
«Белоснежка»: беззубая адаптация классического мультфильма Disney
19 марта в прокат вышла «Белоснежка» Марка Уэбба с Рэйчел Зеглер и Галь Гадот в главных ролях.
Это адаптация первого в истории полнометражного анимационного фильма 1937 года. Из-за пандемии и скандалов вокруг актерского состава, а также спорных творческих решений новая лента застряла в производственном аду, попала в кинотеатры позже, чем планировалось, и даже не получила пышной премьеры.
Отзывы критиков крайне негативные, и на большие сборы создателям, вероятно, рассчитывать не стоит. Рассказываем, что пошло не по плану, и разбираемся, так ли нужна была студии Disney эта адаптация.
Что за «Белоснежка» (Snow White)
Дата премьеры: 19 марта 2025 года
Страна производства: США
Режиссер: Марк Уэбб
Сценарист: Эрин Крессида Уилсон
Актеры: Рэйчел Зеглер, Эмилия Фошер, Галь Гадот, Эндрю Бернап, Эндрю Барт Фельдман, Титус Берджесс, Мартин Клебба, Джейсон Кравиц, Джордж Салазар, Джереми Свифт
Жанры: мюзикл, фэнтези, мелодрама, приключения, семейный
Фильмы, похожие на «Белоснежку»: «Малефисента», «Русалочка», «Белоснежка и семь гномов», «Братья Гримм»
Продолжительность: 1 час 49 минут
💪 Новая Белоснежка — икона эмпауэрмента
Идея снять ремейк классического диснеевского мультфильма «Белоснежка и семь гномов» появилась еще в 2016 году. За работу взялся Марк Уэбб — режиссер «500 дней лета» и «Нового Человека-паука». Писать сценарий должна была постановщица «Барби» Грета Гервиг, но в итоге ее место заняла Эрин Крессида Уилсон.
Адаптация переосмысляет знакомый сюжет с учетом современных социально-политических веяний. Овдовевший король, отец принцессы Белоснежки, женится на притягательной женщине из далеких земель. Вскоре выясняется, что ее интересует только власть, богатство и собственная внешность. Изо дня в день Злая Королева задает Волшебному Зеркалу один и тот же вопрос: она ли самая красивая на свете? Антагонистка подстраивает исчезновение короля, и Белоснежка остается с ней одна в фамильном замке.
Жизнь принцессы превращается в ад: мачеха заставляет девушку прислуживать ей. А когда Зеркало неожиданно сообщает Злой Королеве, что падчерица красивее нее, правительница приказывает одному из охотников отвести Белоснежку в лес и убить. Но тот щадит принцессу, она убегает и находит домик семи гномов. Теперь задача девушки — вернуть свое царство, и помочь ей в этом готовы не только новые друзья, но и благородные разбойники, верные королю.
В адаптации Белоснежка уже не ждет прекрасного возлюбленного, а предпочитает сама разбираться с проблемами и брать ответственность на себя. Поэтому романтическая линия здесь завязывается ближе к середине — и ни о каком принце речи нет. Любовным интересом принцессы становится главарь разбойников в исполнении Эндрю Бернапа, которому героиня помогает сбежать из темницы. Поклонников такие изменения в сюжете расстроили, поскольку история потеряла свой былой шарм, хотя решение студии можно назвать вполне логичным.



🤬 Вокруг «Белоснежки» было слишком много скандалов
Однако основные споры вокруг фильма связаны не с измененной любовной линией. Изначально публику возмутило то, что на главную роль выбрали американскую актрису колумбийского происхождения Рэйчел Зеглер, цвет кожи которой буквально не совпадает с тем, что заявлен в имени героини. Зеглер отшучивалась и отмечала, что сюжетно имя ее персонажа будет объяснено по-другому. А заодно в ущерб производству говорила, что оригинальный мультфильм слишком устарел.
Еще одна проблема касалась изображения гномов. Disney решил воссоздать героев с помощью компьютерной графики и наделить их явно сказочными, мультяшными чертами. Актер из «Игры престолов» Питер Динклэйдж раскритиковал такое решение — как и в целом желание компании делать фильм про гномов сегодня. Но другие актеры с карликовостью не согласились с ним.
Наконец, масла в огонь подлила Галь Гадот, исполнительница роли Злой Королевы. Актриса израильского происхождения заняла позицию родины в палестино-израильском конфликте, в то время как Зеглер высказалась в пользу противоположной стороны. Цепочка скандалов привела к тому, что премьеру с красной дорожкой «Белоснежка» не получила: мероприятие было бы слишком опасным для маркетинга.
Эти события не только подсвечивают трудности в адаптации классических сказок, но и показывают серьезные проблемы в стратегии студии, связанные с инклюзивностью и продвижением. Критика ставит под сомнение способность Disney приспосабливаться к меняющимся культурным ландшафтам без провокации общественных споров. Скандалы воспринимаются не как отдельные инциденты, а как часть корпоративной культуры. Это приводит к тому, что потенциальные зрители подходят к новым фильмам предвзято, сомневаясь в искренности создателей.

📉 Шансов у фильма все равно не было
Даже если абстрагироваться от всех споров, фильм получился очень слабым. Попытки переиначить сюжет так, чтобы он устроил современных зрителей, не оправдались. Картина проседает по ритму: она то перенасыщена событиями, то топчется на месте. Экспозиция, рассказывающая о родителях Белоснежки и ее детстве, вроде бы плавно погружает в историю. Но последующие события — обострение конфликта между Злой Королевой и принцессой, пленение главаря разбойников или эпизод со смилостивившимся охотником — выглядят форсированными.
«Белоснежка» заявлена как мюзикл, поэтому выбор Зеглер на главную роль закономерный. Актриса показала свои вокальные навыки в новой «Вестсайдской истории». В сказке ее музыкальные номера тоже выделяются, хотя можно посетовать на то, что сами песни не особо запоминаются.
Что же до Галь Гадот, то отсутствие у нее таланта к пению слишком бросается в глаза. Авторы попытались скрыть это за речитативом, но на фоне Зеглер исполнение Гадот кажется любительским. Невыразительная антагонистка — один из главных недостатков фильма. С точки зрения костюмов и образа Злая Королева явно следует анимационному прототипу. Но излишне театральная игра актрисы просто сбивает весь необходимый пафос, отчего героиня кажется карикатурной.

Досталось и гномам. Disney объяснила необходимость создать их с помощью CGI нежеланием показаться неполиткорректной. Но графика качественной не вышла и негативно повлияла на художественные достоинства фильма. На фоне реальных актеров гномы ожидаемо вызывают эффект зловещей долины, особенно Простачок — в фильме он, кстати, почему-то умеет говорить. То же касается и животных: оленята, бельчата, бурундуки и ежики не вызывают умиления, а скорее пугают.
Кроме того, студия решила отказаться от жестокости, присущей и мультфильму, и сказке братьев Гримм. Вопиющая деталь — охотник, который не стал убивать принцессу и принес Злой Королеве в шкатулке не печень кабана, а спелое красное яблоко. Оно и натолкнуло антагонистку на мысль отравить Белоснежку — так что и эту дыру в повествовании создатели формально закрыли.
Важным конфликтом в фильме становится не только противостояние двух главных героинь, но и социально-политический вопрос. Злая Королева превратила крестьян в воинов, а оставшихся горожан, которые шли в комплекте с замком, решила заморить голодом. Неожиданное восстание, прошедшее без единой капли крови, смогла возглавить лишь Белоснежка, которая вернулась к своему народу в ответственный момент. Эта скомканность и непродуманность бунта добавляет картине смыслового балласта.
Disney в очередной раз попытался нажиться на своей же классической интеллектуальной собственности и сделал это неряшливо. В голову приходит сравнение со Злой Королевой: она постоянно копила драгоценные камни и думала лишь об обогащении. Вот и студия выпустила очередной сказочный ремейк, единственная задача которого — собрать в прокате побольше монет.



Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult