Куда жаловаться на общественный транспорт
Поездка на автобусе закончилась травмой, вам нахамил водитель или маршрутка проехала мимо остановки? Рассказываем, что делать и куда обращаться, если вас не устраивает работа общественного транспорта.
🧑💼 В транспортную компанию
В каждом городе свои транспортные компании. Например, в Москве есть ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», в Питере — ГКУ «Организатор перевозок», в Краснодаре — МУП КТТУ
Поводы для жалоб: любое недовольство. Например, если водитель проехал мимо остановки или летом в салоне автобуса не работал кондиционер
Как жаловаться:
а) позвонить на горячую линию;
б) заполнить форму на сайте транспортной компании;
в) написать жалобу на имя руководителя и вручить под подпись или отправить обычной почтой.
Жалоба руководителю пригодится при обращении в курирующее ведомство, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
Данные руководства и адрес, куда отправлять жалобу, можно посмотреть в салоне транспорта, узнать на сайте компании-перевозчика или посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
👀 В контролирующее ведомство
Местные власти обязаны организовать работу общественного транспорта, поэтому в администрациях всегда есть ведомства, которые контролируют перевозчиков. Например, в столице это Дептранс Москвы, в Санкт-Петербурге — комитет по транспорту, а в Краснодаре — департамент транспорта и дорожного хозяйства
Поводы для жалоб: любое недовольство
Как жаловаться:
а) позвонить по номеру горячей линии — его можно найти на сайте местной администрации;
б) написать в виртуальную приемную администрации;
в) вручить под подпись письменную жалобу или отправить ее обычной почтой.
Быстрее и эффективнее всего — звонить на горячую линию. Письменные обращения проходят определенный порядок регистрации, прежде чем переходят к исполнению. Это немного увеличивает время на реагирование
🗣 В местный паблик в соцсетях
Практически во всех крупных городах есть паблики с местными новостями. В Краснодаре, например, это «Типичный Краснодар», в Москве — «Москва сейчас», в Санкт-Петербурге — «Питер решает»
Поводы для жалоб: любое недовольство
Как жаловаться: просто написать модератору с просьбой опубликовать пост.
Нередко на жалобу в паблике местные власти и руководители транспортных компаний реагируют быстрее, чем на жалобы через официальные каналы
🚔 В ГИБДД
Поводы для жалоб: водитель нарушил ПДД
Как жаловаться:
а) позвонить по телефону 02 со стационарного телефона или 102 с мобильного телефона;
б) позвонить в дежурную часть управления ГИБДД своего региона;
в) подать обращение на сайте Госавтоинспекции.
Заполнить форму на сайте будет быстрее и проще, чем объяснять, что случилось, по телефону
🕴 В Роспотребнадзор
Поводы для жалоб: услуга перевозки ненадлежащего качества. Например, в сиденье маршрутки торчала пружина — и вы порвали джинсы. Или водитель самовольно изменил маршрут — и вы не доехали до своей остановки
Как жаловаться:
а) заполнить форму на сайте ведомства. Если авторизоваться на портале госуслуг, Роспотребнадзор сможет провести внеплановую проверку. Без авторизации проверку проводить не будут;
б) отправить жалобу почтой в территориальное управление Роспотребнадзора вашего региона;
в) прийти на прием к специалисту в территориальное управление Роспотребнадзора.
Удобнее и быстрее всего заполнить форму на сайте. Но сначала надо отправить претензию компании-перевозчику — почтой или вручить под подпись
🧐 В Федеральную антимонопольную службу
Поводы для жалоб: завышенные цены. Стоимость проезда в общественном транспорте зависит от тарифов на перевозку. Если водитель маршрутки ставит цену выше, это повод для жалобы
Как жаловаться:
а) заполнить форму на сайте ФАС;
б) отправить жалобу на электронную почту delo@fas.gov.ru;
в) отправить письменную жалобу по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
Быстрее всего получите помощь, если заполните форму на сайте
🚨 В прокуратуру
Поводы для жалоб: любое нарушение прав пассажиров, отказ других ведомств рассмотреть жалобу
Как жаловаться:
а) через портал госуслуг;
б) отправить письменную жалобу почтой в прокуратуру своего региона;
в) прийти на прием в прокуратуру своего региона.
Проще всего отправить жалобу через портал госуслуг
🧑⚖️ В суд
Поводы для жалоб: любое нарушение прав, отказ других ведомств рассмотреть жалобу
Как жаловаться: подать исковое заявление в суд по своему месту жительства или по месту нахождения компании-перевозчика.
Если судитесь по поводу качества перевозки, до подачи иска нужно отправить досудебную претензию. В остальных ситуациях можно обойтись без нее. Если сумма, из-за которой вы спорите с перевозчиком, не больше 100 000 ₽, исковое заявление рассматривает мировой судья. Если цена иска выше 100 000 ₽, заявление надо направить в районный суд. Госпошлину платить не нужно

Повышаем правовую грамотность
Отвечаем на сложные юридические вопросы и разбираем законы в потоке «Все о правах и обязанностях»
Полезно знать, если пользуетесь общественным транспортом: