Зашипеть и зары­чать: как мы научили ребенка правильно выговаривать звуки
Дошкольники
426
Фотография — Westend61 / Getty Images

Зашипеть и зары­чать: как мы научили ребенка правильно выговаривать звуки

За два месяца работы с логопедами и 23 400 ₽
2
Аватар автора

Валерия Дмитриева

любит, когда сын рычит

Страница автора

В 4,5 года сын глотал некоторые звуки, а другие произносил неправильно: вместо «рамы» получалась «ама», а вместо «шарика» — «сарик».

Так как ребенок начал говорить в два года и у него не было проблем с построением предложений, я не сразу забеспокоилась из-за дефектов произношения. Думала, перерастет и все наладится. Но время шло, а звуки не спешили появляться.

Тогда я начала изучать нормы речевого развития и искать логопеда. В итоге мы довольно быстро скорректировали речевые нарушения. Расскажу, что именно делали.

С чего мы начали

Проблем с произношением у сына было немного: звук [р] не получался совсем, а шипящие [ш] и [ж] превращались в [с] и [з] соответственно. Когда меня это забеспокоило, я прошерстила интернет и в одной из статей Т⁠—⁠Ж прочитала, что звуки появляются в определенном возрасте. Например, свистящие [з] и [с] дети начинают выговаривать в три-четыре года, шипящие [ш], [ж], [щ], [ч] и звук [ц] — в четыре-пять лет, а [л] и [р] обычно удаются к пяти-шести годам, а то и позже.

Вроде бы у сына все было не критично, но я решила послушать мнение специалиста. Подруга подсказала несколько онлайн-школ, в которых работают логопеды и проводят бесплатную диагностику. С этого я и начала.

💻 Диагностика в онлайн-школе. Я заполнила заявку на одной из платформ, позвонил консультант и обговорил удобное время для дистанционной встречи со специалистом. Через несколько дней на этой же платформе по видео с нами связался логопед. Диагностическое занятие проходило в игровой форме и было интересно сыну: он выполнял задания, а специалист оценивала произношение и развитие.

Например, на экране появлялись изображения различных предметов — шалаша, дерева, лампы, штанов и так далее, — а сын называл эти слова. Или ему нужно было прохлопать ладошками количество слогов в слове, которое он видит: «робот» — два хлопка, «корова» — три. Или такое задание: на картинке изображен рюкзак и разные предметы — нужно перечислить, что можно взять с собой в поход.

Тестирование заняло всего полчаса. В это время я сидела рядом и наблюдала. Когда все закончилось, логопед отпустила ребенка, подтвердила, что у него есть проблемы со звуками [р], [ш] и [ж], и предложила план действий.

Я отказалась от онлайн-занятий по трем причинам:

  1. Даже после одного дистанционного урока мне стало очевидно, что ребенку пока сложно концентрироваться, сидя у экрана: не хватает усидчивости.
  2. Показалось, что занятия могут быть чересчур игровыми. Мне, как человеку старой закалки, это не внушало доверия. Хотелось больше работы.
  3. Мне было важно услышать второе мнение.

Несмотря на отказ от занятий, платить за диагностику не пришлось. В этом большой плюс онлайн-платформ: можно оценить проблемы с произношением бесплатно и не выходя из дома. А, например, в логопедическом центре, который работает очно в нашем районе, тестирование стоило бы 3500 ₽. Да и цены на уроки там приличные: 2200 ₽ за одно занятие. В то время как в онлайн-школе логопед, которой провел диагностику, запросил 1400 ₽ и ниже — в зависимости от количества уроков.

За вторым мнением я пошла в детский сад. К тому моменту сыну было уже пять лет.

👩‍🏫 Консультация у логопеда в детском саду была возможна по заявлению — бланк мне выдала воспитательница нашей группы. Там я указала, какие проблемы, на мой взгляд, есть у сына.

В саду работает приходящий специалист. Логопед позвонила мне где-то через месяц и пригласила на очную встречу. К этому времени она уже протестировала ребенка. Сказала, что звуки [ж] и [ш] у него есть и сын произносит их правильно, но в речи не использует. Правда, не пояснила почему. Добавила, что шипящие нужно автоматизировать, но заниматься с ней для этого не обязательно — мы можем поработать сами. Посоветовала в помощь пособия Л. А. Комаровой по автоматизации звуков в игровых упражнениях.

Звук [р], как сказала логопед, очень капризный и непредсказуемый, до него нужно дорасти. Есть вероятность, что он появится сам. При этом она отметила: хорошо, что ребенок его никак не произносит и ничем не заменяет. В противном случае точно пришлось бы ходить к логопеду.

В итоге мы договорились, что, если сын не начнет произносить звуки, она возьмет его к себе на занятия. Но это возможно только через год, когда ребенок перейдет в подготовительную группу.

Я нашла нужные нам пособия на маркетплейсе. Покупала комплектами из двух книг. Один такой набор стоил 200 ₽
Я нашла нужные нам пособия на маркетплейсе. Покупала комплектами из двух книг. Один такой набор стоил 200 ₽

📚 Занятия дома. Задания в пособиях несложные и занимательные. Например, нужно рассмотреть картинки и поделить их на живое и неживое. Живое: жираф, жук, жаба. Неживое: жакет, журнал. Потом я называла большой предмет, а сын — маленький: жук — жучок, жираф — жирафик. Или еще на «ж»: нужно помочь пчелке собрать с цветов нектар и доставить его в улей. Для этого сын вел пальчиком по дорожке и жужжал: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж».

У нас довольно активный и неусидчивый ребенок. Он плохо воспринимал меня в роли педагога, постоянно клянчил мультики. В итоге они и стали мотивацией: мы говорили, что, пока не позанимаемся, мультиков не будет. Так даже получилось выработать режим: тренировались почти каждый вечер минут по 10—15 и примерно за два месяца прошли упражнения в пособиях несколько раз.

На удивление сын делал все, что требовалось, и во время наших занятий произносил звуки правильно, хотя это и давалось ему с трудом. Но, как только мы заканчивали заниматься, переставал использовать шипящие в речи, как будто занятий не было вовсе.

Следующие два месяца мы не тренировались: было не до этого. Потом я поняла, что нужно возобновить работу, но решила обратиться к логопеду. Все-таки я не профессионал, да и постоянно настаивать на занятиях сложно.

Аватар автора

Татьяна Каченовская

логопед, дефектолог и психолог

Страница автора

Могут ли занятия с родителями дома заменить курс логопедической коррекции

Если коротко, то нет. Объясню почему.

Во-первых, многие родители не в силах оценить степень выраженности проблемы: они не всегда слышат, какие именно звуки ребенок выговаривает неправильно. Следовательно, не могут понять, в каком направлении двигаться и как ответить на ряд важных вопросов.

Например, сколько времени допустимо оставаться на каждом из этапов работы? Нужно заниматься два раза в день или пять? Делать упражнения 10 или 15 раз? Процесс идет слишком быстро или медленно?

Во-вторых, родители не всегда понимают, что ребенок должен уметь не только произносить звук, но и определять его позицию в слове. То есть понимать, где именно звук находится — в начале, середине или конце слова.

Логопед добивается, чтобы количество перешло в качество и ребенок начал правильно произносить звуки, не задумываясь об этом. Постоянно напоминает, следит, подсказывает и делает замечания. Если то же самое будут делать мама или папа, это может вредить добрым отношениям с ребенком.

Наконец, в-третьих, на этапе постановки звуков специалист использует либо логопедические зонды, либо деревянные шпатели. Например, чтобы помочь ребенку правильно произнести звук [р], нужно взять в руки деревянную палочку, поднять язык ребенка вверх, прижать к небу и быстрым движением из стороны в сторону «завести мотор».

Все это, разумеется, можно посмотреть в интернете. Но там не сказано, с какой силой прижимать язык к небу и с какой скоростью «заводить мотор». И как объяснить все это ребенку так, чтобы он не утратил доверия, не испугался, не начал сопротивляться и капризничать. Опыт показывает, что, когда родители пробуют брать в руки шпатель, — даже при моем участии — они сильно волнуются. Им самим бывает нужна помощь.

Предполагаю, что родители также не всегда могут оценить объем работы, который им предстоит выполнить. Может получиться так, что они начнут занятия — и ничего не получится. Ребенок придет к логопеду с негативным опытом за плечами и заранее будет испытывать к нему неприязнь. Этого хотелось бы избежать.

И самое главное, на долю родителей приходится большой объем работы, хотят они этого или нет. Логопед обратится к ним за помощью, будет давать задания. Вместе с ребенком мама и папа станут учить стихи, читать слоги, рисовать картинки, подбирать слова. Так что опасаться того, что родители останутся в стороне, не стоит.

Вопрос о количестве занятий и продолжительности курса родители решают совместно со специалистом. Это вопрос ресурсов — финансовых, временных и всех прочих. Ответственность мамы и папы — сначала принять решение, подходящее им и ребенку. А после — отслеживать все происходящее, выполнять задания, поддерживать. Ответственность логопеда — давать адекватную обратную связь, посильную нагрузку, оказывать профессиональную помощь.

Как сын занимался с логопедом онлайн

Сначала я хотела водить ребенка на очные занятия. Позвонила в логопедический центр около метро, но там набирали детей только через два месяца. В детском центре возле дома нам не подошло расписание. В конце концов из-за сложностей с логистикой я решила попробовать онлайн-уроки.

Отправила заявку на «Профи-ру». На мой запрос откликнулось до десяти преподавателей. Выбрала по стоимости занятия — 1200 ₽ за урок — и положительным отзывам. Во время знакомства с логопедом выяснила, что она из Санкт-Петербурга, так что ребенок отрабатывал шипящие в слове не «шаурма», а «шаверма».

Первая встреча прошла по «Скайпу». Для начала логопед тоже проверила у ребенка все звуки. Если честно, диагностическое занятие вызвало у меня небольшой шок, потому что сын вообще не мог сидеть перед экраном: вертелся, крутился, вставал, уходил. Большую половину урока мы вместе с педагогом пытались утихомирить ребенка. Тем не менее решили продолжать и пытаться работать еще.

Когда нам с логопедом удавалось привлечь внимание заданиями, у сына все получалось, специалист его хвалила. Упражнения, которые она давала, показались мне очень похожими на те, что были в пособиях. Это вселяло некоторую уверенность, что мы идем по нужному пути.

Через несколько занятий подключился папа. Мы сидели перед ноутбуком втроем: сын, я и муж. Надеялись, наше присутствие скажется на поведении и ребенок привыкнет к такому формату. Но проблемы с дисциплиной никуда не делись, и после пятого занятия я извинилась и отказалась от уроков. Сказала, что онлайн-формат нашему ребенку, видимо, не подходит. Всего мы заплатили за уроки 6000 ₽.

Логопед дала нам, на мой взгляд, ключевой совет: «Поправляйте ребенка, чтобы он произносил слова правильно. Если говорит неверно, скажите, как нужно, и попросите повторить».

Также одна знакомая поделилась со мной своим способом мотивации. Она договорилась со своим ребенком, что, если тот будет стараться произносить звуки правильно, родители отведут его в магазин и купят ту игрушку, которую он захочет. Я предложила то же самое сыну, он это оценил и стал без сопротивления поправлять звуки в речи, когда мы ему об этом говорили. Позже мы передоговорились, и вместо игрушки он получил за старание ролики.

Еще я купила логопедические игры для занятий дома: головоломку, бродилку и домино. Потратила на все около 800 ₽. На маркетплейсах очень много таких игр. Их смысл в том, чтобы ребенок в процессе игры называл слова и привыкал верно произносить звуки.

Мы старались заниматься каждый день хотя бы по чуть-чуть. А еще мне показалось логичным найти в помощь преподавателя, с которым можно было бы работать очно.

Почему мне понравились очные занятия

Логопеда, который сможет заниматься с ребенком очно, я искала так же, как в прошлый раз, — через сервис поиска специалистов. Отправила заявку с уточнением, что заниматься можем только очно. Среди прочих откликнулась логопед, которая жила в соседнем доме. Я подумала, что это знак и надо выбрать ее. К тому же ее очень хвалили в отзывах. Стоимость одного занятия — 2000 ₽.

Мои ожидания оправдались: логопед многое сделала. Расскажу подробнее.

Провела комплексную психо-речевую диагностику. Специалиста интересовали не только звуки. Она обратила внимание на темперамент и психотип ребенка, правша он или левша и на другие особенности. Предположила, что сын не использует шипящие из-за невнимательности.

Учла активность ребенка. На встрече-знакомстве я сделала очередное открытие: сын не может усидеть даже на очных занятиях. Чтобы удовлетворить его потребность в движении, логопед часто меняла задания, давала что-нибудь потеребить в руках, иногда позволяла попрыгать и поприседать, выделяла время на рисование и игру с конструктором. Сын постоянно переключался на другой вид деятельности и не успевал заскучать.

Выстроила работу так, чтобы уделить внимание не только звукам. Логопедическим упражнениям было посвящено 15% урока, в остальное время они занимались общим и физическим развитием, сенсорикой. Занятия были насыщенными и разнообразными. Сын с удовольствием их посещал.

Урок мог состоять из таких блоков:

  • несколько упражнений на дыхание. Допустим, нужно положить на нос небольшую бумажку, высунуть язык и сдуть ее. Потом надувать мыльные пузыри или петь детские песенки, в которых есть нужные звуки;
  • задания на общее развитие. Например, назвать яблоки, груши, бананы одним словом;
  • пальчиковые игры. Держать ручку правой и левой рукой с помощью большого пальца и мизинца или большого и указательного пальцев;
  • нейрогимнастика  . Несколько раз повторить за педагогом последовательность действий, поочередно показывая ладонь, ребро ладони, кулак.

Позволила мне присутствовать на уроках. Я сидела в коридоре и смотрела, как они занимаются, что-то записывала для себя. Мне было важно отрабатывать с сыном то же самое дома.

Я взяла на вооружение много упражнений. Например, такие:

  • «Лопаточка» — открыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу, а потом занести его обратно, стараясь не напрягать;
  • «Лошадка» — прижать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку, и медленно и сильно цокать языком;
  • «Грибок» — похоже на «Лошадку», но язык прилипает к нёбу, а губы растягиваются в улыбке;
  • «Варенье» — ребенок облизывается, приоткрыв рот и касаясь верхней губы языком сверху вниз и наоборот, нижняя челюсть остается неподвижной.
1/2
Для домашних занятий я купила такие же игры, какие были у логопеда. Потратила 200 ₽
Для домашних занятий я купила такие же игры, какие были у логопеда. Потратила 200 ₽

Дала рекомендации по коррекции поведения. В частности, посоветовала больше заниматься каким-нибудь спортом и развивать сенсорику: прыгать на батутах, качаться в гамаке, ходить по ортопедическому коврику и стоять на балансировочной доске. Меня очень подкупил этот комплексный подход.

Предложила домашние задания. Сын занимался с логопедом два раза в неделю и тренировался дома. В качестве домашних заданий педагог давала выучить стихотворения к следующему уроку. Например, мы отрабатывали шипящие с помощью стихотворения «Кто разбил большую вазу» Александра Кушнера.

Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят.
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».

Я еще поколебался
С полминуты — и признался.

Сын честно выполнял домашнюю работу, мы просили его поправлять неправильно произнесенные звуки, и где-то после четвертого занятия он начал использовать шипящие в повседневной речи. Сначала — в некоторых словах, потом все больше и больше. Это было невероятно и очень радостно.

Используем карточки в качестве пособия: нужно назвать слово, которое объединило бы все изображения
Используем карточки в качестве пособия: нужно назвать слово, которое объединило бы все изображения

Что помогло ребенку научиться рычать

Хотя я и привела сына к логопеду с запросом по автоматизации шипящих звуков и про [р] ничего не говорила, она отметила, что вообще-то с этим тоже не нужно затягивать. Вот что мы делали, чтобы поставить звук.

Упражнения. Логопед использовала и те, что мы уже знали, и новые. Например, из известных нам были «Грибок», «Лопаточка» и чуть усложненная «Лошадка» — ребенок цокал языком, растягивая улыбку и без нее.

Основным и самым эффективным новым упражнением стал «Забор». Ребенок улыбается и много раз произносит слог «ды», ставя язык за зубами. Получается «ды-ды-ды-ды-ды-ды».

Массаж зондами. Логопед отметила, что у сына есть небольшой тонус языка и это может быть препятствием для произношения звуков. Поэтому нужно было пытаться язык расслабить.

Для этого педагог несколько раз провела массаж специальными профессиональными инструментами: водила ими по кончику языка, по бокам и посередине. Такое воздействие нормализует тонус, улучшает моторику артикуляционного аппарата. Массаж используют для постановки звуков, формирования правильной воздушной струи. Проводить его могут только специалисты.

Разные зонды нужны для постановки определенного звука. Источник: wildberries.ru
Разные зонды нужны для постановки определенного звука. Источник: wildberries.ru

Самостоятельный массаж. Логопед показала, что можно делать дома, чтобы язык не был напряжен. Вот несколько упражнений:

  • тереть кончик языка зубной щеткой;
  • поглаживать язычок зубной щеткой или деревянным шпателем в разных направлениях;
  • взять кончик языка салфеткой и тихонько потрепать;
  • большим и средним пальцами с помощью салфетки удерживать язык за боковые части, а указательным слегка нажать на среднюю часть языка.

Последнее упражнение мы делали только пару раз: сын отказывался это терпеть. Но когда такое же они пробовали с логопедом, смиренно переносил. Конечно, это не самая приятная процедура, поэтому рекомендую не увлекаться — массаж должен быть коротким. И если ребенку совсем невмоготу, лучше его не мучить.

Со временем наши домашние занятия практически сошли на нет. И тут к моему удивлению сын сообщил, что может произнести слово «три». Я очень обрадовалась, а муж сказал, что ребенок говорит неправильно, гортанно.

Тогда мы пришли к логопеду и я попросила сына продемонстрировать, как у него получается. Педагог сказала, что звук правильный, и удивилась, что ребенок так «рано зарычал». Видимо, мужу что-то послышалось с непривычки. Теперь нам предстояло автоматизировать [р] примерно так же, как мы делали это с шипящими.

Мы стали просить ребенка поправлять себя, если он говорил слова с [р] неправильно, повторяли стихотворения и песенки. Сын с удовольствием рычал, старался. Видимо, раньше ему самому было немного обидно, что произносить слова так, как нужно, не выходит.

Вскоре мы перестали ходить к логопеду: не могли продолжать по семейным обстоятельствам. Я боялась, что случится откат, но мы с педагогом решили, что, если это произойдет, возобновим уроки. К счастью, опасения не подтвердились: все звуки остались на месте. Получается, сын тренировался с этим логопедом около месяца и ему понадобилось всего восемь занятий, чтобы зашипеть и зарычать.

Аватар автора

Сергей Тиняков

автор Т⁠—⁠Ж

Страница автора

«Дочь не произносила или произносила неправильно десять звуков»

До полутора лет с речью у дочери все было хорошо, а потом она начала общаться жестами и использовать сочетания звуков. Слова появились только после трех лет. Правда, вместо «суп» она говорила «путь», вместо «сумка» — «сума», вместо «ботинки» — «ботини». Слова «попить» не было вовсе — она показывала на рот и произносила «а-а-а».

Мы обращались к педиатру и неврологу, и дочери ставили чуть ли не задержку психического развития. Хотя развивалась она нормально — проблемы были именно логопедические.

Дочь ходила в государственный детский сад, и однажды жена увидела там объявление. Детям, у которых проблемы с речью, предлагали пройти психолого-медико-педагогическую комиссию — ПМПК. Результатом обследования могла стать индивидуальная программа обучения в детском саду и школе.

Мы решили попробовать и прошли комиссию. Дочь направили в логопедический детский сад. Сначала мест не было, и мы записались на бесплатные занятия к логопеду. Она отрабатывала с ребенком произношение звуков [р], [к] и шипящих. Давала задания на развитие памяти и внимания, читала и немного играла.

Дочери все нравилось. Она занималась со специалистом на протяжении года. Потом в группе логопедического сада освободилось место и нам предложили перевести ребенка туда. Мы согласились. Занятия проходили каждый день. За год дочь избавилась от большинства проблем и пошла в обычную школу.

Скоро ей будет 11 лет. Она не всегда четко произносит шипящие и [р], а когда торопится, глотает некоторые звуки. Но по сравнению с тем, что было, это мелочи, которые не вызывают проблем в школе.

Какие-то звуки со временем забываются, и их приходится подтягивать заново. Поэтому каждые полгода мы ходим в государственную поликлинику и получаем направление на бесплатные занятия с логопедом. Они длятся примерно месяц.

Сколько времени и денег мы потратили на работу со звуками

Сейчас сыну шесть лет. С момента последних занятий прошло семь месяцев, и с речью все хорошо: все звуки сохранились. Мы перевели ребенка в другой садик, поближе к дому. Сын удивляется, что некоторые дети из его группы неправильно говорят, хотя недавно сам был в таком положении.

Выходит, мы активно занимались произношением с логопедами примерно два месяца и заплатили за работу 22 000 ₽. На логопедические пособия ушло 1400 ₽.

Считаю, что и по деньгам, и по времени вышло не очень много. Наверное, нам повезло найти своего логопеда с обширной практикой. Плюс мы усердно занимались дома. Мне кажется, важно тренироваться хотя бы по чуть-чуть каждый день. И еще, возможно, ребенок дорос до произношения звуков — оставалось правильно его подтолкнуть.

Хорошо, что в итоге мы пришли к подходящему сыну очному формату. Во-первых, так ему было легче концентрироваться. А во-вторых, на офлайн-уроках ему было интереснее: логопед использовала различные пособия, карточки, подключала игрушки. Думаю, что онлайн-формат могут оценить родители более усидчивых и спокойных детей.

Всего потратили на постановку звуков 23 400 ₽

Логопед очно16 000 ₽
Логопед дистанционно6 000 ₽
Пособия и игры1 400 ₽

Всего потратили на постановку звуков 23 400 ₽

Логопед очно16 000 ₽
Логопед дистанционно6 000 ₽
Пособия и игры1 400 ₽

Родителям на заметку

  1. При проблемах с речью постарайтесь заниматься постановкой звуков регулярно. Даже если вы водите ребенка к логопеду, стоит тренироваться и дома. Лучше каждый день по 10—15 минут, через два раза в неделю по полчаса.
  2. Хорошо, если получится выработать режим: так занятия войдут в привычку и ребенок будет меньше сопротивляться.
  3. Игры, которые любят дети, — например, домино и всевозможные ходилки — тоже могут быть логопедическими. Пользуйтесь этим.
  4. Если ребенок может произносить сложный для себя звук правильно, но не делает это, поправляйте его и просите сказать еще раз. Так будет проще закрепить верное произношение.
  5. Спокойно реагируйте на неудачи и обращайте внимание на успехи.
  6. Иногда очень выручает внешняя мотивация. Обсудите с ребенком, чем вы его порадуете, если он будет стараться.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Валерия ДмитриеваТоже ставили звуки ребенку? Расскажите про успехи и затраты:
  • ДмитрийСтаршей дочери в детском саду назначили индивидуальные занятия с логопедом. Занятия были 2 раза в неделю на протяжении полутора лет. Все звуки в районе шести лет ей поставили, но [р] давался с трудом - она его выговаривала, но на кажом слове с ним приходилось сосредотачиваться, иначе картавила. При плановом посещении стоматолога ей назначили подрезание уздечки, через месяц всё сделали. Буквально на следующий день после процедуры она довольная рычала. Сложности с [р], оказывается, были из-за короткой уздечки. На всё потратили 0, логопед был от садика, подрезание уздечки по ОМС.0
  • Поющая в коровникеДмитрий, моему сыну для подрезания уздечки 6 июня назначили плановую госпитализацию на 14 ноября - с предшествующим месяцем сбора справок. Прогресс есть, но для окончательного результата скоро пойдём к логопеду. Я тоже до сих пор картавлю. Что самое обидное - пока готовила сына к операции, договорилась с его стоматологом, у которой параллельно есть частная практика в платной взрослой клинике. Пришла на операцию - меня осмотрели и сказали, что в моём случае не в уздечке дело. Даже денег не взяли. Что ж, восприму как вызов, пойду к тому же логопеду. Упражнения у нас с сыном будут, видимо, разными, раз природа дефекта разная. А результат нужен одинаковый - чтоб на сцену выйти не стрёмно было.0