8 ошибок при выборе профес­сии у подростков и взрослых

72
Аватар автора

Алина Капитонова

составила список

Страница автора

Выбрать дело по душе и понять, чем хочется заниматься в жизни, бывает непросто в любом возрасте. Собрали частые ошибки, которые допускают люди при выборе профессии.

ШКОЛЬНИКИ

🚃 Тянут с выбором

Нередко школьники задумываются о будущей профессии уже после экзаменов

Как быть. Самое сложное в выборе карьеры — проанализировать себя, вузы и рынок труда. На это стоит заложить хотя бы пару лет до окончания школы

ШКОЛЬНИКИ

🤝 Повторяют за друзьями

В школе складывается круг общения, который не хочется разрывать с поступлением в вуз. Здорово, если среди однокурсников окажутся старые друзья, но это не критерий для выбора профессии

Как быть. Остановиться на самом интересном для себя варианте. На первом месте должны быть личные интересы и планы, а не привычная компания

ШКОЛЬНИКИ

🧭 Ориентируются на ЕГЭ

Абитуриенты иногда отметают интересующие специальности, потому что боятся сдавать сложные предметы. Например, не идут на психологию, чтобы не сдавать профильную математику

Как быть. Выбирать предметы под профессию, а не наоборот. Для этого нужно заранее определить свои интересы и заложить время на подготовку к экзаменам

ШКОЛЬНИКИ

🆓 Выбирают только бюджет

Учиться бесплатно все сложнее, поэтому абитуриенты готовы рассмотреть факультеты с большим количеством бюджетных мест и низким проходным баллом

Как быть. Если есть возможность учиться платно, не игнорируйте свои интересы. Образование по принципу «лишь бы поступить» вряд ли принесет практическую пользу

ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ

🛤️ Верят стереотипам

Иногда книги, фильмы и рассказы родителей формируют ложные представления о профессии. Стоит от них избавиться: может быть, за стереотипами скрывается работа мечты — или наоборот

Как быть. Надежный способ узнать о будущей работе — пообщаться с опытным специалистом или пройти производственную практику

СТУДЕНТЫ И ВЗРОСЛЫЕ

🏃‍♂️ Боятся конкуренции

Недавно многие шли учиться на экономистов и юристов, сейчас на пике ИТ‑специальности с высокой конкуренцией

Как быть. Если профессия вам интересна, не избегайте ее, даже если кажется, что ниша переполнена. Хороший специалист всегда будет востребован

СТУДЕНТЫ И ВЗРОСЛЫЕ

💰 Идут только за деньгами

Считается, что ИТ-специалисты получают много, а условные педагоги — мало. Но это не всегда так

Как быть. Прислушаться к себе. Если выбирать профессию только ради денег, есть риск в будущем столкнуться с выгоранием и депрессией

ВЗРОСЛЫЕ

➖ Уходят в «антипрофессию»

В зрелом возрасте иногда хочется радикально сменить деятельность: например, из бухгалтерии уйти в творческую специальность. Лучше не ударяться в крайности, а найти баланс

Как быть. Для удачного перехода выберите смежную сферу, где ваши знания не обесценятся, а пойдут на пользу: в креативных индустриях тоже есть профессии, связанные с финансами

Больше об учебе

Больше об учебе

Читайте в потоке «Образование». Рассказываем, как повысить свою ценность на рынке труда и сменить профессию или просто получать удовольствие от обучения

Больше о карьерном развитии:

Алина КапитоноваЕсли бы вы могли заново выбрать профессию, какую бы​ попробовали?
  • Аглая ВороноваЯ думаю, что ситуация сложнее, чем Вы описали. Я часто слышу: «Дикая нехватка айтишников, почему же я без опыта и учась в универе не могу найти работу?» А искать работу - это отдельный квест. При чем самое прикольное то, что квест, который проходила я в году 2014-ом очень отличается от квеста в 2018 и не имеет никакого отношения к квесту в 2023…35
  • Карина МальцеваКак мило выбор профессии подменен проблемой выбора российского вуза с большинстве случаев 🤔14
  • Алина КапитоноваКарина, к сожалению, сейчас такая связка у большинства школьников и их родителей: выбор профессии и поступление в ВУЗ 🙌🏼3
  • Зоя Бурковаа как угадать, что будет востребовано через 5-7 лет обучения? Моей специальности в помине не было 5 лет назад. И это новая реальность. Нужно понимать зачем получать высшее образование или даже специальность. Что кроме фактических навыков для работы ты получаешь еще окружение, софт склилы, просто умение обучаться быстро18
  • Аглая ВороноваЗоя, а предсказать востребованность практически не реально. Лично мое мнение, что нужно получать универсальное образование. И обязательно- диплом. Ну и начинать работать не в 22 года, а раньше.6
  • Аглая ВороноваАлина, ну а как иначе? Я не говорю, что это хорошо, но какие еще варианты?1
  • Алина КапитоноваАглая-Ляля-Милена-Фекла, никак) и я согласна с Вашим комментарием выше. Рынок труда, система образования, личная картина мира и еще много факторов влияют на выбор профессии, поэтому он действительно может быть сложен. Но важно, что правильного варианта нет. Конечно, в идеале - это вести людей с самого детства, изучая его, отрабатывая навыки анализа, выбора и принятия решений, смотреть динамику развития, давать возможность стажировки и пробы профессии еще до окончания школы, давать возможность получить базовое образование с возможностью нарастить доп скилы. Но… это слишком комфортные условия и будет ли при этом развитие? Тоже вопрос, но глубоко философский))3
  • Аглая ВороноваАлина, интересно, что дальше будет))))0
  • ФьюзЯ с самого детства любила рисовать, поэтому я просто знала, что моя жизнь будет связана с творчеством, визуалом и рисованием. А когда пришло время сдавать ЕГЭ и поступать, моя подруга на год старше поступила на графический дизайн. У меня получилось поступить на платное туда же, но я дико благодарна, что родители оплатили и не ругали за небюджет. Мне нравилось обучение, но это было фактически то же самое образование, что мы получали в худ.школе в моем родном городе, по цене в 30 раз больше 🤣 ну, хорошо, там были некоторые моменты, которым нас не учили, в частности ценный опыт общения с дизайнерами-практиками. Конечно, у меня были мысли попробоватт поступить во ВГИК в Москву на анимацию и мультфильмы, но мама была против, потому что это «больно далеко» и все такое (для меня многое было под запретом, пока я росла с родителями). Я сейчас не расстраиваюсь, что не пошла во ВГИК - картера моушн-дизайнера меня не сильно прельщает сейчас. Но, возможно, было бы тоже интересно.8
  • Мирослава КузнецоваМне наоборот кажется, что в юном возрасте довольно сложно найти профессию по душе. Ты еще толком не знаешь чего хочешь от жизни и в какой сфере развиваться, а тебя торопят с поступлением, пугают ЕГЭ и говорят, что если не решишь пойдешь дворы подметать49
  • Карина МальцеваАлина, наверное, эту "связку" стоило бы в список ошибок при выборе профессии первым делом и включить тогда 🤷🏻‍♂️7
  • Карина МальцеваМирослава, была тут статья как-то не так давно, там на голубом глазу к ЕГЭ призывали готовиться чуть ли не с 11 лет. Какие-то хитрые пути поступления, крысиные тропы, по которым родителям предстояло детку провести, чтобы, значит, всё удалось конечном итоге. Это ужасно, конечно. Да и само образование в вузах — настолько оторвано от рынка труда и потребностей развития, что закономерно возникает вопрос: почему бы этому человеку не подождать 2-5 лет, посмотреть что к чему, спокойно выбрать себе путь и обдуманно и осознанно по нему идти 🤷🏻‍♂️16
  • Никита КоролевАглая-Ляля-Милена-Фекла, тут есть проблема, что работу по твоей специальности необходимо будет совмещать с учёбой, при этом, желательно, ей не во вред. Да, зачастую это не самое сложное действие, но иногда, например, в твоём регионе просто нет ни одной нормальной вакансии или даже индустрии по твоему направлению, поэтому, например, для меня (23 года) та работа, на которую я поеду через пару недель, будет вообще первой официальной и полноценной. Так что я бы скзазал, что всё очень зависит от желаемой професии или профессии, которая наиболее сочетается и с твоими увлечениями в жизни, и с знаниями, полученными в университете. Даже не особо важно, поступил ли ты туда осознанно, или просто вот так получилось. Если тебе не будет скучно с твоими желаниями и этими знаниями в данной профессии, это уже очень даже неплохо.11
  • СветланаТесты по профориентации все-таки неплохая штука. Они могут ответить на вопрос какая сфера вам интересна. Может быть работа с людьми, а может вас тянет к технике или природе. И уже отсюда надо строить планы на перспективу.5
  • Федечкин АлексейСветлана, помогут и даже весьма точно, но 95 процентов уходит в отрицание и останется при своем мнение. Это о родителях2
  • Кира ДагаеваЯ мечтала о командировках в необычные места, о встречах с интересными людьми.. и пошла в журналисты. А надо было идти в инженеры!6
  • ВасилисаНадо ещё один фактор не забывать - родители, которые заранее решают за ребёнка "Зачем ему на хореографа/художника/визажиста?! Пусть идёт врачём, учителем, на завод". Конечно, это всегда востребованные профессии, но если человек не любит свое дело, он много может и не заработать. Вряд ли бы Жанна Бадоева получала как строитель столько, сколько в роли телеведущей, или Летучая бухгалтером. Согласна, что творческие профессии это не стабильный заработок, но если с умом подойти, то меньше чем учитель точно получать не будешь. Зато без всяких отчётов, проверок, комиссий и т.п.10
  • Алексей ШабалинФилософ2
  • SinstrelСравнения потрясающие, выключайте телевизор)3
  • МарияЯ не так давно поняла, что я хороший преподаватель, и что мне нравится это дело, НО быть учителем в современной системе образования - это пытка. Поэтому решила что-то менять, и ушла в смежную достаточно свежую сферу. Сначала казалось, что ничего в этом не шарю, и что будет ппц сложно, но потом на практике поняла, что мой опыт пригождается. Однако ещё я поняла, что заниматься одним делом мне скучно, как и моему мужу. Поэтому мы обдумываем доп источники дохода от тех занятий, которые нам чисто по кайфу))5
  • Светлана МорозУже:) Ушла в антипрофессию в зрелом (ну как зрелом, 37 лет) возрасте. После 17 лет в финансах, в трех очень крупных и классных компаниях, практически одним днем ушла с должности финансового директора в творческий фриланс (3D сфера). Ни накоплений, ни помощи ни от кого не было, на руках только сын-подросток, котик-обжора, новостройка в голом бетоне, требующая ремонта и кредиты всякие. Но так задолбала сфера финансов и такой энтузиазм был от смены деятельности, что со всем справилась, и вот уже семь лет абсолютно счастлива на фрилансе. Никаких больше выбешивающих собраний, финансовых отчетов, никакого офиса с 9 до 18, никаких кредитов, начальников, подчиненных, всей этой корпоративной религии, etc. С заказчиками, конечно, всякое бывает, но возможность выбирать их самостоятельно, с опытом еще на подлете отсеивать проблемных и отказываться от сотрудничества без объяснения причин - бесценна. А жажда постоянно учиться в любимой уже сфере, а не той, куда пошла, потому что проще было поступить - бесценна вдвойне. Так что все возможно, если сильно захотеть:)16
  • Игорь ГоршковМне 33, а не знаю кем хочу быть когда вырасту. Но с другой стороны сознательно в школе решил идти в инженеры-гидравлики (в институте моего города эта специальность имела минимальный проходной балл), а денег на обучение в другом городе не было. Так вот спустя 12 лет после окончания института я всё время работаю на одном месте в местном заводе инженером по гидравлике. В целом не вижу ничего плохого в этом. Работу захотел сменить спустя месяц, но до сих пор ищу (уже 12 лет) интересный вариант. В серьёз хотел устроится в армию либо другие органы - благо есть военная кафедра, но там требовали взятку, а я взятку за устройство давать не хотел принципиально (может пришлось бы потом увольняться, а взятку назад не вернут). В текущих реалиях идти в органы нет желания. Много лет работаю на полставки в качестве менеджера по снабжению в нескольких конторах - работа интересная, но не настолько чтоб полностью в нее уйти2
  • user1417552Знаю много людей кто именно в зрелом возрасте сменил радикально поофессию. В том числе и я. Какой смысл держаться за то, что тебе неинтересно?? А получать профессию в 16 лет вообще непонятно как и на что ориентироваться... Я задумалась только об этом в 23 года. А к 40ка точно поняла кем бы хотела стать.3
  • user1417552Мирослава, с высоты лет могу сказать, что лучше уж для начала полы подметать, чем бросаться на то, что тебе не нужно или идти по указке родителей. Нет в подметании ничего страшного. Страшнее потерянные годы на не ту профессию.8
  • user1417552Алина, а обязательно идти в вуз? Других учебных заведений сейчас нет?0
  • СергейSkySatin, а что такой 3d фриланс? И как вы это нашли?3
  • ДмитрийКарина, ну "ЯГА" то по той же математике и русскому все равно вас встретит (*в РФ ) Поэтому эти советы возможно и разумны. "подождать 2-5 лет " - Обычно тогда уже у человека семья, он привык к зарплате и уйти от всего этого в дневное обучение очень тяжело.2
  • Дмитрийuser1417552, а у меня "с высоты лет" другие примеры. Большинство тех кто сказали "вот потом" так никакого диплома и не получили...4
  • user1417552Дмитрий, он им и не нужен был значит. У них другие приоритеты в жизни.2
  • Карина МальцеваДмитрий, зачем тогда уходить в это самое дневное обучение, если у человека все хорошо в жизни? 🤷🏻‍♂️ Что за самоцель в этом "высшем" образовании, полученном в России?2
  • Карина МальцеваДмитрий, что лишний раз доказывает, что диплом — это всего лишь фетиш в современных реалиях. Возможно, раньше это был чуть ли не единственный социальный лифт, позволявших от сохи, так сказать, подняться в какую-никакую, но "элиту" общества. Получить вот эти все распределитлели, квартиры-машины-дачи, если успешно работать в области точных и естественных наук, потому что оборонка. Сейчас лифтов и так хватает, пусть они не всем по душе, но они есть. Что даст сейчас диплом в области "реклама и пиар" или "культурология"? 🤷🏻‍♂️2
  • Светлана Мороз0
  • ДмитрийМайя, некорректно. Вы сравниваете "звезду" в одной профессии с "медианой" в другой. Скажем звезды финансовые директора могут зарабатывать и больше Жанны. А телеведущая на рязанском ТВ зарабатываем меньше инженера-проектировщика.3
  • ДмитрийА если не все хорошо? По мне идеально бакалавра получать после школы сразу. А вот магистратуру - уже через 2-3 года опыта. В этом то и смысл " 2 уровней", чтобы на втором уровне знания накладывались на опыт. Слово "в России" мне вообще не понятно, тут нет ничего специфичного для РФ.2
  • Каррамба!Кира, эта романтика внутреннего (и не только) туризма за счет работодателя сравнительно быстро пропадает. Когда ты, по дороге на очередной объект, проезжаешь на не самых удобных и безопасных транспортах мимо все достопримечательности и оказываешься в жутких и опасных местах, где почему то у тебя начинают сыпаться зубы а до ближайшего стоматолога 500 км по зимнику. Работа ответственная, нервная и, на мой взгляд, недооцененная(( здоровье быстро начинает подкашиваться. К тому же с такой работой тяжело поддерживать семейные отношения. Не исключаю, что есть и комфортные инженерные профессии, но на просторах нашей Родины таких не встречал, в основном все суровые и рано почедевшие((4
  • ДмитрийКарина, а в чем тогда "важность" и разница ?2
  • ДмитрийКарина, а в жизни - дает. "реклама и пиар" + способности дает огромный нетворкинг. Возможности познакомиться и постажироваться в разных областях. Послушать специалистов-практиков. В целом, к примеру, инженер без диплома ( сам 2 года был таким, занесло меня в стройку ) не совсем инженер, медик, архитектор... масса профессий. В "ИТ" тоже двойственно -таланту диплом может и не нужен, но у среднего сотрудника он повышает карьерные возможности.3
  • Карина МальцеваДмитрий, вам бы, фантазерам, в приемных комиссиях этих вузов заседать, чесслово. "Нетворкинг и возможности постажироваться" 😂🤣 Что самое интересное, когда про необходимость вышки говорят — всегда архитекторов да инженеров приплетают, а по факту идет молодежь в бизнес-менеджмент местного заборостроительного да в инстаграм-нетворкинг соседнего филиала московского как бы вуза. "За корочками".0
  • Карина МальцеваДмитрий, магистратура дает (должна давать, по крайней мере) узкоспециализированные знания в выбранной области. Если брать в пример историю, то бакалавриат — это от Древнего Египта до "СВО", а магистратура — это походы Наполеона в 1796-1815 годах. Если идете дальше на PhD, то будете, условно, изучать что Наполеон ел на завтрак 18 брюмера. Втискивание сюда 2-3 лет "опыта", который для бакалавра будет в любом случае далек от академического и заключаться в "принеси-подай", приводит к забыванию учебной программы и потере навыков исследовательской работы, после которых крайне трудно снова влиться в магистратуру. Если же вести речь о том, что вот бакалавр закончил что-нибудь лесотехническое и теперь ему нужен опыт работы — так в таком случае и магистратура как правило не нужна.1
  • ДмитрийКарина, так было много лет назад. Вообще декларируемая цель магистратуры - междисциплинарный подход. Когда условный математик идет в магистратуру по экономике, историк - по биологии.... Там много ограничений и нюансов но идея была именно в этом. На западе phd часто доступен после бакалавриата....2
  • ДмитрийКарина, ну мое личное отношение к "бизнес образованию" что скорее это должна быть магистратура только. Но , возможно, я не прав.0
  • Светланаuser1417552, с таким подходом можно на всю жизнь остаться полы подметать. Со мной санитаркой работает женщина. Ей за 70. Очень ответственная и добросовестная. Не глупая хорошая женщина. Из многодетной семьи. В 18 выскочила замуж. Школу заканчивала вечернюю, т. К. хотелось зарабатывать деньги. Из всей семьи не получила образование только она одна. Не слушала никого. Уговаривали её пойти учиться, даже по знакомству , надо было только документы отнести. Хотела работать. А потом семья, дети, внуки. До сих пор при мысли, что не выучилась, плачет.3
  • СветланаКарина, вспоминать через 4-5 лет то, чему тебя учили в школе гораздо сложнее, к тому же через 5 лет нежно пересдавать ЕГЭ.1
  • Карина МальцеваСветлана, ну раз у вас всё на ЕГЭ завязано, то возьмите 4 года на размышления 🤷🏻‍♂️ Не говоря уж о том, что никого в вузе не интересует, что там учили в школе. Большая часть школьной программы (говорю за гуманитарку) — обычная индоктринация малолетних в нужном текущему режиму русле. В любой стране, не только в России.2
  • СветланаДа это не у меня на ЕГЭ всё завязано. Поступление в ВУЗ идёт по результатам ЕГЭ. А насчёт перерыва, то считаю, что всё надо делать вовремя. Учиться после школы, а потом работа, семья, дети. Заочное обучение воспринимаю как образование, если человек работает по данной специальности, если нет, то это бумажка, а не диплом. Надо возвращать вечернее отделение. И насчёт школы я с вами не согласна, это не передержка. Это годы формирования личности.2
  • ВасилисаSin, я его и не смотрю. И не стоит указывать что людям делать. Хотят и смотрят. А пример с Ж. Бадоевой привела, потому что её все знают. Но вы зациклилась на примере, а фактор то тоже присутствует - родители часто настаивают на своем. Хотя я согласна, что это один из факторов, а не основной.2
  • ВасилисаДмитрий, я согласна про ваш аргумент про телеведущую из провинции. Но, мой главный посыл был, что один из факторов это выбор родителей, но да, он не основной, но как элемент. Привела в пример Ж. Бадоеву, поскольку ее все знают, и в интервью она не раз, как и Летучая, да как и многие звёзды говорила, что вот, родители хотели понадежнее профессию, и они получили образование в другой сфере. И я к тому, что они все равно потом сделали посвоему - выбрали то, что нравиться, и не прогадали. Да, есть те, кто больше них получает, и да, век на ТВ у женщин короток, но главное, работая там, где им нравиться как я могу предположить, вряд ли они жалеют, что не пошли строителями, бухгалтерами, ну и в деньгах все же не обижены, хотя ещё раз подчеркну, я уверена, что можно получать и больше. И в пример привела только ПЧ мои знакомые вряд ли будут доказательством, поскольку их никто не знает.3
  • ДмитрийМайя, c этим полностью согласен. (только почему "век женщин на тв короток". Не большой фанат тв, но вижу там женщин разных возрастов. Тем более аудитория ТВ немолодая и стареет ... потому совсем молоденьких на тв вообще немного)2
  • ЕлизаветаПосыл статьи о том, как и куда поступить, а не о том, как выбрать направление деятельности в жизни. Потому что нельзя выбрать! Начнем с того, что подростки не знают профессий. Как можно выбрать то, что тебе подойдет, если ты знаешь про учителей, врачей, дворников, водителей, продавцов и т.п. - задай любой вопрос школьнику, он назовет штук 50 из разных сфер. Задай такой вопрос человеку с 3-летним опытом работы - он назовет 50 профессий только из своей сферы, о которых школьник даже не слышал никогда. Поэтому вопрос "кем ты хочешь стать" пора запретить, он никак не относится к реальности. Скорее всего, современные дети будут работать теми, кого еще не существует - новые профессии появляются каждый год. Подростков надо спрашивать о том, что им интересно. И исходя из интереса идти поступать туда, где про эту интересную для человека область ему расскажут лучше всего. Не знать, кем ты будешь работать, сдавая егэ - абсолютно нормально. Но к 3 курсу желательно хотя бы примерно очертить круг потенциальных профессий после универа: сферы, в которые можно пойти работать, обязанности, которые было бы интересно выполнять, попробовать себя на стажировках. Совет про "поговорить с профессионалами" совершенно нерелевантен, у каждого человека специфическое отношение к своей работе, и у каждого свое назначение, поэтому самый лучший способ - сходить на стажировку. Но надо заранее понимать, что профессия не равна работодательэю, профессия или сфера могут понравится, а работодатель на стажировке - нет, поэтому лучше пробовать свои силы в разных местах.2
  • ТатьянаНе знаю как другие, но я своей дочери с 9 класса спросила, что пора определяться и если она не знает, что хочет конкретно сейчас, то можно попробовать хотя бы начать с того что ей близко именно в это время. Мы начали опираться на то что сейчас и во все времена было необходимо человеку, остановились на медицине, поступили в медицинский колледж, но после года обучения она сказала, что это не её. Хорошо что, она ответственная и все оценки у неё были на отлично, решили сдать ЕГЭ. Но даже после 11 класса, она не знала, что хочет. Остановились на юридическом, скорее под моим давлением, так как к тому моменту так и не определились что ей надо. Поступила в университет, первый год тоже не была вдохновлена, но на втором курсе была уже благодарна, за подталкивание её. Даже если она решит сменить профессию, я поддержу её, так как сказала сразу, что это её жизнь и ей решать как её жить. Но спускать на самотёк считаю не целесообразно. Считаю, что мнение родителей очень важно, и если ребенок не знает что хочет, то надо, настаивать на каких-то приоритетах, но если у ребенка есть какая то цель, то не стоит его переубеждать. Если бы она что-то хотела конкретного, то я бы никогда не навязывала своего мнения или приоритеты.2