мешки под глазами, которые проходили часа через два.
Наш лечащий врач сказал, что это аллергическая реакция на таблетки. Аллергия спровоцировала отек лица, и на этом фоне казалось, что под глазами синяки и мешки. Когда отек спадал, лицо принимало прежний вид. Препарат в этот же день заменили на «Атаракс» , с которым проблем не возникло. С ним дочка стала засыпать за полчаса вместо двух.
«Пикамилон» Алиса переносила хорошо, никаких побочных эффектов не было. Я знаю, что это ноотроп, поэтому не пыталась отслеживать какой-то положительный эффект.


Логопед. Меня заранее предупредили, что, так как дочка уже получает логопедическую помощь в саду, заниматься с логопедом в этом центре необязательно. Скорее всего, специалист только проведет диагностику и даст рекомендации.
Так и вышло. Но логопед предложила курс логопедического массажа. По словам специалиста, он укрепляет артикуляционные мышцы и зачастую немного успокаивает детей с сенсорными нарушениями. Я обрадовалась: как раз думала записать дочку на такой массаж платно. К тому же мне понравилась логопед.
Первые сеансы дочка перенесла стойко, а последующие требовали много усилий от всех участников процесса. Логопед старалась проработать артикуляционные мышцы у ребенка, уползающего с кушетки. Алиса пыталась собрать крупицы выдержки и долежать процедуру. А я прошла все стадии переговоров — от подкупа подарками до шантажа и угроз позвать медсестру с уколом.
Всеобщие старания были вознаграждены: речь стала четче и лучше, ушла шепелявость, во рту уже не было каши. Это заметили и я, и воспитатели в саду. Возможно, сработал массаж, а может быть, помогло что-то еще.

Психолог. Я присутствовала только на первом занятии. Тогда психолог спрятала в разных местах кабинета птичек из фетра и попросила Алису их найти. Видимо, так специалист развивала внимательность.
Последующие встречи проходили уже без меня. Психолог сообщила, что работа один на один с ребенком будет эффективнее. Думаю, это могло произойти из-за нашего с ней конфликта, о котором расскажу ниже. Видимо, мы друг другу не понравились.
А вот с дочкой она легко нашла общий язык. И пока я дожидалась Алису под дверью сенсорной комнаты, где проходили занятия с детьми с особенностями развития, оттуда доносились веселые дочкины возгласы. После занятий она всегда была очень довольной.
Что не работает при СДВГ
Физиотерапевтические методы, такие как тепловое, электролечение и другие, активно применяют в российской медицине — особенно в госучреждениях.
В коррекции расстройств неврологического развития, таких как СДВГ, аутизм, нарушения развития речи, эффективность этих методов не доказана. То есть не было исследований, которые бы продемонстрировали, что после курса физиопроцедур функция достоверно улучшилась.
СДВГ — это нарушение на уровне взаимодействия между разными зонами головного мозга. И воздействие разных веществ, их доставка путем электрофореза через кожу в нижележащие ткани или дополнительное использование тепла, как при озокеритолечении, никак на функциональное расстройство повлиять не может.
Механизма передачи эффекта от физиотерапевтических методов к зонам ЦНС просто нет. Это сравнимо с ситуацией, когда пожилому человеку с деменцией пытаются активизировать взаимодействие или работу различных клеток головного мозга с помощью, например, тепла. Такое невозможно.
Успокоительные препараты и ноотропы. Есть группа ноотропных препаратов, которые могут широко назначать при СДВГ. Но их эффективность маловероятна. И даже такой аргумент со стороны некоторых специалистов, как «у меня огромный опыт ведения детей с этой проблемой, и я вижу эффект, и родители видят эффект», подлежит критике.
Под большим вопросом и применение успокоительных. Казалось бы, импульсивному и активному ребенку с СДВГ необходимы препараты, которые смогут усадить на место, помогут слышать просьбы и усваивать материал. Но именно успокоительные препараты на само расстройство функции при СДВГ положительно не влияют. Если какая-то зона головного мозга работает недостаточно, седативными препаратами можно усугубить ситуацию и в какой-то степени получить отрицательный эффект.
И хотя это звучит нелогично, в терапии СДВГ эффективны препараты-стимуляторы. При стимуляции зон, отвечающих за концентрацию внимания, ребенок становится более усидчивым, лучше усваивает материал, способен выполнить задание, не вскакивая со стула. Доказанно эффективных средств помощи детям с СДВГ в России не так много — это препараты с действующим веществом атомоксетином.
Что изменилось на второй неделе реабилитации
Пройдя первую неделю реабилитации, мы вновь посетили невролога и физиотерапевта, и Алисе выписали второй курс процедур. Список назначений немного изменился:
- Озокерит на шейно-воротниковую зону.
- Ванны с хвойным экстрактом.
- Транскраниальная магнитотерапия .
- Медикаментозная терапия замененным препаратом «Атаракс».
- ЛФК.
- Посещение психолога и логопеда.

