Первое, что хочется сделать бизнесу в сложные времена, — сократить расходы. Но если просто резать затраты и увеличивать оборот, можно случайно лишиться и прибыли. Например, окажется, что с ростом продаж предприниматель только наращивал убытки.
Разобраться, как принимать правильные экономические решения, можно с помощью финансовой модели. Рассказываем, какие показатели нужно рассчитать и как оптимизировать расходы аккуратно, чтобы не навредить прибыли.
✍️ Составить список всех расходов
Достаточно собрать данные за полгода. Хорошо, если получится сделать не просто перечень трат, но и разбивку по месяцам и направлениям. Данные обычно выгружают из систем учета: «1С», таблиц в Excel, CRM.
Это поможет понять общую картину трат бизнеса, увидеть мелкие и ненужные статьи, которые вместе генерируют большие убытки и не влияют на прибыль
Это поможет понять общую картину трат бизнеса, увидеть мелкие и ненужные статьи, которые вместе генерируют большие убытки и не влияют на прибыль
⬇️ Сократить постоянные расходы
Это траты, которые не зависят от количества продаж: расходы на аренду, интернет, фиксированные зарплаты. Постоянные расходы можно сокращать, если они прямо не влияют на прибыль.
Например, можно сэкономить на аренде офиса: перевести сотрудников на удаленку или арендовать помещение дешевле. Перед этим нужно посчитать расходы на переезд и компенсацию за дистанционную работу
Например, можно сэкономить на аренде офиса: перевести сотрудников на удаленку или арендовать помещение дешевле. Перед этим нужно посчитать расходы на переезд и компенсацию за дистанционную работу
🔄 Изучить переменные расходы
Это траты, которые зависят от количества продаж: закупка сырья, услуги подрядчиков. Оптимизировать такие расходы можно с помощью переговоров с имеющимися поставщиками и поиском новых партнеров с условиями лучше.
Переменные траты можно увеличивать. Например, предложить менеджерам по продажам премию, если они заключат больше сделок. Маржа станет меньше, но оборот может вырасти
Переменные траты можно увеличивать. Например, предложить менеджерам по продажам премию, если они заключат больше сделок. Маржа станет меньше, но оборот может вырасти
🤝 Рассчитать стоимость привлечения
Цены на рекламу в разных сервисах постоянно меняются. Если бизнес привлекает клиентов из Яндекса и «Вконтакте», нужно постоянно обновлять данные о том, сколько стоит привлечь клиента.
Грубо говоря, чтобы понять, зарабатывает ли бизнес на клиенте, нужно из среднего чека вычесть стоимость привлечения и другие переменные расходы
Грубо говоря, чтобы понять, зарабатывает ли бизнес на клиенте, нужно из среднего чека вычесть стоимость привлечения и другие переменные расходы
🪑 Проанализировать сложные расходы
В бизнесе есть траты, которые только кажутся обязательными. Например, компания арендует склад для товарных запасов. Но оказывается, что там же хранится ненужная офисная мебель. Это повод поискать помещение поменьше, а мебель продать.
Универсальных рецептов изучения сложных расходов нет — нужно постоянно изучать движение денег и искать варианты сокращения расходов
Универсальных рецептов изучения сложных расходов нет — нужно постоянно изучать движение денег и искать варианты сокращения расходов
💌 Все о бизнесе — в нашей рассылке
Раз в две недели мы отправляем рассылку для предпринимателей. Делимся последними новостями для бизнеса, мнениями предпринимателей из разных сфер и способами преодолеть трудные времена
Что еще почитать про бизнес:
1. Как и зачем считать EBITDА.
2. Как бизнесу сокращать расходы.
3. Как наладить общение с клиентами.