Теперь аппликации с озокеритом дочке делали не на ноги, а на шею. Алиса могла сидеть, придерживая клеенку, около минуты. Дальше ей помогала я. Испытание было не из простых: она крутилась, все съезжало.
Дочка по-прежнему посещала психолога, логопеда и занятия ЛФК. Дома я делала ей хвойные ванны. Для лучшего засыпания продолжала давать «Атаракс».


Транскраниальная магнитотерапия. На голову надевают специальный шлем с электромагнитной катушкой, которая создает магнитное поле и направляет его на определенный участок. Между собой родители называли процедуру «шапочка».
По словам невролога, магнитотерапия улучшает кровообращение в голове, в целом универсальна и часто используется в реабилитационных целях. Сам аппарат был высоким и сделан явно под детей постарше. Чтобы голова дочки была на месте, мне приходилось самой садиться на стул, брать на колени Алису и ставить пальцы на ногах на носочки: только так дочка находилась на нужном уровне.


Чем я осталась недовольна
В целом меня устроило то, как была организована помощь и как к своей работе, детям и родителям относится персонал реабилитационного центра. Впечатления подпортил только конфликт с психологом.
В реабилитационном центре есть две смены: утренняя и дневная. Первая начинается с 08:00 и заканчивается около 12:30. Вторая стартует после обеда, в 14:00, и длится до 17:00. Каждый поступающий вправе без объяснений выбрать удобную для него смену.
Мы с дочкой живем в одном конце города, а реабилитационный центр находится в другом. Добираться приходится на автобусе, дорога занимает около часа. Преодолеть такой путь с шилопопым ребенком сложно: дочка постоянно встает, хочет ходить по салону и всячески демонстрирует, что ей скучно.
Сунуть ей мультфильмы, чтобы утихомирить, я не могу: нам рекомендовали максимально сократить экранное время, особенно перед занятиями. Отвлекать ее не получается: утром, в час пик, это непосильная задача. К тому же часто в это время в автобусе нет свободных мест. Поездка ко второй смене снимала часть проблем: по крайней мере можно доехать до центра без столпотворения.
Но у психолога было больше свободного времени именно утром. На мои объяснения она ответила, что сама живет в нашем районе и успешно добирается до работы без опозданий. В конце добавила: «Не хотеть и не мочь — разные вещи».
В итоге я добилась своего: она принимала Алису в удобное для нас время. Но на этом неприятные ситуации не закончились. Однажды, когда я сидела возле кабинета и отвечала в рабочем чате, она сказала: «Хотим от ребенка развития, а сами вечно в телефоне». Было неприятно столкнуться с осуждением и обесцениванием там, куда приходишь за помощью.
Какие улучшения стали заметны по итогам реабилитации
Сразу после реабилитации мы с Алисой пошли к неврологу, получили выписку и рецепт на лекарства, чтобы продолжить курс. Врач указала в диагнозе легкую степень СДВГ и уточнила, что она граничит со средней и легко в нее перетечет без должного внимания.
Когда приехали домой, дочка вела себя сложно: игнорировала мои просьбы, скакала как конь. Я уже начала думать, что зря на все подписалась и толку от терапии нет, только зря измотала себя и ребенка поездками в автобусе и ежедневными походами по кабинетам. С учетом того, что мне приходилось при этом работать, я действительно морально и физически устала.
Но через пару дней стала замечать положительные сдвиги. Дочка стала спокойнее, начала засыпать без слез и истерик, улучшился и сам сон. Конечно, гиперактивность осталась, но, кажется, нам удалось немного обуздать эту неистовую энергию. Думаю, путь будет долгим и не самым легким, но начало положено, и я этому рада.

Сейчас дочка продолжает ходить в логопедический сад. Уже в первый день, когда я забирала ее домой, воспитатель отметила, что Алиса стала спокойнее, никому не мешала во время дневного сна и лучше говорит: перестала шепелявить и присвистывать во время проговаривания фразы, научилась произносить слова без пауз, артикулировать звуки.
Я очень благодарна воспитателям: они ладят с дочкой и всегда находят, за что ее похвалить. Например, отмечают, что она отлично рисует и хорошо справляется с поделками. При этом в процессе Алиса может встать и ходить у стола, и никто ее не одергивает и не пытается перевоспитать.
Почему в план лечения СДВГ часто входят процедуры с недоказанной эффективностью
Пациентов, открывших для себя мир доказательной медицины, могут возмущать многие неэффективные методы лечения или реабилитации. Пожалуй, особенно много их в неврологии и психиатрии, где часто речь идет о коррекции тяжелых или плохо изученных нарушений в работе нервной системы.
Здесь в оценке эффекта от лечения велик риск субъективизма, а пациенты и их близкие в надежде увидеть хотя бы небольшое улучшение готовы попробовать все что угодно. Мы уже писали о неэффективных методах лечения и реабилитации:
Часто причина засилья устаревших и неэффективных практик в государственных и частных клиниках — в инертности их руководства и врачей. Аппарат для электрофореза еще работает? Будем использовать, пока не сгорит. Если отменить обертывания озокеритом, парафином, грязью, надо будет чем-то занять медсестру, которая работает в процедурном кабинете.
Переоборудование реабилитационных клиник стоит денег, которых нет. К тому же многие пациенты и их родные в силу описанных выше причин сами требуют привычных назначений, ведь «нужно хоть что-то предпринять». Так, в назначениях могут сохраняться капельницы с витаминами, ноотропы и разные другие лекарства и процедуры, которые только отнимают ресурсы и иногда могут быть банально неприятными для пациента.
К сожалению, пациенты, столкнувшимся с неврологическими и психиатрическими диагнозами, не всегда могут рассчитывать на гарантированно эффективную помощь врачей: в этом есть элемент удачи. Причем нарваться на спорные методики можно и в поликлинике по ОМС, и в разрекламированном платном реабилитационном центре.
Единственный способ сберечь силы, время и деньги — заниматься самообразованием, обращаясь к надежным источникам информации. Это могут быть клинические рекомендации по лечению заболеваний, причем не только отечественные, сайты для специалистов, созданные авторитетными ассоциациями неврологов или психиатров, ресурсы для пациентов. Так, героине этой статьи был бы полезен раздел для пациентов на сайте uptodate.com о лечении СДВГ (сайт недоступен из РФ).
Что в планах
Невролог рекомендовала проходить подобную реабилитацию каждые три месяца. Честно, я была немного шокирована: надеялась, что нам она предстоит не чаще чем раз в полгода. В марте должна была быть вторая реабилитация, но я посоветовалась с доктором и решила повременить: походы по врачам сильно утомляют нас обеих.
После курса процедур и медикаментозного лечения поведение Алисы на какое-то время становится особенно сложным. Плюс мне неудобно совмещать это с работой. Поэтому с учетом положительной динамики мы запланировали санаторно-курортное лечение — так сказать, закрепить успех.
Поедем в санаторий в конце апреля — начале мая с диагнозом «СДВГ, нарушения сна». Если будут серьезные откаты, я снова подумаю о реабилитациях по ОМС. А еще рассмотрю возможность пройти реабилитационную программу платно в специализированных центрах.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety